В Беларуси 22 апреля будет отмечаться День судебного эксперта. Именно в этот день в 2013 году был подписан указ об образовании Государственного комитета судебных экспертиз, которому в нынешнем году исполняется 5 лет.
В преддверии юбилея Госкомитета судебных экспертиз его руководитель рассказал об основных достижениях ведомства, новых видах экспертиз, новациях в законодательстве в области экспертной деятельности, а также международном сотрудничестве, ответил на вопросы посетителей сайта БЕЛТА.
Участники:
Вопросы конференции
С уверенностью можем сказать, что это решение было единственно правильным, выверенным и своевременным. Главой государства была поставлена предельно конкретная и четкая задача: посмотреть на проблему судебной экспертизы глазами прокурора, следователя, судьи. Поскольку я и мои коллеги, которые участвовали в формировании структуры и подготовке плана действий, имели опыт работы в правоохранительных органах, то четко понимали круг проблем, которые накопились в этой сфере. А их было немало.
Давайте посмотрим, что было до 2013 года (год создания Государственного комитета судебных экспертиз. - Прим. БЕЛТА). Были разрозненные экспертные подразделения как минимум в восьми государственных ведомствах. На них был возложен ряд основных задач и криминалистическое обеспечение. Судебная экспертиза была, мягко говоря, функцией второго, а то и третьего порядка. Каждый руководитель формировал свое видение решения задач, которые были первостепенными для его ведомства. Поэтому были серьезные сложности, связанные с судебно-экспертным обеспечением правоохранительной деятельности.
Самой главной проблемой были сроки. Из-за слабой технической оснащенности, износа оборудования, малочисленности экспертов и ряда других причин сроки проведения экспертных исследований достигали в среднем 6-8 месяцев, а пожарно-технические - 1,5-2 лет. Были ситуации, когда, к примеру, у сбытчика находили наркотики, а он сидел в следственном изоляторе по полгода, а то и больше, и ждал заключения экспертов. А можно было давно расследовать уголовное дело и направить его в суд. Ведь речь шла не об одном уголовном деле, а о десятках тысяч. Это затрагивало судьбы людей. Ведь нет ни одного уголовного дела, по которому бы не проводилась экспертиза.
Теперь смоделируем ситуацию: в жилом доме убили человека, а дом подожгли. Работает следователь. Есть тело погибшего. До 2013 года экспертиза проводилась государственной службой судебно-медицинских экспертиз. Это одно учреждение. При погибшем, к примеру, нашли мобильный телефон. По тем временам такое исследование проводило ГКЦ МВД сроком до 1 года. Причины пожара могло установить МЧС, а это, повторю, 1,5-2 года. И так далее. Сидит следователь - у него столько объектов для экспертизы, и он понимает, что это очень долгая история. Не секрет, что в те годы следователи и прокуроры иногда отказывались от назначения экспертиз, потому что понимали, что это либо долго, либо бесперспективно. Некоторые экспертизы вообще не проводились.
Следующая проблема - вопросы качества экспертиз. Не было единых подходов, как определить, насколько экспертиза качественная и научно обоснованная. Не было общих требований, и никто эти вопросы не регулировал. Получалось так, что экспертные подразделения были в каждом ведомстве, их никто не координировал и не знал, по каким критериям их осуществлять. Доходило до того, что по одним делам одно экспертное учреждение или служба делает один вывод, а вторая - противоположный. Что делать прокурору или следователю? Ведь зачастую заключение эксперта - один из основных источников доказательства. Тупик.
Сейчас это в прошлом. Все вопросы решены кардинально и на многие годы вперед. Например, если брать сроки проведения экспертиз, то в 99% мы все делаем в течение 30 суток. Такого нет нигде на постсоветском пространстве. Следователь и прокурор знает все объекты, передает нам, а мы знаем, по каким направлениям, экспертизам и лабораториям все направить. В год мы делаем 340 тыс. экспертиз, а за пять лет - более 1,6 млн экспертиз и почти все - за 30 суток.
Что касается качества, то в Беларуси выстроена централизованная система контроля. Определенная категория экспертиз по определенным уголовным делам, например тяжким и особо тяжким, в отношении экспертов, которые работают первый год или допускали какую-либо ошибку, постоянно рецензируется.
