В последние годы национальный бухгалтерский учет активно реформируется и совершенствуется в целях его сближения с Международными стандартами финансовой отчетности. Очередным шагом к такому сближению является вступление в силу с 1 января 2013 года новых инструкций по бухгалтерскому учету долгосрочных активов (основных средств, нематериальных активов, инвестиционной недвижимости и долгосрочных активов, предназначенных для реализации). Какие изменения ждут бухгалтеров в 2013 году в связи с этим? На что им следует обратить внимание при учете долгосрочных активов по новым правилам? На эти и другие вопросы ответит во время оnline конференции начальник главного управления регулирования бухгалтерского учета, отчетности и аудита Министерства финансов, кандидат экономических наук, доцент, аудитор, DipIFR Татьяна Николаевна Рыбак.
Вопросы можно задавать заранее или непосредственно во время проведения конференции на сайте БЕЛТА www.belta.by в разделе "ONLINE КОНФЕРЕНЦИЯ". Ответы будут публиковаться в режиме реального времени в открытом доступе.
Конференция организована при поддержке ООО "ЮрСпектр".
Левкевич Екатерина
Изменился ли в связи с принятием новой Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь 30.04.2012 №26, порядок бухгалтерского учета объектов основных средств, подлежащих государственной регистрации?
Да, изменился. С 1 января 2013 года такие объекты до их обязательной регистрации, сертификации будут отражаться в составе вложений в долгосрочные активы, а не в составе основных средств, как это предусмотрено сейчас. В ином порядке будут учитываться и платежи, осуществляемые за государственную регистрацию, сертификацию и т.п. действия: с 2013 года такие затраты будут формировать первоначальную стоимость объектов.
Иван Анатольевич Грицкевич
Новой Инструкцией по бухгалтерскому учету основных средств изменены подходы к отражению в бухгалтерском учете результатов переоценки основных средств. Будет ли новый порядок применяться при переоценке основных средств на 01.01.2013г.?
Нет, не будет. Переоценка основных средств организации производится на 1 января 2013 года, однако ее результаты отражаются в бухгалтерском учете 31 декабря 2012 года.
Так как новая Инструкция по бухгалтерскому учету основных средств вступает в силу с 2013 года, результаты переоценки 31 декабря 2012 года в бухгалтерском учете организации будут отражаться в соответствии с порядком, действующим в 2012 году. Новый порядок бухгалтерского учета будет применяться, начиная с переоценки в 2014 году.
Дубовская Татьяна
Инструкцией по бухгалтерскому учету основных средств, вступающей в силу с 1 января 2013 года, предусмотрена возможность создания резерва по выводу основных средств из эксплуатации. В каких случаях целесообразно создавать такой резерв?
Создание резерва связано с обязательствами организации по ликвидации основного средства и восстановлению природных ресурсов после вывода данного основного средства из эксплуатации. Резерв создается только в случае, когда организация имеет подобного рода обязательства. Наибольшую актуальность создание резерва представляет для организаций добывающих отраслей. Например, при вводе в эксплуатацию нефтяной скважины организация принимает на себя обязательство по окончании выработки вывести скважину из эксплуатации, демонтировать ее, утилизировать остатки и очистить загрязненную территорию.
Левкевич Екатерина
Новой Инструкцией по бухгалтерскому учету основных средств предусмотрено списание сумм добавочного фонда при выбытии основных средств. Расскажите, пожалуйста, каков порядок списания этих сумм?
Да, действительно, новой Инструкцией предусмотрено, что при выбытии основных средств производится списание сумм добавочного фонда, образовавшегося в результате ранее проведенных переоценок этих основных средств, в состав нераспределенной прибыли. Однако данное положение применяется только в случаях, когда остаточная стоимость выбывающих основных средств списывается в дебет счетов 91 либо 94. Если же выбытие основных средств отражается в ином порядке (например, при передаче обособленным подразделениям, передаче в качестве вклада в уставный фонд), списание сумм добавочного фонда не производится.
При этом организация должна обеспечить аналитический учет сумм добавочного фонда, образовавшихся в результате ранее проведенных переоценок, в разрезе объектов основных средств.
Дубовская Татьяна
Новой Инструкцией по бухгалтерскому учету основных средств вводится процедура обесценения основных средств. Является ли она обязательной для всех организаций?
Обесценение не является обязательной процедурой, необходимость ее проведения определяет сама организация.
Следует сказать, что обесценение не надо отождествлять с переоценкой основных средств. Суммы обесценения определяются по другой методике расчета. Вместе с тем при отражении в бухгалтерском учете обесценения учитываются результаты ранее проведенных переоценок основных средств.
Валентина Ивановна
В каких случаях проводится обесценение основных средств?
Организация вправе отразить обесценение объекта при наличии признаков его обесценения. Обязательным условием является документальное подтверждение имеющихся признаков обесценения. Если в последующем ситуация изменится и признаки, послужившие основанием для обесценения, перестанут существовать, сумма обесценения восстанавливается.
Прохоров Олег Иванович
В новой Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств используется термин "возмещаемая стоимость". Какая стоимость объекта основных средств считается возмещаемой?
