В ближайшее время на рассмотрение правительства должен быть внесен законопроект по комплексной корректировке Налогового кодекса Беларуси. Подготовку предложений по корректировке основного налогового документа страны с февраля 2018 года осуществляет межведомственная рабочая группа, в состав которой вошли представители государственных органов, концернов, бизнес-союзов, Совета по развитию предпринимательства, а также широкий круг экспертов-практиков - аудиторов, бухгалтеров и юристов. В частности, предусматривается снижение налоговой нагрузки, изменение механизма исчисления ряда налогов и упрощение их администрирования, продолжится сближение бухгалтерского и налогового учета.
Во время онлайн-конференции заместитель министра по налогам и сборам Элла Селицкая прокомментировала наиболее значимые предложения, вошедшие в законопроект, ответила на вопросы посетителей сайта БЕЛТА.
Конференция организована совместно с Министерством по налогам и сборам Беларуси при поддержке ООО "ЮрСпектр".
Участники:
Вопросы конференции
Работа по комплексной корректировке Налогового кодекса пока не завершена. Есть ряд вопросов, которые еще необходимо обсудить на заседаниях специальной межведомственной рабочей группы при Министерстве финансов.
Основное внимание сейчас сосредоточено на редакции Особенной части Налогового кодекса. Работа над самим текстом уже обсужденных глав - тоже очень непростой процесс, поскольку нужно учесть все нюансы, увязать нормы различных глав, обеспечить единство построения всех положений. Завершить эту часть работы планируется в ближайшее время. А дальше пойдет отработка предложений и замечаний заинтересованных, которые поступят после ознакомления с предлагаемым проектом.
В рабочую группу при Министерстве финансов входит порядка 60 человек, представляющих депутатский корпус, различные министерства, ведомства, бизнес-союзы, аудиторские организации. Она создавалась в расширенном составе, для того чтобы можно было услышать различные мнения. Очень немного таких вопросов, решение которых было выработано сразу же, потому что у разных сторон разные цели. Дискуссии были и будут, и не всегда получается сразу найти компромисс. Тогда вопрос выносится на рассмотрение рабочей группы для подготовки предложений об упрощении налоговой системы Республики Беларусь, которая создана при Совете Министров и возглавляется первым заместителем премьер-министра Василием Матюшевским. Такой двойной фильтр дает возможность принимать оптимальные решения, не ущемляя интересы плательщиков и бюджета.
На мой взгляд, в новом документе будет целый ряд значимых норм. Например, проект Общей части Налогового кодекса содержит новшества, которые упростят налоговое администрирование, поддержат добросовестное исполнение налоговых обязательств, облегчат порядок взаимодействия налоговых органов и плательщиков.
Это и изменение подходов к такому болезненному вопросу для плательщиков, как приостановление операций по счетам в банке при неисполнении налогового обязательства, и усовершенствованный механизм проведения камерального контроля, и ограничение суммы пеней, начисленных по результатам проверок, суммой доначисленного налога.
Много новшеств ожидается также в части исчисления отдельных видов налогов. Например, изменятся подходы к определению затрат, учитываемых плательщиками при налогообложении: в частности, будет пересмотрен порядок учета нормируемых затрат. Совершенствуется механизм выставления электронных счетов-фактур по НДС, расширяются возможности применения инвестиционного вычета по налогу на прибыль, пересматриваются права местных Советов депутатов на установление повышающих коэффициентов к ставкам налога на недвижимость и земельного налога. Также предусматривается индексация критериев выручки для применения УСН, пониженное налогообложение имущественными налогами организаций, возводящих новые объекты недвижимого имущества, дальнейшее сближение бухгалтерского и налогового учета и др.
Все члены специальной межведомственной рабочей группы имели возможность представить свои предложения, свое видение решения той или иной проблемы, совершенствования налоговой системы на рассмотрение заседания рабочей группы. Все предложения обсуждались, и выносилось коллегиальное решение либо о принятии предложения, либо о его отклонении, либо о дополнительной проработке.
Такая форма обсуждения, когда большое количество специалистов рассматривает какой-то вопрос со своей точки зрения, помогает найти недостатки либо преимущества того или иного предложения, выработать альтернативное решение.
Вопрос возможной отмены ограничений на вычет "входного" НДС прорабатывался с точки зрения внедрения различных вариантов такой отмены. Поскольку отмена ограничений на вычет НДС неизбежно повлечет потери бюджета, данный вопрос прорабатывался в увязке с соответствующими компенсационными мерами, в частности, путем установления в качестве отчетного периода по НДС календарного квартала для всех плательщиков.