За столь непродолжительный срок удалось решить и кадровую проблему. Престиж профессии судебного эксперта возрос, на многие специальности отмечается конкурс.
Мы достигли многих успехов в развитии судебно-экспертной деятельности в Беларуси, про них можно говорить не один час. Но самая объективная оценка - со стороны. Многочисленные иностранные делегации, которые все чаще к нам приезжают, дают высокую оценку нашей работе.
До создания Государственного комитета судебных экспертиз одной из ключевых проблем было слабое материально-техническое обеспечение. В 2013 году износ оборудования экспертных подразделений достигал 82% - было не на чем работать. Приведу пример. На всю республику было всего 4 прибора по исследованию наркотиков: в столице и двух областных центрах.
Сейчас белорусские эксперты имеют в своем арсенале самое технологичное оборудование, которое в разы позволяется повысить оперативность и качество исследований. Мы выстроили уникальную на постсоветском пространстве трехуровневую систему проведения экспертиз всех видов наркотиков. Функционирует 19 приборов в столице, областных центрах и крупных городах. Это позволяет без дополнительных затрат на доставку объектов в круглосуточном режиме обеспечить потребности органов уголовного преследования в оперативном (до 1 часа) проведении таких экспертиз. До 30 суток, а зачастую и намного раньше, можем исследовать любую партию наркотиков.
В этом вопросе мы серьезно продвинулись вперед и не только проводим исследования по наркотикам, но и являемся единственной страной в мире, которая мониторит ситуацию: не просто проводит исследования, но и выполняет функцию профилактики. В борьбе с распространением наркотиков наш комитет играет одну из важнейших ролей. Это достигается за счет постоянного мониторинга информационного пространства, контактов с коллегами. Еще до появления наркотического вещества в Беларуси оно вносится в перечень запрещенных. Статистика говорит сама за себя: в республике с апреля 2014 года не было выявлено ни одного неподконтрольного наркотического вещества. Хотя для наших соседей это очень серьезная проблема. В западной Европе в среднем уходит год на то, чтобы внести новый препарат в перечень запрещенных. У нас на это уходит несколько суток. На будущее мы запланировали завершить создание трехуровневой системы и по другим видам экспертиз.
Серьезной проблемой ранее являлось отсутствие методического и методологического обеспечения. Не было единого подхода, чем руководствоваться экспертам при ведении исследований. Она тоже была решена. Создан реестр методик судебных экспертиз - алгоритм работы судебного эксперта, по которому он должен проводить ту или иную экспертизу. Это нужно всем участникам процесса. Во-первых, мы знаем, как, кто и что должен делать. Методика принимается на межведомственном совете, куда входят руководители или должностные лица всех правоохранительных органов, судов. Данный документ понятен и прокурору, и следователю, и судье. В случае, когда есть необходимость участникам процесса проверить заключение эксперта, можно взять методику и сверить. Это вопрос и качества, и научного обеспечения, и унифицированного подхода к проведению экспертных исследований. В настоящее время более 280 таких методик уже внесено в реестр, и мы постоянно проводим работы по его дополнению. В последние годы активно внедряем новые виды экспертиз, востребованные правоохранительными органами.
В развитие этого соглашения разработан совместный план, который предусматривает реализацию конкретных мероприятий.
По программе Союзного государства Беларуси и России "ДНК-идентификация" планируется разработать технологию, которая позволит определять по ДНК этногеографическое происхождение, возраст, некоторые признаки внешности человека, а именно цвет глаз и волос. Реализация программы рассчитана на 5 лет - до 2021 года. Начаты работы по белорусской части научно-технической программы по пяти мероприятиям, собраны коллекции образцов биологического материала, выполнены аналитические обзоры литературы, патентные исследования по тематике мероприятий.
Результаты этих научных исследований будут применены на практике. Например, при обнаружении на месте происшествия следов биологического материала (крови, слюны и других) неизвестного преступника после проведения исследований будет возможно с определенной долей вероятности высказаться о цвете его глаз и волос, возможном этногеографическом происхождении. Такие сведения окажут помощь в розыске неизвестного преступника.
