Онлайн-конференция на тему "Новый закон о бухгалтерском учете и отчетности" пройдет на сайте БЕЛТА 27 сентября с 14.00 до 15.00. Конференция организована Министерством финансов Беларуси при поддержке ООО "ЮрСпектр".
Новый закон Беларуси "О бухгалтерском учете и отчетности", вступающий в силу с 1 января 2014 года, является очередным шагом в реформировании белорусского бухгалтерского учета. Закон закрепляет применение в Беларуси международных стандартов финансовой отчетности, изменяет положения методологии бухгалтерского учета в части учетной оценки, учетной политики, отчетности, вводит новые требования к главным бухгалтерам общественно значимых организаций.
О новациях закона расскажет во время онлайн-конференции начальник главного управления регулирования бухгалтерского учета, отчетности и аудита Министерства финансов, кандидат экономических наук, доцент, аудитор, DipIFR Татьяна Николаевна Рыбак.
Ответы будут опубликованы 27 сентября после 14.00 по мере готовности.
Новый закон Беларуси "О бухгалтерском учете и отчетности", вступающий в силу с 1 января 2014 года, является очередным шагом в реформировании белорусского бухгалтерского учета. Закон закрепляет применение в Беларуси международных стандартов финансовой отчетности, изменяет положения методологии бухгалтерского учета в части учетной оценки, учетной политики, отчетности, вводит новые требования к главным бухгалтерам общественно значимых организаций.
О новациях закона расскажет во время онлайн-конференции начальник главного управления регулирования бухгалтерского учета, отчетности и аудита Министерства финансов, кандидат экономических наук, доцент, аудитор, DipIFR Татьяна Николаевна Рыбак.
Ответы будут опубликованы 27 сентября после 14.00 по мере готовности.
Вопросы конференции
Закон о бухгалтерском учете и отчетности, вступающий в силу с 1 января 2014 года, закрепляет применение в республике международных стандартов финансовой отчетности. Каким образом эти стандарты будут вводиться на территории республики, в каком объеме и какими организациями они будут применяться?
Одним из новшеств нового закона о бухгалтерском учете и отчетности является законодательное закрепление применения в Республике Беларусь МСФО. МСФО будут вводиться в действие после того, как Совет Министров совместно с Национальным банком примут положение о порядке применения МСФО на территории Беларуси.
Однако применяться МСФО будут не всеми организациями, а только общественно значимыми, то есть банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями, страховыми организациями, а также открытыми акционерными обществами, являющимися учредителями унитарных предприятий и (или) основными хозяйственными обществами по отношению к дочерним хозяйственным обществам. Причем применяться МСФО будут параллельно с национальным законодательством.
Работа по введению в действие МСФО в качестве технических нормативных правовых актов должна быть завершена до 1 января 2016 года.
Однако применяться МСФО будут не всеми организациями, а только общественно значимыми, то есть банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями, страховыми организациями, а также открытыми акционерными обществами, являющимися учредителями унитарных предприятий и (или) основными хозяйственными обществами по отношению к дочерним хозяйственным обществам. Причем применяться МСФО будут параллельно с национальным законодательством.
Работа по введению в действие МСФО в качестве технических нормативных правовых актов должна быть завершена до 1 января 2016 года.
Помимо МСФО также вводится новый вид нормативно-правового акта - национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности. Означает ли это, что все действующие сейчас инструкции, регулирующие бухгалтерский учет, будут заменены на национальные стандарты?
Это будет производиться постепенно. Сначала действующие нормативные правовые акты будут приведены в соответствие с новым законом. В дальнейшем постановлениями Министерства финансов будут утверждаться национальные стандарты бухгалтерского учета и отчетности, содержащие требования к признанию, классификации и учетной оценке активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации. При этом замечу, что по отдельным аспектам будут применяться как национальные стандарты, так и инструкции, которые будет разъяснять положения национальных стандартов. Другими словами, национальный стандарт будет одним из элементов законодательного регулирования бухгалтерского учета и отчетности.
В новом законе содержится норма о том, что отдельные категории организаций могут быть освобождены от обязанности ведения бухгалтерского учета и составления отчетности. А сохранится ли в 2014 году возможность ведения бухгалтерского учета в книге учета доходов и расходов организациями, применяющими УСН, или они будут обязаны вести учет и отчетность на общих основаниях?
