ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Суббота, 23 ноября 2024
Минск-Уручье Сплошная облачность -1°C
Все новости
Все новости
Онлайн-конференция
25 марта 2019, 14:00

Правоприменительная практика МАРТ в сфере пресечения нарушений антимонопольного законодательства

КОНФЕРЕНЦИЯ ЗАВЕРШЕНА

3 августа 2018 года вступила в силу новая редакция закона "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции". Законом предусмотрены принципиально новые, превентивные механизмы реагирования на антимонопольные нарушения - возможность выдачи предостережений и предупреждений. Это позволяет во многих случаях избежать длительной процедуры антимонопольного расследования.

Законом также конкретизированы методы для установления факта монопольно высокой или низкой цены, внедрены нормы, позволяющие противостоять диктату одного или нескольких покупателей на рынке, детализирован перечень форм недобросовестной конкуренции, введены запреты на действия, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

Эксперты рассказали о практике применения новых норм и ответили на вопросы посетителей сайта БЕЛТА.

Участники:

Иван Вежновец Первый заместитель министра антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь
Ольга Королькова Начальник отдела методологии антимонопольного регулирования и конкуренции Министерства антимонопольного регулирования и торговли Беларуси

Вопросы конференции

Корр. БЕЛТА
Сколько обращений субъектов хозяйствования по вопросу нарушения антимонопольного законодательства рассмотрено в МАРТ в 2018 году? Какова их динамика? Какова доля обращений, по которым комиссией МАРТ был установлен факт нарушения антимонопольного законодательства?
Вежновец Иван

Отмечается увеличение поступающих в МАРТ обращений о нарушении антимонопольного законодательства. Если в 2017 году поступило 105 таких обращений, то в 2018-м - 185. Это на 76% больше.

По обращениям, поступившим в комиссию МАРТ по установлению факта наличия (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства, в 2018 году рассмотрено 96 дел, по 20 (21%) из них установлены факты нарушения законодательства. В 2017 году комиссией рассмотрено 91 дело, факты нарушений установлены по 24 (26%).

Если говорить о структуре установленных нарушений антимонопольного законодательства в 2018 году, то более половины - это недобросовестная конкуренция, 33% - антиконкурентные акты и действия государственных органов (в 2017 году их было всего 11,7%), порядка 10% - злоупотребление доминирующим положением.

Берестовский Михаил
Имели ли место в практике МАРТ случаи, когда заявители в своих обращениях либо субъекты хозяйствования в рамках ответа на запрос антимонопольного органа представляли заведомо ложную информацию?
Вежновец Иван

В МАРТ имеется практика привлечения к административной ответственности как за представление неполной информации либо несвоевременное ее представление, так и за представление недостоверной информации.

Один из примеров - витебское унитарное предприятие, оказывающее ритуальные услуги, было оштрафовано за непредставление информации по запросу антимонопольного органа. Информация запрашивалась в связи с рассмотрением обращения о недобросовестной конкуренции со стороны этого предприятия. Второй пример - при рассмотрении дела об осуществлении недобросовестной конкуренции на рынке майонеза руководитель одного из предприятий был привлечен к административной ответственности за представление неполной информации по запросу антимонопольного органа (штраф составил 20 базовых величин).

Александр Ерофеев
В п.1 ст.24 закона "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции" установлены случаи, которые могут привести к ограничению конкуренции. Этот перечень открытый. Означает ли это, что участники закупок могут подать жалобу в МАРТ фактически по любому случаю?
Вежновец Иван

Действительно, в данной статье закона нет исчерпывающего перечня, и нарушения могут быть различными. Поэтому в каждом конкретном случае смотрим, насколько требования к закупкам либо процедура, которая проводилась при закупке, ограничивают конкуренцию. Иногда компании, проиграв тендер и пользуясь этим правом, обращаются в МАРТ для того, чтобы выиграть время, нанести ущерб своим конкурентам.

Алексей Гусаков, Минск
Как работает на практике новый для Беларуси механизм - предупреждение? Как вы оцениваете его эффективность? Всегда ли вовремя субъекты устраняют нарушения?
Вежновец Иван

Этот механизм помогает оперативно устранить нарушения без репутационных потерь для самого нарушителя, если он действует в дальнейшем добросовестно. Кроме того, существенно упрощается работа антимонопольного органа. С начала действия новой редакции закона о противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции выдано 42 предупреждения, в том числе 32 в 2018 году и 10 - в текущем. Большинство предупреждений исполнено, часть находится в стадии исполнения, что в первую очередь связано с действиями госорганов, когда необходимо принять нормативный либо локальный акт, требующий согласования.

