На рынке труда республики сохраняется стабильная и контролируемая ситуация. Уровень зарегистрированной безработицы на 1 марта текущего года был 1% экономически активного населения (на 1 марта прошлого года этот показатель равнялся 1,1%). За год почти в 1,5 раза возросло число вакансий: на 1 марта 2016 года их насчитывалось 28,5 тыс., на 1 марта 2017-го - уже более 40,2 тыс. В январе-феврале текущего года на созданные рабочие места и вакансии при содействии службы занятости трудоустроено на постоянную работу свыше 19,1 тыс. человек, из них 15,3 тыс. безработных, прошли профобучение 1,2 тыс. человек, на новое место жительства и работы переселено 14 семей безработных, организовано участие в оплачиваемых общественных работах 10,9 тыс. человек, в том числе 10,3 тыс. безработных. Эти и другие меры реализуются в соответствии с подпрограммой "Содействие занятости населения" Государственной программы о социальной защите и содействии занятости населения на 2016-2020 годы.
Вместе с тем вопрос занятости - один из самых важных для каждого трудоспособного человека и его семьи, всегда находится в зоне повышенного общественного внимания. Когда в Беларуси будет повышено пособие по безработице и для каких категорий? Когда в Беларуси появится страхование от безработицы и в чем его суть? Какие приоритеты по созданию новых рабочих мест в текущем году? В каких регионах Беларуси самый высокий уровень зарегистрированной безработицы, в каких - самый низкий? Какие защитные меры предусмотрены в отношении работников, находящихся под угрозой увольнения? Какова структура вакансий по профессиям и уровню оплаты труда?
Участники:
Вопросы конференции
Страхование от безработицы занимает центральное место в системе социальных амортизаторов. Это форма социальной защиты экономически активного населения от риска, связанного с потерей работы по независимым от застрахованных лиц обстоятельствам.
Конкретного решения еще нет. С ноября 2016 года по январь 2017 года работала созданная по поручению правительства межведомственная рабочая группа. В начале февраля текущего года предложения по введению в республике системы страхования от безработицы направлены в Совет Министров.
Учитывая содержание ключевых базовых и дополнительных элементов финансовой основы страхования от безработицы, межведомственная рабочая группа пришла к решению, что для внедрения в республике наиболее приемлема модель со следующими параметрами: установление отдельного страхового тарифа; обязательное участие в данной системе всех занятых лиц, работающих по найму; участие в формировании страхового фонда работников и нанимателей на равных условиях; выплата пособия по безработице только гражданам, зарегистрированным в органах государственной службы занятости в качестве безработных; наличие у претендента на выплату пособия страхового стажа не менее одного года; выплата пособия только безработным, потерявшим работу по уважительным причинам; аккумулирование страховых средств в Фонде социальной защиты населения; осуществление выплаты пособия по безработице только органами госслужбы занятости; средний размер страхового пособия по безработице - 60% от средней зарплаты работника; период выплаты - 26 календарных недель (70% средней зарплаты работника за первые 13 календарных недель и 50% - за последующие 13 календарных недель).
В случае одобрения выработанных подходов работа по введению в республике системы страхования от безработице может начаться уже в следующем году.
Поддержка людей, потерявших работу по объективным причинам, широко распространена в мире при неблагоприятной экономической конъюнктуре и является элементом системы мер по стабилизации ситуации.
Процесс становления и развития института страхования от безработицы занял несколько десятилетий. Оно внедрялось в практику большинства развитых стран при активной поддержке профсоюзов и к концу 1940-х годов стало неотъемлемой частью национальных систем социальной защиты. Так, в большинстве зарубежных стран системы страхования по безработице существуют около шести десятилетий, а в Дании они начали реализовываться еще в 1907 году.
Принятие или пересмотр программ страхования по безработице часто связаны с региональными или международными кризисами. Например, США и Канада ввели свои системы в 1935 и 1940 годах соответственно в ответ на Великую депрессию 1930-х годов. Программами страхования от безработицы в разных странах охвачено до 80% занятого населения.
В каждой стране - своя система страхования по безработице, она зависит от общей ситуации, особенностей безработицы, характеристик рынка труда и др. Но ни одна система страхования по безработице, как бы хорошо она ни была разработана, не способна решить проблему безработицы в целом. Цель страхования по безработице - обеспечение временного и частичного замещения дохода застрахованного лица, потерявшего работу, в период поиска новой работы.
Мы предлагаем на первом этапе, до запуска системы страхования от безработицы, повысить пособие по безработице до 100% бюджета прожиточного минимума (БПМ) уволенным в связи с сокращением численности или штата работников, до 50% БПМ - другим работникам, уволенным по уважительным причинам.
