Кроме того, с 2013 года вступает в силу указ №488 "О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств" от 23 октября 2012 года, которым предусматривается создание реестра коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере.
На вопросы, связанные с изменениями и нововведениями в сфере контрольной деятельности налоговых органов, ответят во время online конференции начальник главного управления организации контрольной деятельности Министерства по налогам и сборам Беларуси Николай Валерьевич Потеев и заместитель начальника юридического управления Министерства по налогам и сборам Наталья Филипповна Звороно.
Конференция организована при поддержке ООО "ЮрСпектр".
Вопросы конференции
Так, вместо критерия "необеспечение финансовой устойчивости, включая наличие устойчивого убытка в течение календарного года (по итогам каждого отчетного (налогового) периода)" теперь используется следующий: наличие убытка по итогам отчетного (налогового) периода.
Выведен из высокой и включен в среднюю группу риска критерий в отношении вида деятельности "международные автомобильные грузоперевозки, осуществляемые с применением книжки МДП".
В критерии "отражение проверяемым субъектом суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год" определен ее предельный размер - 95 процентов и более.
С учетом Таможенного союза в критерий "неосуществление в установленные сроки платежей по налогу на добавленную стоимость по товарам, ввозимым из Российской Федерации, при наличии сведений о ввозе товаров из Российской Федерации" добавлена Республика Казахстан.
Что касается других контролирующих (надзорных) органов, то можно выделить следующее. В сферу контроля (надзора) "Охрана окружающей среды" добавлено три новых критерия: эксплуатация объекта обезвреживания отходов 1-3 классов опасности мощностью менее 10 т в год; эксплуатация объекта хранения отходов производства 1-3 классов опасности площадью менее 0,1 га; эксплуатация объекта захоронения отходов производства мощностью менее 1 тыс.т в год.
В "Иные сферы контроля, определенные Указом, для контролирующих (надзорных) органов" добавлено три новых критерия: осуществление деятельности по разработке и производству бланков строгой отчетности, а также специальных материалов для защиты этих бланков от подделки; наличие в течение календарного года сведений о нарушении землепользователем законодательства об охране и использовании земель, в том числе самовольный захват земли, порча земель, неосвоение земель в установленные законодательством сроки, невозврат в установленные сроки земельных участков, предоставленных во временное пользование, и использование земель не по целевому назначению; осуществление деятельности, связанной с привлечением иностранной рабочей силы.
Кроме того, добавлена новая сфера контроля (надзора) "Охранная деятельность" с двумя критериями, относимыми к средней группе риска: охрана юридическим лицом принадлежащих ему объектов (имущества), на осуществление которой не требуется наличие специального разрешения (лицензии); проектирование, монтаж, наладка и техническое обслуживание средств охраны индивидуального пользования.
Одной из новаций также является то, что в соответствии с предписаниями Директивы №4 указом №332 установлен пятилетний мораторий на проведение плановых проверок в отношении субъектов предпринимательской деятельности, добросовестно исполняющих обязательства перед бюджетом и не имеющих фактов нарушения законодательства. Таковыми признаются субъекты, у которых ни в ходе предыдущей плановой проверки, ни в период после ее окончания и до назначения следующей плановой проверки не выявлено фактов неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств перед бюджетом, включая государственные целевые бюджетные фонды, и фактов нарушений законодательства.
Таким образом, эти субъекты будут проверяться (независимо от того, к какой группе риска отнесены) не чаще одного раза в пять лет. Это ограничение распространяется и на проверки в рамках ведомственного контроля. Исключение составляют диппредставительства и консульские учреждения республики, ведомственный контроль в отношении которых при отсутствии нарушений по результатам предыдущей плановой проверки будет осуществляться не чаще одного раза в три календарных года.
Вместе с тем в Налоговом кодексе предусмотрено право налоговых органов приостанавливать на время проведения внеплановой тематической оперативной проверки (на срок не более 2 суток) розничную торговлю (выполнение работ, оказание услуг) для снятия остатков товара и проверки соблюдения порядка приема наличных денежных средств и осуществления валютных операций, порядка использования кассового оборудования. Ранее в Положении № 510 предусматривалось аналогичное право.
Каким образом в настоящее время реализуется право налоговых органов на приостановление розничной торговли в ходе проведения внеплановой тематической оперативной проверки?
Таким образом, мониторинг - это не проверка. Главное отличие этой формы контроля заключается в том, что при осуществлении мониторинга контролирующие и надзорные органы не используют полномочия, предоставленные им для проведения проверок. Мониторинг заключается в наблюдении, анализе, оценке, установлении причинно-следственных связей и применяется для оперативной оценки фактического состояния объектов и условий деятельности субъекта предпринимательской деятельности.
