Уже не первый год в Беларуси удается снижать число погибших при ДТП, но в ГАИ отмечают, что успокаиваться не стоит. К сожалению, автоаварии продолжают уносить жизни людей. Страдают и юные участники движения, в том числе несовершеннолетние пассажиры. Только за первое полугодие в ДТП погибли 5 и пострадали 75 пассажиров-детей. Как правило, причина в том, что взрослые не позаботились об их безопасности: не пристегнули ремнем, не посадили в автокресло и т.д.
Не меньший вклад в печальную статистику вносят и любители выпить перед тем, как сесть за руль. Около 15% ДТП, совершаемых по вине водителей, связаны именно с употреблением алкоголя. Причем летом число таких "любителей" возрастает. За один выходной ГАИ может зафиксировать 200 и даже 300 таких случаев. Всего с января по июнь этого года было выявлено почти 23 тыс. нетрезвых водителей. При этом около 2 тыс. сели за руль в пьяном виде повторно в течение года после привлечения к административной ответственности за такое же нарушение. "Следовательно, практически каждый десятый из любителей выпить и сесть за руль был привлечен к уголовной ответственности", - пояснили по этому поводу в ГАИ.
Что предпринимает Госавтоинспекция для борьбы с такими водителями? Как обезопасить ребенка на дороге? Что должен знать велосипедист, выезжая на проезжую часть? Нужны ли права нового образца для выезда за границу? На эти и другие вопросы во время online конференции смогут ответить представители УГАИ МВД Беларуси старшие инспекторы по особым поручениям Андрей Шаранда и Анна Банадык, а также старший инспектор Андриан Мачульский.
Вопросы конференции
Водитель, имеющий гражданство любого государства, при въезде в Беларусь должен соблюдать здешние законы, равно как и белорусы обязаны соблюдать законы другой страны, в которой они находятся. Законодательством Беларуси предусмотрена административная ответственность за участие в движении автомобилей с установленными в оконных проемах тонированными стеклами или нанесенными на стекла покрытиями, в том числе пленкой.
Любой инспектор, видя двухместный скутер или мопед, не будет придираться, если на нем едут два человека. Если на сиденьи, где еле помещается взрослый мужчина, сидят два или три человека, то, соответственно, будут претензии. Ничего доказывать не нужно, нужно просто соблюдать правила и заботиться о своей безопасности. Ведь мопед, который рассчитан на одного пассажира, на самом деле производителем предназначен именно для одного пассажира, нахождение на нем двух человек приводит к ухудшению управляемости и устойчивости транспортного средства, что может закончиться падением.
Хочу напомнить, что мопедом разрешено управлять с 16 лет. И не стоит забывать о мотошлеме при езде на мопедах, это обязательная норма Правил дорожного движения.
Автокресла дают стопроцентную гарантию безопасности ребенка. Ребенок получается полностью зафиксированным ремнем безопасности автокресла, плюс само автокресло крепится ремнем либо другими фиксаторами к креслу автомобиля. У нас разрешено перевозить детей до 12 лет на переднем сидении с использованием только детских удерживающих устройств, при этом в обязательном порядке должна быть отключена подушка безопасности. В других случаях дети должны перевозиться на заднем сидении с использованием стандартного ремня безопасности. Многие родители уповают на то, что ремень безопасности мешает ребенку. Но существует много способов, как избежать неудобств: можно подкладывать подушку под попу ребенка; есть также очень современные средства для детей от 7 лет - бустеры. Это автокресла без спинки, которые поднимают ребенка над стандартным сидением, благодаря чему он получает хороший обзор и обеспечивается полная его безопасность. Для детей младше года рекомендуется перевозить их в специальных детских автокреслах, которые как кокон защищают детей.
Кстати, в течение недели с 6 по 12 августа мы проводим акцию "Ребенок - главный пассажир", в ходе которой активно пропагандируем использование детских автокресел. Если у родителей есть возможность купить автомобиль, значит, определенная сумма денег в запасе у них есть. Тем более что сейчас выпускаются автокресла, рассчитанные на любой кошелек - от самых дешевых до самых дорогих. Родители обязаны позаботиться о безопасности своих детей.