Организации освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, если это установлено в законодательных актах. Один из случаев освобождения закреплен в ст. 291 Налогового кодекса Республики Беларусь. Организации, применяющие УСН и на основании ст. 291 НК ведущие учет в книге учета доходов и расходов, вправе будут продолжать это делать и в 2014 году.
Новый закон не обошел стороной требования к главным бухгалтерам организаций. Если главный бухгалтер, работающий в организации несколько лет, не отвечает требованиям, предъявляемым новым законом к такой должности, сможет ли он продолжать работать на этой должности с 1 января 2014 года?
Несоответствие квалификационным требованиям, предъявляемым новым законом к главному бухгалтеру, может возникнуть в части стажа работы по специальности бухгалтера. Допустим, в организации, не являющейся общественно значимой, главным бухгалтером является лицо, имеющие высшее специальное образование и стаж работы два года. Если в настоящее время такое лицо имеет право занимать должность главного бухгалтера, то со следующего года необходимо, чтобы стаж работы составлял не менее трех лет. Однако требования нового закона распространяются только на лиц, назначаемых на должность главного бухгалтера с 1 января 2014 года. Это означает, что в нашем примере главный бухгалтер, несмотря на отсутствие необходимого стажа, сможет продолжить работать на этой должности в данной организации.
Хочу также подчеркнуть, что для специалистов, претендующих на должность главного бухгалтера общественно значимой организации, новый закон предусматривает национальную сертификацию. С 1 января 2017 года такие специалисты должны будут иметь сертификат профессионального бухгалтера, который необходимо будет подтверждать не реже одного раза в два года. Сертификат профессионального бухгалтера будет выдавать Минфин, а сертификат профессионального бухгалтера банка - Нацбанк.
Порядок проведения аттестации и подтверждения квалификации физическими лицами, имеющими сертификат профессионального бухгалтера, будет установлен Советом Министров и Национальным банком.
Хочу также подчеркнуть, что для специалистов, претендующих на должность главного бухгалтера общественно значимой организации, новый закон предусматривает национальную сертификацию. С 1 января 2017 года такие специалисты должны будут иметь сертификат профессионального бухгалтера, который необходимо будет подтверждать не реже одного раза в два года. Сертификат профессионального бухгалтера будет выдавать Минфин, а сертификат профессионального бухгалтера банка - Нацбанк.
Порядок проведения аттестации и подтверждения квалификации физическими лицами, имеющими сертификат профессионального бухгалтера, будет установлен Советом Министров и Национальным банком.
С 1 января будущего года вводится новое понятие "профессиональное суждение". Что подразумевается под этим понятием? Следует ли как-то документально фиксировать имеющееся у главного бухгалтера "профессиональное суждение"?
В новом законе четко определено, что профессиональное суждение - это точка зрения и одновременно действие лица, осуществляющего руководство бухгалтерским учетом, принятые организацией при ведении бухгалтерского учета и составлении отчетности, которые излагаются организацией в положении об учетной политике и примечаниях к отчетности. Это значит, что «профессиональное суждение» представляет собой не только и не столько мнение главного бухгалтера по тому или иному вопросу бухгалтерского учета, а именно профессиональное решение главного бухгалтера, поступок, то есть действие как форму проявления этого мнения. Причем оно должно быть документально зафиксировано.
К примеру, при разработке учетной политики организация устанавливает способ оценки запасов. Выбранный способ фиксируется в учетной политике и является профессиональным суждением.
К примеру, при разработке учетной политики организация устанавливает способ оценки запасов. Выбранный способ фиксируется в учетной политике и является профессиональным суждением.
С 1 января 2014 года изменения в учетную политику организации могут вносить, в том числе, и в случае изменения способов ведения бухгалтерского учета, применение которых приведет к повышению правдивости и уместности содержащейся в отчетности информации. Что означает данная норма, как ее следует применять на практике?
С введением этой нормы организациям придется обосновывать, что изменение способов ведения бухгалтерского учета, закрепленных ранее в учетной политике, производится не для удобства работы бухгалтера либо «приукрашивания» финансовых результатов организации, а с целью повышения правдивости, уместности, а значит и достоверности информации, содержащейся в отчетности. Новый закон в этой части ограничивает возможности внесения изменений в учетную политику, организации должны будут взвешенно и обдуманно подходить к этому вопросу.
