Как отреагировал туристический рынок на изменившуюся ситуацию на традиционных международных направлениях отдыха белорусов? Какие направления будут наиболее востребованы у туристов в этом году? Стоит ли ожидать увеличения потока въездного и внутреннего туризма? Какие новые туристические продукты может предложить Беларусь? Какие меры принимаются для упрощения визового режима между Беларусью и другими странами?
Участники:
Вопросы конференции
Для того чтобы владеть туристическими потоками, проводили оперативную аналитику. Запросы в интернете показали, что на сегодняшний день ТОП-10 – это Египет, Болгария, Черногория, Грузия, Испания, Турция, Крым, Таиланд, Канарские острова, Греция. И это при том, что мы рекомендовали нашим потенциальным потребителям воздержаться от поездок в Египет. Но, видимо, критерии "цена-качество" играют свою роль. Здесь нужно обратить внимание, что в десятке появились новые игроки по сравнению с 2015-м. Это Черногория, Грузия, Канарские острова.
Отмечу также, что в турецком направлении в целом потоки снизились, она у нас лидировала в 2014 и 2015 годах, занимала первое, потом второе места. Сейчас опустилась на шестое. А новые игроки заняли эту нишу.
Много лет статья доходов от выездного туризма является лидирующей в бюджете любой туристической компании. Сейчас, думаю, все понимают, что прорывов в этом направлении и в 2016 году не ожидается.
Если говорить о топ-10, то расстановка сил там меняется прежде всего за счет стран традиционного отдыха – севера Африки, рейтинг которого в глазах потребителей опустился в виду террористической опасности, и Турции, которая много лет была определяющей страной для белорусского рынка. Но я бы хотел уточнить, что с белорусского рынка Турция никуда не уходит, у нас рейсы заявлены. Другое дело, что национальный авиаперевозчик, который осуществляет все чартерные программы в стране, подошел более взвешенно к количеству рейсов. Значительно сократилось и количество заказчиков на Турцию. Но, думаю, что тем, кто хочет там отдохнуть, это не помешает – то есть речь не идет о замене Турции чем-то еще. Наблюдая клиентский спрос, могу отметить, что люди старшего поколения от 50 лет, которые более консервативны, более доверяющие печатному и телевизионному слову, они напуганы событиями в Турции и не планируют там свой отдых, даже если в предыдущие годы они отдыхали там. Что касается молодежи, то те, кто привык там отдыхать, думаю, они там и останутся.
Министерство спорта и туризма, государство будут прежде всего поддерживать въездной и внутренний туризм. Это валюта в страну. Выездной туризм тоже будем поддерживать, но во вторую очередь.
Хотел бы дать ответ скептикам, которые считают, что в Беларуси нечего показывать. Факты говорят об обратном. В нашей компактной стране с небольшим населением есть четыре объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это много или мало? Думаю, это нормально. На всю Россию всего лишь 27. У нас 5,5 тыс. объектов признаны культурным наследием.
Оценку дал Талеб Рифаи, глава Всемирной туристской организации, когда мы пригласили его в апреле прошлого года. Он приехал настороженный, к Беларуси в то время было скептическое отношение, а уехал другом Беларуси и сделал авторитетное заявление, что инфраструктура, которая у нас уже есть, позволяет на этом сегменте зарабатывать нормальные деньги. Единственное - нужно разблокировать информационную составляющую.
Мы большие ожидания и перспективы связываем с развитием въездного туризма.
Ожидания дешевых цен по традиционным выездным направлениям не очень оправданы. У белорусов с чем эти ожидания связаны? Прежде всего, с оттоками миллионов отдыхающих россиян с традиционных курортов, таких как Турция и Египет. Но возьмем такое популярное направление, как Испания. В этом году профессионалы ожидали в связи с неспокойной ситуацией в Европе и в мире уменьшение турпотоков и предполагали, что хотельеры, собственники отелей, будут предлагать более дешевые цены.
