На эти и другие вопросы во время online конференции ответят главный внештатный детский психиатр Министерства здравоохранения Беларуси Инна Викторовна Пятницкая, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Минского государственного лингвистического университета Галина Владиславовна Вержибок и психолог минского Городского клинического детского психоневрологического диспансера Виктор Юрьевич Губкин.
Вопросы конференции
Достаточно трудно определить, когда именно он начинается и завершается. В разных странах и у разных народов есть свои особенности. В промышленно развитых странах подростковый период нередко длится 10 или более лет, средний возраст начала пубертата снижается, а его длительность является феноменом наших дней. Это связано с тем, что успешный переход к взрослости часто требует продолжительного образования и профессиональной подготовки (начинается от пубертата и длится по меньшей мере до 18-19 лет и далее).
В развивающихся странах этот период объективно короче: в них крайне необходимы новые взрослые члены общества, и умения взрослого достигаются легко и быстро.
Продолжительный подростковый период дает молодежи многочисленные возможности экспериментирования с различными стилями взрослого поведения, не принимая на себя строгих обязательств, но его длительность создает определенное напряжение и конфликты: с одной стороны - желание быть самостоятельным, получить личный опыт, а с другой - финансовая зависимость от родителей.
Подростковый возраст - период формирования представления о самом себе, осознания собственной уникальности и идентификации себя в обществе сверстников, период самоутверждения среди сверстников.
Основная проблема этого возраста - нестыковка, несовпадение трех сторон развития: физического, социального и полового созревания. Кризис физического развития выражается в том, что созревание организма в этом возрасте происходит неодинаково (девочки опережают мальчиков), происходит увеличение роста (асимметричность роста, неуклюжесть), отмечаются гормональные изменения, чередование всплесков активности и ее падения.
Что касается социального плана, для этого возраста характерно снижение активности и работоспособности, падение успеваемости, дисгармоничность во внутреннем строении личности. Подростки становятся застенчивыми и придают большое значение недостаткам своей внешности и поведения, отмечается тревожность, социальные и школьные фобии (например, страхи открытых и закрытых пространств). Нередко подростки проявляют враждебность к окружающим, склонность к ссорам, нарушениям дисциплины. Их терзают бурные внутренние переживания, они могут часто плакать. В такие периоды каждому 12-му подростку приходит мысль о самоубийстве. Все это происходит на фоне бурного полового созревания и первого сексуального опыта.
Что могут сделать родители? Уделять детям больше времени, разнообразить свою и их деятельность, говорить и общаться с ними, пытаться их понять, вспомнив себя в этом возрасте. Это большая работа ума и души.
Звонок бесплатный, могут обращаться как дети, так и родители, бабушки. Время не ограничено - телефонная линия работает круглосуточно. Если есть необходимость, то специалисты данной службы рекомендуют прийти на личный прием. Мы всячески рекламируем телефон круглосуточной психологической помощи детям и подросткам (246-03- 03), в том числе распространяем листовки в школах, детских садах. Не всегда удается дать рекламу по телевидению, когда это происходит, поток звонков увеличивается. Раньше номер телефона был другой, поэтому на какое-то время количество звонков уменьшилось.
Инна Пятницкая:
В Беларуси существует служба охраны психического здоровья детей и подростков. Она представлена психиатрическими отделениями в стационарах и амбулаторными учреждениями - диспансерами, в штат которых входят врачи психиатры-наркологи, психотерапевты, психологи. Каждый желающий и нуждающийся в помощи таких специалистов может обратиться без предварительной записи на прием. В частности, в Минске такой диспансер находится по адресу ул. Янки Лучины, 6. Закон Республики Беларусь об оказании психиатрической помощи и правах граждан при ее оказании гарантирует неразглашение врачебной тайны, диагноза и причины обращения пациентов. Дети до 14 лет под наблюдение психиатров могут попасть только с разрешения родителей или законных представителей (опекунов).
Психологическая помощь не ограничивается только приемом в медицинском учреждении. В каждом областном центре есть круглосуточные телефоны доверия, городские центры социального обслуживания семьи и детей, при городских поликлиниках организованы центры дружественного отношения к подросткам. Существует достаточно большой штат школьных психологов.
Мы обладаем действенной системой специалистов в городах, с успехом решающей вопросы, касающиеся психологической адаптации, кризисных ситуаций, проблем во взаимоотношениях и др. Правда, для жителей сельской местности доступность такой помощи гораздо меньше. Основная проблема - нехватка кадров.
Результаты большой целенаправленной работы по популяризации психического здоровья, по законодательной защите пациентов, обращающихся к психотерапевтам и психиатрам, налицо: люди перестают бояться идти к специалисту со своими проблемами, неуклонно растет процент обращаемости.