Важно отметить тему исполнения субъектом предупреждения. На практике мы столкнулись с тем, что субъект иногда готов исполнить предупреждение, но по формальному признаку мы вынуждены продолжать антимонопольное расследование, потому что в установленный в предупреждении срок он не попросил о переносе срока исполнения. Формально получается, что это предупреждение не исполнено. Обращаю внимание, что если субъекту необходимо дополнительное время для исполнения предупреждения, то МАРТ всегда с готовностью рассматривает такие обращения и готов продлевать сроки исполнения в разумных пределах.

Корр. БЕЛТА
Если говорить в целом о соблюдении антимонопольного законодательства, какие нарушения наиболее распространены в Беларуси? В каких сферах чаще всего проводятся антимонопольные расследования?
Вежновец Иван

Если мы говорим про практику применения новой редакции закона, которая с 3 августа действует, то каких-то глобальных изменений в структуре нарушений, которые признаются, не произошло. У нас все так же доминируют нарушения в части недобросовестной конкуренции, их у нас признается более 50%. Увеличилось количество нарушений в 2018 году по сравнению с 2017 годом по действиям государственных органов, их 33% от всех нарушений. Также присутствуют нарушения в части злоупотребления доминирующим положением - их порядка 10% от всех решений, антиконкурентные соглашения - порядка 5%.

Можно привести конкретные наиболее интересные примеры по этим нарушениям. Так, если мы возьмем недобросовестную конкуренцию, то зачастую это смешение товарных знаков, смешение или использование фирменного стиля. В 2018 году было большое дело в части производителей майонезов, когда одна компания по сути скопировала упаковку, фирменное изображение продукции другой компании, соответственно, было признание нарушения, суды. Суды нас поддержали в части нарушения, мы выдали предписание, и соответствующую продукцию из магазинов убрали.

Что касается недобросовестной конкуренции, следует признать, что она может проявляться в различных формах. Как интересный пример - на текущий момент у нас есть на рассмотрении обращение, которое связано с недобросовестной конкуренцией в социальных сетях. Хочу обратить внимание, что распространение недостоверных и ложных сведений, к которому иногда прибегают, чтобы опорочить деловую репутацию своего конкурента, может происходить в том числе через социальные сети. Так вот, когда конкуренты пишут в комментариях на официальных сайтах либо на страницах в социальных сетях какие-то недостоверные сведения, это тоже может быть признано недобросовестной конкуренцией.

Что касается антиконкурентных действий госорганов, то можно привести пример, когда местный орган власти целенаправленно не давал разрешение на осуществление деятельности по учету, расчету и начислению платежей за жилищно-коммунальные услуги частной организации. Причем объяснение было очень простое - разрешение не давалось в связи с тем, что эта организация являлась негосударственной. Мы признали нарушение, и местный орган власти соответствующее разрешение выдал.

Берестовский Михаил
Как часто субъекты хозяйствования оспаривают в суде решения МАРТ?
Вежновец Иван

Решения комиссии нечасто оспариваются в суде. За 2018 год обжаловано только шесть решений комиссии. По итогам обжалования 90% принятых решений оставлены судом в силе. Следует отметить, что обжалуются решения как об установлении факта нарушения, так и об установлении отсутствия факта нарушения. Наибольшее количество обжалованных решений МАРТ касалось недобросовестной конкуренции.

Решение МАРТ об установлении факта нарушения законодательства является прямым основанием для составления протокола об административном правонарушении. По итогам 2018 года судами взыскано штрафных санкций на сумму Br116,7 тыс. (в 2017 году - Br109 тыс.).

Например, недавно было рассмотрение дела по компании ЗАО “Новатех Системы Безопасности”. Это дело касалось, с позиции заявителя, антиконкурентных действий Департамента охраны МВД, когда он закупал приемно-контрольные охранные средства. Там была техническая особенность в части того, что эти средства могут работать либо с одним пультом управления, которые производит одна компания, либо с другим, который производит компания-конкурент. Мы признали отсутствие нарушения, потому что там действительно были технические особенности в части загрузки работников на этих пультах. Вместе с тем субъект с нами не согласился, подал жалобу в Верховный суд, 19 марта состоялось судебное заседание, на котором доводы МАРТ судом были приняты, соответствующее решение было принято в пользу МАРТ.

Алексей Безвесельный, г.Минск
В какой стадии находится работа над предложениями по демонополизации, которые совместно готовят Международная финансовая корпорация и МАРТ в рамках создания национальной программы развития конкуренции в Беларуси?
Вежновец Иван

Это глобальная работа, которую мы сейчас делаем совместно с Международной финансовой корпорацией. Ее основой должен стать в первую очередь Индекс регулирования рынков товаров и услуг в Республике Беларусь. Это индекс, который считает Организация экономического сотрудничества и развития, в целом для большинства стран в мире. Для Беларуси он еще не считался ни разу. PMR-индекс не только предоставляет оценку состояния конкуренции в стране, но и позволяет выявить основные регуляторные барьеры и определить ключевые отрасли и рынки для развития конкуренции.

