Министерство юстиции - государственный орган, в компетенции которого в той или иной мере находятся практически все аспекты государственной, общественной и частной жизни. Успешное развитие государства и общества прежде всего связано с политической и экономической стабильностью, уверенностью, четким и оперативным регулированием отношений в разных сферах.
Какие нормативные акты находятся в министерстве на юридической экспертизе? Активно ли развивается гражданское общество? Как контролируется работа риелторских организаций? Будут ли развиваться суды присяжных? Насколько активно белорусы пользуются возможностью электронного обращения? На какую помощь могут рассчитывать белорусы, оказавшиеся в трудном положении за рубежом?
На эти и другие вопросы во время online конференции ответит министр юстиции Беларуси Олег Леонидович Слижевский. Вопросы можно задавать заранее или непосредственно во время ее проведения на сайте БЕЛТА www.belta.by в разделе "ONLINE КОНФЕРЕНЦИЯ".
Вопросы конференции
Для решения сложившейся ситуации Беларусь использует все возможные дипломатические средства, задействованы как Министерство иностранных дел Республики Беларусь, так и наше дипломатическое представительство в Ливии.
Мы надеемся, что проблемная ситуация разрешится в интересах наших граждан. Не должно быть никаких сомнений, что белорусское государство сделает все возможное для того, чтобы помочь своим гражданам в любой точке мира.
У нас достаточно активно проводится работа по заключению международных договоров с различными странами. На сегодняшний день те договоры, которые заключены Министерством юстиции, охватывают около 25 стран. Естественно, мы стремимся к тому, чтобы наши связи расширялись, поскольку от того, насколько создана правовая основа взаимодействия между государствами зависит то, насколько будут защищены права наших граждан на территории той или иной страны. С 1992 года, то есть с основания Министерства юстиции, были заключены договоры с такими странами, как Китай, Индия, Латвия, Литва, Польша, Болгария, Чехия, Словакия, Египет и целый ряд других государств.
На сегодняшний день работа по заключению таких договоров постоянно ведется, в частности, ведутся переговоры по заключению договоров о правовой помощи по уголовным делам и о выдаче с ОАЭ, Южной Кореей, ЮАР, Аргентиной, Марокко и многими другими государствами.
Что касается сотрудничества с Советом Европы в правовой сфере, то в настоящее время одним из актуальных направлений является присоединение к Европейской конвенции о выдаче, Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам и их дополнительным протоколам.
Спецификой участия в указанных договорах является их закрытый характер. Необходимым условием участия в них является членство в Совете Европы либо приглашение Комитета министров Совета Европы присоединиться к Конвенции. Содержащая приглашение резолюция должна получить единогласное одобрение государств - членов Совета Европы, ратифицировавших конвенции.
Несомненно, приоритетом международного сотрудничества нашего государства была и остается защита прав человека. В этом направлении Беларусь использует прогрессивный опыт региональных механизмов защиты прав человека, как европейский, так и существующий в Содружестве Независимых Государств, а именно Конвенцию СНГ об основных правах и свободах человека 1995 года.
Безусловно, для того, чтобы рассматривать избирательную систему на предмет ее трансформации, нужны основания. Такие дебаты в обществе идут. В частности, обсуждается вопрос, стоит ли переходить с мажоритарной на пропорциональную или смешанную систему. На сегодняшний момент в республике хорошо зарекомендовала себя мажоритарная система, которая позволяет любому избирателю знать в лицо кандидата, за которого он голосует. Введение пропорциональной или смешанной системы подразумевает, что голосование будет вестись за какую-то конкретную партию, ее политическую программу. Гражданин не всегда уже будет знать, кто непосредственно персонально попадет в парламент.
В целом переход на какой-то другой уровень избирательной системы требует более тщательного изучения. Возможно, в будущем этот вопрос будет рассматриваться, но для того, чтобы такая система действовала, партийная составляющая должна быть высокого уровня. То есть партии должны иметь реальную социальную поддержку.
Это и законотворческая деятельность, когда через Минюст проходят проекты нормативно-правовых актов - они, безусловно, анализируются на предмет соответствия Конституции, на предмет соответствия законодательным актам высшей силы. Это касается и вопросов регистрации общественных объединений, то есть реализации права граждан на свободу таких объединений. Непосредственно в Министерстве юстиции регистрируются политические партии, республиканские общественные объединения, а местные общественные организации регистрируются в органах юстиции на местах. Минюст работает в сфере лицензирования адвокатской деятельности. В частности, готовится необходимая нормативная база, которая позволит повысить уровень защиты граждан адвокатами. Так, принят закон "Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь", который действует уже с апреля 2012 года и направлен на то, чтобы уровень правовой защиты со стороны адвокатов поднялся на более высокую ступень и качество такой защиты значительно повысилось.
