ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Четверг, 21 ноября 2024
Минск-Уручье Сплошная облачность 0°C
Все новости
Все новости
Онлайн-конференция
16 апреля 2020, 11:00

Организация учебного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий

КОНФЕРЕНЦИЯ ЗАВЕРШЕНА

Министерство образования разработало алгоритм организации образовательного процесса с применением информационно-коммуникационных технологий. Это позволит применять единые подходы к индивидуальному обучению, учитывая ситуацию в регионе и конкретном учреждении образования.

На вопросы об использовании ИКТ в учебном процессе ответили эксперты.

Участники:

Ирина Старовойтова Ректор ГУО "Академия образования"
Ирина Каржова Начальник управления общего среднего образования - заместитель начальника главного управления общего среднего и дошкольного образования Министерства образования Республики Беларусь;
Вадим Богуш Ректор Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники
Александр Жук Ректор БГПУ
Галина Черник Директор ГУО "Средняя школа № 51 г. Минска"
Валентина Гинчук Директор Национального института образования

Вопросы конференции

Корр. БЕЛТА
Какой уровень готовности вузов к организации образовательного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий?
Старовойтова Ирина

Цифровая трансформация образовательных процессов состоит из нескольких компонентов. Это модернизация инфраструктуры, которая обеспечивает реализацию информационно-коммуникационных технологий, отработка самих технологий, создание нового содержания, формирование системы управления в учреждениях по использованию больших баз данных, электронных платформ. Сегодня в Беларуси 99% всех учреждений образования имеют доступ в интернет. К использованию информационно-коммуникационных технологий готовы 85% педагогов, исключая учителей информатики.

Кроме того, в прошлом году был реализован проект "Цифровой университет". Он стартовал в БГУИР, далее буквально через полгода подключились еще 6 вузов, а позже еще 6. В университетах есть электронные платформы и цифровые сервисы, которые позволяют организовывать интерактивное взаимодействие преподавателей и студентов.

Надо понимать, что работа в онлайн-пространстве предполагает большую самостоятельную работу, индивидуализацию процесса. Некоторые вузы предоставляют доступ к репозиториям библиотек, что дает возможность использовать в своей работе электронные форматы монографий, статей, книг и самостоятельно работать над изучением тем.

При этом трудоемко и преподавание с использованием ИКТ. Потому что та детализация, которую преподаватель проговаривает во время работы, должна в письменном виде содержаться во введении к дисциплине.

Что касается занятий и дисциплин, которые требуют высокой степени практикоориентированности (работа в лабораториях, научные изыскания с использованием оборудования), то, наверное, на данном этапе рациональность такой работы сводится к нулю. В существующих условиях мы рекомендуем вносить изменения в учебные планы и перенести эти работы на более поздний срок.

В последние годы активно ведется работа по повышению квалификации педагогов. Отмечу, что только на базе Республиканского института высшей школы на специализированных курсах за последние несколько лет 1,5 тыс. преподавателей повысили свою квалификацию. Более того, в самих учреждениях образования организовано корпоративное обучение и система консультаций.

Богуш Вадим

Вопросы, связанные с использованием информационных образовательных технологий, вузы прорабатывают и рассматривают в течение последних 10 лет. Например, мы достаточно активно обсуждали эту тему на совете ректоров летом 2019 года. Отдельные учреждения образования делятся опытом организации процесса с использованием дистанционных образовательных технологий, у некоторых более чем 10-летний опыт. Это общемировой тренд, их использование сейчас приобретает масштабный характер. Для нас это тоже инструмент по апробации новых способов организации образовательного процесса. Думаю, активное использование ИКТ в системе образования может предоставлять новые дополнительные возможности для организации обучения, а также для формирования дополнительных компетенций. У нас в БГУИР есть такой опыт.

Качан Вероника, Гродно
Скажите, как будут работать школы после каникул? Не у всех учащихся есть инструменты для дистанционного обучения, не все родители пустят детей в школу, а некоторые будут настаивать на посещении учебного заведения. Означает ли это, что учитель должен будет проводить уроки в школе, а потом еще и онлайн? Просьба выработать единые требования без двойной нагрузки на учителя.
Савельева Виктория Юрьевна, Минск
Ни для кого не секрет, что учебные занятия при ДО требуют от педагога больше времени и сил. Предусмотрена ли в связи с этим особая оплата труда?
Каржова Ирина

Школа будет работать в тех условиях в зависимости от того, как будет складываться ситуация и с учетом рекомендаций Министерства здравоохранения. Если получится, что часть учащихся будет сидеть за партой и получать знания в школе, а часть будет переведена на индивидуальный учебный план и для них будет предусмотрено сопровождение педагога, то нагрузка на учителя возрастет. Сегодня Министерство образования предусматривает возможность дополнительной доплаты учителям, которые будут задействованы в информационном сопровождении учащихся, обучающихся на удаленке. Уже есть предварительная договоренность с Министерством финансов. О том, какие это будут доплаты и как они будут вводиться, сможем конкретно говорить, когда будет принят соответствующий нормативно-правовой документ. То есть работа в этом направлении ведется.