Сотрудничество Академии наук Беларуси с органами Государственного комитета будет проходить по нескольким направлениям. Для разработки эффективных технологий судебно-экспертного исследования отказов деталей транспорта сотрудники комитета получат доступ к оборудованию ГНУ "Институт порошковой металлургии". Эксперты также заинтересованы в использовании лазерных установок Института физики имени Б.И.Степанова для установления характера и продолжительности патологических изменений в биологических тканях человека. Комитетом разрабатываются технологии исследования фрагментов древесины для идентификации места произрастания дерева.
Кроме того, Государственный комитет заинтересован в разработке компьютерных программ на основе алгоритмов самообучаемости (нейросетевые системы). Такие программные продукты востребованы по многим направлениям экспертно-криминалистических исследований (например, для оперативного установления личности человека по базам данных). Обсуждается разработка технологий 3D-моделирования, специализированных средств фиксации обстановки мест происшествия, в том числе с использованием беспилотных летательных аппаратов.
По программе "Наукоемкие технологии и техники" на 2016-2020 годы Государственным комитетом совместно с Институтом биоорганической химии НАН Беларуси уже разрабатываются и осваиваются технологии производства наборов реагентов для криминалистической ДНК-идентификации биологических образцов некоторых видов диких животных при расследовании дел о незаконной охоте.
Кроме того, ведутся разработки по вопросу ДНК-генотипирования объектов растительного происхождения для организации экспертных исследований по ДНК-идентификации наркосодержащих объектов, приготовленных из конопли, и создания криминалистического научно-методического обеспечения по этому виду экспертиз. Также прорабатывается вопрос о возможности создания специализированного программного продукта для автоматизированной системы портретной идентификации.
Сейчас идет работа над проектом закона "О судебно-экспертной деятельности". Сфера судебно-экспертной деятельности намного шире, чем предложено в настоящее время законодателем. Закон должен урегулировать деятельность по организации и проведению судебной экспертизы, научно-методическое обеспечение такой деятельности, подготовку и аттестацию судебных экспертов на право самостоятельного проведения экспертиз.
Это серьезный шаг. Вопрос о том, что нужен комплексный нормативный правовой акт, который бы регулировал эту сферу, обсуждался давно. Судебная экспертиза включает работу не только Государственного комитета судебных экспертиз, но и частных судебных экспертов нашей республики, и экспертов, которые есть в некоторых ведомствах - их небольшое количество, но они проводят определенные исследования, исходя из компетенции этих ведомств. Деятельность субъектов при проведении судебных экспертиз должна основываться на общих методологических основах и принципах.
Необходимость разработки закона обусловлена тем, что необходимо уточнить полномочия судебного эксперта в уголовном, хозяйственном, гражданском и административном процессах. Унифицировать их. С созданием закона впервые будет унифицировано процессуальное законодательство: эксперт будет обладать равными правами и обязанностями вне зависимости от вида процесса, в котором он участвует. Предлагается установить единый подход, в соответствии с которым требования в любом из процессов к любому судебному эксперту (государственному и частному) будут едины. Будут приведены к единообразию и права и обязанности лиц, в отношении которых проводится экспертиза, а также участвующих в ее проведении. В этой связи параллельно ведется работа над внесением изменений во все процессуальные кодексы Беларуси.
В законе впервые на законодательном уровне предлагаем закрепить сроки производства экспертиз. Да, мы говорим, что 99% экспертиз проводятся в течение 30 суток, но этот срок установлен нашими ведомственными актами. Коллеги из правоохранительных органов заинтересованы в том (мы их понимаем и поддерживаем), чтобы на уровне этого акта законодательства были установлены эти сроки. Соответственно, следует прописать порядок исчисления этих сроков.
Проектом закона предусмотрены и требования, предъявляемые к судебному эксперту. В рамках этой комплексной работы также мы бы хотели конкретизировать на уровне закона права эксперта при осмотре места происшествия. Об этом мной ранее уже заявлялось. Это продолжение той работы, которая была начата несколько лет назад. Это касается того, что можно делать судебному эксперту, например, при обнаружении, фиксации и изъятии вещественных следов, а что - прерогатива исключительно следователя. Какие манипуляции может совершать судебный эксперт. Серьезным остается вопрос инициативы эксперта при производстве экспертизы: до каких порогов, до каких пределов судебный эксперт может сам по своей инициативе что-то выяснить дополнительно, а что-то - только по решению следователя, прокурора или судьи. То есть предлагается расширить полномочия судебного эксперта до определенных, разумных пределов - эти пределы должны быть четко установлены, четко прописаны. И их должны понимать все участники любого процесса.