Александр Занимон: Что касается заднего сидения, сегодня это правило, действительно, носит рекомендательный характер, но, наверное, нужно постепенно готовить общественность к изменениям. Само собой, у этих норм есть как противники, так и сторонники. Нужно подвести людей к понимаю того, насколько необходима и обязательна данная норма - использование сидений для всех детей, которые перевозятся в автомобиле. Наверное, в ближайшей перспективе мы к этому придем.
Анна Банадык: За перевозку ребенка в возрасте до 12 лет на переднем сидении без детского удерживающего приспособления предусмотрена ответственность, как и за перевозку непристегнутых детей. Водитель обязан обеспечить безопасность всех пассажиров в машине. За первое нарушение предусмотрена ответственность размером до 1 базовой величины, за повторное нарушение в течение года - от 2 до 5 базовых величин. Штраф достаточно серьезный. Но ведь за границей, например, ребенка не выпишут из роддома, если папа не покажет автокресло. У нас, конечно, современные родители используют автокресло. Но проблема может возникнуть у многодетной мамы. Если, например, у нее трое и более детей, то как перевезти их всех в автокреслах?
Напоминаю, велосипед - это транспортное средство, которое должно быть технически исправным, обозначено катафотами и обязательно в темное время суток спереди должна быть фара белого цвета, сзади - фонарь красного цвета.
Большое распространение квадрициклы получили во Франции, где на данный момент, по моим сведениям, их зарегистрировано более 20 тыс. Люди широко их используют для передвижения на работу, ведь это очень удобно и экономично, тем более все знают проблему во Франции и Италии с парковками, даже автомобили с этих стран к нам приходят с поврежденными передними и задними бамперами.
Это достаточно дорогое удовольствие, поэтому на сегодняшний день их в Беларуси зарегистрировано 8.
То, что в простонародье называется квадроциклом, в нашей стране и у наших соседей подпадает под понятие мотовездеход. Это транспортное средство, которое также имеет 4 колеса, приводное управление мотоциклетного типа и предназначено для перевозки просто водителя. Движение квадроцикла по дорогам общего пользования запрещается, и он не подлежит регистрации. При движении по дорогам общего пользования это транспортное средство должно перевозиться, к примеру, в кузове автомобиля.
Анна Банадык: Этот вопрос нужно адресовать руководству своего предприятия. Почему они не заинтересованы в здоровом образе жизни сотрудников?
Существуют и другие проблемы с пешеходами. Так, в темное время суток многие в нарушение правил дорожного движения даже при наличии пешеходной дорожки или обочины идут по проезжей части. В этой связи хотелось бы напомнить, поскольку световой день сокращается и в 21.00 уже темно, пешеходы должны быть очень внимательны, ведь они думают, что водители их хорошо видят. Кроме того, пешеход должен идти только по пешеходной дорожке, обочине, тротуару или по велосипедной дорожке, не препятствуя велосипедистам. В крайнем случае, если обочина не пригодна для перемещения, разрешается движение по краю проезжей части навстречу движущемуся транспорту. Эта норма предусмотрена для того, чтобы человек, видя, что навстречу ему едет машина, мог вовремя отойти в сторону и спасти этим самым себе жизнь. Естественно, чтобы еще больше обезопасить себя, следует обозначить себя световозвращающим элементом, который позволяет водителю заметить пешехода на расстоянии более 400 м.
Есть еще одна проблема, актуальная в большей степени для больших городов, в том числе для Минска, - это травматизм пешеходов на нерегулируемых пешеходных переходах, что говорит о том, что многие пешеходы не знают правил перехода проезжей части. Все знают, что они пользуются приоритетом на пешеходном переходе, но при этом не знают еще одного пункта правил, согласно которому человек обязан убедиться в том, что его выход на проезжую часть будет безопасным. Нужно остановиться, посмотреть по сторонам и убедиться, что водители вас заметили и остановились. Зачастую пешеходы выходят, выбегают на пешеходный переход, не посмотрев по сторонам. При этом многие в наушниках, с мобильными телефонами.
Хотелось бы еще раз напомнить, что в схватке между человеком и автомобилем всегда выигрывает автомобиль, поэтому перед выходом на проезжую часть убедитесь, что это будет безопасно. Даже на регулируемом пешеходном переходе. Водители бывают разные. К тому же из-за жары они утомленные, внимание их рассеяно, поэтому они могут не заметить пешехода или красный сигнал светофора. Вместе с этим пешеходы должны помнить, что они имеют не только права, но и ответственность.