Чтит ли древние традиции современное поколение белорусов? Какие наиболее удачные дни для гаданий? Когда стоит идти в сваты? Сбываются ли новогодние предсказания? Какими блюдами наши предки задабривали духов? Что делается для того, чтобы сохранить для потомков оригинальные народные обряды?
Вопросы конференции
Что касается кутьи, то не ждите, что у нас в Минске есть ресторан, где такое блюдо можно отведать. Но ведь нет никакой проблемы поехать на какой-нибудь рынок, купить ячменя, дома в кастрюле перетереть его и отварить вместе с медом. Кроме того, самая вкусная кутья - это приготовленная своими руками.
Об этом празднике нельзя забыть еще и потому, что, согласно традициям, перед старым Новым годом необходимо избавиться от новогодней елки. А устанавливать ее следует вечером 24 декабря.
Но, например, три года назад мы записывали фильм и были участниками обхода колядовщиков вождения козы в деревне Любоничи Кировского района Могилевской области. Там все проходило в соответствии с древней традицией - и подготовка хозяев, и колядовщиков, и песни, и приговоры. И когда я задал местным жителям провокационный вопрос: а зачем нам с крупой возиться, давайте купим в магазине, меня просто не поняли. Потому что традиция предполагает ежегодное повторение нотка в нотку того, что издавна было передано нам предками.
Как правило, это двухнедельный период с тремя основными точками. Если брать по католической традиции - это с 24 декабря по 7 января, в православном варианте - с 6 по 19 января.
Здесь интересный выход из 40-дневного поста в зимний мясоед, если в один день это проскочить, то кишки завернет, поэтому в народе поступали мудро. Так, первая кутья - это сочельник, по русской традиции она называлась "бедная", потому что там были постные блюда. Потом то, что сегодня связано со старым Новым годом, тогда в народе назывался "щедрец", так как это был самый богатый стол. Затем третья кутья, которая называлась "бедной" или "водяной", потому что она совпадала по времени с крещением, а раз доминант вода, то и стол праздничный назывался так. Переход из поста в мясоед через двухнедельное усложнение - очень мудро.
Что касается философской сути Коляд, - это поворот на новый год, возможность заглянуть в завтра. Отсюда самый важнейшим акцент - программирование жизни семьи, человека и рода на будущий год. В обязательном порядке существовало правило встречать Коляды всей семьей за столом. Если семья собралась за одним столом, замкнула круг, то это символизирует то, что весь следующий год эта семья намерена прожить вместе. Если в семье появлялся ребенок, то бабка-повитуха обязательно клала его на стол, тем самым прописывая его за этим столом, выделяя ему место. А когда дочь выдают замуж, то ее трижды вокруг стола обводят и передают в руки жениху, то есть, выписываем из своего семейного круга.
Принцип подобия лежит в основе всех ритуально-обрядовых действий этого праздника. Мы проецируем год, и мы должны поставить на стол символический год, то есть все блюда, которые в той или иной мере, которые будут представлять все месяцы или хотя бы 4 поры года. Поэтому тут будет и сушеная ягода, и моченое яблоко, и грибы - все то, что сопровождало крестьянина на протяжении года. Сюда закладывалась еще и своего рода идеологическая платформа: чем я богат в первый день нового года, так я в любой день этого года готов буду встретить любого званного или нежданного гостя, и стол при этом обязательно будет богат.
С этим праздником связан обычай колядования. Колядовщики в основном были молодыми ребятами 14-16 лет, они переодевались в вывернутые кожухи. Почему их надо было выворачивать? Перевернутый мир - это мир наших предков. Получается, что колядовщики, переодевшись, закрасив лица сажей, хотели сказать только то, что по деревне в новогоднюю ночь ходят души давно умерших предков. Колядовщики водили с собой древнеславянский символ солнца. Как вела себя коза? Она потанцует в доме, куда пришли колядовщики, и падает замертво. Это должно символизировать только одно - старый год умер, ушел в небытие. А когда хозяйка доставала кусочек сала, колбасы или сыра и приносила своего рода пожертвование козе и гурту колядовщиков, то коза оживала, вскакивала и начинала рогами бодать членов этой семьи. Это должно было символизировать то, что солнце повернуло на новый годовой круг.