В 2018 году мы провели большую работу по ключевым отраслям: составили опросник, подготовили ответы, провели консультации с бизнесом. На более чем 1,4 тыс. вопросов по значительному количеству отраслей экономики уже получены ответы. Буквально на прошлой неделе в Минске была миссия Всемирного банка, представители которой проводили верификацию полученных ответов: насколько они объективно отражают мнения экспертов. По итогам миссии будет подготовлен соответствующий индекс, который покажет степень развития конкуренции не только в целом в стране, но и в каждой отрасли. На базе этого индекса мы будем выстраивать дальнейшую работу по подготовке Программы развития конкуренции. Мы видим работу так: сначала получим аналитику о текущей ситуации, а в дальнейшем будем вырабатывать мероприятия по совершенствованию подходов.

Наталья Иванейко, г.Минск
Планирует ли МАРТ провести проверку на соответствие антимонопольному законодательству деятельности компании "Белавиа"? Цены на билеты компании очень высокие, а лоукосты много раз пытались попасть в Беларусь, но им ничего не удавалось.
Вежновец Иван

Я бы разделил этот вопрос на две части. Первая - в части совершенствования законодательства и регулирования деятельности нашего авиаперевозчика. Мы планируем эту работу делать в рамках подготовки Программы развития конкуренции. Эта отрасль является одной из ключевых, поэтому по ней мы будем проводить соответствующую работу, как и по всем остальным.

Что касается конкретно злоупотребления либо незлоупотребления действующим положением на рынке, то на текущий момент обращений субъектов хозяйствования с позиции регулярных перевозок не поступало. Соответственно, на текущий момент анализ товарного рынка регулярных авиаперевозок мы не проводили и в реестр их не включали. Если будут обращения именно от субъектов хозяйствования, которые видят, что существующее положение компании дает возможность для злоупотреблений, то мы готовы его рассматривать, но пока таких обращений, повторюсь, не поступало.

Хочу также добавить, что в нашей стране много различных товарных рынков. В настоящее время мы выбрали стратегию, когда к нам поступают обращения на злоупотребления, в первую очередь заниматься ими, чтобы устранять нарушения, которые препятствуют деятельности субъектов хозяйствования. Все, что касается глобальных вопросов, то мы планируем их решать в рамках Программы развития конкуренции. И отрасль авиаперевозок мы видим как одно из таких направлений при подготовке данного документа.

Вежин, г. Минск
Одно из ключевых изменений антимонопольного законодательства произошло в контроле за экономической концентрацией. Как это повлияло на ситуацию?
Королькова Ольга

Были увеличены пороговые значения балансовой стоимости активов (с 100 тыс. БВ до 200 тыс. БВ) и выручки (с 200 тыс. БВ до 400 тыс. БВ), превышение которых является условием для получения предварительного согласия антимонопольного органа на экономическую концентрацию. Тем самым значительно сократилась нагрузка на бизнес в части получения такого согласия. Расширен перечень действий, когда при превышении порогов имеются исключения из необходимости получения предварительного согласия МАРТ на экономическую концентрацию. В 2018 году было рассмотрено более 300 обращений, касающихся экономической концентрации.

В настоящее время МАРТ осуществляет контроль за сделками по приобретению имущества, которое является основными средствами либо нематериальными активами коммерческой организации. Данное имущество должно превышать 20% стоимости основных средств и нематериальных активов определенной коммерческой организации. Это распространяется также на аренду имущества, являющегося основными средствами. В настоящее время в МАРТе рассматриваются обращения по приобретению имущества.

Вежновец Иван

Касательно экономической концентрации в части приобретения акций количество обращений снизилось в связи с увеличением пороговых значений балансовой стоимости активов и выручки. Вместе с тем увеличилось количество обращений об экономической концентрации в части приобретения и аренды имущества.

