В Беларуси рынок ценных бумаг активно развивается, что неизбежно влечет изменения в правовом регулировании. В чем суть произошедших в 2012 году изменений в законодательстве о ценных бумагах? Какие изменения в правовом регулировании рынка ценных бумаг могут произойти в ближайшем будущем? На эти и другие вопросы ответит заместитель директора департамента по ценным бумагам Министерства финансов Беларуси Алексей Дмитриевич Красинский.
Конференция организована Министерством финансов Беларуси при поддержке ООО "ЮрСпектр".
Вопросы конференции
В качестве основных причин можно назвать консервативность руководства организаций. Исторически сложилось так, что рынок ценных бумаг в Беларуси изначально формировался неактивно и, соответственно, мало участвовал в привлечении инвестиций. Для руководителей более привычный инструмент привлечения инвестиций – банковские кредиты. Для них это проще и понятнее. А как работать с ценными бумагами – понимают не все.
Вместе с тем рынок ценных бумаг в Беларуси, бесспорно, развивается. Проиллюстрирую это цифрами. На 1 января 2009 года в обращении находилось 160 выпусков корпоративных облигаций 32 эмитентов на общую сумму эмиссии Br2 340, 53 млрд. В 2010 году количество эмитентов увеличилось по сравнению с 2009 годом в 2,7 раза, объем эмиссии возрос почти в 2 раза, доля небанковских облигаций - в 6 раз. Общая сумма зарегистрированной эмиссии в 2010 году составила Br15 243,9 млрд.
В 2011 году рост рынка облигаций продолжился. Сумма зарегистрированной эмиссии составила Br42 882,1 млрд., а доля облигаций небанковских организаций в общем объеме выросла с 18,7% до 42,3 %. На 1 января 2012 года в обращении находилось 714 выпусков облигаций 301 эмитента на сумму эмиссии Br65 545,8 млрд., что в 28 раз больше, чем на 1 января 2009 года. По состоянию на 1 января 2013 года в обращении находилось 684 выпуска облигаций 255 эмитентов на сумму эмиссии Br66 217, 6 млрд.
Таким образом, альтернатива банковскому кредиту есть, однако главное – повышение заинтересованности самих эмитентов.
Преимущество использования облигаций в первую очередь выражается в возможности долгосрочного привлечения денежных средств. Не каждому субъекту хозяйствования банки готовы предоставить деньги, тем более в значительных объемах, на продолжительный срок. Облигации позволяют это сделать, так как эмитент самостоятельно определяет срок, в течение которого облигация будет находиться в обращении (это может быть 10, 15, 20 лет и более). Облигация выпускается - и в течение всего этого времени эмитент пользуется деньгами.
Дополнительным преимуществом является то, что в качестве инвесторов, работающих на рынке ценных бумаг, могут выступать как национальные, так и иностранные юридические и физические лица, что позволяет привлекать иностранные инвестиции даже при размещении акций и облигаций на внутреннем рынке.
Привлекательна также возможность использования различных вариантов погашения и, при необходимости, досрочного выкупа облигаций. Это позволяет уменьшать затраты на обслуживание заемных средств и улучшать состояние кредиторской задолженности.
Важно отметить и преимущество, связанное с налогообложением. По корпоративным облигациям, выпущенным с 1 апреля 2008 года по 1 января 2013 года, полученные доходы при погашении либо продаже облигаций в пределах текущей стоимости освобождаются от налогообложения. Период действия этой льготы продлен до 1 января 2015 года.
В состав затрат по выпуску облигаций включаются: государственная пошлина (в настоящее время составляет 30 базовых величин), оплата услуг профессионального участника рынка ценных бумаг (в соответствии с тарифной политикой такого участника), затраты, связанные с обеспечением исполнения обязательств по облигациям (если эмитент выберет способ, предполагающий дополнительные финансовые затраты, например банковскую гарантию или страхование ответственности).
В целях дальнейшего развития в республике организованной торговли ценными бумагами законопроектом предусматривается появление нового вида профессиональной деятельности по ценным бумагам - организация торговли ценными бумагами. Деятельность по организации торговли ценными бумагами на внебиржевом рынке ценных бумаг призвана создать условия для функционирования прозрачного внебиржевого рынка ценных бумаг.
Также в законопроекте прописан порядок и условия обращения ценных бумаг. В частности, определен перечень случаев, когда сделки купли-продажи эмиссионных ценных бумаг должны совершаться только через организатора торговли ценными бумагами; конкретизирован перечень профессиональных участников, имеющих право регистрировать сделки, совершаемые на неорганизованном рынке; закреплены нормы, регламентирующие правила оформления сделок; введен запрет на использование собственных долговых обязательств в качестве обеспечения исполнения обязательств по сделке.
Проектом закона закреплена возможность создания саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг. Под ними понимаются добровольные объединения профессиональных участников рынка ценных бумаг. Одной из основных функций таких организаций является защита прав и законных интересов участников рынка ценных бумаг, в том числе инвесторов и эмитентов.
