Вопросы конференции
Ожидается, что по итогам работы Белорусской железной дороги в 2012 году объем инвестиций в основной капитал превысит 5 трлн. рублей.
Самым основным инвестиционным проектом Белорусской железной дороги является электрификация. К сожалению, долгое время этим вопросом мы не занимались - за 25 лет не введено практически ни одного километра электрифицированных дорог. Сегодня это направление - основное инвестиционное поле для железнодорожников. Электрификация направления по 9-му международному коридору на Жлобин, Гомель, Калинковичи - важная задача, которая будет решаться.
Безусловно, для граждан второй по значимости проект - это развитие нового формата пассажирских перевозок. В этой связи в ожидании будущего чемпионата мира по хоккею нужно развивать городские линии в направлении Руденска. В будущем году это направление должно быть реализовано. Это даст возможность пускать сквозные поезда через Минск-Пассажирский.
На современном этапе одним из основных приоритетов Белорусской железной дороги является развитие пассажирских перевозок, повышение качества обслуживания пассажиров. С вступлением в силу с 3 ноября 2012 года Указа Президента Республики Беларусь от 25 апреля 2012 г. №202 «О мерах по развитию перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования» можно с уверенностью утверждать о начале нового этапа развития пассажирского комплекса Белорусской железной дороги. Указом определены основы дальнейшего развития перевозок пассажиров железнодорожным транспортом, создания в республике комплексной системы перевозок, направленной на эффективное удовлетворение потребностей в транспортном обслуживании с развитием транспортных связей внутри регионов, между регионами, а также между Республикой Беларусь и иностранными государствами.
На подготовительном этапе проведена значительная работа по приведению действующих нормативно-правовых актов в соответствие с требованиями Указа, а также дополнительно принят ряд распорядительных документов, непосредственно регулирующих организацию перевозки и обслуживания пассажиров в рамках нового формата пассажирских перевозок.
Следует отметить, что основные направления совершенствования пассажирских перевозок также предусмотрены Государственной программой развития железнодорожного транспорта Республики Беларусь на 2011-2015 годы, согласно которой предполагается поэтапное развитие ускоренного межрегионального сообщения с использованием современного подвижного состава, совершенствование и развитие региональных перевозок, рационализация графика движения, улучшение доступности услуг железнодорожного пассажирского транспорта, развитие комплексной системы информационного обеспечения пассажиров с использованием современных технологических решений, развитие международных перевозок пассажиров. В следующем году продолжится работа по расширению направлений курсирования поездов городских линий в столичном регионе.
Повышению комфорта проезда пассажиров в значительной степени будет способствовать обновление подвижного состава (электро- и дизельпоездов) и использование его с повышенными скоростями движения на наиболее востребованных направлениях. Обновление затронет и пассажирские вагоны.
Нововведения ожидают пассажиров и при приобретении проездных документов. Расширится сеть реализации услуг железнодорожного транспорта, полигон применения современных информационных технологий при оформлении проезда, а также «безбумажной» - электронной регистрации пассажиров на поезда, продолжится работа по расширению способов реализации проездных документов.
Также будет продолжена реконструкция вокзальных комплексов станций Брест и Гродно.
Необходимо отметить, что в части формирования тарифной политики следует различать пассажирские перевозки в пределах республики и международные.
Перевозки в пределах Беларуси имеют важное социальное значение для населения. В связи с этим, согласно Указу Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 №72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь», регулирование тарифов на проезд поездами региональных и межрегиональных линий (внутриреспубликанское сообщение) осуществляет Минэкономики.
В настоящее время перевозки пассажиров в пределах Республики Беларусь являются убыточными. По оперативным данным, за 10 месяцев текущего года убытки от перевозок поездами региональных линий эконом–класса составили 1 206,1 млн. руб.; региональных линий бизнес–класса и межрегиональных линий – 1 278,7 млн. руб.
В текущем году по согласованию с Минэкономики тарифы на перевозки пассажиров в пределах республики были повышены на 20% с 12 июля. После повышения тарифов стоимость проезда, например, поездом межрегиональных линий №651 Минск–Брест составляет в купейном вагоне – 31 825 руб., в плацкартном вагоне – 23 126 руб.; в общем вагоне – 14 788 руб.