Христианство принесло с собой новый календарь, иные символы. На протяжении столетий происходит притирание, взаимообогащение традиций. Все слилось очень тесно. Сегодня почему многие журналисты задают, на их взгляд, каверзный вопрос, в чем разница между Рождеством и Колядами. Нам хочется разводить по полюсам наших людей. А я всегда говорю, как в семье единое целое муж и жена, так и в культуре. Сегодня в нашем красном углу вверху икона, внизу - дежа и сноп. Это разводить не надо, наоборот нужно соединять ценности одной и другой культуры, показывать, как их можно в современной жизни использовать на благо воспитания современной личности.
Змея довольно часто встречается в заговорах - одном из самых архаических жанров фольклора. Существует большое количество заговоров от нападения змеи. Например, если идешь в лес, надо произнести сакральную формулу, для того чтобы она не укусила. В мифологических представлениях модель мира часто изображалась в образе дуба: его крона означала небеса, ствол - это люди, корни - род человеческий, в основании которого обязательно присутствовала змея.
По старинным рецептам народной медицины, для создания необыкновенно действенного лекарства кожу, которую змея меняет каждый год, необходимо перетереть в порошок. На ее основе делали также водочные настои для компрессов.
Начнем с вопроса, касающегося регламентации поведения. В новогоднюю или рождественскую ночь той девушке, которая хочет, чтобы на протяжении года у нее был десяток нарядов, нужно было несколько раз переодеться. Здесь ключевое слово «программирование». На протяжении всех колядных вечеров запрещено что-то отдавать из дому, в доме должна быть ситуация стабильности. В первую колядную ночь категорически запрещено ходить в гости, если колядный стол моделирует весь год для семьи, то гости и поход в гости крайне нежелательны. Не нужно выносить сор из избы. Веник, которым выметали дом на протяжении года, хозяин обычно клал на порог, рубил на три части и жег в печке, потому что веник собирал всю негативную энергетику, мусор, и это не нужно было переносить в новый год.
Я не могу сказать, на чем это базируется и как это действует, но это удивительные моменты. Однажды я это проверил на себе и сработало. На протяжении двух колядных недель нельзя стричь ногти. Мать нам это запрещала, но я тайком состриг один. Мы тогда жили в деревне, у нас была корова, которая после этого переболела, и ей снесло копыто. Мать сразу сказала, что кто-то из наших грех допустил, но я молчал и не признавался. Потом, когда стал типично минским жителем, я попробовал еще раз это проверить и подстриг ноготь, сам же потом молотком по этому ногтю и получил, ноготь тогда слез.
В эти дни в доме должна быть ситуация стабильности и благопожелания. Потом эти традиции перетекли и на празднование Нового года. Например, единение семьи и рода. Открывается бутылка шампанского, разливается по бокалам, вся семья чокается, то есть все бокалы соединяются вместе, и в это время все говорят благопожелания. Таким образом мы как бы заговариваем воду для того, чтобы потом каждый выпил эти пожелания, а, попадая в нас, эта программа начинает работать.
Наша семья на Коляды и Новый год за 15 минут до завершения старого года ставит на стол специальную кружку, которую наполовину заполняем водой, все садимся и левую руку держим минуту над этой посудиной, сбрасываем туда весь негатив, то, с чем хотелось бы расстаться, затем воду выплескиваем в форточку. А когда приходит новый год, наливаем в кружку воды или сока до краев, правую руку держим минуту над ней, говорим пожелание каждому, кто сидит за столом, а дальше пускаем кружку по кругу, делаем по глотку пока вся вода не будет выпита. Так идет программирование нашей жизнедеятельности на весь год. Уникальная вещь заложена в этот обряд.