Савельева Виктория Юрьевна, Минск
Все ли учебные дисциплины будут переводить на дистанционное обучение, если нет, то какие не будут?
Каржова Ирина

Мы сейчас говорим, что в принципе все возможно. Даже обсуждали физкультуру, что есть возможность обучаться удаленно. Опять же обращаем внимание: это началось не сегодня и не вчера. Учителя и учреждения образования к этому готовы и уже работали в этом направлении на протяжении определенного промежутка времени. Поэтому вопросов быть не должно с учетом специфики конкретного учреждения образования, конкретного ребенка, конкретного учителя.

Корр. БЕЛТА
Недавно Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка запустил онлайн-проект "Будущие педагоги - детям". Расскажите о нем подробнее.
Жук Александр Иванович

Учитывая нынешнюю ситуацию и длительные каникулы у школьников, мы как вуз, который готовит педагогов, решили реализовать волонтерский образовательный онлайн-проект "Будущие педагоги - детям". Многие наши студенты уже проходили практику, готовились к пробным урокам. Поэтому мы предложили им разработать и представить свои лучшие наработки. Это не системная работа в соответствии с расписанием, учебными планами и программами. Это фрагменты уроков, опыты, эксперименты, материалы в доступной и занимательной форме. Цель - развитие познавательного интереса школьников. Как мы знаем, заставлять детей учиться - это не самое лучшее дело для педагога.

Проект популярен среди школьников. Уроки опубликованы на Youtube-канале БГПУ, и у нас уже около 32 тыс. подписчиков. Два последних урока вызвали огромный интерес у школьников. Студентка физмата провела видеоурок "Вписанные и описанные четырехугольники" для учащихся 9-х классов, за два дня было 24 тыс. просмотров. А магистрантка факультета естествознания подготовила урок по теме "Философия воды", где показала физические и химические свойства воды, ее влияние на живые организмы и на человека. За день - 5 тыс. просмотров.

К процессу подключаются и учащиеся педагогических классов страны. Завтра учащиеся 11-го класса Жодинской женской гимназии будут проводить факультативные занятия для 5-7-х классов на тему "Познай себя: мои слова - мое богатство".

Это хорошая помощь учителям. Плюс это полезно самим будущим педагогам. Думаем, вместе мы сможем повысить у школьников интерес к учебе.

Корр. БЕЛТА
Могут ли будущие IT-специалисты получить качественное образование, обучаясь дистанционно?
Богуш Вадим

Для начала надо отметить, что подготовка специалиста с использованием дистанционных информационно-коммуникационных технологий по специальностям, связанным с IT, имеет определенное преимущество. Дело в том, что условия работы IT-специалиста очень похожи на дистанционное обучение. Так что студенты либо нарабатывают опыт и готовятся к будущим условиям труда (если они получают первое высшее образование), либо обучаются и взаимодействуют привычным способом (если это второе высшее). При дистанционном обучении можно сформировать практические навыки и профессиональные компетенции по самостоятельной работе, удаленному общению, проверке работоспособности программ и решению задач без физических контактов. Есть все предпосылки, чтобы говорить, что в IT-сфере можно получить хорошее образование, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.

Единственный момент. Надо учитывать, что социальные навыки - коммуникация, работа в команде - придется нарабатывать самостоятельно.

Таким образом, я бы не стал говорить, что дистанционное обучение решит все проблемы. Но оно позволяет сформировать гибкий график для обучающегося и педагога, обеспечить индивидуализацию при формировании образовательной траектории, подобрать наиболее актуальные курсы. Есть хорошие перспективы, чтобы эта форма организации учебного процесса давала максимальный эффект при подготовке специалистов в IT-сфере.

Татьяна
Подскажите, как будет проводиться контроль знаний по предметам, в какой форме и как будут выставляться текущая и итоговая отметки?
Гинчук Валентина

Мы уже говорили о том, что применительно к школе корректней сегодня говорить об организации самостоятельного изучения учебного материала. Именно учитель и администрация учреждения образования определяют механизм взаимодействия с учащимися, которые будут учиться удаленно, определяют платформу, на которой будет организовано обучение. Мы бы рекомендовали в качестве платформы использовать в первую очередь сайт учреждения образования, но, повторюсь, подготовлены перечни и других сервисов, которые можно использовать. Что касается контроля знаний, мы рекомендовали некоторые сервисы, которые можно использовать для организации обратной связи, которые предполагают, что учитель будет консультировать учащихся по поводу затруднений, возникающих в процессе самостоятельного изучения материала. Именно учитель определяет, в каком формате необходимо предоставить выполненные задания, которые он предложил для самостоятельной работы. И эти задания будут оценены.

