Встречи с какими именитыми кинематографистами ожидают белорусскую публику в нынешнем году? Чем интересен минский форум зарубежным кинематографистам, и представители каких стран приедут в белорусскую столицу на этот раз? Каковы особенности конкурсных программ? Кто из именитых режиссеров и продюсеров будет в составе международного жюри? Сколько будут стоить билеты на фильмы конкурсной программы? На эти и многие другие вопросы ответят директор Минского международного кинофестиваля "Лістапад" Анжелика Крашевская, директор программы игрового кино фестиваля Игорь Сукманов и директор программы документального кино Ирина Демьянова.
Вопросы конференции
"В тумане" - это картина, в создании которой непосредственное участие принимала киностудия "Беларусьфильм". Можно сказать, что это первый проект, очень удачный и успешный, который получил международное признание. Премьера этой ленты состоялась на Каннском кинофестивале в основной конкурсной программе, где она удостоилась премии кинопрессы. Затем были завоевания призов на других престижных кинофестивалях. Можно сказать, что у этой картины очень удачная фестивальная судьба. К тому же "В тумане" поставлен по мотивам произведения Василя Быкова - одного из самых сложных авторов для экранизации. И режиссер Сергей Лозница, который ворвался в мировое кино с картиной "Счастье мое", которая брала премии на фестивале "Лістапад" несколько лет назад, - все это те символические моменты, которые говорят о том, что именно "В тумане" должна открывать нынешний "Лістапад". Это очень глубокое произведение, произведение искусства и представляет интерес как с точки зрения кинематографии, так и с точки зрения драматургии. Это не кино, которое надо любить или не любить. Его задача - заставлять нас думать. "В тумане" не ищет легких путей в своей интерпретации жизненных коллизий. Очень много говорили, когда же наконец белорусское кино появится на этом кинофестивале, в прошлом году этот вопрос муссировался и задавался прессой. Вот наконец мы можем представить то кино, которое считаем белорусским. Вообще уже сложно делить кино на белорусское, китайское, американское. Кинематограф - это индустрия, процесс, в котором принимают участие очень много сторон, и участие Беларуси в этом процессе - то важное направление, которое нужно всячески поддерживать и продвигать.
Да, такой формат сохранится. Для нас очень важно не просто привезти и показать качественное кино, но и обязательно обсудить его. Мы будем стараться делать все от нас зависящее, чтобы хотя бы на 80% картины, участвующие в основных конкурсных программах, были представлены авторами. Ведь такой диалог очень важен и для зрителя, который таким образом приобщается к многолетнему, разному, изменчивому киноконтексту, в котором разобраться помогает прямое общение с режиссерами, продюсерами и актерами.
Ирина Демьянова:
Будет еще определенное новшество. Фильмы-участники конкурса национальных киношкол будут демонстрироваться на языке оригинала с переводом на белорусский язык.
Ретроспективные показы будут, пройдут они в кинотеатре "Мир". Абсолютно на все фильмы, конкурсные и внеконкурсные показы имеет смысл обратить внимание, поскольку они очень разные, но все достойны внимания.
Вне конкурса мы представим несколько картин, также связанных со студией "Беларусьфильм". В качестве сюрприза мы предложим несколько лент независимого белорусского кино, которое создают молодые белорусские авторы, интересующиеся кинематографом, режиссурой, которые пытаются заявить о себе в таких кинематографических формах. Я говорю о картине "Селитра №7", а также совместно с Домом кино и Академией искусств мы представим проект "Кино-арт по-белорусски", где будут представлены наиболее показательные работы студентов академии. Помимо всего прочего, в рамках этого проекта состоится семинар, мастер-класс с одним из членов международной фестивальной академии. Там будут даны ответы на вопросы, как продвигать свое кино на фестивале, какова конъюнктура, что же такое фестивальное движение, о котором все мечтают и все говорят. Это будет интересно прежде всего молодым авторам, которые имеют амбиции и мечтают заявить о себе своими работами. На закрытие кинофестиваля будет представлена картина Михаила Ханеке "Любовь", которая была удостоена Золотой пальмовой ветви Каннского кинофестиваля. Я думаю, что такая громкая работа засияет финальной жемчужиной "Лістапада". Мы продолжаем вести переговоры по поводу показа этой картины на нашем кинофестивале, но думаю, что на 90% мы решили этот вопрос.