Инна Пятницкая:
По случаям проявлениям буллинга статистка не ведется. Как правило, жестокое обращение среди детей наблюдается чаще всего в престижных школах, гимназиях. Для этих учреждений образования характерно наибольшее социальное расслоение. В случае издевательств над ребенком хочется дать совет родителям, которые должны первыми заметить, что ребенку плохо. Им стоит насторожиться уже при словах "Не хочу идти в школу". Стоит обратить внимание на проявления психосоматического уровня - когда ребенок начинает постоянно болеть, так как не может адаптироваться в коллективе. Помощь должна исходить, конечно, и от педагогов, школьных психологов, социальных работников.
Галина Вержибок:
Одной из причин буллинга является общедоступность СМИ, Интернета. Не исключен вариант переноса случаев буллинга по примеру действий проблемных детей из других стран. Однако запретить использование информационных ресурсов - не выход. Пути выхода в анонимности работы при проведении психолого-педагогических методик, в правильной работе педагогов. В их силах создание дружелюбной атмосферы в детском коллективе.
В подобном возрасте у ребенка часто отмечается снижение работоспособности и успеваемости. У 20% подростков это связано с педагогической запущенностью. Учебники составлены правильно, но подача материала зависит от каждого педагога. Об особенностях возраста помнить надо всегда.
Он включает в себя физическое, социальное развитие и половое созревание. Что касается физических изменений, когда тело не успевает за ростом психологического созревания, когда ребенок становится неуклюжим, меняется походка, взрослым нужно поддерживать ребенка, поскольку без этой поддержки детям будет сложно с восприятием своего тела.
Второй момент - социальное включение, так называемое общение со сверстниками, когда ребенок, скажем так, уходит из семьи. Семейному окружению на данном этапе нужно обратить внимание, с кем ребенок проводит свободное время. Это очень важно, чтобы не было негативного влияния со стороны.
Третий момент - половое созревание, когда у человека начинает пробуждаться интерес к противоположному полу. Родителям и педагогам нужно больше внимания обращать на ребенка.
Инна Пятницкая:
Родителям нужно готовиться заранее к подростковому возрасту своих детей, а не решать и видеть проблему лишь тогда, когда она уже случилась. Готовиться к ней нужно как минимум за пару лет. У ребенка, у которого есть друзья, привязанность к социально-одобряемым формам поведения, распланирован день, а также если он посещает кружки по интересам, гораздо меньше рисков в подростковом возрасте уйти в негатив. Если до подросткового возраста отношения в семье были благополучные, родители им занимались и понимали, ребенок всегда мог обратиться с проблемами к родным, то есть шанс, что в подростковом возрасте он как и прежде будет обращаться именно к родителям за советом. Однако он будет хотеть, чтобы его воспринимали как равного, и родителям нужно стараться и относиться к нему не только как к ребенку, но и как взрослому человеку.
Если люди подготовятся, тогда будет проще пройти этот непростой период созревания ребенка.
Губкин Виктор:
Если вы будете поддерживать теплые отношения с ребенком, не принижать и не отдаляться от него, не будете оставлять без своей заботы и участия, то переходный возраст у ребенка пройдет проще. Естественно ребенком нужно заниматься. Быть родителем - это очень большой труд.
Включение подобных программ связано с большей реализацией и распространением. Я думаю, переподготовку по гуманитарному, педагогическому, психологическому и, отчасти, медицинскому аспекту стоит ввести в качестве спецкурса в высших учебных заведениях, потому что для педагогических специальностей эти дисциплины сокращаются. Это ведь основа работы.
Министерству образования стоит подумать над введением во все вузы, в том числе и технические, спецкурса или факультатива по психологии детства.
Виктор Губкин:
Существует группа трудных подростков из неблагополучных семей, так называемая группа риска. Часть детей из таких семей предоставлены сами себе, поскольку ими не занимаются. В итоге дети пытаются проявить себя, организовать какую-либо группу, где будут реализованы их желания. Здесь школы и социальные службы должны сыграть свою роль, занимая детей, увлекая их чем-то... Задача соцслужбы - не поместить ребенка в закрытое соцучреждение, а наоборот, помочь ему раскрыть себя, проявить, увлечься чем-то - все то, что должна делать семья. Должна быть определенная категория профессиональных работников, которые будут навещать неблагополучные семьи, ведь за ребенком, чтобы его вести, нужен постоянный контроль. Существующие в настоящее время центры для детей и молодежи дают помощь детям, но таких центров мало. Государство должно развивать это направление, иначе на коммерческой основе - не получится, ведь дети из неблагоприятных семей не имеют средств оплачивать свои интересы.
Инна Пятницкая:
Порой жестокость подростков выступает как элемент подражательного поведения и отличается стайностью. Иногда не жестокие дети вынуждены ради самоутверждения в подростковой группе вливаться в коллектив агрессивными действиями.
