Вопросы можно задавать заранее или непосредственно во время проведения конференции на сайте БЕЛТА www.belta.by в разделе "ONLINE КОНФЕРЕНЦИЯ". Ответы будут публиковаться 29 октября после 11.00 по мере готовности. >.
Вопросы конференции
Относительно принципиальных изменений и новаций. Законопроект предусматривает образование в Беларуси третьего вида авиации - экспериментальной авиации. Необходимость нововведения продиктована разработкой и изготовлением в республике беспилотных летательных аппаратов, которые должны пройти все стадии от проектирования до выпуска опытных экземпляров, проведения наземных и летных испытаний. Только пройдя все этапы и получив положительное заключение приемной комиссии, необходимые сертификаты соответствия летной годности, летательный аппарат может быть передан в серийное производство для использования в гражданской или государственной авиации.
Таким образом, в законопроект впервые внесены определения беспилотного летательного аппарата и его оператора, определены права и обязанности специалистов.
Внесение дополнений и изменений в ныне действующий закон необходимо в связи с передачей врачебно-летной экспертной комиссии гражданской авиации в подчинение Министерства здравоохранения Беларуси. Также это необходимо из-за увеличения количества видов документов, необходимых при авиаперевозках, и для приведения условий договора воздушной перевозки (в частности, отказа от полета) в соответствие с мировой практикой, применяемой авиакомпаниями.
Гражданская авиация - важнейший элемент транспортной системы, в значительной степени обеспечивающий экономический рост, внешнеторговые, деловые и туристические связи, а также мобильность населения и транспортную доступность регионов. Беларусь занимает центральное место на европейской карте. Через наше воздушное пространство проходят кратчайшие воздушные пути из Западной Европы на восток и в Юго-Восточную Азию, из Скандинавии на юг и средиземноморье. Такое выгодное географическое положение государства на карте мира создает экономические предпосылки для наращивания объемов авиаперевозок и успешной интеграции белорусской гражданской авиации в Европейскую авиатранспортную сеть. Значимую роль в достижении этого играет развитие договорно-правовой базы международного сотрудничества и активное взаимодействие с зарубежными партнерами.
Учитывая, что национальное законодательство каждой страны имеет свои особенности, в межправительственных соглашениях о воздушном сообщении оговаривается широкий круг вопросов, являющихся прерогативой каждого суверенного государства. В их числе - порядок предоставления полномочий, прав и обязанностей назначенным авиапредприятиям, определение количества авиакомпаний с каждой стороны и пунктов посадки на территории государств, объема провозных емкостей, системы утверждения расписания полетов и тарифов, порядок взимания таможенных, аэропортовых и других видов сборов и налогов, распоряжения выручкой, полученной от продажи билетов, организация представительств и агентств на иностранной территории.
Для создания нормативно-правовой базы и обеспечения международного сотрудничества в области гражданской авиации белорусская сторона на 1 октября 2013 года заключила 45 межправительственных соглашений о воздушном сообщении. Например, в ходе визита премьер-министра Беларуси в Монголию в августе текущего года подписан один из таких документов. Заключение международного договора обеспечит создание правового поля для организации в перспективе воздушного сообщения между нашими странами. Это, в свою очередь, будет способствовать развитию политических связей, а также повысит предпринимательскую и деловую активность во многих сферах деятельности. Кроме того, подписание соглашения будет содействовать росту экономической эффективности внешней торговли между Беларусью и Монголией. Откроются широкие возможности и для развития туристического бизнеса в обеих странах.
В настоящее время в Беларуси насчитывается 56 международных воздушных трасс. Протяженность этой сети составляет около 25,4 тыс. км. Структура нашего воздушного пространства позволяет использовать транзитные маршруты, в частности между Европой и Азией. Так, через Беларусь проходит группа транссибирских авиамаршрутов (Европа - Юго-Восточная Азия), привлекательных для полетов иностранных авиакомпаний в сообщении со странами Европы. Направление Европа - Азия рассматривается как одно из самых интересных для авиатранспортного бизнеса. В этой связи основной целью является постоянное развитие сети международных трасс и маршрутов навигации в воздушном пространстве Беларуси, позволяющее наращивать поток воздушных судов.
