С подписанием генерального контакта и закладкой Президентом капсулы в основание атомной станции строительство АЭС в Беларуси вышло на новую стадию. Поэтому многие вопросы, интересующие белорусов в связи с возведением в республике атомной электростанции, приобрели сегодня новое звучание. За счет чего может быть достигнуто удешевление стоимости АЭС без потери в качестве? Как будет проходить мониторинг экологической безопасности при строительстве и эксплуатации атомной станции? Получат ли жители окрестностей АЭС электро- и теплоэнергию на льготных условиях? Как продвигается обновление и развитие мощностей белорусской энергосистемы в целом? Какая роль при этом отводится местным видам топлива и возобновляемым источникам энергии? Что делается для того, чтобы привлечь иностранных инвесторов в белорусские энергопроекты?
На эти и другие вопросы Михаил Иванович Михадюк ответит во время online конференции.
Вопросы конференции
23 мая 2012 года определен победитель – компания NCPE, предложившая наименьшую стоимость проекта, и 8 июня 2012 года с данной компанией заключен контракт на реализацию проекта.
Материалы и оборудование для АЭС, а также соответствующие услуги будут приобретаться генеральным подрядчиком по сооружению белорусской АЭС ЗАО «Атомстройэкспорт» с привлечением субподрядных организаций по согласованию с заказчиком (ГУ «Дирекция строительства атомной электростанции») на конкурсной основе. Конкурсные процедуры будут проводиться в соответствии с графиком строительства белорусской атомной электростанции, и в них смогут участвовать и иностранные компании.
Что касается привлечения для работы на АЭС зарубежных специалистов, то планируется привлечь для работы на ключевых должностях Белорусской АЭС порядка 70 обладающих опытом работы на АЭС. На первые пуски должны стать люди, имеющие практический опыт эксплуатации, а рядом - наши, которые прошли обучение, чтобы была преемственность и гарантия безопасности. Сегодня в дирекции строительства Белорусской АЭС работают восемь иностранных специалистов. Поступает много предложений из России, Украины, Литвы от желающих работать на Белорусской АЭС. При этом людей привлекает не только сама возможность работы на станции, но и спокойная, стабильная обстановка в республике.
Данные сроки определены исходя из следующих факторов. Необходимо разработать архитектурный проект, после чего должна быть проведена его государственная экспертиза соответствующими органами в России и Беларуси. Также до начала строительства в соответствии с международными требованиями и законодательством Республики Беларусь должна быть получена лицензия на сооружение АЭС от белорусского регулирующего органа. Выход на "первый бетон" планируется начать в 2013 году. Исходя из нормативного срока строительства первого блока АЭС – 60 месяцев и второго – 78 месяцев с момента укладки "первого бетона" на первом блоке, определены сроки физического и энергетического пусков энергоблоков.
Проектная документация разрабатывается в соответствии с графиком. Работы подготовительного периода также ведутся в соответствии с графиком, и к настоящему времени выполнен ряд подготовительных работ, необходимых для сооружения АЭС, в том числе введена в эксплуатацию объединенная пионерная производственная база, построены автомобильная и железная дороги к площадке АЭС, ведется сооружение объектов основной производственной базы. Согласно разработанной проектной документации ведется сооружение котлована под первый блок АЭС.
В 2012 году планируется ввести в эксплуатацию ряд объектов на производственной базе АЭС, в том числе газовую котельную, офисы заказчика и генподрядчика со столовыми, складские помещение, наружные сети водопровода, очистные сооружения, бетонорастворное хозяйство и другие.
Конкурсный отбор для работ, которые могут выполнить белорусские организации, будет проходить среди отечественных организаций. А там, где у белорусских специалистов нет необходимого опыта, будут привлекаться другие подрядные организации. Хочу обратить внимание, что сегодня при строительстве Белорусской АЭС, по тем работам, которые ведутся, нет ни одной российской организации, кроме представительства ОАО "Нижегородская инжиниринговая компания "Атомэнергопроект" в Беларуси. На стройке все до одной организации - белорусские.
В настоящее время на условиях субподряда привлечено более 10 белорусских проектных и строительных организаций, 34 белорусские организации определены в качестве потенциальных поставщиков оборудования. В строительно-монтажных работах с белорусской стороны участвуют: ОАО "Гроднопромстрой", РУП "Белэнергострой", ОАО "Строительный трест №8", ОАО "Гомельпромстрой", ОАО "Лидагазстрой", ОАО "Строитель", ОАО "СМТ-41" и другие организации.
С целью снижения нагрузки на государственный бюджет социальная инфраструктура (магазины, спортивные сооружения, объекты бытового обслуживания и т.д.) будет развиваться за счет привлечения частных инвесторов с аукционной продажей участков для этих целей. Данную работу уже ведет Островецкий райисполком.