Тем не менее уровень тарифов остается невысоким. В связи с этим Минэкономики поддержало предложение железнодорожников о еще одном повышении тарифов в среднем на 17% до конца текущего года.
Что касается международных пассажирских перевозок, то согласно Закону Республики Беларусь «О железнодорожном транспорте» (ст. 5) тарифы на перевозки железнодорожным транспортом общего пользования в международном железнодорожном сообщении устанавливаются в соответствии с международными договорами Республики Беларусь.
Наиболее массовые перевозки пассажиров в рамках СНГ, а также в Латвию, Литву и Эстонию регулируются Соглашением о Межгосударственном пассажирском тарифе (МГПТ), утвержденным XIII Советом по железнодорожному транспорту (19.05.1995, г.Одесса).
При осуществлении пассажирских перевозок действует общая система пассажирских тарифов – Межгосударственный пассажирский тариф (МГПТ). Тарифы устанавливаются в тарифной валюте – швейцарских франках (CHF). Железнодорожные администрации имеют право устанавливать повышающий или понижающий коэффициенты индексации базовых тарифов на перевозку пассажиров, багажа и грузобагажа по своей территории, стоимости плацкарты в свои вагоны.
ОАО «РЖД» проинформировало о повышении тарифов на перевозки пассажиров в сообщении с Республикой Беларусь с 1 января 2013 года в среднем на 9–24% в зависимости от календарного времени поездки, расстояния следования и категории поездов (вагонов). Повышение стоимости проезда по территории ОАО «РЖД» скажется при проезде как граждан Беларуси, так и граждан России.
В последние годы тарифная политика Белорусской железной дороги на перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа в сообщениях с отдельными железнодорожными администрациями основывается на паритете применяемых коэффициентов индексации к ставкам МГПТ. В сообщении с Украиной тарифы не повышались с 2009 года.
Если в среднем за неделю в сентябре оформлялось 110 билетов с электронной регистрацией, то в ноябре количество возросло более чем в 10 раз и составило 1,3 тыс. проездных документов за неделю.
На втором и третьем этапах будет построена вторая искусственная взлетно-посадочная полоса и новый современный международный терминал. Второй и третий этапы реконструкции Национального аэропорта Минск планируется реализовывать в рамках договора генподряда, подписанного Департаментом по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси и китайской компанией ТОЧМАШ, с привлечением кредита Эксимбанка Китая.
Относительно возможностей выхода одной из существующих бюджетных авиакомпаний на белорусский рынок авиаперевозок необходимо отметить, что на данный момент отсутствуют запросы от иностранных Low-cost авиакомпаний на выполнение рейсов в пункты Беларуси.
Национальной авиакомпанией «Белавиа» принято решение о создании на своей базе гибридной авиакомпании, которая будет сочетать в себе как элементы классической авиакомпании, так и элементы Low-cost авиакомпании. Определенное количество билетов уже продается по весьма низким ценам, но правила использования таких билетов весьма жесткие (запрет возврата, обмена и т.д.). Авиакомпания постепенно внедряет данные элементы в свою работу.
Также необходимо отметить, что «Белавиа» не является единственным перевозчиком на белорусском рынке авиаперевозок, а, следовательно, и монополистом. Помимо национальной авиакомпании, полеты в/из Минска выполняют Аэрофлот, Аэросвит, Czech Airlines, LOT Polish Airlines, Austrian, AirBaltic, Turkish Airlines, Lufthansa и др. Таким образом, белорусский рынок авиаперевозок соответствует всем условиям конкурентной среды и находится в состоянии постоянного развития.
В настоящее время регулярные авиаперевозки пассажиров между Минском и российскими городами обеспечиваются «Белавиа» с участием других авиакомпаний в рамках действующих коммерческих соглашений.
В октябре 2012 года белорусские и российские авиационные власти достигли соглашения о выполнении рейсов между столицами союзных государств. По итогам переговоров Национальная авиакомпания «Белавиа» и российские перевозчики имеют право летать по направлению Минск-Москва-Минск с частотой до 5 рейсов в день для каждой стороны.
В настоящее время специалисты Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь и Министерства обороны обсуждают варианты реорганизации воздушного пространства, перераспределения ответственности за обслуживание воздушного движения, увязывая этот вопрос с переходом на уведомительный порядок использования воздушного пространства.
