Подготовка к отопительному сезону в Беларуси находится на завершающей стадии, жилищный фонд страны практически полностью готов к зиме. Как подготовить собственную квартиру к холодному времени года? Насколько "потяжелеют" жировки с включением отопления в квартирах? Стоит ли в ближайшее время ожидать повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги? Будет ли введен в Беларуси дифференцированный подход к формированию тарифов на ЖКУ для населения по уровню доходов? Каковы особенности нового Жилищного кодекса, как его вступление в силу отразится на работе организаций ЖКХ? На эти и другие вопросы во время online конференции ответит заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства Беларуси Анатолий Васильевич Шагун.
Ирина Головановичева
С 1 октября 2011 года в Беларуси была введена дифференцированная плата за услуги водоснабжения и водоотведения. Сейчас предлагают по такому же принципу дифференцировать плату за электроэнергию. Насколько, по вашему мнению и оценке, целесообразно внедрять данное нововведение? Планируется ли в будущем дифференцировать плату за другие виды жилищно-коммунальных услуг?
Если говорить о том, для чего дифференцированная оплата вводятся, то, конечно, одной из главных ее задач является стимулирование граждан к экономному использованию ресурсов, именно поэтому была введена дифференцированная оплата по воде и рассматривается вопрос по электрической энергии, ведь это те ресурсы, которые в большой степени завязаны на импорте природного газа. Вторая задача - это постепенный и поэтапный переход к полному возмещению населением затрат на оказание данных услуг.
Эти задачи в определенной степени взаимосвязаны, ведь, начиная экономить ресурсы, мы не только сокращаем потребление природного газа именно в Беларуси, но и для себя сокращаем плату за жилищно-коммунальные услуги. Таким образом, человек психологически готовится к выходу на стопроцентное возмещение затрат на оказание ЖКУ и приучает себя к экономии.
Введение дифференцированных оплат не ориентировано на получение дополнительной прибыли, поскольку нормативы устанавливаются на уровне массового потребления, их цель - чтобы часть общества, которая не укладывается в нормативы, могла подтянуться к этому уровню. Поэтому установка дифференцированной платы за электрическую энергию, по большому счету, будет иметь такие же цели, что и по водоснабжению. В настоящий момент на сайте Министерства энергетики предоставлены предлагаемые варианты по дифференцированной оплате, там у всех желающих есть возможность проголосовать за тот или иной вариант, и по результатам общественного обсуждения будет принято решение.
Сегодня вопросы совершенствования дифференциации оплаты по другим жилищно-коммунальным услугам, как один из вариантов увеличения уровня возмещения затрат населением, рассматриваются. Первые шаги практически по всем ЖКУ сделаны, например ставка за техническое облуживание для проживающих в пределах нормы одна, а то, что сверх нормы или для пустующих квартир, в которых не прописаны собственники и члены их семьи, - другая ставка ТО. Так же и по капитальному ремонту. Если у собственника несколько квартир и в одной из них не зарегистрирован ни он, ни члены его семьи, то в этом случае за отопление он платит по большему тарифу. Таким образом, можно сказать, что у нас в определенной степени дифференцирована оплата практически по всем ЖКУ, за исключением платы за пользование лифтом.
Эти первые шаги по дифференциации сделаны, их дальнейшее совершенствование, то есть расширение или уточнение, пока находится на обсуждении. Сложно сказать, будет ли оно принято в ближайшие годы, но пока все останется так, как есть.
Наталья Горбушина
Каков экономический эффект ввода в стране дифференцированной платы за водоснабжение и водоотведение?
Введение данной дифференцированной оплаты позволило за январь-август текущего года в среднем на 3,5-4% снизить в Беларуси объем потребления воды населением. Это вполне укладывается в тот прогноз, который мы делали, когда рассчитывали введение этой дифференциации. Если перевести эту цифру в кубические метры, то это составляет около 6 млн.куб.м воды, а это объем водопотребление такого города, как Бобруйск, где проживают более 200 тыс. человек.