Министерством экономики прорабатывается программа развития всего региона с учетом строительства АЭС. В целях привлечения прямых инвестиций в развитие производственной и обслуживающей инфраструктуры в регионе, а также создания новых рабочих мест прорабатывается вопрос создания особых условий для инвесторов (например, по опыту создания свободных экономических зон).
Для сравнения: один килограмм низкообогащенного урана, используемого в ядерном топливе, при полном расщеплении ядер урана-235 выделяет энергию, эквивалентную сжиганию примерно 100 т высококачественного каменного угля или 60 т нефти.
Длительность работы полной топливной загрузки примерно один год. В первую перегрузку в активную зону одного реактора загружается 42 свежих ТВС.
Перегрузка топлива выполняется на остановленном реакторе и проходит дистанционно под защитным слоем воды. Отработавшее топливо из реактора перемещают в бассейн выдержки. В процессе перегрузки извлекается примерно 1/4 часть топлива и загружается такое же количество свежего топлива.
Например, сегодня на рынке топлива для энергоблоков с ВВЭР-1000 также работает Westinghouse Electric Company, которая в 2011 году начала поставки своих ТВС в Украину и согласно заключенному контракту обязуется поставить порядка 630 ТВС в течение 2011-2015 годов для поэтапной замены российского топлива на минимум трех энергоблоках с ВВЭР-1000. В будущем Украина планирует наладить выпуск своего ядерного топлива.
Таким образом, потенциальная возможность покупки топлива у других поставщиков (при необходимости) имеется.
Республика Беларусь уведомила сопредельные страны о намерении развивать ядерную энергетику. В рамках соблюдения Конвенции Эспо отчет об оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) Белорусской АЭС был направлен для рассмотрения в страны, изъявившие желание участвовать в его обсуждении, в том числе в Австрию, Латвию, Литву, Польшу, Россию и Украину. В названных странах состоялись консультации и общественные слушания по отчету ОВОС. В Литве общественные слушания прошли 2 марта 2010 года, а затем в г.Минске 18 июня 2010 года состоялись двусторонние белорусско-литовские консультации, в процессе которых белорусскими экспертами были даны исчерпывающие ответы на все поставленные литовской стороной вопросы. По итогам консультаций был подготовлен и подписан белорусской стороной протокол и направлен литовской стороне. Таким образом, белорусской стороной соблюдены требования Конвенции Эспо.
С учетом поступивших и полученных в ходе состоявшихся в указанных странах общественных слушаний и консультаций замечаний и предложений, отчет об ОВОС белорусской АЭС был доработан и повторно направлен названным странам.
В отчете об ОВОС Белорусской АЭС в полном объеме в соответствии с требованиями Конвенции Эспо приведена информация о возможных угрозах и рисках при реализации проекта. Результаты моделирования аварий на Белорусской АЭС показали, что в Литве не потребуется проведения защитных мероприятий (эвакуация, дезактивация загрязненных территорий и др.), т.е. у литовской стороны нет оснований для беспокойства в связи с размещением Белорусской АЭС в 30 км от границы.
Выбор площадки для строительства АЭС осуществлялся в соответствии со стандартами МАГАТЭ, и материалы изыскательских работ по альтернативным площадкам рассматривались с участием экспертов МАГАТЭ в ходе специальных экспертных миссий в 2008 году. Эксперты МАГАТЭ высоко оценили объем и качество выполненных белорусской стороной исследований на каждой площадке, а также отметили более жесткие нормы нашего национального законодательства в данной сфере по сравнению с действующими нормами МАГАТЭ.
Следует отметить, что стандарты МАГАТЭ не содержат рекомендаций по минимальному расстоянию от АЭС до населенных пунктов. Критерием выбора являются именно гарантии обеспечения безопасности, и в мировой практике достаточно примеров размещения атомных электростанций вблизи крупных городов.
Что касается выдвигаемого литовской стороной тезиса о возможной эвакуации столицы Литвы в случае аварии на АЭС в Беларуси, то оценка воздействия Белорусской АЭС на окружающую среду показала, что ее строительство и эксплуатация вредного воздействия на территорию Литвы не окажет. Даже в случае максимально возможной аварии при максимально неблагоприятных метеорологических условиях мер по укрытию или перемещению людей за пределами площадки АЭС не потребуется.
Таким образом, претензии Литвы по вопросу выбора для строительства Белорусской АЭС площадки в Островецком районе совершенно необоснованны и, по нашему мнению, вызваны решением о строительстве Висанигской АЭС, поскольку официально заявлено о строительстве четырех атомных электростанций в регионе (Белорусская, Балтийская, Висагинская и на территории Польши), которые могут быть основными конкурентами на рынке поставок электроэнергии в указанном регионе.