Как будет меняться белорусское законодательство в связи с переходом на принципы зеленой экономики? Что такое экоинновации и в каких сферах их можно применять в Беларуси? Когда в нашей стране будет внедрена экологическая маркировка продукции, а в розничной торговле начнут использовать биоразлагаемую упаковку? На эти и другие актуальные вопросы посетителей сайта БЕЛТА ответит эксперт.
Вопросы можно задавать заранее или непосредственно во время проведения конференции.
Участники:
Вопросы конференции
Беларусь приняла для себя стратегическое решение стать одной из сторон Парижского соглашения. Мы только в начале пути. Но то, какая работа была проведена до 2016 года при подготовке Парижского климатического соглашения и выработке национальных обязательств, позволяет говорить, что Беларусь имеет все основания повысить степень амбициозности своих обязательств по сравнению с теми, которые мы взяли в 2015 году. Отмечу, что в декабре 2015 года к проведению в Париже мероприятий по выработке основных положений соглашения в Беларуси указом Президента утверждены национально определяемые вклады. Мы фактически на рубеже исполнения этих обязательств, если не сказать больше. Но в целом, Парижские соглашения нельзя рассматривать только как документ, который будет определять наши тенденции в борьбе за сохранение средней температуры на планете. Вы, наверное, знаете, что Парижские соглашения в отличие от Киотских все-таки поставили для себя глобальную цель - не допустить повышения температуры более чем на 2 градуса. Что касается Беларуси, то страна взяла на себя обязательства сократить выбросы CO2 на 28% по сравнению с 90-ми годами. Мы видим, что фактически Парижские соглашения - это такой стратегический шаг для формирования новых подходов в развитии различных отраслей экономики.
Приведу примеры. Мы рассматривали влияние различных отраслей на выбросы СО2, и соответственно, на формирование поглотителей СО2, значительное отрицательное влияние оказывают такие отрасли, как энергетика, транспорт и т. д. И цифры, которые мы сегодня видим, вызывают у нас определенные опасения. Чтобы брать на себя более амбициозные обязательства, нам нужно будет очень критично подходить к формированию государственных программ для того, чтобы обеспечивать выполнение этих обязательств.
Для меня эти два документа значительно отличаются. В рамках Киотского протокола мы говорим об ответственности, в первую очередь, двух десятков стран, которые делали самый большой негативный вклад в увеличение температуры на планете. В рамках Парижского соглашения речь идет уже о совместной ответственности всех сторон. На сегодня это порядка 60 стран, подписавших ратификационные грамоты на Генасамблее ООН. Соответственно, один из принципов Парижских соглашений - это солидарная ответственность.
Второй момент в том, что Киотский протокол не стимулировал использование альтернативных источников энергии по сравнению с использованием ископаемых видов топлива. И, конечно, Киотский протокол не ставил перед собой задач по решению проблем адаптации к уже происходящим изменениям климата. Парижское соглашение более принципиально подходит к глобальной цели недопущения повышения температуры более чем на 2 градуса. Акцент здесь делается на адаптационные мероприятия, что также является существенным изменением. Предполагается, что те национально определяемые вклады по сокращению выбросов, которые представят стороны, будут обязательными для исполнения. Мы видим наличие института ответственности. После вступления в силу Парижского соглашения, если 55 стран, присоединившиеся к нему, будут иметь совокупный объем выбросов более 55%, такие страны, как Беларусь, смогут воспользоваться финансовыми инструментами по проведению на своей территории мероприятий, связанных с выполнением национально определяемых обязательств. И это тоже является еще одним новаторством Парижского соглашения по сравнению с Киотским.
Нужно отметить, что такой элемент для нас очень важен, и Беларусь фактически вступила в первые ряды присоединившихся стран. Мы рассчитываем на то, что не только сумеем воспользоваться этими финансовыми механизмами, но и поучаствовать в их формировании. Как известно, сегодня идет активная подготовка дополнительных соглашений, протоколов и правил, которые будут регулировать отдельные положения Парижского соглашения. Как будет производиться подсчет обязательств, какие индикаторы будут учитываться и т. д. Сегодня, когда мы присоединились в числе первых, есть возможность также формировать эту политику. Возможно, мы сможем в свою пользу те или иные положения применить. Поэтому я считаю, что мы поступили абсолютно правильно.