Последние годы характеризуются особенным ростом объема пассажирских и грузовых перевозок в государствах СНГ. Несмотря на присутствие ведущих зарубежных авиакомпаний на рынке перевозок, на их стремление расширить свою маршрутную сеть, на национального авиаперевозчика приходится большее количество пассажиров, перевезенных в международном сообщении.
Дальнейшее развитие гражданской авиации Беларуси должно осуществляться в полном соответствии со стандартами и рекомендуемой практикой ИКАО и обеспечивать безопасные и экономически выгодные воздушные сообщения. Предполагается расширение участия в международных перевозках пассажиров и грузов, а также полная реализация возможностей, предоставляемых выгодным географическим положением на обширном пространстве Евразии.
В настоящее время рынок авиаперевозок Беларуси ограничен и не оправдывает экономическую целесообразность приобретения в лизинг дальнемагистральных воздушных судов. Спрос на прямые авиаперевозки между Беларусью и Шри-Ланкой неустойчив и не является достаточным для обеспечения финансовой эффективности регулярных полетов. Так, за 2012 год по маршруту Минск-Коломбо-Минск был перевезен 651 пассажир "туда-обратно", или 325 пассажиров в одну сторону. Существующий невысокий спрос на авиаперевозки между двумя странами обеспечивается белорусским и иностранными перевозчиками с одной или двумя стыковками (преимущественно через Абу-Даби). С учетом этих факторов, в настоящее время отсутствуют физические и экономические предпосылки для организации авиакомпанией "Белавиа" прямых полетов из нашей страны в Шри-Ланку.
Это предприятие входит в группу компаний AEON Corporation. В мае текущего года состоялась встреча главы белорусского правительства Михаила Мясниковича с учредителем корпорации AEON Corporation Романом Троценко по вопросам развития Национального аэропорта Минск с участием россиян. В итоге был подписан протокол поручений премьер-министра, предписывающий продолжить сотрудничество Минтранса с российской компанией по созданию в Национальном аэропорту Минск международного транзитного авиаузла, который свяжет города Европы и страны СНГ. В соответствии с протоколом инвестору были представлены материалы по строительству второй взлетно-посадочной полосы и нового пассажирского терминала в столичном аэропорту.
Летом было принято решение о целесообразности заключения договоров на проведение оценки имущества РУП "Национальный аэропорт Минск" непосредственно ООО "Новапорт" с белорусским РУП "Институт недвижимости и оценки" и, по желанию инвестора, независимым оценщиком - компанией Ernst&Young (Украина). В июле стороны заключили соответствующий договор на проведение оценки имущества аэропорта, который представил полный пакет документации. Оценка имущества, которое будет предлагаться в качестве неденежного вклада создаваемого совместного предприятия, закончится 10 ноября, и после этого будет представлен уже доработанный бизнес-план, который будет проходить госэкспертизу.
"Новапорт" разработало бизнес-план развития РУП "Национальный аэропорт Минск" и проект инвестдоговора, однако в представленных материалах отсутствовала часть документов, необходимых для заключения договора согласно действующему законодательству Беларуси. По нашему мнению, предложенный бизнес-план также требовал доработки.
На основании полученной от авиакомпании "Белавиа" информации инвестор разработал стратегию развития авиакомпании в рамках создания в Национальном аэропорту Минск международного трансферного авиаузла между городами Европы и стран СНГ. После ее изучения стало ясно, что стратегические цели по отдельным направлениям развития совпадают с планами белорусского авиаперевозчика. Так, к приоритетным задачам отнесено развитие транзитных пассажиропотоков между западом и востоком через Национальный аэропорт Минск. Вместе с тем отдельные направления и информация, содержащиеся в стратегии, носят декларативный характер, не обоснованный анализом перспективных направлений авиаперевозок.
В конце июля состоялась очередная встреча с руководством ООО "Новапорт". Сейчас российский инвестор разрабатывает бизнес-план по строительству в Национальном аэропорту Минск современного авиаремонтного производства с учетом предложений компании "Интеко" (Россия), а также варианты включения белорусских областных аэропортов в обсуждаемый проект. Для оперативного решения возникающих вопросов в Минске постоянно находится представитель ООО "Новапорт".
На встрече, состоявшейся 13 сентября в национальном аэропорту, директор ООО "Новапорт" Сергей Рудаков проинформировал, что оценка имущества специалистами Института недвижимости и оценки проходит быстрее согласованных сроков. Он также выразил удовлетворение работой белорусской стороны и тем, что все обращения россиян выполняются в срок и качественно.