По Испании, например, которая и у нас очень популярна, куда есть не только авиационные, но и автобусные программы, мы видим рост цен на отели. Почему? Потому что после турецкого направления, какая страна после Турции и Египта для россиян более близка - где у них много личных интересов, где учатся дети, есть в наличии недвижимость? Это Испания. Естественно, значительно вырос спрос россиян на нее, и нет повода хотельерам снижать цены. Сегодня мы уговариваем их: "Вы должны войти в понимание нашего рынка". Чтобы получить желаемую цену, нужно провести серьезную работу. Поэтому о снижении цен на этом направлении речи не идет.
Достаточно новое для нас направление - в этом году особенно востребованное - курорты Краснодарского края. Такого спроса на курорты Краснодара мы раньше не наблюдали. Понятно почему. Люди ищут какую-то замену Крыму. В масштабном понимании он выпал из активных продаж, потому что нет прямой перевозки. И краснодарские курорты, в понимании многих, должны быть дешевыми. Но Россия, и мы все это знаем (особенно специалисты), активно переориентирует внутренний рынок на собственные курорты. В итоге колоссальный рост посещаемости именно Краснодарского края.
В пример приведу известный санаторий "Белая Русь" в Туапсе. Если в прошлом году в апреле его продажи на летний сезон осуществлялась, то уже сейчас продажи на стопе. Поэтому ожидать тенденции снижения цен по этому направлению бессмысленно. Компании серьезно рассматривают это направление как массовое.
На основании небольшой аналитики сейчас, по сравнению с 2014-2015 годами, цены остались примерно на том же уровне, если взять долларовую составляющую и евро. Но, как всегда, спрос и предложение влияют на цену.
В Минспорта и туризма только в этом году поступило более 110 жалоб. Основные - по исполнению договорных обязательств, качеству услуг и отдельным вещам, которые переходят затем в уголовные дела. К счастью, последних немного. Но нам не надо дожидаться их роста, стоит работать на упреждение.
Как практик, я хочу обратиться в защиту нашего рынка и тех людей, которые возглавляют эту отрасль по государственной линии. Мы не всегда должны сравнивать свою ситуацию в абсолюте с Россией. На нашем рынке никогда не было крупных скандалов, связанных с банкротством той или иной компании, невывозом наших туристов...
Позволю не согласиться с этой позицией. Например, случай с компанией "Автора-тур" - пострадали более 40 человек. Есть еще примеры. Пускай всего наберется 300 человек, а не как в России сотни тысяч, но эти люди пострадали, и в государстве нет механизма их защиты. Человек должен быть защищен от мошенников.
Вы сами видите, к чему привела либерализация туристического рынка у нас и в России. Особенно это ярко выражено в России. Банкротство приобрело массовую форму. В этот процесс был вынужден вмешаться президент России. В итоге принят закон об ужесточении ответственности туроператоров.
В Беларуси в настоящее время отсутствует госрегулирование в сфере турбизнеса. Эти российские события докатились и до нас - мошеннические схемы и банкротство турфирм. Сегодня в стране нет механизма, который бы позволял защитить потребителя турпродукта. Новый закон о туризме, который, надеюсь, будет принят в апреле, позволит создать механизм защиты потребителя.
В новом законе учтена необходимость интеграции в мировую туристическую систему. С этой целью будет обновлен глоссарий туристической отрасли. Также для продвижения турпродукта мы узаконим порядок создания и функционирования туристско-информационных центров. В настоящее время их в стране более 60, но в правовом поле работают только 2. Кроме того, согласно проекту нового закона, избавить белорусов от недобросовестных компаний должен реестр субъектов туристической деятельности. То есть человек сможет зайти на сайт и ознакомиться с информацией о турфирме.
Мы предлагаем ввести финансовые гарантии и создать на базе общественного объединения компенсационный фонд или резервный. То есть с каждой путевки, допустим по 50 центов, будет перечисляться в фонд. Это не скажется на цене путевки. Определенная часть средств фонда позволит компенсировать форс-мажорные обстоятельства. Ведь при банкротстве турфирмы пострадавшие люди могут годами ждать возвращения потраченных денег. А с созданием фонда человек будет гарантированно защищен. Но надо, чтобы депутаты поддержали. В апреле будем на эту тему разговаривать.