Сейчас мы будем вести речь не о конкретных финансовых ресурсах, которые можно взять безвозмездно. Финансовый инструмент нужно разделить на несколько составляющих. Например, возможность пользоваться дополнительными фондами, которые будут финансировать климатические мероприятия в рамках грантовых средств. На практике работы международных финансовых институтов речь идет о софинансировании. В таком случае выделяется незначительный объем грантовых средств, которые направляются на институциональные преобразования, а средства на практическую реализацию нужно искать в кредитных финансовых институтах. Министерством природных ресурсов ведется работа по поиску потенциальных доноров. Сегодня на стадии разработки находится сотрудничество с Зеленым климатическим фондом ООН, а также со Всемирным банком, который выступит в качестве нашего партнера по поиску финансовых ресурсов. В этом направлении мы работаем с Программой развития ООН. Безусловно, рассчитываем на серьезный объем сотрудничества, но сегодня следует учитывать и нашу потребность. В момент принятия решения о выделении того или иного объема финансовых ресурсов смотрят на то, куда эти ресурсы пойдут. В Беларуси, как я считаю, очень перспективным направлением является сельское хозяйство, полезно было бы создать проект по финансированию новых биогазовых установок, так как проблема деградации земли является одной из ключевых проблем Беларуси. Соответственно, строительство новых животноводческих комплексов могло бы частично финансироваться за счет средств Всемирного банка. На данный момент мы составляем стратегические планы, чтобы выполнить те обязательства, которые на себя возьмем.
Предугадать, сколько понадобится стран, чтобы достигнуть этого порога, очень сложно. Множество стран сейчас работает над вопросом о целесообразности присоединения к Парижскому соглашению. Это лотерея. Может Индия присоединится, и этого будет уже достаточно, чтобы обеспечить нужный объем. А может - большое количество мелких стран, которые не сильно помогут достигнуть этого порога. По оценкам экспертов, мы ожидаем, что до конца этого года к очередному заседанию Конвенции ООН необходимое количество будет обеспечено.
В первую очередь будет идти речь о том, к какой группе стран отнести Беларусь. Ни для кого не секрет, что исходя из уровня ВВП, по меркам Парижского соглашения, мы не относимся к числу развивающихся стран. Есть группа стран (раньше их было принято называть страны с переходной экономикой), которые находятся на грани между развитыми и развивающимися странами. Беларусь является одним из таких государств, и мы будем отстаивать эту позицию, чтобы иметь возможность претендовать на получение финансовых ресурсов.
Помимо этого, очень важным для нас является вопрос, что мы считаем поглотителями углекислого газа. Беларусь обладает высоким процентом лесистости, вместе с тем тенденции, которые связаны с вырубкой старых деревьев, влекут отрицательную динамику по количеству поглотителей в процентном соотношении. Мы бы хотели, чтобы в качестве поглотителей углекислого газа кроме лесов были приняты торфяники и болота, которыми наша страна очень богата. Вероятно, сможем учитывать их влияние на общий объем выбросов. Окончательная позиция Беларуси находится в разработке. У нас есть время, чтобы посмотреть тенденции по формированию дополнительных инструментов Парижского соглашения.
Я бы не ставила вопрос об ограничениях и ответственности. Мы в несколько другом ключе должны рассматривать политику, которую необходимо проводить на национальном уровне при формировании государственных программ развития тех или иных отраслей и, соответственно, тех или иных предприятий. Конечно, чтобы выполнить все обязательства, определенные Парижским соглашением, Беларусь вынуждена будет в определенной степени пересмотреть уже принятые программы на 2016-2020 годы и ответственно подойти к формированию программ на пятилетку (2020-2025 годы) в части изменения ключевых индикаторов развития тех или иных отраслей экономики. Беларусь будет более пристально смотреть на такие индикаторы, как энергоемкость, доля возобновляемых источников энергии, потребление электроэнергии на душу населения и так далее. Конечно, если мы на национальном уровне в контексте тех или иных госпрограмм будем корректировать эти показатели, это, безусловно, отразится на предприятиях. Что касается вопроса об ответственности, то, скорее всего, просто будут задействованы на национальном уровне определенные механизмы, либо стимулирующие внедрение таких технологий в производство, либо повышающие, например, налоговую ответственность в случае невнедрения. Это не в прямом смысле ответственность за нарушения, как мы это понимаем в рамках юридической ответственности, а заградительные и стимулирующие меры, которые способствовали бы внедрению таких технологий на производствах.
