В Минске в текущем году уровень регистрируемой безработицы сохраняется в пределах социально допустимого значения - 0,6% к численности экономически активного населения. Вместе с тем наблюдается сокращение спроса экономики на рабочую силу, рост конкуренции на рынке труда. Как повлияло на ситуацию на рынке труда столицы принятие декрета №3 "О предупреждении социального иждивенчества", который стал стимулом для длительно неработающих граждан активно искать рабочее место? В каких специалистах больше всего нуждается Минск? Как службы занятости помогают молодым специалистам в трудоустройстве? Как с помощью службы занятости получить новую специальность? На эти и другие вопросы ответит приглашенный эксперт.
Участники:
Вопросы конференции
За 11 месяцев текущего года зарегистрировались в качестве безработного около 19 тыс. человек. Среднемесячная регистрация увеличилась по сравнению с аналогичным периодом 2014 года в два раза и составила более 1,7 тыс. человек.
За этот период наши службы оказали содействие в трудоустройстве 11 тыс. граждан, в том числе 7,6 тыс. безработных, то есть в среднем в месяц трудоустраивались более 600 безработных.
Отмечу также, что в 2015 году с нанимателями города Минска и Минского района было заключено 144 договора на проведение оплачиваемых общественных работ. Из них 139 - с финансированием за счет средств нанимателей и 5 - с финансированием из фонда соцзащиты населения Беларуси. За январь-ноябрь на оплачиваемые общественные работы трудоустроено 2 622 человека, в том числе 2 434 безработных. В сельскохозяйственных работах приняло участие 170 человек, из них 70 безработных граждан.
В течение последних лет среднестатистический безработный – это мужчина со средним образованием и имеющий рабочую профессию. Изменился только средний возраст безработного. С каждым годом он увеличивается и в текущем году достиг 40 лет.
В связи с ростом регистрации граждан в качестве безработных увеличился и спрос на обучение. За 11 месяцев текущего года на обучение направлено 1014 безработных граждан, что на 18,7% больше аналогичного периода прошлого года.
Наибольшим спросом пользуются такие профессии и специальности, как водитель троллейбуса, инженер-программист, повар, электрогазосварщик, маляр, штукатур, облицовщик-плиточник и другие.
Эффективность трудоустройства после обучения достигает 80%.
Комитет осуществляет государственные закупки образовательных услуг для обучения безработных граждан. Перечень профессий (специальностей), обучающих курсов ежегодно обновляется с учетом востребованности на рынке труда и заявок конкретных нанимателей. В 2014 году обучение проводилось по 21 профессии (специальности), обучающим курсам, в 2015-м - по 24, в 2016 году планируется по 26.
В 2015 году перечень был дополнен такими профессиями, как электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, электромеханик по средствам автоматики и приборам технологического оборудования, а для инвалидов-колясочников - оператор ПЭВМ со знанием компьютерной верстки, графики и дизайна.
В 2016 году планируется расширить перечень за счет образовательных программ по профессиям (специальностям) – калькулятор, машинист электропоезда, специалист по логистике – экономист, секретарь, инспектор отдела кадров и обучающих курсов – тестировщик программного обеспечения, специалист по организации закупок.
Средняя зарплата, которую столичные наниматели предлагают рабочим, составляет Br4,4 млн, служащим - Br5 млн. К слову, в базе данных службы занятости населения можно найти предложения с зарплатой Br20-25 млн. Такую сумму готовы платить IT-специалистам, руководителям, главным бухгалтерам. Более Br10 млн могут зарабатывать квалифицированные специалисты рабочих профессий: токари, шлифовщики, электросварщики, фрезеровщики, асфальтобетонщики и др.
Что касается соискателей, то они настроены на поиск более высокооплачиваемой работы, нежели предлагаемая средняя оплата по вакансиям. В то же время уровень квалификации и опыт работы безработных граждан не всегда соответствуют требованиям нанимателя.
Уровень заработной платы минчан характеризуется устойчивой динамикой роста, занимая лидирующие позиции среди регионов республики. По итогам января-октября 2015 года номинальная среднемесячная заработная плата работников столицы сложилась на уровне Br9016,4 тыс. (в том числе за октябрь - Br9321,7 тыс.), что на 35,7% выше этого показателя в целом по республике (Br6646,5 тыс.).