Я думаю, что "фишка" и лицо фестиваля - Сукманов и Демьянова. Они держат программу - это важно, потому что любой фестиваль - это программа. Можно многое говорить, можно многое делать, но в рамках той концепции, которая была заявлена в 2010 году и которую, в принципе, признала Международная ассоциация продюсеров, сохранить эту линию на самом деле не так просто. Эти два авторитетных человека держат на себе груз ответственности. На мой взгляд (может, это узкий взгляд специалиста), есть те зрители, которые на самом деле с нетерпением ждут такого формата показа, который не увидишь каждый день в кинопрокате. У них есть вопрос о продвижении фестиваля. Я считаю, надо отдать должное этим двум программным директорам.
Я думаю, что да. Главное, чтобы погодные условия позволили нам все это смонтировать. Во всяком случае, сейчас как раз тот рабочий период, когда все это находится в обсуждении. Естественно, хотелось бы, чтобы это было торжественное событие для гостей и тех поклонников, которые будут на церемонии открытия.
В ходе наших фестивальных недель к нам приедут две очень крупные европейские фигуры. У нас в гостях будет французская звезда, актриса Андреа Ферреоль, которая известна любителям кино по таким крупным европейским кинопроектам, как фильм "Большая жратва" режиссера Марко Феррери, "Последнее метро" Франсуа Трюффо, "Жестяной барабан" Фолькера Шлёндорфа. Андреа Ферреоль - одна из знаковых актрис французского и европейского экрана. Она представит в Минске картину "Отчаяние" немецкого режиссера Райнера Вернера Фассбиндера в рамках нашей специальной ретроспективы немецкого кино "Глазами Германии". Это для нас действительно большое и важное событие, потому что картина "Отчаяние" - фильм классический, это картина, вышедшая в 1978 году и получившая второе рождение в прошлом году - она была отреставрирована и в новом цвете и качестве вышла на мировые экраны.
Также в рамках ретроспективы "Глазами Германии" к нам приедет один из крупнейших режиссеров современной Германии Ханс Вайнгартнер, чьи картины демонстрировались на разных международных кинофестивалях. Например, проект "Сытые времена прошли" пару лет назад с триумфом был показан на Каннском кинофестивале. В Минске Ханс Вайнгартнер покажет свою картину "Сумма всех моих частей".
Заполучить таких знаменитостей очень и очень непростая задача. Я рассчитываю на то, что наша белорусская публика отзовется на такого рода инициативу и, самое главное, сможет приобщиться к тому европейскому контексту кино, которому поклоняется миллионная армия киноманов.
Игорь Сукманов:Один из главных акцентов связан именно с концепцией фестиваля. Наши основные конкурсные программы в игровом, документальном кино посвящены в основном региону Центральной и Восточной Европы, странам бывшего Советского Союза, в том числе Грузии, а также Балтии. То, что в недалеком прошлом являло собой достаточно крепкую с точки зрения идеологии систему. Теперь каждый живет своими интересами, у каждого своя жизнь, и наша задача - в какой-то мере эту не то чтобы разобщенность, а индивидуальность попытаться собрать воедино и посмотреть, чем же сегодня живы данные кинематографические державы. Мы стараемся отбирать в наших программах концептуально. Это должны быть не проходные работы, это картины, которые зарекомендовали себя на международных кинофестивалях. Это такой авторский кинематограф, который представляет национальные школы в совершенно разных ипостасях. Здесь будет что-то классическое, жанровое. Вместе с тем и кино экспериментальное, но в чем-то спорное, радикальное, бунтарское. С другой стороны, картины эти будут говорить о каких-то общечеловеческих ценностях. Но в любом случае все они подчинены одному. В этом году слоган нашего фестиваля - "Мы любим кино". И мы отбираем картины в соответствии с этим девизом. Мы действительно любим кино. Авторы, которые снимают кино, тоже очень его любят. Это особое состояние эйфории мы и пытаемся передать и собрать нашу коллекцию, чтобы у зрителя сложилось абсолютно полное и точное представление о том, что из себя представляет современный кинематограф.