На основании действующих нормативных актов продажи акций на льготных условиях для работников авиакомпании не будет.
Министерство транспорта и коммуникаций рассчитывает, что акционирование национальной авиакомпании позволит привлечь крупного инвестора, что даст возможность авиакомпании сделать серьезный шаг по пути обновления и увеличения флота.
Относительно возможностей выхода одной из существующих бюджетных авиакомпаний на белорусский рынок авиаперевозок необходимо отметить, что в летнем сезоне 2013 года на маршруте Минск - Барселона оперировал испанский low cost перевозчик Vueling. На данный момент отсутствуют другие запросы от иностранных low cost авиакомпаний на выполнение рейсов в пункты Беларуси.
Кроме того, авиакомпания "Белавиа" приняла решение о создании на своей базе гибридной авиакомпании, которая будет сочетать в себе как элементы классической авиакомпании, так и элементы low cost. Определенное количество билетов уже продается по весьма низким ценам, но правила использования таких билетов являются жесткими (запрет возврата, обмена и т.д.). Авиакомпания постепенно внедряет данные элементы в свою работу.
Основной причиной убыточности ОАО "Авиакомпания Трансавиаэкспорт" в целом является неблагоприятная конъюнктура рынка грузовых авиаперевозок, которая, в частности, обусловлена снижением деловой активности в еврозоне. Также это связано с изменением геополитической ситуации в мире, отчего сократилась доля экспорта специмущества с территории Беларуси с использованием воздушного транспорта. Высокая стоимость авиационного топлива привела к существенному удорожанию авиауслуг и снижению их конкурентных преимуществ перед другими видами транспорта. Кроме того, из-за несоответствия авиадвигателей нормам по шумам, на рынке Западной Европы невозможно эксплуатировать воздушные суда Ил-76ТД, которые находятся в парке авиакомпании.
На сегодняшний день руководство ОАО "Авиакомпания Трансавиаэкспорт" принимает меры для наращивания объема услуг и проводит разностороннюю коммерческую работу. С заказчиками чартерных рейсов проводятся двусторонние переговоры по поиску возможностей увеличения грузоперевозок. Так, были проведены переговоры с компанией TURSER S.A. по выполнению полетов к Южному Полюсу с использованием судов авиакомпании.
Также в настоящее время проводятся переговоры с представителями ООН и компанией Adriyatik по возобновлению работы по программе World Food Program в Южном Судане. Завершены все подготовительные работы по направлению на базирование в ОАЭ воздушного судна по договору с компанией UKAS FZE. Сейчас авиакомпания ожидает официального разрешения на базирование одного самолета. Произошла задержка, связнная с временным ограничением транзита грузов из Афганистана через Объединенные Арабские Эмираты. Всего в четвертом квартале запланирована работа двух воздушных судов на условиях базирования в ОАЭ по договорам с компанией UKAS FZE.
Кроме того, проведены переговоры с компанией Euroway по возобновлению рейсов в африканском регионе, в результате чего одно воздушное судно базируется в Йоханнесбурге (ЮАР).
В Госкомимуществе подготовлен и согласован с заинтересованными органами проект распоряжения Президента Беларуси "Об отчуждении акций", предусматривающий привлечение прямых иностранных инвестиций в модернизацию воздушных судов путем продажи 99,88% пакета акций ОАО "Авиакомпания Трансавиаэкспорт", принадлежащих государству, на условиях конкурса. По условиям тендера инвестор обязан направить не менее $20 млн. в модернизацию воздушных судов и восстановление летной годности семи планеров Ил-76, принадлежащих обществу и находящихся на длительном хранении. Это должно быть выполнено в течение двух лет с даты заключения договора купли-продажи акций. Кроме того, условием является выделение не менее $5 млн. на строительство авиационного ангара. Также должно быть сохранено количество рабочих мест и профиль деятельности общества в течение пяти лет с момента заключения договора купли-продажи акций.
К слову, белорусская сторона предложила турецкой компании AIC GROUP рассмотреть возможность участия в приватизации компании "Трансавиаэкспорт".
Решением Мингорисполкома №2164 от 22 августа нынешнего года ОАО "Авиакомпания Трансавиаэкспорт" выделен земельный участок в Национальном аэропорту Минск для строительства ангара и обслуживания авиационной техники.