Общий эффект за счет экономии воды гражданами составил около Br60 млрд. Это снижение потребления электрической энергии, снижение налоговых платежей за добычу природных ресурсов, и в том числе дополнительные доходы организаций жилищно-коммунального хозяйства. Таким образом, эффект получился комплексным.
Василий
У нас дома проводится капитальный ремонт. О том, что в квартире будут производиться те или иные работы, нас предупреждают менее чем за сутки. Так, к примеру, уходишь на работу, а вечером видишь объявление, что завтра будут проводиться ремонтные работы. Не все жильцы успевают подготовиться. Слышал, что Жилищной кодекс Беларуси, который не так давно был утвержден главой государства, предусматривает обязательное заблаговременное предупреждение жильцов о проведении ремонтных работ в их доме. Так ли это? И за какое время тогда нас должны предупреждать рабочие?
В новом Жилищном кодексе, который вступит в силу через полгода после его подписания, введена норма, что не позднее 10 дней до начала проведения капитального ремонта должен быть составлен график проведения работ по каждому подъезду многоквартирного жилого дома, чтобы его жители могли ориентироваться, когда и какие работы будут проводиться в их доме и квартирах. В этот же срок, то есть не позднее 10 дней до начала проведения ремонтных работ, с нанимателями заключаются договоры на проведение капитального ремонта как отдельного вида жилищно-коммунальных услуг.
Это прописано в законе о защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг, но на сегодняшний момент в этом законе говорится о том, что потребитель должен быть заблаговременно проинформирован о времени проведения ремонтных работ при капитальном ремонте, но там эта норма - не позднее, чем за один день. Чтобы несколько упростить людям жизнь, в Жилищном кодексе была введена такая норма, как десятидневный срок и график проведения работ. Так, граждане смогут планировать свое время на более длительный период, поскольку одного дня, на мой взгляд, недостаточно, это не на пользу и самим организациям, проводящим капитальный ремонт, поскольку, не имея доступа к квартирам жильцов, затягиваются сроки проведения капитального ремонта, а это дополнительные затраты и неудобства.
Иван Андреевич
После вступления в действие Жилищного кодекса нам обещают, что жировки будут приходить с полным перечнем выполненных работ по дому, то есть, чтобы жильцы могли видеть, за что конкретно они платят. А если, к примеру, снег во дворе зимой убирается ненадлежащим образом, а в перечне выполненных работ этот пункт есть и якобы выполнен в полном объеме, к кому я могу обратиться с претензией?
В новом Жилищном кодексе предусмотрено сделать структуру оплаты жилищно-коммунальных услуг более подробной. Так, будет выделяться плата за текущий ремонт и указываться виды выполненных работ, то есть будет вестись подомовой учет затрат на проведение текущего ремонта. Для внедрения в Беларуси подомового учета затрат на текущий ремонт необходимо около года. Также техническое обслуживание будет расписываться по видам выполненных работ, для того чтобы услуга была более прозрачной и понятной людям, чтобы они понимали, за что конкретно они платят. Тогда граждане смогут видеть, насколько выставленный им счет соответствует выполненным работам.
Это будет касаться не только государственных организаций, обслуживающих жилье, но и товариществ собственников. С введением этой нормы выставить претензии о некачественно выполненных услугах будет намного проще. Также она поспособствует повышению качества обслуживания жилья и дисциплинирует организации, обслуживающие жилье.
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Беларуси и другие органы государственного управления заинтересованы в первую очередь в том, чтобы обеспечить максимально прозрачное, доступное для людей понимание, как защитить свои права.
Иван Суховей
Жилищный кодекс был подписан главой государства 28 августа, однако вступит в силу он только спустя полгода после подписания. Для чего необходима такая разбежка во времени, если этот документ такой долгожданный для многих граждан?