Было также запрошено мнение всех министерств, ведомств, местных органов власти. При рассмотрении предложенных вариантов на заседании специальной межведомственной рабочей группы при Министерстве финансов было принято решение на сегодняшнем этапе сохранить как порядок осуществления налоговых вычетов, так и возможность плательщикам выбирать отчетный период (месяц или квартал).
С 2019 года для индивидуальных предпринимателей будет введена возможность исчислять НДС "по отгрузке".
Ставки НДС планируется сохранить на действующем уровне.
В связи с тем, что Налоговый кодекс излагается в новой редакции, изменений ожидается больше обычного, а значит и разъяснительная кампания будет проведена широкомасштабная. Безусловно, важнейшей задачей специалистов налоговых органов будет являться оперативное информирование плательщиков о новых положениях Налогового кодекса через все доступные каналы. Это и размещение информации в СМИ, и организация конференций, семинаров, круглых столов.
Сближение налогового и бухгалтерского учета - один из основных принципов, которых мы придерживаемся при выработке предложений для включения в Налоговый кодекс. В частности, принято решение установить одинаковые правила для определения выручки по различным видам операций как для целей бухгалтерского учета, так и для целей исчисления всех налогов. Эти предложения подготовлены и уже в ближайшие дни будут обсуждены на заседании специальной межведомственной рабочей группы.
Вопрос отмены для целей налогового учета понятий "внереализационные доходы" и "внереализационные расходы" рассматривался не один раз на заседаниях консультативного совета, созданного при Министерстве по налогам и сборам. И всегда именно представители бизнеса были против исключения этих понятий, поскольку соответствующими нормами было достаточно удобно пользоваться, плательщики привыкли к ним.
В этом году было принято аналогичное решение, и такая категория доходов и расходов сохранится для целей налогообложения. В то же время перечень внереализационных доходов и расходов несколько расширится, исходя из наработанной практики и появления необходимости включить отдельные доходы и расходы в соответствующие статьи.
Что касается внереализационных доходов и расходов в виде штрафов, пеней, неустоек по гражданско-правовым договорам, то эта проблема также озвучивалась представителями бизнеса на протяжении нескольких лет. Принято решение предоставить плательщикам выбор, как учитывать такие доходы (расходы): в момент отражения в бухгалтерском учете или по факту поступления (уплаты).
Главой государства поставлена следующая задача: после завершения в этом году работы по корректировке Налогового кодекса его редакция не должна подвергаться изменениям в течение следующих трех лет. Соответственно, следующий этап внесения изменений и дополнений в Налоговый кодекс будет приходиться как раз на 2021 год. За это время будет наработана практика применения новых норм, мы увидим, насколько эти нормы будут востребованы бизнесом. Возможно, за эти три года назреет необходимость выработки новых налоговых правил.
Поступления налога были ожидаемы. Прогнозы, безусловно, делались, и итоги первого квартала их подтвердили. Оценивая сегодня бюджетную эффективность нововведений, можно сказать, что достигнутые результаты превысили затраченные на это ресурсы.
В то же время выявились определенные трудности, например при оплате налога. В первую очередь это сложность прогнозирования времени прохождения платежа от даты перечисления со счетов в иностранных банках до даты поступления на счет налоговых органов, а также расчет суммы перечисления, с учетом того что каждый банк, участвующий в расчетах, удерживает комиссию. Сложности были и при уплате налога в белорусских рублях, поскольку платежи в редких валютах (к каким в международных расчетах относится белорусский рубль) увеличивают число банков-корреспондентов и требования к оформлению платежных инструкций.
То есть вопросы есть, они отрабатываются, и это нормальный процесс. Каких-либо изменений в механизме взимания НДС в настоящее время не планируем.
Действительно, предложено сдвинуть эти сроки. С 2019 года плательщики, работающие "по оплате", будут обязаны выставить ЭСЧФ не позднее 10 числа месяца, следующего за месяцем оплаты.
Упрощенная система налогообложения является крайне привлекательной системой. В настоящее время ее применяет почти половина субъектов хозяйствования.
После рассмотрения предложений по совершенствованию УСН одобрено увеличение критериев валовой выручки для применения УСН на уровень инфляции. Также будет разрешено применять УСН унитарным предприятиям, собственником имущества которых является некоммерческая организация.
Отмечу, что порядка 98% плательщиков, применяющих УСН, вписываются в те критерии валовой выручки, которые установлены сегодня (Br1 млн 851 тыс. по итогам налогового периода).