Парижское соглашение обязывает государства, которые определили свои вклады, нести ответственность за их внедрение. Более того, заложены нормы, которые не только обязывают государства выполнять эти вклады и обязательства, но и стимулируют их на принятие каждый раз более амбициозных планов - раз в пять лет любое государство должно давать какие-то новые обязательства, соответственно, это может быть и 0,5%, и 10%. Но все равно это должно быть более амбициозно, чем планы, которые брались в предыдущий финансовый период. Самое главное, что Парижским соглашением определена пороговая точка - 2050 год, который определяет, что основная цель, которую должно преследовать каждое государство, - это сбалансированность выбросов и поглотителей. Для каждого государства это свои показатели. Для Беларуси - около 43 млн т выбросов СО2, которые мы должны достичь. Сейчас - это 91 млн т. Это глобальная стратегическая цель. Конечно, государство никто не накажет, если мы ее не достигнем. Но вместе с тем, если мы стремимся к развитию, должны понимать, что нам нужно торопиться. Это как с модой: чтобы за ней успевать, нужно предпринимать какие-то шаги для того, чтобы быть чуть-чуть впереди.
Несколько проектов реализуется в Беларуси по внедрению принципов зеленой экономики. В числе наиболее значимых - проект "Техническая помощь для поддержки развития зеленой экономики в Республике Беларусь", основная цель которого создание институциональных правовых основ, связанных с формированием национальной идеологии, и проект "Содействие переходу Республики Беларусь к зеленой экономике", который концентрирует внимание на предметных и тематических примерах для того, чтобы показать, как это срабатывает на практике. На мой взгляд, первый проект является более интересным с точки зрения государственного регулирования. Что касается второго, приведу пару примеров. Это создание сети экологических информационных центров, предоставление электробусов, в частности, в Несвижском дворцово-парковом комплексе.
Ряд проектов с микрофинансированием также соответствуют общей концепции зеленой экономики. Один из них реализуется в Житковичах с целью создания безотходного производства высокоэффективных органических удобрений из сапропеля.
30 сентября в Бресте откроется комплекс по переработке древесных отходов в биотипливо. Комплекс полностью обеспечит потребности Бреста в такой переработке. Определенные наработки, которые нам предложило предприятие, связаны не только с созданием комплекса по переработке отходов, а, возможно, с дальнейшим созданием торговой сети: чтобы переработанные отходы можно было продавать в качестве топлива на другие предприятия.
Также есть проекты, которые связаны не с промышленностью, а с охраной природы. На базе заказника "Налибокский" завершено строительство питомника для искусственного выращивания птиц. И проект по производству офисной бумаги из вторичных ресурсов. Мы планируем, что эта бумага в качестве пилотного использования будет предоставлена государственным органам с целью пропаганды идей, связанных с увеличением вторичного оборота.
Глобальными тенденциями зеленой экономики являются повышение энергоэффективности во всех сферах, развитие возобновляемой энергетики и экологически безопасного транспорта, обеспечение потребностей в безопасном и качественном продовольствии и воде, строительство новой промышленной и информационной инфраструктуры. Можно сказать, что концепция зеленой экономики - это давно сформулированная цель и путь развития нашей экономики. И сегодня необходимо продолжить этот путь с учетом новых подходов. Приверженность Беларуси принципам зеленой экономики закреплена в общегосударственных программных документах, включая Национальную стратегию устойчивого развития до 2030 года.
Для выполнения международных обязательств по переходу на зеленую модель экономики, сформулированных в декларации седьмой конференции министров "Окружающая среда для Европы" и итоговом документе "Рио+20", разработана и реализуется система мер по укреплению технологического потенциала национальной экономики, позволяющих обеспечить ее функционирование на экологических зеленых принципах. Кроме того, в 2015 году Беларусь на 70-й сессии Генеральной ассамблеи ООН взяла на себя обязательства по реализации Целей устойчивого развития. В апреле 2016 года страна подписала Парижское соглашение по климату.
Можно сказать, что в Беларуси созданы предпосылки для развития зеленой экономики. На зеленую экономику в своих последних выступлениях акцентирует внимание Президент, в том числе на V Всебелорусском народном собрании прозвучал посыл к переходу к инновационным зеленым технологиям. По поручению правительства Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды совместно с другими министерствами до декабря 2016 года должно разработать Национальный план действий по внедрению принципов зеленой экономики в отраслях народного хозяйства. Стратегической целью национального плана является формирование комплекса мер по приоритетным направлениям программы социально-экономического развития страны на 2016-2020 годы, включая повышение качества жизни населения на основе роста конкурентоспособности экономики, привлечения инвестиций и инновационного развития.
В Беларуси реализуется широкий спектр программ поддержки инновационной деятельности. Двигателем этого процесса выступает Государственный комитет по науке и технологиям.
В настоящее время ГКНТ совместно с Европейской экономической комиссией ООН ведут подготовку Второго обзора инновационного развития Беларуси. Проект данного документа показывает, что совершенствование инновационной политики приносит ощутимые результаты. Только за последний год Беларусь поднялась в международных рейтингах по росту инновационной активности на пять пунктов.