В рамках формирования ЕЭП в среднесрочной перспективе предполагается взаимное признание органами стран-участниц фактов регистрации эмиссий ценных бумаг в государстве происхождения эмитента. Это означает, что субъект хозяйствования, выпустивший, к примеру, облигации на территории Беларуси, сможет продать их на территории России или Казахстана.
В связи с этим предстоит дальнейшая работа по сближению правовых систем трех государств в данной сфере, чтобы практически обеспечить возможность реализации договоренностей. Работу в этом направлении координирует наднациональный орган ЕЭП – Евразийская экономическая комиссия.
Оказывают влияние на развитие рынка ценных бумаг Беларуси и европейские стандарты. Так подготовка проекта закона «О рынке ценных бумаг» осуществлялась Министерством финансов совместно с фондом FIRST Всемирного банка в рамках проекта международной технической помощи «Беларусь: содействие развитию рынка ценных бумаг после проведения оценки финансового сектора» в соответствии с принципами IOSCO и Директивами ЕС.
Законопроект в полной мере согласуется с положениями международных соглашений, к которым присоединилась Беларусь, включая соглашение по гармонизации законодательства в сфере рынка ценных бумаг в рамках ЕЭП, которые как раз предусматривают приближение национального законодательства стран ЕЭП к принципам IOSCO и Директивам ЕС.
Принятие закона «О рынке ценных бумаг» будет способствовать скорейшей интеграции национального рынка ценных бумаг в мировую финансовую систему и более тесному взаимодействию финансовых рынков Беларуси и отдельных иностранных государств.
Наличие соответствующего международным стандартам законодательства о рынке ценных бумаг послужит положительным сигналом для иностранных инвесторов, повысит инвестиционную привлекательность белорусского рынка ценных бумаг для иностранных инвесторов, поскольку позволит им осуществлять инвестирование в экономику республики в соответствии с признанными и используемыми международными правилами и процедурами.
Законодательство о ценных бумагах не устанавливает ограничений с точки зрения возможности выпуска облигаций в иностранной валюте (п. 66 Инструкции о некоторых вопросах выпуска и государственной регистрации ценных бумаг, утвержденной постановлением Министерства финансов от 11.12.2009 №146). Случаи, когда номинальная стоимость облигаций должна быть выражена только в валюте либо только в белорусских рублях, законодательством не определены.
Национальные белорусские эмитенты осуществляют эмиссию корпоративных облигаций как в белорусских рублях, так и в долларах США, евро, российских рублях. При этом необходимо учитывать, что совершение операций с облигациями, номинированными в иностранной валюте, осуществляется в соответствии с валютным законодательством.
Кроме того, чтобы заинтересовать инвестора фиксированным доходом и страховкой от инфляционных рисков, допускается установление в решении о выпуске ценных бумаг возможности выражения номинала в иностранной валюте, но размещения, выплаты дохода и погашения облигации в белорусских рублях по курсу Национального банка. К таким операциям валютное законодательство применяться не будет.
В то же время важной функцией является и консультирование работников эмитента по вопросам, связанным с раскрытием информации на рынке ценных бумаг. Сотрудники эмитента, в том числе руководящие работники, обязаны раскрывать определенную информацию на рынке ценных бумаг. А в силу тех или иных обстоятельств они могут не знать об этом. Следовательно, специалист должен указать на определенные нормы законодательства и организовать работу по раскрытию информации и предоставлению отчетности.
Еще одной функцией специалиста с квалификационным аттестатом является участие в выпуске, размещении, обращении ценных бумаг эмитента, в том числе облигаций. Специалист с квалификационным аттестатом должен работать не только с ценными бумагами, выпущенными организацией-нанимателем, но и с ценными бумагами третьих лиц, которые эта организация приобретает. Направления работы специалиста здесь аналогичны направлениям работы с эмитированными ценными бумагами: контроль за своевременным раскрытием информации, предоставление отчетности, сопровождение сделок с этими бумагами.
Если закрытое акционерное общество заключает договор на консультационное обслуживание, то профессиональный участник рынка ценных бумаг осуществляет консультирование по всему комплексу вопросов, связанных с выпуском, размещением, обращением и выкупом ценных бумаг, в том числе предупреждает о необходимости раскрытия информации на рынке ценных бумаг и представления соответствующей отчетности.
Если требование законодательства было нарушено и информация все же предоставлена, то за это предусмотрена как административная (статья 11.73 КоАП), так и уголовная (статья 226 прим 1 УК) ответственность.
При этом размещение ценных бумаг вправе проводить как сам эмитент, так и профессиональный участник. Вместе с тем, если размещение осуществляется на бирже, то продажа облигаций может осуществляться только профессиональным участником, поскольку только они допускаются к торгам на бирже.
Пропорциональное распределение акций между акционерами возможно в двух случаях. Во-первых, когда путем дополнительной эмиссии акций увеличивается уставный фонд. Если пропорциональное распределение этих акций между акционерами без дробных частей невозможно, то необходимо увеличивать уставный фонд за счет увеличения номинала акций.
Во-вторых, когда осуществляется выкуп акций на баланс в целях их дальнейшего распределения между акционерами. В этом случае при образовании дробных частей соответствующее количество акций необходимо аннулировать.