Для определения лучших коллекций приглашены международные эксперты, специалисты в области моды и дизайна ведущих зарубежных учреждений и организаций: Азербайджана, Великобритании, Италии, Польши, Латвии, России, Украины, Финляндии. Организаторами выступают Министерство образования Беларуси и Национальный центр художественного творчества детей и молодежи.
О том, какие тенденции ожидают нас нынешним летом, каковы перспективы развития молодежной моды и дизайна в Беларуси, расскажут во время онлайн-конференции.
Ответы будут публиковаться 28 мая после 10.30 по мере готовности.
Вопросы конференции
Надежда Васильченко: "Мельница моды", действительно, прежде всего - образовательный проект. Конкурсанты - учащиеся различных учебных заведений. Для них проводятся специальные семинары, с молодыми талантами работают профессиональные дизайнеры. Кроме того, фестиваль дает возможность познакомиться с коллегами, узнать новые подходы к моде, тенденции, показать себя. Победители и призеры конкурса получают специальный приз от Министерства образования Беларуси - пройти обучающие семинары в Европе, где можно познакомиться с ведущими школами моды, а также продемонстрировать свои коллекции.
Когда эксперты приезжают в Беларусь, они надеются увидеть хорошие работы. А затем начинают изумляться - значит, такого они еще не видели. Любая страна отличается своим дизайном и технологиями. Конкурс все время поддерживает Минобразования, чему безумно удивляются эксперты. Как правило, подобные проекты представлены в частном виде, и каждый пытается организовать такие состязания. А у нас государство поддерживает конкурс и дает возможность приехать международным экспертам.
Надежда Васильченко: Очень хорошо, что была и существует такая инициатива Минобразования. С каждым годом конкурсом интересуются все больше людей. Это дает возможность привлечь и спонсорскую поддержку - она год от года увеличивается. Многие организации предоставляют материалы, косметику, услуги. На конкурсе дизайнеры представляют свои коллекции. Но для участия в состязаниях нужно еще заплатить модели, сделать прическу, визаж. Здесь мы не только поддерживаем дизайнера, но и даем возможность выбора модели, создания образа с помощью наших спонсоров. Авиакомпания "Белавиа" также дает возможность нашим участникам прилететь по более льготным тарифам.
Марина Машедо: В этом году я заканчиваю Институт современных знаний. Не первый год участвую в "Мельнице моды" и хочу отметить, что этот конкурс дал мне очень многое. Он хорошая площадка для белорусских дизайнеров, здесь сильная конкуренция и бесценный обмен опытом. Не могу сказать, что меня сейчас разрывают на части заказчики. После "Мельницы" у меня появилось много частных постоянных клиентов. Я работала и на госпредприятиях, и в частных организациях. Но пока еще не нашла свое место.
Лариса Емельянчик: Не случайно в республиканский оргкомитет входят представители "Беллегпрома". Мы надеемся на тесное сотрудничество с концерном в плане продвижения наших дизайнеров: возможных стажировок или трудоустройства. Надеемся, что элементы, а может и целые коллекции молодых мастеров когда-нибудь войдут в массовое производство. Мне известно, что зрителями и соответственно заказчиками на конкурсе могут стать предприятия легкой промышленности города Минска. Представители "Беллегпрома" также входят в жюри "Мельницы моды". Возможно, стоит пойти дальше и организовать семинар или круглый стол на "Беллегпроме" по итогам конкурса с участием победителей.
В этом сезоне, как и в любом другом, приветствуются яркие цвета. Но это приглушенные цвета, смешанные с пастелью. Популярен прямой силуэт с каким-то стилем ампир - завышенной линией талии, скажем, сарафан в пол. Практически всегда в тенденциях или милитари миди, или милитари мини, или милитари-сафари.
Летом будет актуален яркий принт, красивый большой цветок, от которого идут, например, какие-то абстракции. Это было в тенденциях прошлого года и опять повторяется, но в более сложных композициях. Популярны костюмы, например, жакет-платье, тройка: юбка, жилетка, жакет. Всегда в моде романтический стиль. Это блузоны с воланами ярких тонов, уходящих в синеву или зелень.
Важно знать: модно - это хорошо, но стильно - лучше. Модно то, что вам подходит. Когда девушка носит одежду в модном, но неподходящем ей цвете, она не смотрится в нем хорошо.