Вы затронули очень актуальную тему. На самом деле, Россия - наш стратегический партнер. Мы провели очень активную маркетинговую политику по основным богатым российским регионам: Москва, Питер, Новосибирск, Казань и другим. В преддверии нового сезона 5 апреля мы встречаемся в Минске с руководителем Ростуризма Олегом Сафоновым. Он привозит с собой основных туроператоров, которые работают на выезд, и различные средства массовой информации. Надеюсь, снижение потока российских туристов мы компенсируем.
Я за то, чтобы мы брали объемами, чтобы наши санатории и гостиницы были заполнены, и мы на этом зарабатывали. А не так, как на сегодняшний день: и гостиницы недостаточно заполнены, и санатории. Но пока существует спрос на наши предложения, цена уменьшаться не будет. Скорее всего, по определенным параметрам и в определенных санаториях, где хорошие продажи, она может увеличиться.
По результатам первого квартала работы предприятия "Центркурорт" могу констатировать улучшение ситуации в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Я бы рассматривал возврат россиян на свой внутренний рынок как пользу для Беларуси. Мы констатируем увеличение интереса к нашей стране, увеличение спроса - и по санаториям, и по экскурсионным программам.
Это тема горячая и влияет на туристические потоки. Но эта работа идет не так быстро, как хотелось бы. Мы ввели безвизовый режим с Турцией, потом с Израилем, упростили визовый режим с Китаем, отменили визу для посещения Беловежской пущи сроком до трех дней. Как только это случилось, количество посетителей в Беловежской пуще увеличилось в полтора раза.
Сегодня мы занимаемся облегчением или упрощением визовых процедур для безопасных в миграционном плане стран вместе со всеми заинтересованными органами - Министерством иностранных дел, Министерством экономики, Министерством финансов. У меня есть большая надежда, что в ближайшее время такое решение будет принято.
Например, европейцы отвыкли от виз, и для него проблемно проходить эту нашу административную процедуру.
Такой туристический портал стране необходим. Эта работа не быстрая. Другие страны, например, Грузия, два года занималась продвижением этой программы, большие средства вложили. Мы идем по нескольким направлениям. Национальное агентство по туризму наращивает информационную составляющую. А что касается продаж продукта в режиме онлайн, этим занимаются туркомпании, в том числе "Центркурорт".
Ветліва.by - это будет страновой интернет-портал. Проведена определенная работа, "Центркурорт" имеет опыт в этом направлении с чемпионата мира по хоккею. Наверное, к концу года мы уже можем попробовать этот продукт. Ни в коем разе мы не подавляем частную инициативу, и другие туристические компании этим направлением тоже занимаются.
Задача - сделать интернет-площадку действительно гостеприимной для всех участников туристического рынка Беларуси и тех, кто оказывает околотуристические услуги, чтобы они имели возможность бесплатно для пользователей, прежде всего белорусских, рекламировать свои услуги по всему миру. Бесценен в этом плане опыт, который мы получили на ЧМ по хоккею. Он показал, что это путь к успеху, когда любой человек на планете Земля может зайти и не только купить какой-то пакет, но и составить туристический маршрут сам. Задача поставлена завершить работу в этом году, запустить площадку и начать ее активное продвижение за рубежом. В текущем году этот проект заработает.
На портале в обязательном порядке будет английская версия. Что касается других иноязычных версий, нужно определиться в том числе с приоритетами. Один из них - это китайский туризм, который занимает в мире первое место. На прошлой неделе мы с Михаилом Петровичем (Портным. - Прим. БЕЛТА) принимали участие в IV Российско-китайском туристическом форуме, где получили возможность изучить опыт России, которая сделала колоссальный шаг: только за 9 месяцев прошлого года они приняли 583 тыс. китайских туристов.
Действительно, сегодня стоит задача наполнять контентом названные ресурсы, а также мониторить ресурсы вроде TripAdvisor. Это задача Национального агентства по туризму и субъектов туристической индустрии, которые таким образом могут развивать государственно-частное партнерство. В этом могут быть задействованы белорусские блогеры и все, кто неравнодушен к теме туризма.