Полеты пилотов–любителей по свободно выбираемым маршрутам возможны и сегодня. Для этого просто необходимо выполнить процедуры, установленные нормативными документами, регламентирующими использование воздушного пространства.
В настоящее время транспортная связь г. Смолевичи с г. Минском обеспечивается автомобильными перевозками в регулярном сообщении:
- пригородные маршруты:
№ 395 Минск – Смолевичи (24 рейса ежедневно);
№ 410 Минск – Сутоки (6 рейсов ежедневно);
№ 447 Минск – Верхмень (4 рейса по субботам и воскресеньям);
- пригородные экспрессные маршруты:
№ 470 Минск – Смолевичи (Заречное) (60 рейсов ежедневно);
№ 469-ТК Минск – Смолевичи (Черницкий) (24 рейса ежедневно);
- междугородный маршрут № 623/624 Минск – Рованичи (2 рейса ежедневно / 2 рейса по субботам и воскресеньям).
Решение об увеличении количества выполняемых рейсов в направлении г.Смолевичи будет приниматься по результатам мониторинга пассажиропотока.
Кроме того, в настоящее время в сообщении Смолевичи-Минск предусмотрено курсирование 23 пар поездов региональных линий регулярного сообщения, равнораспределенных в течение суток. Движение этих поездов осуществляется с учетом возможной пропускной способности существующей инфраструктуры.
Помимо поездов региональных линий, на данном участке предусмотрено курсирование 27 пар регулярных поездов в международном и межрегиональном сообщении. Таким образом, этот участок является интенсивным и требует развития прилегающей к Минску железнодорожному узлу инфраструктуры.
В соответствии с утвержденным правительством Беларуси планом-графиком развития городских линий в г. Минске по организации перевозок пассажиров поездами этих линий до 2015 года, развитие городских линий в направлении Минск-Смолевичи планируется осуществить до 2015 года. В частности, предусмотрена реконструкция станций и остановочных пунктов, в том числе пассажирских платформ с устройством навесов над ними, а также строительство подземных пешеходных переходов; строительство третьих главных электрифицированных путей на отдельных участках, модернизация контактной сети, устройство автоматики, телемеханики и связи, что позволит увеличить пропускную способность железнодорожных линий; устройство ограждения трехпутных участков железнодорожных путей в целях обеспечения безопасности движения поездов.
Размеры движения поездов городских линий, частота их обращения будет ориентирована на удовлетворение пассажиров, проживающих и работающих в Минске и Смолевичах на основе мониторинга спроса на эти перевозки.
В связи с открытием 7 ноября 2012 года новых станций метрополитена («Грушевка», «Михалово», «Петровщина») разработана новая схема транспортного обслуживания юго-западной части города. Схемой предусмотрена связь всех кварталов в микрорайонах Юго-Запад, Михалово, Малиновка, Брилевичи с новыми станциями метро, а также сохранение существующих внутрирайонных связей (подвоз к поликлиникам, школам, садам и др.).
Транспортную связь с новыми станциями метро, помимо существующих маршрутов, обеспечивают новые подвозящие маршруты (интервал движения в часы «пик»):
троллейбус № 32 «ДС Малиновка-4 – ст.м. Петровщина» (3 мин.),
автобус № 75 «ДС Малиновка-4 – ст.м. Петровщина – ДС Юго-Запад» (6 мин.),
автобус № 96 «ДС Малиновка-4 – ст.м. Петровщина – Брилевичи»
(4 мин.),
автобус № 119 «Малиновка-8 – ст.м. Петровщина – ДС Юго-Запад»
(5 мин.).
Транспортную связь с центральной частью города обеспечивают (интервал движения в часы «пик»):
Автобус № 23 «ДС Малиновка-4 – Городской Вал» (16 мин.),
автобус № 32С «ДС Малиновка-4 – Юго-Запад –ДС Дружная» (7 мин.),
автобус № 35С «филиал БГУ – Брилевичи – Вокзал» (11 мин.),
автобус № 74С «ДС Малиновка-4 – ул. Космонавтов – Городской Вал» (7 мин.),
автобус № 120Э «Малиновка-8 – ул. Космонавтов – ДС Дружная» (10 мин.),
троллейбус № 36 «ДС Юго-Запад – Вокзал – О.Кошевого» (4 мин.),
троллейбус № 40 «ДС Юго-Запад - Немига – Карастояновой» (6 мин.),
троллейбус № 53 «ДС Малиновка-4 -Юго-Запад - ул. Богдановича– ДС Зеленый луг-7» (4,5 мин.).