Соответствующий проект указа разработан Министерством труда и соцзащиты, поддержан Министерством экономики и Министерством финансов. В республиканском бюджете запланированы необходимые финансовые ресурсы. В настоящее время проект находится на рассмотрении правительства.
"Молодежная практика" (меры содействия выпускникам учреждений образования в приобретении опыта практической работы) реализовывалась на протяжении более 18 лет. В прошлом году (постановление Министерства труда и социальной защиты от 10 октября 2016 года №58) утверждена Инструкция о порядке и условиях трудоустройства безработных для приобретения опыта практической работы с частичной компенсацией нанимателям затрат на оплату труда.
Трудоустройство безработных для приобретения опыта практической работы может осуществляться в организациях независимо от форм собственности, за исключением тех организаций, деятельность которых финансируется за счет бюджетных средств, и у индивидуальных предпринимателей.
Преимущество имеют наниматели, которые обеспечивают возможность дальнейшего трудоустройства безработных, направленных для приобретения опыта практической работы на постоянные рабочие места.
На такое трудоустройство направляются безработные выпускники учреждений образования, получившие профессионально-техническое, среднее специальное и высшее образование; прошедшие профессиональную подготовку или переподготовку по направлению органов по труду, занятости и соцзащите; освоившие содержание образовательной программы повышения квалификации рабочих (служащих), образовательной программы переподготовки рабочих (служащих), образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) в учреждениях образования, иных организациях, у индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность; длительно (более 12 месяцев) не работавшие в связи с уходом за ребенком в возрасте до 3 лет, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за ребенком в возрасте до 18 лет, инфицированным ВИЧ или больным СПИДом.
За счет средств бюджета фонда социальной защиты населения компенсируются затраты нанимателей на выплату заработной платы гражданам, трудоустроенным для приобретения опыта практической работы, с учетом отработанного времени в размере минимальной заработной платы (МЗП установлена правительством с 1 января нынешнего года в размере Br265); а также сумма обязательных страховых взносов в бюджет фонда соцзащиты населения, начисленных на заработную плату.
В текущем году по этой программе предусмотрено трудоустроить 540 человек, в 2018-м и 2019-м - по 505 человек, в 2020-м - 500 человек.
В прошлом году по программе "Молодежная практика" на ученические рабочие места было трудоустроено 590 человек.
В республике отработан и функционирует действенный механизм по переселению безработных и членов их семей на новое место жительства и работы с предоставлением нанимателем жилого помещения работнику.
Переселение безработных осуществляется исходя из информации о наличии свободного жилья и вакансий, заявленных нанимателями в общереспубликанский банк вакансий (размещен на Информационном портале государственной службы занятости www.gsz.gov.by).
Безработным, переезжающим на новое место жительства и работы, за счет средств бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения, направленных на финансирование мероприятий по обеспечению занятости, производится денежная выплата в размере семикратной величины бюджета прожиточного минимума. Безработным также возмещаются затраты на переезд (расходы по проезду, перевозу имущества, суточные за время нахождения в пути). Если в составе семьи несколько безработных, то эти выплаты производятся каждому из них при условии заключения с ними договора и предоставлении гарантированного рабочего места.
Дополнительно выплачивается безработным сумма в размере двукратной величины бюджета прожиточного минимума при переселении из городов в малые, средние городские поселения, в сельскую местность, а также в города-спутники.
Эти меры позволяют активизировать миграционные процессы и способствуют повышению эффективности использования трудовых ресурсов.
В 2016 году органами по труду, занятости и соцзащите оказано содействие в переселении на новое место жительства и работы 151 семье безработных. За январь-февраль 2017 года на новое место жительства и работы переселилось 14 семей.
Никаких лимитов нет. Обратиться за регистрацией безработным может любой неработающий трудоспособный гражданин, который ищет работу и готов приступить к ней.
По итогам работы за 2016 год в республике на вновь созданные рабочие места трудоустроено 71 420 человек.
Как правило, уровень заработной платы и производительность труда превышает средние показатели по стране.
В 2017 году стоит задача трудоустроить на созданные новые рабочие места не менее 70,0 тыс. человек.
В республике организована работа по совершенствованию системы прогнозирования потребности в кадрах. Ее актуальность обусловлена ситуацией на рынке труда, характеризующейся дисбалансом спроса и предложения по профессионально-квалификационной структуре.
Для решения этой проблемы в конце 2015 года заместителем премьер-министра утвержден План работы по текущему планированию подготовки кадров и совершенствованию средне- и долгосрочного прогнозирования потребности в кадрах.