Каржова Ирина

С учетом тех отметок, которые ребенок получит за выполненные задания, будет выставлена четвертная отметка. По итогам уже всех четвертей будет выставлена годовая отметка, то есть здесь вопросов тоже быть не должно.

Черник Галина

Мы тоже с учителями это обсуждали. Это не самая большая проблема. На сегодняшний момент учитель может в виде тестов, различных проверочных работ отправить задание - ребенок его выполнит. У меня один учитель говорит: а если он на 10 выполнит? Мы же все обрадуемся. А если ему помогут родители? Ну и замечательно. Вы представляете: ребенок, находясь дома, изучит материал, откроет учебник, посмотрит прикрепленные файлы, выполнит тест. Замечательно. Мы только порадуемся за такого ребенка и поставим ему заслуженную отметку.

Корр. БЕЛТА
Какую корректировку с учетом сложившейся ситуации претерпят учебные планы для школьников?
Каржова Ирина

Школа - это большой организм, в котором обучаются с 6 до 17 лет, и мы должны обеспечить организацию образовательного процесса для всех учащихся с учетом их возрастных особенностей.

Сегодня учреждения образования находятся на каникулах, и я хочу обратить внимание, что школа не закрыта, учителя работают. В помощь родителям, которые не могут оставить детей дома, в школе работают лагеря. Их посещают более 3 тыс. детей, и учителя обеспечивают их занятость. Это специфика общего среднего образования.

Мы тесно взаимодействуем с учреждениями образования, управлениями образования и мониторим ситуацию. Изучили мнения родителей: сколько сегодня детей готовы прийти в школу и начать образовательный процесс очно. Сегодня около 40% учащихся готовы сесть за парту и продолжить обучение в четвертой четверти.

Для учащихся, которые по заявлению родителей не придут в школы, мы рассматриваем возможность организации образовательного процесса с использованием информационных технологий. Здесь мы изучили ряд вопросов. Первое - техническая готовность учреждения образования начать обучение с использованием информационных технологий. Более 90% учреждений образования имеют скоростной интернет, более 85% технически готовы сегодня начать обучение удаленно. Второе - проанализировали готовность педагогов. Сегодня у нас более 85% учителей готовы начать образовательный процесс с использованием информационных технологий. Третье - более 75% учащихся готовы начать обучение удаленно.

Для тех, кто придет в школу и сядет за парты, мы готовы начать обычный образовательный процесс - очно, в традиционном режиме. Министерство образования совместно с Национальным институтом образования в помощь учителю откорректировало календарно-тематическое планирование, чтобы завершить учебный год в установленные сроки и провести аттестацию учащихся.

Тех, кто не готов сесть за парту и приступить к занятиям очно, мы предлагаем перевести на индивидуальный учебный план. Эта не новая форма, она знакома и учителям, и учреждениям образования, и родителям. Особенность будет заключаться в том, что при переводе на индивидуальный учебный план будет обеспечено сопровождение обучения учителем. Сопровождение будет предполагать доставку учащемуся основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие учащихся и учителей, предоставление школьнику возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, контроль знаний и навыков учащегося.

Каналы взаимодействия - электронная почта, сайт учреждения образования, скайп, вайбер - выбирает учреждение образования в зависимости от специфики, возможностей и технического оснащения. Все рекомендации по обучению с использованием информационных технологий разрабатываем с учетом складывающейся обстановки.

Гинчук Валентина

Дополню, что с началом образовательного процесса в четвертой четверти перед школьным учителем станет задача организовать самостоятельное изучение учебного материала и управлять им. Мне бы хотелось подчеркнуть, что для этого должны использоваться все ресурсы. В первую очередь это, конечно, школьные учебники, которые изданы по всем предметам для всех классов. Все учащиеся ими обеспечены. В школьных учебниках отражен весь учебный материал в соответствии с учебными программами. Все предложенные вопросы и задания направлены на отработку знаний, умений, навыков, компетенций, которые предусмотрены учебными программами по предметам.

К слову, электронные версии учебных пособий размещены на национальном образовательном портале в бесплатном доступе. И если ребенка отвезли, например, к бабушке и дедушке и забыли взять с собой школьный учебник, то доступ к нему будет обеспечен через национальный образовательный портал.