Новый Жилищный кодекс - это документ, который содержит практически все положения, касающиеся жилищной политики страны, поэтому с его принятием необходимо привести в соответствие с этим документом достаточно большое количество нормативно-правовых актов. Для этого разработан и утвержден план по приведению в соответствие с законодательством ряда документов, согласно которому нужно будет внести изменения в 14 законов и 29 указов главы государства, порядка 60 постановлений правительства и 46 нормативно-правовых актов органов государственного управления. Кроме того, для реализации положений, которые содержатся в новом Жилищном кодексе, нужно будет еще подготовить 12 новых нормативно-правовых актов различного уровня для того, чтобы заложенные в кодекс общие подходы законодательства можно было ясно, четко и понятно реализовать. Именно поэтому полугодовой срок необходим для вступления в силу документа. Это достаточно стандартный срок для таких больших документов. Этот период также позволит всем интересующимся кодексом гражданам ознакомиться с нововведениями.
Анастасия Наркушина
Правда ли, что в Беларуси будет дифференциация тарифов на ЖКУ по уровню доходов? По каким критериям будет определяться уровень бедности и богатства? И какое решение этой проблемы видится вам?
Что касается дифференциации тарифов по уровню доходов, то одним из вариантов может быть заключение индивидуальных договоров на оплату жилищно-коммунальных услуг по более высокому тарифу. Это один из вариантов решения проблемы в рамках гражданского законодательства. Такая дифференциация платы за ЖКУ на бедных и богатых существовала какое-то время в Москве, когда можно было добровольно платить за квартиру больше, ведь доходы у населения разные, и для кого-то плата за жилищно-коммунальные услуги неощутима и несущественна.
Но более применимый на практике подход к оплате ЖКУ с учетом доходов населения - это принцип субсидирования жилищно-коммунальных услуг, например за счет предоставления адресных субсидий. Сегодня в Беларуси существует государственная адресная социальная помощь, когда гражданин, имеющий определенный уровень доходов, может обратиться за помощью. Несколько лет назад, до введения этого механизма, существовали субсидии на оказание жилищно-коммунальных услуг - это безналичные денежные средства, которые в определенном размере начислялись человеку с низким уровнем доходов и потом перечислялись в организации ЖКХ. Так человек платил за услуги меньше, чем ему насчитывалось в жировке. Для оказания этой помощи удельный вес платы за ЖКУ должен был составлять 15% в доходах городских жителей и 20% - в доходах сельских. Этот механизм действовал в начале 2000-х годов и зарекомендовал себя неплохо. Поддержка населения с низким уровнем доходов может рассматриваться как вариант и сегодня, но и другие варианты также возможны.
Сегодняшние подходы к оплате жилищно-коммунальных услуг требуют корректировки. Глава государства совершенно справедливо отметил, что сегодня получается так, что государство на равных условиях субсидирует и бедных, и богатых.
Выбор оптимального варианта, который будет наилучшим для нашего государства, в настоящее время находится в стадии проработки и обсуждения. Нужно разобраться, каким образом мы будем дальше развиваться в этом направлении. Сложно сказать, как быстро выбранные подходы будут внедрены, пока наша задача - в кратчайшие сроки определиться с оптимальным вариантом.
Наталья Макосова
Сколько сегодня составляет уровень возмещения населением затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг? Сколько прогнозируется в следующем году?
В настоящий момент при действующих тарифах уровень возмещения населением затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг составляет 21,7%. Этот уровень достаточно низкий.
Удельный вес оплаты ЖКУ за стандартную двухкомнатную квартиру в совокупном доходе семьи из трех человек, работающих в реальном секторе экономики, составляет около 2,8%, работающих в бюджетной сфере достигает до 3,5%, в семье из двух пенсионеров - 6,2%. Социальная нагрузка по оплате ЖКУ для населения не очень высокая, эти цифры не ниже средних, которые были в прошлые годы, поэтому увеличение уровня возмещения населением затрат - процесс неизбежный, однако сказать, когда и каким образом произойдет это увеличение, мы пока не можем. В текущем году и ранее решения о росте тарифов на те или иные услуги принимались правительством, в первую очередь исходя из оценки роста уровня доходов населения, более того, в последние годы рост платы за ЖКУ от роста доходов отстал.