Мониторинг может проводиться как без выезда на объект, так и непосредственно на объекте – это так называемый визуальный мониторинг. При визуальном мониторинге сотрудники контролирующих и надзорных органов, открыто находясь на объекте (в торговом зале, в точке оказания услуг и др.), проводят фактическую оценку его деятельности. При этом контролер или сотрудник надзорного органа не может находиться, например, за прилавком продавца или требовать у него какие-либо документы. Он может проводить только визуальную оценку и сопоставлять ее с данными, которыми располагает контролирующий орган. Например, субъект показывает в налоговых или других органах небольшой объем выручки, а в результате визуального наблюдения объекта выясняется, что не вся выручка проходит через кассовый суммирующий аппарат и, соответственно, не полностью отражается в отчетности.
Кстати, с момента вступления в силу положения о мониторинге налоговыми органами проведено более почти 850 мониторингов, в результате которых в адрес с субъектов направлено более 400 рекомендаций об устранении выявленны нарушений. К примеру, мониторинг в сфере парикмахерских услуг привел к повышению выручки на одного работающего с Br2,2 млн. до Br5 млн.
Если в процессе мониторинга выявляются нарушения, контролирующий орган вправе дать субъекту хозяйствования письменные рекомендации и возможность исправить нарушение, не применяя штрафные санкции. И только в случае невыполнения этих рекомендаций в рамках мониторинга могут быть применены меры административной ответственности. То есть такая форма контроля дает возможность субъектам хозяйствования исправить нарушения и совершенно законно избежать санкций.
Таким образом, мониторинг направлен не на то, чтобы поймать кого-то за руку и наказать, а на то, чтобы контролировать соблюдение законодательства, взаимодействуя с субъектами предпринимательской деятельности. Другими словами, мониторинг это не слежка, а диалог государства с бизнес-сообществом в виде рекомендаций. При этом главная задача - добиться исполнения налоговых обязательств в полном объеме.
Вводя такую форму, как мониторинг, мы в первую очередь апеллируем к добросовестности субъекта. Этот принцип заложен в указе: контрольная и надзорная деятельность в Беларуси осуществляется в соответствии с принципом добросовестности и невиновности проверяемого субъекта.
Мы рассчитываем на то, что постепенное внедрение в отношения с плательщиками таких форм контроля приведет в итоге к значительному повышению налоговой и административной культуры субъектов хозяйственной деятельности, которые будут в этом заинтересованы. Чтобы она была сопоставима с той налоговой и административной культурой, которая сформировалась, например, в странах Евросоюза.
Как уже говорилось, если в процессе мониторинга выявляются нарушения, контролирующий орган, не применяя штрафные санкции, дает субъекту хозяйствования письменные рекомендации по их устранению и ожидает, что в дальнейшем он будет руководствоваться в своей деятельности принципом законности. Но если эти рекомендации не учтены, и в процессе мониторинга будет повторно выявлено аналогичное нарушение, то положение о мониторинге позволяет сразу применить административные санкции, начав административный процесс в отношении такого субъекта. Речь идет именно о нарушениях, а не о каких-то неточностях или случайных ошибках.
Также одним из правовых последствий мониторинга может быть назначение внеплановой проверки по основаниям, указанным в подпункте 9.1 п.9 указа №510. При этом перечень должностных лиц и контролирующих органов, которые могут назначить такую проверку, очень узкий - это может быть Президент, Комитет госконтроля, прокуратура. Это еще раз доказывает, что мониторинг направлен на профилактику и упреждение, а не на наказание.
Также основанием для внеплановой проверки может служить информация, полученная при проверках другими контролирующими органами. Например, когда во время проверки устанавливается факт недостоверности первичного учетного документа или отказа должностных лиц субъекта хозяйствования от факта совершения хозяйственных операций, которые проходят по документам контрагента.
Согласно нормам указа №332 для назначения внеплановой проверки в период двухлетнего моратория необходимо наличие информации, свидетельствующей о совершении сделок с лицами, в деятельности которых уже установлены признаки лжепредпринимательства. Поэтому для назначения внеплановой проверки в случае, если такие признаки еще не установлены, оснований нет. Если же признаки лжепредпринимательства в деятельности контрагента, с которым были совершены сделки, установлены, тот факт, что сделка совершена до установления этих признаков, не имеет значения. Признаки лжепредпринимательства могут быть установлены и после того, как сделка состоялась, но главное, что на момент совершения хозяйственной операции с добросовестным контрагентом субъект уже обладал признаками лжепредпринимательства.
Таким образом, если сведения о повышенном риске совершения правонарушений в экономической сфере получены до вступления в силу указа №488, но продолжают являться актуальными, а значит, интересны для бизнес-сообщества, наша задача такую информацию предоставить.
А бизнес-сообществу более десяти лет была предоставлена бесплатная возможность осуществлять проверку принадлежности бланков. Ранее данный вопрос регулировался постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 января 2002 года №74 "О создании электронного банка данных об изготовленных и реализованных бланках первичных учетных документов и контрольных знаках", в настоящее время - постановлением правительства № 912 от 6 июля 2011 года, определяющим порядок ведения электронного банка данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции.
Ну а если документ фиктивный и занесенной в него хозяйственной операции на самом деле не было - соблюдение порядка заполнения такого документа не имеет значения.