Во-вторых, кроме учебников у нас сегодня есть другие компоненты учебно-методического комплекса по предметам, которые включают в себя атласы, контурные карты, рабочие тетради на печатной основе, другие пособия. Их, конечно, тоже нужно задействовать при организации самостоятельной работы по усвоению учебного материала. К слову, отмечу, что издательства, которые выпускают рабочие тетради, сегодня предоставили бесплатный доступ к ним в той части, которая касается четвертой четверти. Например, издательство "Аверсэв" разместило у себя на сайте все рабочие тетради по всем предметам для четвертой четверти. Их тоже можно использовать для самостоятельного изучения материала.

Кроме того, у нас имеются электронные учебные ресурсы, размещенные на национальном образовательном портале на платформе Moodle, которая требует регистрации. Поэтому сегодня я могу говорить о цифрах. По состоянию на 1 апреля, для использования данных ресурсов зарегистрированы почти 54 тыс. пользователей, из них 14 тыс. - педагоги, остальные - учащиеся. Поэтому мы рекомендуем задействовать эти ресурсы для обучения.

На национальном образовательном портале есть и другие учебные издания, разработанные ранее по программе комплексной информатизации, есть звуковые приложения к учебным пособиям по иностранным языкам.

Учителя имеют право и возможность разработать свои дополнительные материалы, используя информационно-коммуникационные технологии. В помощь учителю мы подготовили перечень интернет-сервисов, которые можно использовать для разработки интерактивного контента, организации взаимодействия с учащимся, видеотрансляции учебных материалов, организации обратной связи с учащимся. Эти рекомендации вместе с перечнем сервисов размещены на национальном образовательном портале. Методические подсказки, как работать с этими сервисами, и рекомендации также размещены на этом портале в разделе "Дистанционный всеобуч" для педагогов. Там же будет открыта рубрика "Из опыта работы педагогов". Мы знаем, что в регионах сегодня ведется большая работа по разработке электронных образовательных ресурсов. У учителей сегодня есть много наработок, свои сайты и блоги. В разделе "Из опыта работы педагогов" мы разместим ссылки на эти сайты и блоги, чтобы другие учителя также могли воспользоваться этими наработками и правильно организовать учебный процесс.

Корр. БЕЛТА
Начнутся ли в понедельник занятия в школах?
Каржова Ирина

На сегодня у нас каникулы до субботы включительно. Минобразования готово к различным вариантам, исходя из сложившейся ситуации, поэтому решение по дальнейшей организации образовательного процесса будет принято в ближайшее время с учетом всех рекомендаций Минздрава.

Плют Наталья, Витебск
Если будет дистанционное обучение, могу ли я, учитель математики, работать дома, так как есть доступ к интернету, а в школе такой возможности нет?
Каржова Ирина

Запретов здесь никаких нет. Решение принимает руководитель учреждения образования. Главное, чтобы ребенок получал знания.

Старовойтова Ирина

Есть Трудовой кодекс, который позволяет осуществлять дистанционную работу. Когда предполагается самостоятельность в выполнении работы и есть возможность иначе разрабатывать материал. При этом заключается дополнительное соглашение по Трудовому договору при переходе на дистанционную работу, где устанавливается срок действия соглашения, условия обмена электронными ресурсами между нанимателем и работником, порядок и сроки представления отчетов, в том числе способ периодичности рабочих контактов работника с нанимателем, режим его времени. Все это регулируется дополнительным соглашением.

Парахня Елена Николаевна, Молодечно:
Могу ли я разместить свой обучающий курс на do.minsk.edu.by? Или это платформа только для учителей из Минска? Если нет, будет ли создана платформа для учителей из других городов?
Гинчук Валентина

Если в данном случае речь идет о том, что у учителя есть собственный сайт или блог, он может направить ссылку на него в Национальный институт образования. Мы включим ее в перечень ссылок, которые будут рекомендованы другим педагогам и будут использоваться в образовательном процессе.

Инна Егорова, Бегомль
Можно ли домашнее задание получать электронным письмом и потом годовое письменное домашнее задание отправлять учителю без онлайн-трансляции?
Каржова Ирина

Каждое учреждение образования с учетом своих возможностей и специфики принимает решение о том, каким образом ребенок будет получать домашние задания, как и по каким каналам будет налажена обратная связь с учителем, как будут выставляться отметки (текущая, четвертная, годовая по итогам четырех четвертей).

Больше результатов
Пресс-центр

Если вы хотите провести у нас свое мероприятие, пожалуйста, свяжитесь с нами:

тел.: +375 (17) 311-33-70

e-mail: pressuser@belta.by

Адрес: 220030, г. Минск, ул. Энгельса, д. 30, к. 303 (ст.м. "Купаловская", рядом с ТЮЗом).

Контактное лицо: Ермачёнок Инна Эдуардовна

Топ-новости
Свежие новости Беларуси