В проекте закона определен порядок создания и функционирования реестра судебно-экспертных учреждений и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих соответствующую деятельность, с указанием проводимых ими видов (подвидов) судебных экспертиз. Сведения, содержащиеся в реестре, будут открытыми и будут носить информационных характер. Создание реестра не повлечет ограничение органов, ведущих процесс, в поручении проведения экспертизы иным специалистам.
Предусматривается и создание и ведение Реестра методических материалов в сфере судебно-экспертной деятельности, что будет обеспечиваться Государственным комитетом судебных экспертиз. Проект закона включает и другие важные вопросы.
Проект закона сейчас обсуждается с нашими коллегами. Проводятся все необходимые процедуры, чтобы в этом году в установленном порядке внести его на рассмотрение Национального собрания.
Мы выполнили трехлетнюю программу взаимных обменов с китайскими партнерами - они изучили наши возможности, мы изучили возможности наших партнеров. Так, Национальный центр вещественных доказательств Министерства общественной безопасности Китая не только проводит экспертизы, но и производит криминалистическое оборудование широкого спектра действия. Мы проанализировали это оборудование, некоторые образцы нас заинтересовали по ряду параметров. Конечно, для нас очень важно соотношение цена-качество, и по этому параметру отдельные китайские образцы дешевле.
Заинтересовавшие нас образцы аналитического оборудования для проведении ДНК-экспертиз протестированы в наших лабораториях, и в настоящее время китайские партнеры обещают их доработать с учетом результатов тестирования.
Есть договоренность о поставке из Китая материалов для получения генотипоскопических образцов и некоторых материалов для исследования следов выстрела. Мы крайне заинтересованы в снижении стоимости производства экспертизы по исследованию ДНК. В 2013 году, когда мы начинали, стоимость одного комплекта по этому виду экспертизы, а они закупались за валюту, доходила до $20. Благодаря той работе, которую мы провели за эти годы, она снизилась до $5-7. Работая с китайскими партнерами, мы рассчитываем еще более удешевить этот вид экспертизы.
РУП "Белсудэкспертобеспечение" в этом году заключило договор с организацией, подчиненной Министерству общественной безопасности Китая, о продвижении криминалистических средств китайского производства в Беларуси. В частности, идет речь о материалах для изъятия образцов ДНК и следов выстрелов.
19 апреля 2018 года на международной научно-практической конференции состоится подписание соглашения с Центром вещественных доказательств Министерства общественной безопасности КНР, которое станет основой для дальнейшего сотрудничества, и все наши договоренности перейдут в практическую плоскость.
Все иностранные делегации, посещающие Государственный комитет, выражают неподдельный интерес к уникальному опыту Беларуси по организации судебно-экспертной деятельности. Белорусская модель широко обсуждается международным экспертным сообществом, и уже имеются примеры ее адаптации в других государствах, в частности в Кыргызстане и Казахстане.
Деловое партнерство налажено и с коллегами из ОАЭ, которые посещали Государственный комитет трижды. В настоящее время идет активный обмен опытом. Представители полиции Абу-Даби проявили заинтересованность по таким направлениям судебно-экспертной деятельности, как одорология, трасология, проведение пожарно-технических экспертиз, экспертиз документов и почерка, исследование холодного оружия.
Они изучили наши возможности и очень высоко оценили организацию деятельности Государственного комитета, уровень оснащения экспертных подразделений, а также практику повышения квалификации и переподготовки экспертов. Мы договорились о том, что поможем им по целому ряду направлений. В частности, арабская сторона заинтересована в обучении у нас специалистов полиции Абу-Даби. В мае группа наших специалистов отправится в Абу-Даби, где будут обсуждаться практические аспекты организации полномасштабного обучения арабских коллег в Беларуси - количество групп, перечень специальностей и т.д. Думаю, мы сможем организовать такую подготовку в этом году.