При этом следует отметить, что нормативная правовая база поддержки непосредственно экоинноваций в Беларуси отсутствует: в реестре законодательства, регулирующего вопросы осуществления инновационной деятельности, нет документов, прямо относящихся к тематике экоинноваций.
Однако это не означает, что в Беларуси отсутствует практика выделения некоторых инноваций в отдельную группу для обеспечения особой поддержки. Так, существуют нормативные правовые акты, регулирующие вопросы биотехнологий. Также имеются нормативные документы, регулирующие некоторые вопросы работы в области генной инженерии.
Несмотря на то, что экоинновации не выделены в отдельный блок законодательства, в некоторых нормативных правовых актах вопросы по их поддержке косвенно затрагиваются.
Важным условием для начала поддержки экоинноваций является необходимость выделить их в отдельный блок. Без этого невозможно будет разработать систему поддержки, и экоинновации будут лишь частью всех инноваций, а значит будут пользоваться теми же инструментами поддержки, что и остальные.
Поэтому первым шагом станет включение понятия экоинноваций в Национальный план действий по внедрению принципов зеленой экономики в отраслях народного хозяйства Беларуси, который будет внесен в правительство в декабре 2016 года.
Перспективными сферами для развития экоинноваций видятся: промышленное производство, пищевая промышленность, сельское хозяйство, нефтехимическая промышленность, здравоохранение, фармацевтика, транспорт, энергетика и топливно-энергетический комплекс.
Экологический аудит может проводиться в добровольном или обязательном порядке. В обязательном порядке проводится экологический аудит при проведении приватизации предприятий, а также в других случаях, установленных законодательными актами.
Добровольный экологический аудит проводится в случаях реализации инвестиционных проектов по строительству объектов промышленности, при проведении реконструкции действующего и создании нового производства (в течение одного года после его создания), выявлении контролирующими (надзорными) органами самовольного строительства. Кроме того, он проводится при выводе объектов из эксплуатации, создании системы управления окружающей средой, реализации аудируемым субъектом мероприятий по охране окружающей среды в рамках ликвидации вреда, причиненного в результате незаконного использования природных ресурсов.
В мае 2016 года было утверждено положение о порядке проведения экологического аудита. Он проводится индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, специалисты которого имеют высшее образование по профилям образования "Естественные науки", "Экологические науки" или "Техника и технологии", стаж работы в области охраны окружающей среды не менее пяти лет и проходят подготовку по направлениям экологического аудита в организациях системы Минприроды не реже одного раза в три года, а также экологическими аудиторами, соответствующими указанным требованиям и прошедшими экологическую сертификацию услуг в области охраны окружающей среды.
В настоящее время Минприроды разработан план мероприятий по развитию экологического аудита. В октябре 2016 года будет проведен первый экологический аудит на одном из предприятий Беларуси по новым требованиям.
Как все мы видим, атомная энергия находит все большее применение в мире как источник энергообеспечения и инструмент повышения энергобезопасности стран с недостаточными собственными углеводородными и другими энергетическими ресурсами.
К примеру, во Франции ядерная энергетика составляет более 80% в общем балансе используемых энергоресурсов. В настоящее время осуществляется сооружение новой АЭС "Ханхикиви-1" в Финляндии, возводятся пятый и шестой блоки венгерской АЭС "Пакш", 24 энергоблока находятся на стадии строительства в Китае. В середине сентября Великобритания объявила о решении строить новую АЭС "Хинкли Поинт Си".
Принимать решения относительно использования или неиспользования ядерной энергии - это личное дело независимого суверенного государства. Государство является гарантом безопасности ядерно-энергетического объекта в первую очередь перед своими гражданами и не может реализовывать проект, ставя под удар здоровье своей нации и природные богатства страны. Осознавая важность надлежащей эксплуатации ядерных объектов и возможных последствий этой эксплуатации в глобальных масштабах, каждая страна также несет ответственность за исполнение своих международных обязательств.
Относительно позиции Литвы по отношению к строительству Белорусской АЭС и того, что на эту позицию влияет или может повлиять - невозможность реализовать свой ядерно-энергетический проект или строительство новой АЭС в Великобритании, - об этом лучше спросить у Литвы.
В любом случае Беларусь реализует все необходимые мероприятия (проведение стресс-тестов БелАЭС, миссий МАГАТЭ) на соответствующих национальных и международных профильных площадках с целью подтверждения радиационной и ядерной безопасности своей АЭС.