На практике возможны ситуации, когда в течение отчетного года возникает хозяйственная операция, порядок бухгалтерского учета которой не урегулирован законодательством. Необходимо ли будет в 2014 году вносить дополнения в учетную политику, если такая операция носит несистематический характер и является единичным случаем?
Если в процессе деятельности организации появились хозяйственные операции, которых ранее не было, и порядок их бухгалтерского учета не был отражен в учетной политике, то организации необходимо внести дополнение в учетную политику.
В соответствии с новым законом учетная политика организации включает в себя, в том числе, применяемые организацией виды учетной оценки. Означает ли это, что в учетной политике указываются абсолютно все применяемые в организации учетные оценки? Например: требуется ли в отношении основных средств обязательное указание в учетной политике на применение (неприменение) процедуры обесценения либо на использование (неиспользование) права проведения переоценки основных средств?
Как сейчас, так и в последующем организация в обязательном порядке должна указывать в учетной политике, будет ли она применять процедуру обесценения активов, использовать свое право проведения переоценки основных средств и т.п.
Будут ли вноситься изменения в нормативные правовые акты, регулирующие порядок применения видов учетной оценки активов, обязательств, собственного капитала, доходов и расходов?
Поименованные в новом законе виды учетной оценки (первоначальная стоимость, приведенная (дисконтированная) стоимость, переоцененная стоимость) уже существуют в отдельных действующих инструкциях, например в инструкциях по бухгалтерскому учету основных средств, нематериальных активов, инвестиционной недвижимости. В дальнейшем Министерство финансов будет вносить изменения и в другие инструкции в части учетной оценки.
Отдельная статья нового закона посвящена первичным учетным документам. В отличие от ныне действующего закона о бухучете и отчетности в этой статье не указано, что приниматься к учету должны первичные документы, содержащие установленные законом обязательные сведения. Означает ли это, что первичный учетный документ, не содержащий части обязательных сведений, можно будет принят к бухгалтерскому учету?
Не означает. Первичные учетные документы, принимаемые к бухгалтерскому учету, должны содержать все установленные обязательные сведения.
С 1 января 2014 года по отдельным работам и услугам исполнитель в одностороннем порядке сможет составить документ, подтверждающий их выполнение. Каких работ и услуг это коснется?
С 1 января 2014 года первичный учетный документ, подтверждающий выполнение работ (оказание услуг), может быть составлен в одностороннем порядке только в случаях, определенных Министерством финансов, и только при условии, что такой порядок оформления предусмотрен договором, заключенном в письменной форме.
Министерство финансов проводит работу по установлению перечня работ и услуг, по которым можно будет в одностороннем порядке составлять первичные учетные документы. Предполагается, что в него войдут, в частности, услуги связи, образовательные услуги.
Министерство финансов проводит работу по установлению перечня работ и услуг, по которым можно будет в одностороннем порядке составлять первичные учетные документы. Предполагается, что в него войдут, в частности, услуги связи, образовательные услуги.
Предполагаются ли с 2014 года какие-либо существенные изменения в составе, содержании бухгалтерской отчетности организаций?
Состав отчетности коммерческих организаций, по сути, не изменится. Отмечу лишь, что пояснительная записка будет заменена на примечания к отчетности, однако ее содержание кардинально отличаться не будет.
У некоммерческих организаций произойдут некоторые изменения. Если сегодня упрощенный порядок составления отчетности установлен только для некоммерческих организаций, не осуществляющих предпринимательскую деятельность и не имеющих, за исключением выбывших активов, оборотов по реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг, то с нового года сокращенный состав отчетности установлен для всех некоммерческих организаций. Состав их годовой отчетности дополнится примечаниями к отчетности, а квартальной - несколькими формами и примечаниями к отчетности.
У некоммерческих организаций произойдут некоторые изменения. Если сегодня упрощенный порядок составления отчетности установлен только для некоммерческих организаций, не осуществляющих предпринимательскую деятельность и не имеющих, за исключением выбывших активов, оборотов по реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг, то с нового года сокращенный состав отчетности установлен для всех некоммерческих организаций. Состав их годовой отчетности дополнится примечаниями к отчетности, а квартальной - несколькими формами и примечаниями к отчетности.