Госкомимущество направило в органы государственного управления для согласования проект распоряжения Президента "Об отчуждении акций" по конкурсу на условиях, доработанных в соответствии с поручением правительства от 17 августа 2013 года. Согласно этим условиям, предусматривается отчуждение путем продажи по конкурсу находящихся в республиканской собственности акций открытого акционерного общества "Авиакомпания Трансавиаэкспорт". А именно - внесение участником, выигравшим конкурс, в уставный фонд АО в виде вклада денежных средств в размере не менее $25 млн., в том числе не менее $5 млн. - на строительство ангара, рассчитанного не менее чем на три самолетоместа. Эти средства должны быть предоставлены в течение двух лет со дня выделения обществу земельного участка для строительства.
Нужно отметить, что в текущем году в Витебске прошел фестиваль ОАО "Газпром" (Россия) – "Факел". В Витебск слетелись самолеты из многих уголков России, в том числе Тюмени, Оренбурга, Нижневартовска. В период проведения мероприятии было принято 46 самолетов разных типов (Боинг 737, CRJ 100/200, Ту 154, 134, Як-40,42 и др.) и обслужено 1700 пассажиров.
В основном областные аэропорты используются для посадок воздушных судов грузовых авиакомпаний с парком самолетов Ил 76 и АН 12.
С июня этого года региональные аэропорты обеспечивали полеты авиакомпании "Белавиа", которая выполняла регулярные рейсы по маршрутам в Брест, Гродно и Гомель из Калининграда. Также действовали чартерные программы из Бреста в Болгарию и Турцию, из Гомеля в Италию и Германию для оздоровления детей из районов, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС, а также по перевозке вахтовых бригад в северные районы России. На протяжении многих лет на круглогодичной основе из Гомеля выполняется чартерная программа по перевозке вахтовиков-нефтяников в российские города (Ноябрьск, Ханты-Мансийск, Нижневартовск, Новый Уренгой, Нягань). Кроме того, "Белавиа" выполняет разовые чартерные рейсы из Витебска в рамках сотрудничества с международным фестивалем искусств "Славянский базар в Витебске", а также из других областных аэропортов.
Работу по привлечению иностранных авиакомпаний в областные аэропорты государственное предприятие "Белаэронавигация" проводит постоянно.
За последнее время на предприятии "Белаэронавигация" были модернизированы средства радиолокации, радионавигации и связи. Ввод в эксплуатацию новых современных радиолокаторов позволяет повысить безопасность и качество управления воздушным движением над территорией Беларуси. Такое оборудование производства французской фирмы Thales установлено в аэропортах Гродно, Могилев и в Национальном аэропорту Минск. Заключен договор с Thales на установку в течение 2014 года таких же радиолокаторов в аэропортах Брест и Гомель.
В ближайшее время планируется заключение контракта на закупку и установку в течение будущего года радиолокатора обзора летного поля в Национальном аэропорту Минск. Это позволит присвоить аэродрому Минск-2 категорию 3А, что значительно сократит задержки рейсов по метеоусловиям, так как диспетчер получит возможность контролировать и управлять движением воздушных судов и транспортных средств по территории аэродрома в плохую погоду.
В настоящее время на всей территории нашей республики работают средства воздушной электросвязи. Для этого используется сеть радиоретрансляторов серии 4200 немецкой компании ROHDE&SCHWARZ. Это самые современные радиостанции, обеспечивающие управление воздушным движением в Беларуси. Для обеспечения наземной электросвязи со смежными центрами УВД планируется переход на цифровые каналы. Данные потоки позволят увеличить объем передаваемой информации и ее качество, что повысит безопасность полетов в целом.
Развитие гражданской авиации соответствует целям и задачам достижения темпов роста экономики Беларуси. Многие международные маршруты проходят через воздушное пространство республики, что дает экономические предпосылки для поиска резервов по развитию авиационной подотрасли.
Как объект развития, гражданская авиация является многофакторной динамической системой, включающей в себя авиакомпании, аэропорты, авиаремонтный завод и другие структуры, обеспечивающие единый технологический процесс по безопасной авиаперевозке пассажиров и грузов. К наиболее эффективным проектам, обеспечивающим безусловное развитие гражданской авиации, на ближайшую перспективу относятся такие как расширение парка воздушных судов, реконструкция аэровокзального комплекса, строительство второй взлетно-посадочной полосы, строительство авиационно-ремонтного завода в Национальном аэропорту Минск.