Анна Геманова
Насколько "потяжелеют" наши жировки с началом отопительного сезона? Сколько составит удельный вес оплаты ЖКУ в доходах семьи после включения отопления в домах?
С началом отопительного сезона жировки потяжелеют за счет введения отдельной услуги - отопление. С 1 октября в Беларуси не увеличиваются тарифы на тепловую энергию, все остается на прежнем уровне, поэтому весь рост будет связан именно с потреблением тепловой энергии. Конечно, это зависит от многих факторов, например температуры наружного воздуха.
Средний расчет показывает, что отопление стандартной двухкомнатной квартиры 48 кв.м с тремя проживающими составляет около Br75-80 тыс. по действующему тарифу в месяц, это среднегодовая цифра за отопительный сезон с учетом климатических особенностей Беларуси и особенностей жилищного фонда, в котором мы проживаем. Это составляет около 30-33% от платежей. Br230-240 тыс. в месяц составит оплата ЖКУ за такую квартиру в отопительный период и Br155-160 тыс. - в межотопительный.
Естественно, платить за ЖКУ придется больше, но только в связи с тем, что добавится та услуга, которая не предоставляется в теплое время года. Рост удельного веса оплаты ЖКУ в доходах семьи после включения отопления составит в пределах одного процентного пункта.
Андрей Иванов
Указом Президента №313 производителей бытовой техники и ряда другой продукции обязали заниматься сбором и утилизацией своего продукта после утраты потребительских свойств. Таким образом, в моем представлении, производитель затраты на утилизацию товара внесет в стоимость самого продукта. Получается, что не только продукция подорожает, но и сами же потребители будут оплачивать ее дальнейшую утилизацию. Разве это честно? Или я просто неправильно истолковал этот документ?
Это действительно так. В стоимость любого товара производитель вкладывает все свои затраты, и если производитель в соответствии с указом №313 обязан собирать свою продукцию после утраты ею потребительских свойств, то, естественно, для этого нужно будет понести определенные затраты. Если производитель не захочет самостоятельно заниматься сбором, то он может поучаствовать в общей системе сбора, то есть заключить договор с оператором, перечислить этой государственной некоммерческой организации денежные средства в определенном объеме и, таким образом, не самостоятельно собирать продукцию и заниматься ее утилизацией, а принимать финансовое участие в системе сбора. Конечно же, все связанные с этим затраты так или иначе войдут в конечную стоимость произведенной либо импортируемой в страну продукции.
Но хочу отметить, что эти затраты незначительно повлияют на стоимость товара. Например, уровень платы за бытовую технику установлен в размере 0,3% от стоимости продукции, причем от стоимости, которая сформирована у производителя и не включает торговые надбавки, таможенные пошлины, НДС. То есть это себестоимость товара, которая значительно отличается от розничной цены. И если плата составляет 0,3% от стоимости, сформированной производителем, то от розничной цены это будет 0,2% или 0,15% в зависимости от торговых надбавок, таможенных пошлин и так далее.
Что касается ставки на пластмассовую тару, то она составляет Br500 тыс. за тонну, стандартная пластмассовая ПЭТ-бутылка весит 40 г, таким образом, фактически напиток в такой бутылке подорожает за счет введения обязанности производителей собирать и участвовать в сборе тары на Br20. Это небольшая сумма, но тем не менее, когда это пересчитывается на общие объемы производимой и ввозимой в страну тары, получается достаточно значительная сумма, которая будет в первую очередь расходоваться на то, чтобы совершенствовать систему сбора отходов потребления и создавать экономически привлекательные условия, чтобы не только организации ЖКХ занимались раздельным сбором отходов, но и организации частной формы собственности. Чем больше извлечем из отходов вторичных материальных ресурсов, тем лучше для страны - и с экономической, и с экологической точки зрения.
Светлана Юревич
Когда стоит ожидать повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения? И насколько?
В начале хотелось бы отметить, что повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги - процесс неизбежный. Связан он с общей политикой государства повысить уровень затрат населения, при этом увязан с вопросом социальной защиты населения. Правительство принимает решение о повышении тарифов с учетом роста доходов всех групп населения.