Мы анализировали ситуацию. Некоторые белорусские турфирмы объявили, что с 11 марта больше не будут давать необоснованных скидок туристам, но этого не произошло, потому что рынок диктует свои условия - есть спрос и есть предложение, есть рыночные отношения. Но также есть определенные вещи, которые приводят, например, к таким событиям, как с "Аврора Тур", которая заключала договоры и действовала по серым схемам. К таким скидкам надо подходить очень осторожно, потому что люди могут пострадать.
Что касается раннего бронирования и горящих туров, то они существовали и будут существовать.
Относительно акции раннего бронирования, которая в последние годы на белорусском рынке пустила глубокие корни. Мы привыкли, что у нас продажи на лето начинаются в ноябре-декабре. Но могу констатировать, что уже зимой 2014/15 годов пошло значительное сокращение раннего бронирования, а в зимние месяцы-2015/16 масштабного раннего бронирования не получилось. Средний белорус не готов рассматривать в полугодичной перспективе оплату туристической услуги. Справедливо полагать, что акции, связанные со скидками, будут и в разгар сезона.
Для того чтобы наши потребители не попадались на удочку мошенников, нужно понимать, что такое раннее бронирование. Это скидки, которые предоставляют собственники отелей ради того, чтобы получить ранние быстрые деньги. Человек забронировал и сразу заплатил, и туроператор сразу перевел деньги хотельерам. Мошеннические схемы подразумевают, что деньги взяты и никуда не переведены, или когда оплаты, как в случае с известным электронным мошенничеством, делаются за счет кредитных карточек иностранных граждан. С этими современными формами мошенничества должны бороться компетентные органы. Для белорусского рынка это нетрадиционный вид преступлений.
Скидки для серьезных компаний, крупных игроков рынка - это система лояльности по отношению к клиентам. Это делается основательно и не происходит по желанию или нежеланию менеджера по продажам. Есть система скидок, которая основывается в том числе на работе с партнерами.
Вопросы продвижения страны за рубежом прописаны в том числе в госпрограмме "Беларусь гостеприимная" на 2016-2020 годы. В ней обозначены целевые рынки, маркетинговые мероприятия и финансирование. Надо понимать, что запуск ролика, допустим, на Euronews - это существенная сумма. Показ 10 раз 30-секундного ролика по этому телеканалу обойдется примерно в 90 тыс. евро.
Вместе с тем для Euronews у нас есть видеоролик "Беларусь - страна для жизни", подготовленный Мининформом.
Мы будем воздействовать на целевые рынки точечно. Например, у нас действует безвизовый режим с Израилем. На встрече с министром туризма Израиля Яривом Левиным договорились, что мы свои ролики размещаем у них на телевидении, а они у нас. Работа по обмену рекламой ведется Минском с городами-побратимами.
Работа по продвижению ведется, но это не быстрый процесс
Как известно, в Беларуси проходят две масштабные туристические выставки - весенняя и осенняя. В основном они посвящены вопросам выезда, призваны повысить узнаваемость страны за рубежом. Представляется целесообразным одну из этих выставок полностью переориентировать на въездной и внутренний туризм.
К слову, эта концепция уже начнет реализовываться на апрельской выставке "Отдых", куда приедут субъекты турбизнеса, заинтересованные в отправке туристов в Беларусь.
Действительно, такие мониторинги будут расширены. Нам интересно, какие туристы едут, с какими целями, что их интересует в Беларуси, что увезут с собой в качестве сувениров, сколько денег тратят. Поэтому постановление №1183 корректируется, будут подсчитываться расходы не только иностранных туристов, но и средства, которые тратятся белорусами на внутренний туризм.
Все эти расходы можно будет подсчитать с помощью сателлитных (вспомогательных) счетов, которые внедряются у нас при поддержке Всемирной туристской организации. К концу нынешнего года мы получим первые заполненные экспериментальные таблицы. Они помогут более точно определить размер доходов от туристической сферы.