В результате внесения изменений в работу наземного транспорта:
сохранен 21 маршрут (7 троллейбусных – № 12, 23, 39, 39Д, 52, 53, 64 и 14 автобусных – № 23, 30С, 49, 83Э, 97, 104, 114С, 116, 122Э, 129Э, 134С, 138, 147, 156Э);
изменено 16 маршрутов (7 троллейбусных – № 8, 10, 31, 32, 36, 40, 63 и 10 автобусных – № 28, 32С, 35С, 57, 74С, 75С, 84, 84Д, 120Э);
закрыто 11 маршрутов (1 троллейбусный – № 66 и 10 автобусных – № 81С, 103С, 117С, 118Э, 128С, 168С, 176Э, 177Э, 198С, 965);
открыто 2 маршрута (автобусные № 96, 119).
С 14 ноября 2012 года УГАИ ГУВД Мингорисполкома изменило схему организации дорожного движения на перекрестке ул. Голубева и пр. Газеты «Правда», что позволило практически полностью ликвидировать транспортные заторы в данном районе. Ведутся работы по оптимизации движения транспорта на перекрестке пр. Газеты «Правда» и пр. Любимова. Кроме того, дополнительно организованы остановочные пункты в районе новых станций.
После открытия участка пр. Дзержинского от транспортной развязки на пересечении ул. Алибегова и до ул. Есенина с 1 июля 2013 года будет пересмотрена схема транспортного обслуживания микрорайона Малиновка, предусматривающая, в том числе, открытие новых маршрутов.
План действий Минского городского исполнительного комитета по обеспечению транспортного обслуживания участников и гостей чемпионата мира по хоккею в 2014 году предусматривает, в частности, комплектование диспетчерского состава служб автомобилей-такси англоязычным персоналом и разработку для водителей такси памятки для минимального общения на английском языке.
В целях повышения качества и безопасности перевозок пассажиров автомобилями-такси готовится ряд проектов нормативных правовых актов. Так, проект Указа Президента Республики Беларусь "О внесении дополнения в Указ Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2005 года № 551 "О мерах по повышению безопасности дорожного движения" предусматривает ограничение с 1 января 2014 года срока эксплуатации автомобилей-такси 10 годами с момента их изготовления. При этом автомобили-такси с превышением данного срока эксплуатации, допущенные в установленном порядке к выполнению перевозок пассажиров автомобилями-такси до 1 января 2014 года, могут использоваться для выполнения перевозок пассажиров автомобилями-такси до 1 января 2016 года.
Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь "О внесении дополнений и изменений в Правила автомобильных перевозок пассажиров" предусматривает введение карты соответствия транспортного средства требованиям нормативных правовых актов, форма и порядок выдачи которой подлежит утверждению Минтрансом. Планируется также регламентировать гражданско-правовые отношения при обеспечении перевозок пассажиров автомобилями-такси между всеми субъектами (местный исполнительный и распорядительный орган, оператор перевозок пассажиров автомобилями-такси, диспетчер такси, перевозчик); установить функции диспетчера такси в планировании и координации перевозок пассажиров автомобилями-такси; установить требования к внешнему виду водителей (в том числе запрет на использование рабочей, спортивной и домашней одежды и обуви).
Кроме того, предусматривается внесение в Единый перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, процедуры выдачи карты соответствия транспортного средства требованиям нормативных правовых актов.
В навигацию текущего года расширена номенклатура перевозимых грузов. Впервые начата перевозка экспортируемых из Республики Беларусь лесных грузов и импортируемого полевого шпата.
Эти перевозки выгодны для белорусских организаций, так как, помимо получаемой прибыли, увеличивается экспорт транспортных услуг. В навигацию 2013 года планируется их продолжить. Вместе с тем заявлять о расширении номенклатуры перевозимых грузов или увеличении объема преждевременно – это будет зависеть от грузовладельцев и складывающейся номенклатуры в области перевозок в направлении черноморских портов.