В настоящее время рассматриваются различные варианты введения дифференцированной оплаты за жилищно-коммунальные услуги. В частности, за электроснабжение. Возможно, будут предложены также и другие виды жилищно-коммунальных услуг. Сейчас вся эта схема дошлифовывается. Обсуждается и принятие оптимального решения по поддержке малоимущих слоев населения в случае значительного повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги. В первую очередь рассматривается вопрос, как в действующую сегодня систему адресной социальной помощи вписать безналичные жилищные субсидии, которые действовали раньше.
То есть, фактически можно сказать, что тарифы на ЖКУ будут повышаться, но это будет связано, во-первых, с ростом доходов населения, во-вторых, - с теми мерами, которые применяются для соцподдержки малообеспеченных слоев населения, чтобы люди чувствовали себя социально защищенными - с одной стороны, и с другой - чтобы те, кто сегодня имеет достаточный доход, участвовали в возмещении ЖКУ в большей степени, чтобы тем самым поднялся общий уровень возмещения затрат на услуги.
Назвать конкретные даты и какие-то виды услуг для повышения сейчас невозможно - варианты рассматриваются разные. Я не готов сказать, в этом или следующем году следует ожидать повышение тарифов, поскольку такое решение принимает правительство. Но, тем не менее, все должны понимать, что это неизбежно
Анастас
В Беларуси для профилактических работ отключается в летний период подача горячей воды, за последние годы срок отключения с месяца сократился до 14 дней. Возможно ли полностью отказаться от отключения горячего водоснабжения в жилых домах?
Сократить срок, конечно, можно, однако это вопрос конкретных условий - чем качественней и больше мы заменим тепловых сетей, тем меньше будет возникать проблем в период профилактических ремонтов, тем короче будет этот срок. Здесь стоит вопрос модернизации нашей системы теплоснабжения, ремонта, реконструкции и т.д. Сегодня есть разные примеры сроков отключения горячего водоснабжения - это и 10 дней, и 9. Есть возможность и практически не отключать горячую воду, но для этого нужна очень серьезная реконструкция централизованных систем теплоснабжения населенных пунктов, чтобы можно было при остановке одной кательной или ТЭЦ переключить микрорайон или город на другой источник теплоснабжения. Это, конечно, схемами теплоснабжения, построенными в основном в советское время, не предусмотрено, поэтому там, где есть такая возможность по реконструкции, эти варианты рассматриваются. Где нет такой возможности - придется потерпеть 14 дней, чтобы зимой чувствовать себя спокойно.
Евгения Зарецкая
Сколько средств потребовалось на подготовку жилищно-коммунального хозяйства страны к грядущей зиме? И будут ли эти объемы финансовых затрат увеличены в следующем году?
В текущем году на подготовку к зиме по жилищно-коммунальному хозяйству затрачено около Br1,6 трлн. Источники здесь самые разные - больше триллиона составляют средства местного бюджета. Остальное - это средства из инновационных фондов исполкомов, республиканского бюджета, нацеленных на сбережение, собственные средства организаций ЖКХ, амортизация, которая начисляется, привлекаемые кредитные ресурсы. Конечно, вопрос финансирования для всех организаций ЖКХ стоит остро, поскольку за 5-6 месяцев межотопительного периода нужно выполнить большой объем работ. Учитывая, что одним из источников являются средства местных бюджетов, то получение этих средств зависит от работы экономики и от пополнения бюджетов. Органы власти с пониманием относятся к данной задаче. В текущем году прорабатывается вопрос с привлечением в 4-м квартале дополнительных ассигнований. По следующему году в целом затраты на жилищно-коммунальное хозяйство в проекте бюджета определены. Конкретная цифра - сколько пойдет на подготовку к зиме - она, конечно, зависит от того, какой будет определен объем работ на 2013 год. Можно сказать, что основные объемы работ, то есть более дорогостоящие, - это замена тепловых сетей, реконструкция котельных. Они находятся на уровне текущего года, соответственно, денежные средства будут примерно в тех же объемах.