Кроме того, коллеги из правоохранительных органов ОАЭ намерены создать подразделения по образцу нашего Государственного комитета судебных экспертиз. Конечно, мы готовы оказать им всяческое содействие в этом вопросе. Поэтому расцениваем наши контакты как высокоэффективные, перспективные и взаимовыгодные для обеих сторон.
Это один из многочисленных примеров эффективности принятого решения о создании Госкомитета судебных экспертиз. Он связан с тем, что мы среди прочих занялись проблемой переоснащения экспертных подразделений новым высокотехнологичным оборудованием. Приведу пример по исследованиям ДНК. Проблема обсуждалась десятилетиями о том, что с мест преступлений изымаются накопленные образцы и их невозможно проверить в связи с отсутствием условий. Для ДНК-экспертизы нужно очень дорогое высокоаналитическое оборудование, а также реагенты. Мы закупили самое высокотехнологическое оборудование нового поколения, которое в полном объеме обеспечивается расходным материалом, и продолжаем это делать. Техника работает круглые сутки - отсюда и результаты. Беларусь - одна из немногих стран мира, в которой по любому уголовному делу может быть проведена ДНК-экспертиза.
Решив проблему производства таких экспертиз, мы приступили к созданию баз ДНК. И благодаря тому, что у нас накопился определенный резерв расходных материалов, появилась возможность отдельные образцы оборудования адаптировать под проблемы решения базы ДНК. Активно вносить в эту базу данных накопленные за многие годы образцы мы начали с 2016 года. Только за прошлый год было внесено более 100 тыс. образцов ДНК. За последние 2,5 года в базу перенесено почти 200 тыс. таких образцов, с которыми до 2013 года не было возможности что-нибудь сделать, не говоря о том, чтобы быстро и эффективно с ними работать. Раньше, например, в 2005 или в 2007 году могли себе позволить в год внести около 10 тыс. образцов.
В настоящее время многие резонансные дела прошлых лет раскрываются благодаря тому, что улики стали говорить сами за себя. Плюс мы пополняем базу данных в отношении лиц по нынешним преступлениям, соответственно, появляются результаты. Примеров таких очень много. Уверен, что результативность этой базы будет только возрастать.
Кроме того, в ближайшие несколько лет мы намерены ее автоматизировать. Это максимально ускорит процесс обработки информации и период получения предварительных результатов правоохранительными органами, чтобы они могли планировать оперативно-разыскные мероприятия и следственные действия. Сейчас мы активно проводим процедуры, связанные с тем, чтобы перенести это на определенную платформу.
С момента создания ГКСЭ заключено 12 соглашений о сотрудничестве в сфере судебно-экспертной деятельности с организациями иностранных государств - Азербайджана, Армении, Израиля, Казахстана, Кыргызстана, Латвии, Литвы, ОАЭ, России и др.
Готовится к подписанию еще более 20 международных соглашений, в том числе с Великобританией, Германией, Ираном, Италией, Китаем, Польшей, Узбекистаном, Хорватией.
В рамках международного межведомственного взаимодействия Государственный комитет посетили 190 представителей в составе 57 иностранных делегаций из Бельгии, Израиля, Казахстана, Китая, Кыргызстана, Латвии, Литвы, Монголии, ОАЭ, России, Сербии, США, Швейцарии, Ирландии, Великобритании и др. В свою очередь сотрудники Государственного комитета посетили 28 стран.
Интерес очень высок, и тот факт, что такой широкий спектр иностранных экспертных учреждений и государственных органов управления проявляет к нам интерес, говорит о том, что международное экспертное сообщество признает эффективность и правильность пути, по которому мы идем.
19-20 апреля в Минске пройдет международная конференция "Евразийское партнерство судебных экспертов: вызовы, проблемы, пути решения и перспективы развития", в которой примут участие судебные эксперты из 34 экспертных учреждений 20 стран - Армении, Казахстана, Китая, Кыргызстана, Латвии, Литвы, Молдовы, ОАЭ, России, Сербии, США, Таджикистана и других.
Такой форум впервые будет проводиться в Беларуси. Это показатель неподдельного, живого интереса к результатам нашей работы.
Один из ключевых моментов, который будет обсуждаться на конференции, - белорусский опыт реформирования сферы судебной экспертизы. В ходе визитов в нашу страну все зарубежные представители отмечали высокий уровень подготовки экспертов Государственного комитета и качество проведения экспертиз. Поэтому их интересуют методы, формы организации судебной экспертизы, которые позволили Беларуси добиться таких высоких результатов.