Виктория Вячеславовна Шведова
Если в гражданский оборот РБ введен товар, копирующий товар, произведенный в РФ или в странах ЕС, какую ответственность несет белорусский производитель? Чем отличается копирование от имитации согласно статье 29 закона о противодействии монополистической деятельности и какова судебная практика по применению этой статьи? Куда и с какими документами нужно обращаться белорусскому производителю, если ему стало известно о появлении копии его продукции в РФ?
Королькова Ольга

Если либо копия товара белорусских производителей появилась в России, либо копия товара российских производителей - в Беларуси, здесь, скорее всего, речь будет идти о трансграничных рынках. И общие правила конкуренции будут определяться Договором о Евразийском экономическом союзе, полномочия рассмотрения таких дел отнесены к Евразийской экономической комиссии. Субъект может либо сам туда обратиться, либо обратиться в антимонопольный орган, чтобы МАРТ непосредственно оформил и препроводил это заявление в комиссию. При этом заявление должно содержать максимальные данные о том, какое нарушение совершено, какой товар копируется, где он вводился в оборот, поскольку обязательно нужно будет доказать все три признака недобросовестной конкуренции. И желательно, чтобы у субъекта были какие-то заключения экспертов о том, что действительно имеет место имитация товара.

Светлана Тимофеева
С 3 августа введен запрет на монопсонически низкие цены при закупке товара. Можете ли вы привести примеры, когда этот запрет позволил противостоять диктату одного или нескольких покупателей на рынке?
Вежновец Иван

Когда мы готовили новую редакцию закона ("О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции". - Прим. БЕЛТА), старались максимально предусмотреть те положения, которые регулируются антимонопольным законодательством не только в Евразийском экономическом союзе, но и в целом в мире. Одно из таких ограничений - это ограничение по монопсонически низкой цене. Соответствующие требования в законе присутствуют. Пока никто на текущий момент не обращался в антимонопольный орган с такими заявлениями, монопсонически низких цен мы не устанавливали.

Что касается вопросов к нашим ретейлерам, то надо сказать, что у нас пока на текущий момент нет ни одной торговой сети, которая была бы признана доминирующей на рынке. Мы все такие обращения рассматриваем с позиции закона о торговле. Этим законом предусмотрен ряд статей, которые запрещают в первую очередь дискриминационные условия торговых организаций по отношению к поставщикам и, наоборот, поставщиков по отношению к торговым организациям. Поэтому на все обращения мы смотрим именно с позиции недискриминационности.

А что касается монопсонически низких цен, пока мы не применяем эту статью к торговым организациям, потому что у нас нет включенных в реестр и занимающих доминирующее положение на рынке. Там, где присутствуют крупные монопольные структуры, - это если мы берем мировую практику - по монопсонически низким ценам обычно фиксируются нарушения. Но у нас большинство таких крупных монопольных структур регулируется. К примеру, сфера электроснабжения: у нас энергоснабжающие организации являются в том числе покупателями электроэнергии от блок-станций, которые ее вырабатывают. В этой части есть прямое регулирование, то есть МАРТ устанавливает конкретную цену, по которой она закупается у любого субъекта. Поэтому в таких крупных структурах возможно злоупотребление, но у нас они на текущий момент в большинстве случаев зарегулированы.

Корр. БЕЛТА
Какую работу проводит МАРТ в сфере адвокатирования конкуренции, профилактики нарушений антимонопольного законодательства?
Вежновец Иван

Адвокатирование конкуренции - это просветительская работа. Мы рассказываем о тех нарушениях антимонопольного законодательства, которые есть в практике, о том, какие риски могут быть у субъектов, которые, может быть, не знают, что они нарушают закон. Это самая большая часть нашей работы по адвокатированию конкуренции.

Мы в прошлом году провели вместе с Евразийской экономической комиссией довольно большое мероприятие - общественную приемную. Специалисты ЕЭК на площадке МАРТ проводили семинар, отвечали на вопросы в части возможных нарушений антимонопольного законодательства, рассказывали, как защищать свои интересы, как поступать, чтобы не стать нарушителем. Такое же мероприятие планируем провести и в этом году.

Кроме того, мы в прошлом году провели первую антимонопольную конференцию вместе с Международной финансовой корпорацией. Тоже собрали довольно большой круг представителей бизнеса, государственных органов, которым также рассказали об основных нарушениях и существующих требованиях антимонопольного законодательства.

Работа в части выдачи предупреждений и предостережений тоже по своей сути является адвокатированием конкуренции. Мы пишем те признаки нарушений, которые видим в действиях либо государственных органов, либо субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение. Они, добровольно устраняя соответствующие нарушения, понимают, что в дальнейшем так действовать не надо.

Больше результатов
Пресс-центр

Если вы хотите провести у нас свое мероприятие, пожалуйста, свяжитесь с нами:

тел.: +375 (17) 311-33-70

e-mail: pressuser@belta.by

Адрес: 220030, г. Минск, ул. Энгельса, д. 30, к. 303 (ст.м. "Купаловская", рядом с ТЮЗом).

Контактное лицо: Ермачёнок Инна Эдуардовна

Топ-новости
Свежие новости Беларуси