Высокий уровень заработной платы работников столицы в первую очередь обусловлен тем, что в городе сконцентрировано большее количество крупных организаций, а также высококвалифицированного труда.
При этом следует отметить, что уровень реальной заработной платы по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизился на 0,2%. Это связано с тем, что повышение зарплаты осуществляется только при обеспечении опережающего роста производительности труда по сравнению с темпами роста заработной платы.
В соответствии с изменениями законодательства о занятости населения с 1 мая 2015 года наниматель в случае заполнения свободного рабочего места (вакансии) в этот же день информирует об этом орган по труду, занятости и социальной защите по месту подачи сведений о наличии свободных рабочих мест (вакансий).
Банк данных свободных рабочих мест города Минска ежедневно пополняется новыми вакансиями, актуализируется и размещается на сайте комитета.
Одним из приоритетных направлений в работе комитета в 2015 году остается вопрос предупреждения случаев несвоевременной выплаты заработной платы организациями, расположенными на территории Минска.
В январе-ноябре 2015 года задолженность по выплате зарплаты имели 54 организации, из которых 30 имеют ведомственную подчиненность и, соответственно, 24 без ведомственной подчиненности. При этом следует обратить внимание, что за весь 2014 год таких организаций было 37.
Увеличение числа организаций, допустивших несвоевременную выплату заработной платы, обусловлено экономическим спадом в целом в республике, в том числе снижением объемов производства, несвоевременностью расчетов за выполненные работы, отсутствием оборотных средств и портфеля заказов, закредитованностью и отсутствием возможности получения дополнительных заемных средств, ростом убытков и снижением объемов выручки от реализации продукции.
В текущем году в органы государственной службы занятости населения города Минска безработные за содействием в переселении на новое место жительства и работы не обращались. Актуальная информация о наличии свободных рабочих мест с предоставлением жилья в хозяйствах Беларуси размещена на сайте комитета (www.komtrud.minsk.gov.by) и в общереспубликанском банке данных на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты.
В 2013 году мы оказали содействие в переселении на новое место жительства и работы 3 безработным и членам их семей (всего 8 человек), в 2014 году - 1 безработному.
Приходите к нам. В соответствии с законодательством комитет оказывает помощь в трудоустройстве безработных граждан, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы.
Так, за истекший период 2015 года за содействием в трудоустройстве в государственную службу занятости населения города Минска обратились 743 гражданина, освобожденных из мест лишения свободы. Трудоустроено по направлениям государственной службы занятости населения 244 безработных данной категории.
Для получения рабочей профессии, востребованной на рынке труда, 11 таких безработных были направлены на обучение. В период поиска работы или ожидания профобучения 43 человека приняли участие в оплачиваемых общественных работах.
Кроме того, в качестве дополнительной гарантии занятости для граждан, освобожденных из мест лишения свободы, ежегодно нанимателям города устанавливается броня для приема их на работу. Так, на 2015 год 168 нанимателям была установлена броня приема на работу 363 безработных данной категории. На эти рабочие места в текущем году трудоустроено 62 безработных, освобожденных из мест лишения свободы.
Так что, думаю, мы сможем вам помочь, тем более что строительные специальности востребованы.
К нам таких обращений не поступало.
Напомню, что белорусским трудовым законодательством запрещается дискриминация, то есть ограничение в трудовых правах или, наоборот, получение каких-либо преимуществ в зависимости, в том числе, от пола и возраста.
В то же время не считаются дискриминацией любые различия, исключения, предпочтения и ограничения, основанные на свойственных данной работе требованиях или обусловленные необходимостью особой заботы государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите (это женщины, несовершеннолетние, инвалиды, лица, пострадавшие от катастрофы на Чернобыльской АЭС и др.).
Граждане, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере трудовых отношений, вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением.
Можете. В этом случае вы будете учтены в качестве обратившегося по вопросам трудоустройства, и вам будет отказываться содействие в подборе подходящей работы с учетом имеющихся специальности, опыта работы, пожеланий и наличия у нанимателей свободных рабочих мест.
Что касается помощи в подготовке к собеседованию при приеме на работу, то это не входит в компетенцию органов государственной службы занятости населения.
С информацией о свободных вакансиях в организациях Минска вы можете ознакомиться на сайте комитета. Там же можно разместить информацию о себе в виде анкеты-резюме для ознакомления с ней нанимателей при подборе персонала.