Во время конференции планируется подписание меморандума о сотрудничестве между Научно-практическим центром Государственного комитета судебных экспертиз и Центром вещественных доказательств Министерства общественной безопасности Китая. Документ предусматривает сотрудничество в области научно-исследовательских работ по теоретическим и правовым, организационным и методологическим проблемам судебно-экспертной деятельности, создания новых и совершенствования существующих методов и методик экспертного исследования, обмена опытом экспертной практики.
Таких примеров очень много. Можно привести цифры, которые говорят сами за себя. Так, в рамках международного сотрудничества по линии АДИС в 2017 году в результате проверок дактилокарт, в том числе предоставленных на проверку по линии НЦБ Интерпола, идентифицировано 49 лиц, сообщивших о себе недостоверные анкетные данные (Швейцария - 9, Бельгия - 1, Австрия - 11, Швеция - 14, Германия - 7, РФ - 1 и др).
Не раз нам приходилось защищать экономические интересы Беларуси за рубежом. Например, когда в одной из африканских стран произошло возгорание нашего БелАЗа, специалисты ГКСЭ провели полноценную экспертизу, по результатам которой все вопросы к качеству нашей техники были сняты, была доказана вина эксплуатирующей организации. И суд этой страны без всяких сомнений принял эти выводы во внимание, благодаря чему удалось отстоять интересы нашего государства.
Создание ГКСЭ дало импульс для освоения новых видов, о которых раньше могли только рассуждать или мечтать. Только за последние три года мы внедрили (или завершаем подготовительную работу и внедряем в практику в этом году) более 10 новых видов и подвидов экспертиз. Гибко реагируем на потребности правоохранительных органов, других госорганов по тем или иным вопросам. Недавно начали проводить новую экспертизу - исследование выходных параметров электрошоковых устройств. Например, изымается какая-то партия на таможенной границе. Ранее мы не могли провести экспертизу, потому что для этого не было ни методики, ни оборудования. Мы прислушались к предложениям коллег из таможенных органов. Эксперты прошли соответствующую подготовку, была закуплена приборная база. И с 2017 года начали проводить такие экспертизы.
Чтобы реализовать полное и всестороннее экспертное исследование драгоценных металлов и камней, ювелирных изделий, в госкомитете внедряется в практическую деятельность судебная геммологическая экспертиза. Ее объектами являются драгоценные, полудрагоценные камни, бриллианты, природные минералы. Ранее правоохранительные органы были вынуждены обращаться в Министерство финансов или в Национальный банк, но как таковой полноценной экспертизы драгоценных камней не проводилось. Простая ситуация: у обвиняемого изымается имущество. Если с деньгами все понятно - их проверили и пересчитали, то как оценить стоимость драгоценных изделий? Мы решили эту проблему, вложив серьезные деньги в подготовку соответствующих специалистов за рубежом. С этого года начинаем в полном объеме проводить полноценную геммологическую экспертизу по определению стоимости драгоценных камней. Организуется лаборатория, проводится закупка современного оборудования. Весь цикл подготовки к внедрению в экспертную практику судебной геммологической экспертизы планируется завершить во втором квартале.
Новое направление - товароведческие экспертизы сложных бытовых устройств. Если раньше в госкомитете в основном проводились исследования мобильных телефонов и компьютеров, то в последние годы специалисты успешно освоили их и в отношении других сложных объектов бытовой техники: телевизоров, пылесосов, различных кухонных бытовых электротехнических приборов. Также решаются отдельные вопросы, связанные с определением причин неработоспособности холодильников. Причем если раньше экспертизы электробытовой техники проводились только в центральном аппарате госкомитета, то с 2017 года для повышения эффективности такой деятельности успешно обучены наиболее опытные специалисты из областных управлений. На первоначальном этапе они будут проводить исследования мобильных телефонов и планшетных компьютеров, по мере оснащения областных лабораторий специализированной техникой спектр решаемых задач будет расширен.