Марина Машедо: Что касается отечественной моды, радует, что белорусы стали одеваться в яркие цвета и не боятся смелых решений. Больше любят экспериментировать женщины. Они к этому стремятся, независимо от возраста. Что касается молодых людей, здесь нужно отталкиваться от возраста и профессии. Человек, занимающийся бизнесом, не всегда может позволить себе выглядеть чересчур ярко. По поводу парней, они позволяют себе эксперименты с цветом и формой.
В последние годы в городе можно встретить невероятно интересные дизайнерские решения, и это прекрасно. Думаю, к нам потихоньку переходит идея модных улиц, достаточно развитая в Европе. Есть люди, которые фотографируют какие-то новые идеи, а потом внедряют их в массовое производство. У нас такое направление тоже начинает развиваться. В Интернете можно найти много блогов, где размещают фотографии молодых белорусов в интересных образах. Здесь креативу нет предела.
Сегодня существует достаточно много курсов стилистов и мастер-классов. В большей степени они предназначены для специалистов, которые затем распространяют информацию. Сейчас все очень просто найти. Что касается сочетания несочетаемого, например сланцев и классического костюма. Это креативно, но больше по-европейски. Никогда наши мужчины не носили кеды с классическим костюмом, только после Италии, которая привила это. Никогда не надевали укороченные брюки, так как это было смешно. А сейчас это стильно и ярко. Уличная мода переходит в классику, и потом получается креатив. Если удобно, нравится так ходить, пожалуйста. Однако это не касается правил дресс-кода.
Пока у нас преобладает деловой стиль одежды в учреждениях образования. Многие создают форму именно для своего учреждения. В основном это гимназии, которые нацеливают своих детей и родителей на приобретение такой формы. Ежегодно перед началом учебного года совместно с "Беллегпромом" мы проводим круглый стол, где обсуждаем следующие вопросы: что и как шить. Знаю, что уже в готовых образцах этой деловой одежды дефилируют модели, которые в выгодном свете показывают ту или другую предложенную модель и в целом деловой стиль одежды.
Возможно, в перспективе мы придем к введению школьной формы, которая, наверняка, вызывает ностальгию у многих. Сегодня это характерно для школьных звонков, когда девочки-выпускницы надевают коричневые платья, белые фартуки и банты, что красиво смотрится. Полагаю, что деловой стиль одежды сам по себе хорош. Может, не всегда выдерживают предложенные образцы одежды, возможно, не учтены какие-то санитарно-гигиенические требования в плане тканей и т.д. Может быть, со временем универсальная форма одежды и к нам придет. Пока у нас единой формы для всех учреждений образования нет.
Фотографов достаточно много. В нашей стране есть специальные учреждения образования, которые по конкретной специальности выдают диплом. В "Мельнице моды" с каждым годом все больше участников в номинации "Фото". Во время фестиваля-конкурса проводятся и мастер-классы, и лекции по фотографии. Палитра представителей учебных заведений многообразна: это высшие и средние специальные учебные заведения, а также учреждения дополнительного образования. Кстати, в этом году среди финалистов в номинации "Фото" есть два представителя учреждения дополнительного образования, которые на уровне с высшим учебным заведением или специализированным колледжем показали достойные работы.
В любом издательском учреждении, журнале, на телевидении необходима профессия фотографа. По фотографии проходит множество различных выставок - только успевай следить и участвовать. Работы концептуальные, выполнены в различных жанрах (и портрет, и уличная фотография). В этом году 4 июня во время финала "Мельницы моды" во Дворце спорта будет представлена выставка работ наших финалистов в номинации "Фото". Также их работы будут представлены в каталоге. Участники за год проделали огромную работу.
В нашей подиум-школе занимаются модели, которые демонстрируют одежду. Они изучают не только дефиле, которое им, конечно же, необходимо для успешной работы на подиуме, на сценических площадках, но также целый комплекс дисциплин, которые важны для их знаний, расширения кругозора, для работы с дизайнерами и фотографами. Образовательная программа утверждена Министерством образования. Модели изучают такие предметы, как этикет, стиль, азы прически, макияжа. У нас в подиум-школе в Национальном центре художественного творчества детей и молодежи занимаются и мальчики, и девочки от 5 до 25 лет. Мы затрагиваем эту возрастную категорию, поскольку модели на "Мельнице моды" демонстрируют и детские, и подростковые, и взрослые коллекции. Если модель будет владеть основами, терминами, которые связаны с модой, это только приветствуется. Так легче будет работать и дизайнеру, и фотографу. В итоге получится хороший продукт. Мы занимаемся как все учреждения дополнительного образования в стране. Набор идет с 20 августа по 5 сентября. Мы принимаем абсолютно всех желающих. У нас нет никакого кастинга, потому что мы, в первую очередь, учреждение образования, во главе всего стоит образовательный процесс. Задача - дать ребенку, учащемуся, который пришел к нам, необходимый объем знаний, чтобы он был конкурентоспособен. Скажем откровенно, у нас в стране есть много частных школ, которые этим занимаются, но не всегда дети получают необходимое на том уровне, как это делается в государственных учреждениях.