С учетом международного опыта в 2016 году сформирована модель, которая включает в себя три модуля: "экономика", "рынок труда" и "профессиональное образование", подготовлена методологическая база. В 2017 году работа в этом направлении продолжается. Предполагается, что новая система прогнозирования будет внедряться в 2019 году.
В соответствии со статьей 91 закона "О занятости населения Республики Беларусь" безработные обязаны самостоятельно заниматься поиском работы и информировать о результатах орган по труду, занятости и социальной защите по его требованию; являться в орган по труду, занятости и социальной защите по его приглашению для получения направления на работу (обучение), а при отсутствии приглашения - не реже одного раза в месяц в установленный день; явиться на переговоры с нанимателем по вопросу о трудоустройстве в течение двух рабочих дней со дня выдачи органом по труду, занятости и социальной защите направления на работу; возвратить в орган по труду, занятости и социальной защите в случае отказа нанимателя в трудоустройстве выданное направление на работу с указанием причины отказа, заверенное подписью уполномоченного должностного лица нанимателя и печатью организации; информировать в течение двух рабочих дней орган по труду, занятости и социальной защите об изменении места жительства, о самостоятельном трудоустройстве (в том числе на временную работу), заключении гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг, создание объектов интеллектуальной собственности), наступлении иных обстоятельств, влекущих снятие с учета безработных, прекращение, приостановку выплаты пособия по безработице или снижение его размера.
Государство обеспечивает дополнительные гарантии в области содействия занятости людям, особо нуждающимся в социальной защите и не способным на равных условиях конкурировать на рынке труда: детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; родителям в многодетных и неполных семьях, а также воспитывающим детей-инвалидов; инвалидам; освобожденным из мест лишения свободы; впервые ищущим работу в возрасте до 21 года; лицам предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право на пенсию по возрасту на общих основаниях); ветеранам боевых действий на территории других государств; уволенным с военной службы, из органов внутренних дел, Следственного комитета, Государственного комитета судебных экспертиз, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям в связи с окончанием срочной службы, ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников, по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам без права на пенсию; уволенным с альтернативной службы в связи с ее окончанием; эвакуированным, отселенным, самостоятельно выехавшим с территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, из зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения (за исключением прибывших в эти зоны после 1 января 1990 года).
Оплачиваемые общественные работы (ООР) направлены на предоставление дополнительной материальной поддержки людям в период поиска ими постоянной работы, а также на сохранение у них мотивации к трудовой деятельности.
Организация ООР возлагается на местные исполнительные и распорядительные органы при участии органов госслужбы занятости. Они могут быть организованы при выполнении таких видов работ, как рекультивация земель, мелиоративные, природоохранные работы, работы в лесном хозяйстве; строительство дорог, их ремонт и содержание, прокладка водопроводных, отопительных, канализационных, газовых и других коммуникаций; строительство и ремонт жилых помещений, объектов социально-культурного назначения; восстановление историко-архитектурных памятников, комплексов, заповедных зон; сельскохозяйственные работы; экологическое оздоровление территорий (благоустройство и озеленение территорий, сохранение и развитие лесопаркового хозяйства, зон отдыха и туризма); подсобные работы в организациях агропромышленного комплекса и торговли; сбор и переработка вторичного сырья и отходов; работы в организациях жилищно-коммунального хозяйства; проведение мероприятий общественно-культурного назначения (перепись населения, спортивные соревнования, фестивали, охрана общественного порядка и др.); уход за местами захоронений; социальные услуги для населения (обслуживание отдыха детей, уход за престарелыми и инвалидами, помощь в обслуживании пациентов и т.д.).
В качестве оплачиваемых общественных работ могут быть использованы свободные рабочие места (вакансии), которые не заполняются более 3 месяцев, а также в соответствии с решениями местных исполнительных и распорядительных органов другие виды работ, имеющих социально полезную значимость.
Финансирование мероприятий по организации оплачиваемых общественных работ производится за счет средств нанимателей, в интересах которых организуются эти работы, средств местных исполнительных и распорядительных органов, средств государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения.
С целью создания условий, позволяющих повысить эффективность вовлечения в экономическую деятельность незанятых граждан, до пяти дней снижен (с двух недель) срок, обязывающий нанимателей письменно уведомлять органы по труду, занятости и соцзащите о наличии у них свободных рабочих мест, вакансий.
Также определено, что свободное рабочее место (вакансия) - это предусмотренная штатным расписанием должность (профессия), которая не замещена работником, состоящим в трудовых отношениях с нанимателем на основании заключенного трудового договора по данной должности (профессии).
Полагаю, что положительный эффект есть, и в первую очередь это позволило и нам и нанимателям оперативно закрывать вакансии.