Следующий год для белорусской экономики должен пройти под знаком устойчивого развития, несмотря на непростую ситуацию в ряде стран, которые выступают основными торговыми партнерами Беларуси. Какие меры будет предпринимать Нацбанк для сдерживания инфляции? Как будут поддерживаться золотовалютные резервы страны в условиях пиковых выплат по внешним долгам? Каким прогнозируется курс белорусского рубля к концу года?
На эти и другие вопросы во время прямой телефонной линии и онлайн-конференции ответит председатель правления Национального банка Беларуси Надежда Андреевна Ермакова.
Вопросы можно задавать заранее или непосредственно во время проведения конференции на сайте БЕЛТА www.belta.by в разделе "ONLINE КОНФЕРЕНЦИЯ", а также по телефону прямой линии + 375 17 327-24-47. Ответы будут публиковаться после 11.00 по мере готовности.
Вопросы конференции
Мое личное мнение, что тунеядец - это тот, кто ленится работать. Да, есть домохозяйки, есть женщины, которые воспитывают детей, ухаживают за семьей. Они живут за счет доходов мужа (хотя иногда бывает и наоборот, поскольку жена может зарабатывать больше мужа). Тунеядец же, я считаю, тот, кто не хочет работать, тот, кто отбирает деньги у родителей или бабушек/дедушек, садится на шею сестре или брату. Зачастую девушки садятся на шеи своих мужчин. Всякое бывает. Но мое мнение такое: тунеядец - этот тот, кто ленится работать, не хочет сам себя обеспечивать. Определить это, к сожалению, не так просто, однако бороться с этим злом нужно. Ведь сколько пожилых людей уходят из жизни от того, что не могут мириться с тем, что внуки отбирают их пенсии, сколько пьющих людей допенсионного возраста нигде не работают, но при этом за чей-то счет пьют.
Проблема же пока есть по товарам почтой (правда, это не совсем розничный рынок), которые покупаются за белорусские рубли, и потом идет конвертация, поскольку с той страной, откуда товар пришел почтой, надо рассчитываться валютой. По этому направлению у нас минус. В обменниках у нас плюс.
Для полноценного функционирования интеграционного объединения нового уровня странам-участницам необходимо полностью выполнить совокупность мероприятий по созданию равных условий ведения хозяйственной деятельности экономическими субъектами и обеспечить свободное движение товаров, услуг, капитала, рабочей силы. Лишь после завершения формирования общего рынка, основанного на упомянутом принципе "четырех свобод", возможно образование валютного союза и введение единой валюты. Для этого сторонам необходимо выстроить определенные финансово-экономические и правовые основы. А это требует поэтапного сближения ряда макроэкономических показателей трех государств, выработки и проведения ими единой макроэкономической, налоговой, денежно-кредитной и валютной политики, а также гармонизации и унификации национальных законодательств в перечисленных сферах.
Осуществление странами указанных мероприятий рассчитано на долгосрочный период и закреплено в соответствующих положениях Договора о Евразийском экономическом союзе. Таким образом, вопрос о перспективах будущего валютного союза и единой валюте Беларуси, Казахстана и России в среднесрочной перспективе не стоит, поскольку ее введение - это завершающий этап процесса интеграции. В ближайшем будущем в Евразийском экономическом союзе предполагается функционирование национальных денежных систем.
На Межбанковском валютном совете Центрального банка России и Национального банка Беларуси принято решение о проработке вопросов стимулирования дальнейшего роста расчетов в национальных валютах.
Основные объемы расчетов в долларах США приходятся на импорт Беларусью российских энергоносителей. В настоящее время Банк России проводит переговоры с крупнейшими российскими нефтегазовыми экспортерами для оценки возможностей перевода расчетов с белорусской стороной на российские рубли.
Дальнейший рост доли национальных валют во взаимных расчетах повысит интеграцию финансовых рынков государств, минимизирует операционные издержки и снизит подверженность стран геополитическим рискам.
При этом такой шаг не принесет белорусским предприятиям и физическим лицам неких дополнительных стоимостных или временных издержек. Основная организационная нагрузка ляжет на банковские системы двух стран, в частности, по формированию дополнительных операционных резервов в национальных валютах, развитию инфраструктуры финансовых рынков и согласованию валютного законодательства сторон.