Действительно, в подростковом возрасте повышается количество парасуицидов - суицидальных попыток, которые не имеют целью покончить жизнь самоубийством, но являются манипулятивным элементом поведения, когда можно прошантажировать родителей, педагогов, сверстников.
Но по статистике, количество как завершенных суицидов, так и парасуицидов среди детей и подростков в Беларуси последние три года снижается. В частности, благодаря колоссальной работе всех министерств и ведомств в плане профилактики подростковых суицидов за последние три года количество случаев суицида среди детей и подростков снизилось на 20%, а парасуицидов - на 12%.
Виктор Губкин:
Кроме недостатка опыта, необходимого для помощи ребенку, школьным психологам может недоставать чуткости к его проблеме. Вместе с тем нужно отметить, что многие молодые специалисты-психологи после окончания вуза очень профессиональны, они стремятся накопить опыт и их не нужно бояться. Они, конечно, могут не провести какой-то суперсеанс, но у них самих еще свежо в памяти то время, когда они были в школе, были подростками, и, исходя из своего подросткового опыта, скорее всего, окажут очень серьезную помощь. Но предубеждение родителей разрушить тяжело, и мы действительно сталкиваемся с тем, что родители очень боятся обращаться к психологам.
Инна Пятницкая:
Проблема еще и в том, что люди не ориентируются в терминологии: психолог, психотерапевт, психиатр. На их взгляд, все, что начинается с психо- влечет какие-то санкции, разглашение информации, тайн. Но психологическая работа очень сильно отличается от работы того же врача-психотерапевта. Школьным психологам лично я искренне сочувствую, потому что они являются буфером между детьми и педагогами. Педагоги требуют какую-то информацию о детях, потому что им тоже хочется работать эффективно, а психолог не может выдать информацию в силу ее конфиденциальности. Основная ориентация в работе психолога все-таки на помощь детям. Если даже они будут просто тестировать и обнаружат группу риска по какой-либо проблеме у детей, это даст шанс родителям обратиться в ту же службу охраны психического здоровья, потому что родители иногда не знают о проблемах ребенка в силу его закрытости. Психолог же если подскажет родителям куда обратиться, выявив проблему, - это уже большое дело. Для психологов в школе это очень важный факт работы. Школьных психологов больше, чем психологов, работающих при медицинских учреждениях. У них мало опыта работы в связи с тем, что отрасль психологической помощи еще очень молода. Я думаю, что это хорошее направление в работе. И доверие к специалистам отрасли со стороны родителей будет увеличиваться и расти по мере видимого роста эффективности работы специалистов.
Виктор Губкин:
Родители, которые приходят, часто говорят, что ходили к школьному психологу, но сомневаются, что два психолога могут помочь сразу всей школе. Иногда ребенка нужно сопровождать и контролировать каждый день, поговорить, расслабить, позаниматься. Да, можно согласиться, что мало специалистов в школе. Но в то же время на школьного психолога ложится очень большая нагрузка и со стороны администрации школы, поэтому ему очень тяжело помочь каждому ребенку.
Инна Пятницкая:
Мы сталкиваемся с тем, что родители связывают какие-то личные ожидания от психолога, чтобы он мог исправить какие-то проблемы воспитания, которые родители сами исправить не могут. Такие ожидания не совсем верны. Родители, порой, просят у психолога отдать им ребенка в "исправленном варианте". Современные школьные психологи, конечно же, должны совершенствоваться, повышать свой уровень образования, находить возможные варианты контакта с родителями. Возможно, следует проводить какие-то семинарские занятия для родителей, объяснять детали и принципы своей работы. Популяризация вопроса психологической помощи поможет быть школьным психологам более эффективными.
Многие родители уходят от разговоров с детьми на тему любви и полового созревания. А ведь здесь самое главное - не будить сексуальность раньше того возраста, где она включается как естественный процесс.
Если родители не могут сами поговорить на эту тему, то они должны подсказать нужную книгу или, например, дать просмотреть фильм, где показываются отношения между людьми, и показать, что влюбленность - это прекрасные эмоции, состояние эйфории. Но самая главная задача родителей, учителей, психологов – подсказать, каким образом отделить влюбленность и любовь. Влюбленность - это эмоциональное состояние, но подросток может иногда сделать неправильный шаг, перенеся отношения на физический уровень. Родителям нужно очень осторожно направить его действия на осознанный вариант поведения, объяснив, что допускать физическую близость в подростковом возрасте еще рано.
Галина Вержибок:
В Национальном институте образования такое пособие подготовлено, но не опубликовано. Это пособие для педагогов и подростков по вопросам полового созревания, культуры отношений между полами.
Такая программа очень важна не только для детей, но и для взрослых. Ведь благодаря ей они смогут не краснея отвечать на вопросы своих взрослеющих детей.