Министерство юстиции также осуществляет деятельность, связанную с обеспечением государственной регистрации субъектов хозяйствования. Создана нормативная база, которая с 2009 года позволяет регистрировать субъекты хозяйствования по заявительному принципу в течение буквально одного дня, в день подачи документов для регистрации. Также Министерство юстиции работает с заключением международных договоров о правовой помощи. Все это направлено именно на то, чтобы права наших граждан были максимально защищены, обеспечены и реализовывались с наименьшими трудностями.
Это право существовало и раньше. В частности, в Министерстве юстиции обращения, поступающие в электронном виде, рассматривались и до вступления в силу соответствующих норм. Но когда нормы были закреплены законодательно, это послужило определенным сигналом для граждан, которые стали более активно использовать такую форму работы с государственными органами.
Что касается количества поступающих электронных обращений, то в качестве примера можно привести статистические данные по Министерству юстиции. Так, с 22 января 2012 года, то есть с момента вступления закона в силу, на рассмотрение в Министерство юстиции поступило 2950 обращений граждан и юридических лиц. Из них по электронной почте - 392, что составляет около 14%. За аналогичный период прошлого года (до принятия закона) в Министерство юстиции было направлено 2210 обращений, 16 из которых составляли электронные (не более 1%). В 14 раз количество электронных обращений возросло в Министерстве юстиции.
Несмотря на положительные стороны, существуют и определенные сложности, связанные с электронными обращениями граждан. В первую очередь они связаны с тем, что зачастую граждане, направляя обращения, не задумываются о компетенции того или иного органа - часть обращений, которые приходят, направляются просто не по адресу. Некоторые обращения направляются сразу в несколько госорганов. То есть, с одной стороны, электронные обращения - это простота и удобство для граждан. Вместе с тем, это увеличивает нагрузку на государственные органы, которые рассматривают обращения в большем объеме, в том числе те, которые не подлежат рассмотрению в этом государственном органе. В любом случае, по законодательству, обращение, даже если оно поступило не по адресу, требует ответа, пусть и короткого. А это определенные временные затраты. Однако еще раз подчеркну, что все эти нормы направлены на то, чтобы в максимальной степени создать удобства для граждан в реализации их прав и законных интересов. Думаю, что по мере развития информационных технологий востребованность в электронных обращениях будет возрастать.
Что касается текущего периода, то Минюст провел за январь-май 2012 года четыре плановые проверки риелторских организаций, по их результатам было вынесено шесть предписаний об устранении нарушений, четырем аттестованным специалистам вынесены предупреждения и составлено четыре протокола об административной ответственности на руководителей риелторских организаций.
Таким образом, сегодня эта деятельность достаточно урегулирована, создано стройное правовое поле, которое позволяет в должной мере защитить граждан и реализовать им свои права при обращении в риелторскую организацию, чтобы им были оказаны услуги максимально хорошего качества.
Каждое государство устанавливает свой порядок регистрации общественных организаций, исходя из сложившихся условий. Сегодня в Беларуси нет никаких проблем зарегистрировать общественную организацию, если соблюсти требования, которые предусматривает законодательство. Существует определенный перечень документов, порядок проведения учредительных мероприятий. Когда документы предоставлены, порядок соблюден, организация регистрируется. Численность организаций показывает, что этот процесс реально идет.
Чтобы создать организацию в Минске, достаточно того, что 10 человек соберутся, проведут собрание и подадут необходимые для регистрации документы в Министерство юстиции. На их основании принимается решение о регистрации общественной организации.
Что касается функций по расторжению брака, то уже принято соответствующее решение на законодательном уровне, создана нормативно-правовая база, с 1 января 2013 года оно вступит в силу. В соответствии с ним, в случае, когда у сторон нет спора об имуществе и нет несовершеннолетних детей, решение о расторжении брака будет приниматься органами ЗАГСа.
При этом для защиты интересов добросовестных субъектов хозяйствования и создания благоприятных условий для предпринимательской деятельности в уголовное и административное законодательство вводится новое для Беларуси понятие "экономический (деловой) риск". В соответствии с данным термином предполагается не признавать преступлением деяние, если оно было признано обоснованным (деловым) риском, то есть если поставленная цель могла быть достигнута, но с меньшим экономическим результатом.
Проект данного закона уже прошел стадию разработки, согласован со всеми заинтересованными органами, в том числе с Министерством юстиции, и направлен в Палату представителей Национального собрания.