В целях уменьшения стоимости кредитных ресурсов проводилась политика постепенного снижения ставок по инструментам предоставления и изъятия ликвидности. Так, с начала года процентные ставки по инструментам предоставления ликвидности банкам снизились с 35% до 24% годовых, ставка по операциям изъятия ликвидности - с 20% до 17% годовых.
В мае вступило в силу решение Национального банка об административном ограничении процентных ставок по кредитованию юридических лиц в белорусских рублях. Максимальный размер процентных ставок на день заключения кредитного договора не должен превышать среднюю процентную ставку по новым кредитам за последний отчетный месяц.
В дополнение к этому с 28 сентября вступило в силу решение Национального банка, которым предусмотрено снижение процентных ставок по новым кредитам юридическим лицам в белорусских рублях на 1 процентный пункт относительно сложившейся средней процентной ставки за предыдущий месяц.
Согласно статистическим данным, средняя процентная ставка по новым кредитам, предоставляемым юридическим лицам в белорусских рублях, снизилась с начала года на 12,6 процентного пункта и составила в сентябре 33,3% годовых. Это значит, что с 14 октября размер процентных ставок по предоставлению банками кредитов юридическим лицам - резидентам Беларусь в белорусских рублях не должен превышать 32,3% годовых.
По оценкам Национального банка, принятые меры позволят установить к концу 2014 года процентные ставки по кредитам, предоставляемым юридическим лицам в национальной валюте, на уровне 27-28% годовых. При этом необходимо понимать, что вопрос повышения доступности кредитных ресурсов нельзя рассматривать в отрыве от решения проблемы эффективности использования полученных кредитов. В настоящее время у белорусских банков достаточно рублевых и валютных ресурсов для осуществления кредитования. Главная задача на текущем этапе - направить их на финансирование исключительно эффективных проектов с высокой отдачей.
Альтернативным вариантом может стать создание гарантийного фонда в виде коммерческой организации с участием банков. Национальный банк в настоящее время прорабатывает такую возможность с представителями Министерства экономики, Банком развития Беларуси, коммерческих банков. Создана соответствующая рабочая группа.
После определения целесообразности создания гарантийного фонда в виде коммерческой организации будут решены вопросы возможных размеров поручительств, порядка определения стоимости гарантий и другие вопросы.
Переговорный процесс по проведению данной сделки шел в течение нескольких лет и завершился буквально вчера: в Национальном банке состоялось подписание договора купли-продажи 100% акций ОАО "Банк Москва-Минск". От Республики Беларусь покупателями акций выступили Национальный банк и "Паритетбанк", продавцами – российский "Банк Москвы" и швейцарская компания БМ Холдинг АГ, входящие в Группу ВТБ. Акции были приобретены по рыночной стоимости, определенной после проведения независимой финансовой оценки "Банка Москва - Минск".
Что касается возможности совершения других аналогичных сделок, то на данный момент Национальный банк не прогнозирует предложений со стороны российских банков о продаже своих белорусских дочерних структур. Соответственно, никаких планов в этом отношении у нас нет.
По законодательству нашей страны банк может быть только акционерным обществом, поэтому должен быть какой-то второй акционер. Буквально 0,25% акций выкупил Паритетбанк. Почему Паритетбанк? Потому что с ним как-то, может быть, и проще работать, потому что 45% его капитала - это тоже Национальный банк. Паритетбанк тоже был собственностью Национального банка. С давних времен, когда банки банкротились, остались эти активы у Национального банка. Потом часть акций передали Управлению делами Президента. Не просто так передали, а потому что есть у них видение наращивания капитала. Не просто потому, что нужен свой карманный банк, не в этом причина.
