Инспекция контролирует перевозки автомобильным, железнодорожным и водным транспортом, проезд по платным дорогам. Транспортная инспекция наделена широкими полномочиями, в том числе по привлечению нарушителей к ответственности.
Какие современные технологии используются в работе Транспортной инспекции? Какие нарушения наиболее часто фиксируются на платных дорогах? На эти и другие вопросы ответили участники онлайн-конференции.
Участники:
Вопросы конференции
Инспекция многофункциональна. Прежде всего она является контролирующим органом за соблюдением производителями транспортных работ и услуг законодательства в области транспортной деятельности. Иначе говоря, осуществляет контроль за перевозками автомобильным, железнодорожным и водным транспортом, за проездом транспорта по платным дорогам. Государство наделило инспекцию широкими полномочиями, в том числе и по привлечению нарушителей к ответственности.
Наряду с контрольной деятельностью Транспортная инспекция занимается реализацией международных договоров Беларуси по выдаче разрешений на проезд транспорта по территории иностранных государств, карт цифрового тахографа для водителей, осуществляет выдачу перевозчикам лицензий. Также она принимает активное участие в разработке норм законодательства с учетом современных требований.
В последнее время Транспортная инспекция при выполнении контрольных мероприятий начала использовать аналитические методы работы путем установления нарушений требований законодательства в области автомобильного транспорта по базам данных республиканского унитарного сервисного предприятия "Белтехосмотр" и страховых организаций "Белгосстрах" и "Белэксимгарант". Инспекцией подготовлен проект указа, которым предусмотрено получение информации из баз данных контролирующих (надзорных) органов, что позволит выявлять нарушения перевозчиками требований законодательства и принимать профилактические меры без вмешательства в их хозяйственную деятельность.
Если говорить о контроле за выполнением международных автомобильных перевозок, то все экипажи Транспортной инспекции оснащены программным продуктом и оборудованием, позволяющим считывать информацию о работе и отдыхе водителей транспортных средств и в автоматическом режиме выявлять нарушения.
Лицензирование деятельности в области автомобильного транспорта осуществляет Министерство транспорта и коммуникаций. Получение лицензии требуется для выполнения городских и пригородных, междугородных автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении, международных автомобильных перевозок пассажиров и грузов. Исключением являются международные автоперевозки грузов с использованием автомобиля, разрешенный максимальный вес которого, включая вес прицепа (полуприцепа), не превышает 3,5 т.
За нарушения при перевозке грузов статьями Кодекса об административных правонарушениях предусматривается возложение ответственности как на водителя транспортного средства, так и на перевозчика. Степень ответственности варьируется в зависимости от совершенного правонарушения и может быть от предупреждения до 500 базовых величин (Br14 500) с возможной конфискацией дохода или транспортного средства.
Правилами установлено, что автомобиль такси должен быть желтого цвета или иметь по всей длине на боковых поверхностях такую полосу. На крыше должен быть размещен опознавательный фонарь оранжевого цвета, нужен также отличительный знак обслуживания, которым является композиция из квадратов черного цвета. На передних дверях должно быть нанесено краткое наименование (фамилия и инициалы) автомобильного перевозчика, учетный номер плательщика. Кроме того, внутри салона автомобиля такси должны располагаться визитная карточка, содержащая сведения о водителе и его фотографию, а также информационная табличка, содержащая сведения об автомобильном перевозчике.
Также должен быть установлен кассовый суммирующий аппарат, совмещенный с таксометром, если перевозка автомобилем такси выполняется за наличный расчет, за исключением выполнения автоперевозок пассажиров, заказанных с использованием электронной информационной системы с функцией оплаты в безналичном порядке.
Если указанные атрибуты отсутствуют, можно усомниться в том, что это официальный автомобильный перевозчик.
Перевозка пассажиров автомобилями такси выполняется на основании публичного договора и просто так отказать в перевозке водитель не может. Статьей 31 закона "Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках" установлены основания для отказа. Среди них - отсутствие свободных мест в транспортном средстве, нарушение пассажиром общественного порядка или оскорбление внешним видом пассажира либо его поведением общественной нравственности, желание провезти в качестве багажа или ручной клади предметы или вещества, запрещенные к автоперевозке.
Постановлением Совета Министров от 30 июня 2008 года №972 установлены обязанности водителя автомобиля такси, которыми не предусмотрено открытие дверей для пассажира. Вместе с тем при наличии у пассажира каких-либо проблем с опорно-двигательным аппаратом водитель может оказать помощь в посадке в автомобиль такси или высадке из него.
В соответствии с инвестиционным договором реализована программа по доукомплектованию контрольных транспортных средств комплектом оборудования системы автоматического распознавания номерных знаков транспортных средств, что дает возможность работникам Транспортной инспекции в автоматическом режиме получать информацию по проезжающим пользователям платных дорог.
Это отсутствие на транспортном средстве устройства электронной оплаты или использование неработающего устройства в нарушение порядка технологической эксплуатации. Плата в увеличенном размере за такой тип нарушения составляет 260 евро в белорусских рублях по курсу Нацбанка.
Данные нарушения происходят как по незнанию пользователями законодательства, регулирующего порядок пользования платными дорогами, так и намеренно (целенаправленно снимают устройство электронной оплаты при проезде контрольных рамок).
С ноября 2015 года у пользователей платных автомобильных дорог Беларуси имеется возможность доступа к информации о нарушениях порядка оплаты проезда по платным дорогам путем регистрации на сайте www.beltoll.by через личный кабинет. В дополнение к этому с мая 2020 года можно воспользоваться новым функционалом, позволяющим получать SMS-уведомления о зафиксированных системой сбора платы нарушениях и в течение двух часов с момента фиксации нарушений вносить по ним плату по разовому тарифу, исключающую в последующем взимание платы в увеличенном размере.
Также c 15 декабря 2020 года для транспортных средств с технически допустимой общей массой не более 3,5 т, имеющих обязательства по оплате в системе BelToll, есть возможность внесения платы за период пользования платными дорогами.
В настоящее время протяженность платных дорог - 1786 км. Вопрос расширения обсуждается, возможно, в ближайшее время будут какие-то изменения. Но решение об отнесении автомобильных дорог к платным и исключении из этой категории принимается Советом Министров. При этом учитываются сроки, необходимые для строительства объектов инфраструктуры, инженерных и иных сооружений, обеспечивающих начисление и взимание платы за проезд в рамках системы электронного сбора платы, а также иные обстоятельства, влияющие на функционирование такой системы.
Нет, не любой. У водителя должно быть водительское удостоверение на право управления транспортными средствами категории B. К выполнению перевозок допускаются водители не моложе 20 лет, имеющие общий стаж управления автомобилем не менее двух лет или стаж работы в качестве водителя автомобиля не менее одного года.
Кроме того, водитель автомобиля-такси должен пройти обучение в соответствии с программой, утверждаемой Министерством транспорта и коммуникаций (так называемые курсы таксиста), и не реже одного раза в пять лет повышать квалификацию по единым программам повышения квалификации водителей механических транспортных средств соответствующей категории.
Правилами автомобильных перевозок пассажиров не установлена обязанность по оборудованию автомобиля-такси дополнительными детскими удерживающими устройствами (бустер, специальные подушки для сидения, дополнительные сидения).
За необоснованный отказ в перевозке пассажиров с детьми (отсутствие в такси бустера или другого дополнительного оборудования) предусмотрена административная ответственность по статье 18.26 Кодекса об административных правонарушениях (влечет наложение штрафа на водителя в размере от двух до пяти базовых величин).