Если говорить об увеличении самолетного парка гражданской авиации, то согласно отраслевой программе развития гражданской авиации на 2011-2015 годы предусматривалось приобретение в лизинг четырех средне- и ближнемагистральных воздушных судов. С начала реализации программы авиакомпания "Белавиа" увеличила свой парк на пять единиц - приобретено в оперативный лизинг три самолета Boeing 737/300 и два Embraer-175. Сегодня парк авиакомпании состоит из 21 самолета (Boeing, Embraer, CRJ, Ту-154).
Постоянное пополнение флота позволяет увеличивать количество выполняемых рейсов и способствует развитию пассажирских авиаперевозок. Так, объем перевозок пассажиров по отношению к предыдущему периоду в 2011 году увеличился на 4,8%, в 2012 году - на 23,7%, а за 9 месяцев этого года прирост составил уже 26,4%.
Основная доля полетов приходится на регулярные рейсы, перечень которых постоянно расширяется. Согласно программе развития гражданской авиации открыты новые регулярные маршруты из Минска в Ашхабад, Астану, Хельсинки. Сверх установленных планов открыты рейсы в Ганновер, Барселону, Самару, Кутаиси, Будапешт, Белград. В соответствии со спросом увеличена частота полетов на 18 маршрутах. Кроме того, ежегодно в летний период выполняются регулярные полеты в Калининград из Бреста, Гродно, Гомеля.
Еще одним приоритетным направлением развития авиационной отрасли является техническое переоснащение и обновление основных производственных фондов аэропортовых комплексов. Особое значение имеет реконструкция действующего аэровокзального комплекса Национального аэропорта Минск. Там создается современный международный терминал. Реконструкцию действующего терминала выполняет белорусская сторона за счет собственных средств и силами отечественных организаций без привлечения китайской кредитной линии. Генподрядной организацией стало ОАО "Гроднопромстрой". К чемпионату мира по хоккею 2014 года планируется осуществить реконструкцию в объеме, необходимом для качественного обслуживания пассажиров, которые будут прибывать в Беларусь в связи с этим событием.
На сегодняшний день закончена реконструкция VIP-зоны, ведутся работы по пристраиваемой части со стороны привокзальной площади и со стороны перрона. Все работы будут завершены в марте 2014 года согласно утвержденному графику.
Значимым направлением является совершенствование авиаремонтных услуг. В связи с необходимостью развития авиаремонтного производства и модернизации Минского авиаремонтного завода на территории Национального аэропорта Минск планируется строительство новых корпусов предприятия для покраски, технического обслуживания и ремонта воздушных судов западного производства. Реализация этих планов позволит увеличить экспорт транспортных работ и услуг.
В целом в январе-августе 2013 года авиационные организации получили чистую прибыль в размере Br342,4 млрд. Рентабельность реализованной продукции, работ и услуг составила 20,4%, продаж - 16,8%. Что касается экспорта услуг, то за восемь месяцев этот показатель составил $227,1 млн., что на 24,1% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Национальная авиакомпания "Белавиа" экспортировала услуг на 34,8% больше по сравнению с аналогичным периодом 2012 года, Национальный аэропорт Минск – на 53,2%. При этом в целом по авиационным организациям положительное сальдо внешней торговли услугами за январь-август этого года составило $151,2 млн. и увеличилось на 27,9% к уровню прошлого года.
В январе-сентябре воздушным транспортом было перевезено 1305,3 тыс. пассажиров (на 26,7% больше по сравнению с аналогичным периодом 2012 года). Пассажирооборот составил 2038,3 млн. пассажиро-километров (плюс 24% к прошлому году).
Было принято решение создать рабочие группы с белорусской и российской сторон. Мы наметили работу по сотрудничеству в развитии Национального аэропорта Минск. Второе - это развитие Минского авиаремонтного завода. Третье - возможное сотрудничество в плане развития региональной авиации. По просьбе руководства аэропортов регионов первая встреча состоится после 1 ноября.
Эта компания также предлагает создание управляющей компании для Национального аэропорта Минск с вариантом вложения имущества со стороны Беларуси - 55%, а с российской стороны - денежного вклада 45%.