Покупка Банка Москва-Минск связана с тем, что куда-то этому банку надо было деваться. Политика Группы ВТБ, которому принадлежит Банк Москвы, а Банк Москвы является материнским банком Банка Москва-Минск, предусматривает закрытие за границей часть своих учреждений. Банк Москвы, по политике ВТБ, становится банком, который будет обслуживать Москву и Московскую область. Варианты были такие: они кому-то продают банк или присоединяют к Банку ВТБ (Беларусь). Вариант присоединения к ВТБ Беларусь нас не совсем устраивал, потому что при этом должны были закрыться учреждения одного из банков, скорее всего Банка Москва-Минск. А они хорошо работают, там есть клиенты. То есть это не лучший вариант для Беларуси. Какой-то инвестор, которого можно было пустить на финансовый рынок Республики Беларусь, не появился.
Корр. БЕЛТА: А если бы он был, вы бы не участвовали?
Надежда Ермакова: У нас политика такая, и мы давно об этом говорим: на рынок должен прийти инвестор - крупный сетевой банк с хорошим именем и с хорошими технологиями. Российского капитала у нас достаточно. Поэтому мы решили, что мы сейчас его выкупаем, потом капитализируем, докапитализируем, то есть развиваем в том же плане, как он и есть. Это универсальный банк, возможно, будем отрабатывать на нем какие-то новые технологии - то, что надо для методологии, технологии банковской системы страны. Инвестор должен быть банком высшего разряда. Надеемся, что когда-то в нашу страну придут такие банки.
Что касается дальнейшего функционирования фонда, то, несмотря на подписание главами государств Договора о прекращении деятельности ЕврАзЭС с 1 января 2015 года, Антикризисный фонд продолжит свою деятельность. Поскольку в соответствии со ст.3 этого договора учредительные документы Антикризисного фонда ЕврАзЭС, а именно - Договор об учреждении фонда и Соглашение об управлении его средствами - свое действие не прекращают. Таким образом, Антикризисный фонд ЕврАзЭС продолжает свою работу и выполняет возложенные на него функции.
Национальный банк совместно с заинтересованными министерствами и иными организациями разработал проект Концепции формирования в Беларуси системы присвоения и использования рейтингов по национальной шкале. Документ проходит согласование. Концепция до конца 2014 года будет представлена Президенту для одобрения. Она определит направления формирования законодательства, регламентирующего рейтинговую деятельность в стране.
Проектом концепции предусмотрено, что до вступления в силу закона "О рейтингах и рейтинговой деятельности в Республике Беларусь" Совет Министров и Национальный банк смогут своими решениями определить временный статус национальных рейтинговых агентств и признать присвоенные ими рейтинги.
Создание системы национальных рейтинговых агентств является экономически обоснованным и необходимым решением, учитывая современную ситуацию. Несмотря на то, что в мире насчитывается около 100 рейтинговых агентств, более 90% рынка этих услуг приходится на три рейтинговых агентства: Standart & Poor's, Moody's Investors Service и Fitch. О необходимости ограничения такой олигополии неоднократно заявляли высокопоставленные чиновники и бизнесмены различных стран - Германии, Италии, Франции, Китая, России, поскольку действия этих рейтинговых агентств создают экономические проблемы не только отдельным государствам и их субъектам хозяйствования, но и могут негативно влиять на глобальную финансовую систему.
Следует понимать, что на финансовом рынке рейтинговые агентства являются мощным инструментом влияния. Необоснованное снижение либо повышение рейтинга дестабилизирует фондовые и валютные рынки. Кроме того, рейтинги ведущих иностранных агентств все более заметно начали приобретать политическую окраску.
Тенденция по созданию независимых рейтинговых агентств особенно сильно начала проявляться во многих странах мира после 2008 года. Есть национальные рейтинговые агентства и в государствах - членах будущего Евразийского экономического союза - в Казахстане и России.
Рейтинги национальных рейтинговых агентств рассчитаны на внутренний финансовый рынок, на отечественного инвестора. Они наряду с рейтингами международных агентств призваны обеспечивать равный доступ к информации, характеризующей рискованность инвестиций, и тем самым способствовать развитию финансового рынка страны. Чем больше независимых рейтинговых оценок, тем более объективной будет информация, на основе которой принимаются решения.
Необходимо отметить, что расчет размера премии государства основан на опыте работы системы жилищных строительных сбережений в Казахстане. Там это 20% от суммы поощряемого вклада, включающего вклад в систему и начисленное по нему вознаграждение Жилстройсбербанка Казахстана.