Чтобы пояснить, что понимается под возмещаемой стоимостью, вкратце коснемся процедуры обесценения. Сначала определяется ожидаемая в будущем сумма денежных средств от использования основного средства по текущей стоимости. Далее полученный результат сравнивается с текущей рыночной стоимостью основного средства за вычетом предполагаемых расходов на его реализацию. Возмещаемой стоимостью является большее из этих двух значений. Сумма обесценения отражается в бухгалтерском учете в случае, когда возмещаемая стоимость ниже остаточной стоимости. При обратной ситуации, т.е. когда остаточная стоимость превысит возмещаемую, никаких бухгалтерских записей не производится.
Левкевич Екатерина
Возможно ли в учетной политике организации на 2013 год предусмотреть создание ремонтных фондов и (или) предварительное резервирование предстоящих затрат на ремонт основных средств на счете 97 "Расходы будущих периодов"?
Нет, такая возможность новой Инструкцией по бухгалтерскому учету основных средств не предусмотрена. С 1 января 2013 года затраты, связанные с поддержанием основных средств в рабочем состоянии, в том числе на проведение всех видов ремонта, следует отражать в составе расходов того отчетного периода, в котором они произведены. Организация не вправе предусматривать иной порядок бухгалтерского учета затрат, связанных с ремонтом основных средств.
Кстати, действующая Инструкция по бухгалтерскому учету доходов и расходов также не допускает включать расходы, относящиеся к отчетному периоду, в состав расходов будущих периодов.
Алла Ивановна
У нас в стране имеют большое распространение справочно-правовые системы (СПС), которыми пользуются в своей работе юристы, бухгалтеры, аудиторы, руководители организаций. С выходом новой Инструкции по бухгалтерскому учету нематериальных активов каков будет порядок отражения организациями платежей, уплачиваемых за пользование СПС?
Приобретенную СПС, если она предназначена для использования в течение периода продолжительностью свыше 12 месяцев, организация-пользователь учитывает в составе нематериальных активов.
Тихомирова Елена
В соответствии с новой Инструкцией по учету нематериальных активов организации-заказчики, осуществляющие финансирование НИОКР и являющиеся обладателями имущественных прав на результаты НТД, фактические прямые и распределяемые переменные косвенные затраты на выполнение НИОКР отражают по дебету счета 08. Что означает данная норма?
Организация-заказчик отражает в составе вложений в долгосрочные активы
фактические прямые и распределяемые переменные косвенные затраты на
выполнение НИОКР.
К прямым затратам относятся, например, стоимость работ, выполненных
иными организациями по договорам на выполнение НИОКР, заработная плата
работников организации, непосредственно занятых выполнением НИОКР, и
отчисления от нее, стоимость запасов, израсходованных на выполнение
НИОКР, и др.
К распределяемым переменным косвенным затратам, включаемым в
фактические затраты на выполнение НИОКР, может относиться часть
общепроизводственных затрат, понесенных в связи с выполнением
НИОКР.
Главный бухгалтер
С 1 января 2013 года вводятся определения таких понятий, как "инвестиционная недвижимость" и "операционная недвижимость". Расскажите, какие объекты к ним относятся, чем они отличаются друг от друга?
Определения понятий "инвестиционная недвижимость" и "операционная
недвижимость" приведены во вступающей в силу с 1 января 2013 года
Инструкции по бухгалтерскому учету инвестиционной недвижимости,
утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь
№25 от 30 апреля 2012 года.
Согласно нормам данной Инструкции в состав объектов инвестиционной
недвижимости включены находящиеся в собственности, хозяйственном
ведении или оперативном управлении земельные участки, здания,
сооружения, изолированные помещения и машино-места, т.е. определенный
перечень недвижимого имущества, однако только при одновременном
выполнении определенных условий. В частности, если недвижимое имущество
сдано в аренду; если организация предполагает получение экономических
выгод, связанных с ним; если стоимость недвижимого имущества может быть
достоверно определена.
Если это же имущество используется в деятельности организации (в т.ч.
производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, для
управленческих нужд), то оно относится к операционной недвижимости.
Таким образом, главным критерием признания в бухгалтерском учете
недвижимого имущества в качестве инвестиционной недвижимости является
факт сдачи его в аренду. Намерение сдать в аренду во внимание не
принимается.
Объекты инвестиционной недвижимости учитываются на субсчете 03-1, а
объекты операционной недвижимости - на счете 01.
Дубовская Татьяна
Текущей деятельностью организации является деятельность по предоставлению имущества в аренду, и на балансе организации числится собственное здание, все помещения которого сдаются в аренду. Будет ли это здание признано в 2013 году инвестиционной недвижимостью в свете Инструкции по бухгалтерскому учету инвестиционной недвижимости?
В 2013 году здание будет призваться инвестиционной недвижимостью при выполнении определенных в Инструкции условий. В данном случае для здания, сданного в аренду, эти условия выполняются. Однако необходимо учитывать, что согласно нормам этой же Инструкции имущество, которое используется в деятельности непосредственно самой организации, относится к операционной недвижимости. В вопросе указано, что текущей деятельностью организации является предоставление имущества в аренду. Это означает, что организация использует здание в своей деятельности. В таком случае оно будет признаваться операционной недвижимостью и учитываться в составе основных средств организации.