Благодаря видеотехническим экспертизам можно выявить, есть ли признаки монтажа и подделки видео, внесения каких-либо изменений в него. Раньше, когда возникала потребность в таких исследованиях, правоохранители были вынуждены делать экспертизы за рубежом. В 2018 году наши специалисты пройдут обучение на базе российского экспертного учреждения, после чего белорусские эксперты также смогут выполнять эти исследования.
Из-за участившихся случаев хакерских атак на персональные пользовательские компьютеры граждан и юрлиц расширен перечень вопросов, решаемых в рамках исследования предположительно вредоносных программ (шифраторов и блокираторов). В этой связи хотелось бы отметить нашумевшее уголовное дело "Андромеда". По нему наши эксперты провели достаточно большой блок экспертиз.
Буквально через месяц - максимум полтора мы начнем выполнять судебные лингвистические экспертизы. Над этим направлением работаем с 2016 года, наши специалисты обучались за рубежом больше года - это очень сложное направление. В настоящее время такие экспертизы проводятся республиканской комиссией при Министерстве информации.
В ближайшие годы будет внедрена полноценная автороведческая экспертиза письменных текстов. Речь идет о том, чтобы определять авторство того или иного текста. Планируем начать такие исследования в 2019 году. Также необходима длительная подготовка специалистов, требующая определенного опыта и навыков. В настоящее время разрабатывается комплекс необходимых мероприятий для реализации поставленной задачи.
В госкомитете проводится подготовка к внедрению в экспертную практику нового подвида судебной технической экспертизы документов - определение давности выполнения реквизитов в документах по относительному содержанию в штрихах летучих растворителей. Например, человек утверждает, что в документе стоит не его подпись, или в тот момент, когда она была поставлена, его и вовсе не было в конкретном населенном пункте. Возникает вопрос: действительно ли в это время была поставлена подпись? И не подделаны ли документы, возможно, расписались задним числом? Этот вопрос для разрешения всегда был сложен технически. В большинстве стран судебные эксперты подобные экспертизы не проводят, потому что нужно высокотехнологическое оборудование и серьезные методики. Мы проанализировали опыт некоторых коллег из других стран и пришли к выводу, что исследования по определению давности выполнения реквизитов в документах мы можем делать. Начать их производство планируем в 2019 году.
Кроме того, наши эксперты также могут решать задачи, связанные с определением стоимости одного квадратного метра объектов долевого строительства. Такие экспертизы в Беларуси проводятся с 2017 года. Как правило, они могут потребоваться правоохранительным органам, когда расследуются резонансные дела о мошенничестве в строительной сфере. Эксперты устанавливают, сколько реально стоил квадратный метр жилья с учетом всех затрат застройщика по этому объекту. Соответственно можно выяснить, сколько денег получил застройщик обоснованно, а сколько, мягко говоря, увел на сторону. Актуальны такие экспертизы и при рассмотрении гражданских споров, когда дольщики не согласны со стоимостью "квадрата" и считают, что переплатили. Эти экспертизы проводятся как для правоохранительных органов, судов, так и для граждан, юридических лиц на договорной основе. Это стало возможным благодаря тому, что появился ГКСЭ.
В целом хочу пояснить: чтобы ввести новый вид экспертиз, необходима серьезная работа, которая длится от 8 месяцев до полутора-двух лет. Это касается приобретения приборной базы, а самое главное - подготовки специалистов, что занимает минимум восемь месяцев, а в среднем год-полтора, и проходит, как правило, в экспертных центрах за рубежом, где наработана соответствующая практика.
- Такая экспертиза начала проводиться с 2015 года. Это наша белорусская наработка. Причем такая судебная экспертиза делается пока только в Беларуси. Суть ее в том, что мы по биологическим образцам определяем их принадлежность определенному животному. Приведу пример: в лесу обнаружены останки животного, убитого браконьерами. Они изымаются следственной группой. Если есть подозреваемый, и у него находят предполагаемое орудие убийства, например нож, или другие предметы, которые могут содержать следы ДНК данного убитого животного (сделанная из мяса колбаса, тушенка и т.д), то ДНК-экспертиза может однозначно показать их происхождение. Недавно был случай: изъяли нож у одного браконьера. Когда его исследовали на наличие биологических останков найденного убитого животного (бобра), эксперты обнаружили на нем биологические следы еще 14 других животных!