Что касается гаданий в колядную ночь, то я называю их необычным судьбоносным спектаклем, где главным режиссером является судьба. В эту ночь девушки могут не только узнать, кто первая из подруг выйдет замуж, но и характер суженого, его имя и многое другое.
Далее был ритуальный диалог человека с небом. Если небо звездное, то это знак того, что будет богатый урожай, если идет снег - также будет благополучный урожай, если мороз и холод - летом будет жарко. Важное место занимает фаза луны. Если растущий месяц - то год будет богатым, если наоборот, месяц начинал стареть, то и год будет неудачным.
К сожалению, кроме праздника "Цари Коледы", включенного в список нематериального наследия ЮНЕСКО в 2009 году, тешить нам себя пока нечем. Расширить перечень в 2012 году попытались за счет включения уникальной самобытной традиции валяния шапок и валенок из шерсти (шаповальство), а также особой терминологии этой деятельности "Катрушницкий лемезень" в Могилевской области. Однако из-за того, что соответствующие документы были оформлены не совсем качественно, их не приняли. И теперь только через четыре года мы сможем повторно выставлять этот элемент.
Сегодня наши традиции нуждаются в защите, а презентация национальной культуры отдана регионам. Мне кажется, для сохранения белорусского нематериального наследия сначала надо поработать над формированием перспективного списка наших традиций и обрядов, например таких, как "Жаніцьба Цярэшкі". Самого пристального внимания заслуживает и обряд вождения и похорон стрелы, распространенный в Ветковском районе, в Гомельской области особенно примечателен обряд "Юр’е". Потрясающее явление белорусской народной культуры - волковысский каравай, трехъярусный, на 200 цветов, который выпекается на протяжении недели. Еще один, заслуживающий нашего внимания обряд, относящийся к Могилевской области, - "Свеча-оберег". Каждый год люди делают обход деревни с ритуальной шестнадцатикилограммовой свечой-защитницей. Затем ее оставляют в доме, хозяева которого нуждаются в защите и помощи, и свеча становится патроном семьи на год.
Думаю, для сохранения всех этих замечательных традиций следует разработать на правительственном уровне законодательную базу и создать мобильную научно-творческую команду, которой было бы по силам целенаправленно подготовить качественную презентацию белорусской культуры, сформировать международный имидж Беларуси.
На мой взгляд, отдавать приоритет бумажным носителям, как мы делали это до сих пор, не очень удобно. Так, я согласен, что довольно трудно быстро сориентироваться в книжном магазине с ассортиментом продукции в 5 тыс. Вот и наша молодежь, стремительно осваивающая современные технологии, все больше отходит от бумажного формата. С одной стороны, я бы, конечно, не шел по пути России, которая стала уделять слишком много внимания сокращенным форматам…"Война и мир" на двух страницах не тот путь, по которому нам следовало бы двигаться. Но, с другой стороны, я полностью согласен с тем, что мощнейшие информационные ресурсы необходимо более активно подключать к познавательным процессам, в том числе и традиций, географии. Думаю, нам надо постепенно переходить на электронные варианты книг, в том числе и изданий о нематериальной белорусской культуре.
К слову, мы уже работаем в этом направлении. Специалисты из отдела традиционной культуры нашего института вот уже на протяжении года вывешивают на наш сайт короткие описания предстоящих праздников с упоминанием территорий, где можно познакомиться с обычаями и обрядами, узнать об истоках праздника и значении его символики. Я понимаю, что для популяризации обычаев с помощью электронных носителей информации пока сделано не так много, как этого хотелось бы. Это объяснимо тем, что, например, я принадлежу к людям старой закалки. Мне всегда легче записывать свои мысли ручкой, а поразмышлять я предпочитаю с чистым листом бумаги под рукой. Но, думаю, все поправимо. Например, можно подключить к нашему проекту Академию наук, Университет культуры и другие учреждения, собрав в одну команду опытных ученых и молодых творческих людей, которые могли бы вместе поездить по Беларуси, отснять культурный материал с тем, чтобы затем разместить его во Всемирной паутине.