Сегодня у нас уже сложились такие отношения, когда и мы приглашаем победителей с определенных стран, и наших дизайнеров приглашают. Наши дизайнеры в прошлом году хорошо показали себя на "Русском силуэте". Также в прошлом году в Милане всей нашей команде очень повезло встретиться с Милой Ануфриевой. Сегодня это ведущий стилист многих домов моды. Она попросила контакты наших дизайнеров, с которыми хотела бы общаться, даже немного поддержать, раскручивать их бренд. Миланская мода, как известно, очень капризная дама, закрытая. Мне кажется, чем больше наши дизайнеры имеют возможности смотреть и сами показывать, тем интереснее будет наша мода. Тем интереснее будет то, что мы видим в наших магазинах.
Игорь Иванов: На сегодня уже есть ряд стран, конкурсов и недель моды, которые предоставляют участие финалистам "Мельницы моды", и дизайнерам, и моделям, и фотографам. Безусловно, это благотворительный фонд "Русский силуэт" и их международный конкурс молодых дизайнеров, который проходит в Москве. Это международный конкурс молодых художников моды Habitus Baltija (Хабитус Балтиа) в Риге, который ежегодно приглашает наших финалистов, и Краковская школа искусств дизайна, которая проводит свой конкурс, а также Краковскую неделю моды. В этом году у нас будет Украинская неделя моды, которая предоставит приз для нашего дизайнера-финалиста. В 2012 году наш финалист "Мельницы моды" представлял свою коллекцию на Volvo Fashion Week в Москве. Это огромный шанс и удача для наших дизайнеров. Конкурсы, как правило, все коммерческие, это довольно дорогое удовольствие. Это оплата и моделей, и визажистов, аренда площадки. Для нашего победителя в качестве поощрительного приза это бесплатно. Ему нужно всего лишь взять свою достойную коллекцию и приехать туда.
Мы неоднократно подчеркивали, что наш проект в первую очередь носит образовательный характер. Он позволяет обучающимся прибавлять в плане профессионализма, в плане знаний. В обучающих семинарах, которые проводятся и рамках "Мельницы моды", и в период подготовки к ней, участвуют не только студенты и учащиеся. Это возможность и для педагогических работников повысить свой уровень квалификации, свой профессионализм. "Мельница моды" сегодня не мыслится без участников Витебского технологического университета. Здесь можно назвать и ряд других учебных заведений нашей страны. Институт современных знаний всегда активно участвует, там, кстати, есть подготовка дизайнеров. Безусловно, "Мельница моды" позволяет приобрести новые знания, заблистать дизайнерам всеми гранями своего искусства. Предложения, которые мы высказываем в этих учреждениях, учитываются при составлении программ, спецкурсов для дизайнеров.
Надежда Васильченко: На сегодня мы уже в определенной степени срослись, если можно так сказать, с нашими учреждениями образования, которые ведут подготовку соответствующих специалистов. По-моему, этот процесс происходит достаточно органично. Такой конкурс, как "Мельница моды", позволяет сделать содержание образовательных программ более гибким, вариативным, а также реагировать на те современные тенденции, которые происходят и у нас, и в мире. Эти тенденции мы потом внедряем в наш образовательный процесс, что позволяет нам выглядеть на современном уровне.
Светлана Гнеденок: Мельница моды диктует тенденции на 3-4 сезона вперед. Когда талантливый молодой художник, дизайнер, модельер, конструктор, технолог - все в одном лице - готовит коллекцию, он пропускает ее полностью через свою душу. Он прорабатывает каждый момент в этой коллекции, придумывает новейшую идею, которая еще никогда не появлялись ни у одного мирового бренда, ни на одном из предприятий нашей страны и других стран. Наши участники самые талантливые, у них незакомплексованные, неакадемические идеи. Эти идеи можно дальше развивать, двигать вперед, реализовывать и продавать.