Игорь Сукманов: Кинотеатр "Центральный" - это основная площадка, где с утра до вечера будут демонстрироваться показы основной конкурсной программы, а также интересные внеконкурсные картины и выборочные картины из разных программ, которые в первую очередь будут адресованы аккредитованной прессе фестиваля и демонстрироваться в утренние часы.
В прошлом году к нам обращались с тем, что "Центральный" для многих показался небольшим залом, потому что были показы, на которые публика стремилась попасть и увидеть фильм, но не было свободных билетов. В этом году мы будем некоторые показы дублировать специально на других площадках, чтобы вопрос этого дефицита решить.
Кинотеатр "Пионер" впервые задействуют не только для показа детских и юношеских фильмов конкурса "Лiстападзiк", но и для вечерних показов лучших внеконкурсных работ. Площадки малого зала Дворца Республики и Дома кино будут преимущественно задействованы под внеконкурсные показы, где представят фильмы последнего сезона наиболее ярких и выдающихся кинематографистов и режиссеров, а также национальную ретроспективу, российские кинопремьеры и работы современного немецкого кинематографа.
Кинотеатр "Победа" станет местом для любителей раритетного кино, где будут демонстрироваться три авторские уникальные ретроспективы. Я как киноман не могу не обратить внимания на ретроспективу фильмов литовского режиссера Шаронаса Бартоса, который пару лет назад был председателем жюри нашего фестиваля. И мы, можно сказать, с таким опозданием впервые предлагаем такую достаточно крупную, почти полную ретроспективу его работ. Шаронас Бартос - очень знаковая фигура для европейского кино. Так, французский автор и режиссер Леос Каракс, который поставил "Любовников с Нового моста" и открыл миру Жюльетт Бинош, поклоняется Бартосу и очень многие его идеи использовал в своих работах. Эта ретроспектива в какой-то мере будет символична еще и потому, что муза Бартоса - Екатерина Голубева, которая снималась у него, в прошлом году покончила с собой. Это шоковый момент для киноманов мира. Голубева, будучи еще девочкой, снималась и на киностудии "Беларусьфильм". Поэтому эта ретроспектива станет оммажем памяти прекрасной и удивительной актрисе, рассвет которой пришелся на работы Бартоса и французского кинематографа.
Также будет показана ретроспектива фильмов выдающегося японского режиссера Нагиса Осима, который является представителем наиболее плодотворного японского периода кинематографии 60-х годов. Будет показано 10 его картин. Эта совершенно уникальная ретроспектива организована при поддержке Японского фонда, посольства Японии в Беларуси, а также проекта "Синемаскоп", который радует любителей кино нашего города историческими ретроспективами и лучшими классическими работами.
Еще один уникальный показ - ретроспектива фильмов словацкого режиссера Штефана Угера, который у нас не очень хорошо знаком, поэтому я думаю, что это будет настоящее открытие. Он начинал карьеру в 60-е годы, большинство его картин были показаны на крупнейших кинофестивалях, которые получали призы и премии и тут же ложились на полку. Это была, с одной стороны, персона нон грата, но вместе с тем персона на экспорт. Это большое счастье, что мы совместно со Словацким киноинститутом имеем возможность представить нашей публике такую избранную и невероятно интересную ретроспективу картин этого режиссера.
Ретроспективу Угера откроет 4 ноября в кинотеатре "Победа" словацкая писательница и актриса Эмилия Зинкова. Она снималась в картине Угера "На асфальте коней посла", которая в 1983 году получила приз на Московском кинофестивале и крутилась в советском прокате. Тогда это было яркое событие в нашей жизни, и теперь нам надо повторить пройденный урок для того, чтобы открыть совершенно уникального режиссера, его кино и темы. Просмотр его работ также важен для молодых кинематографистов, потому что на примере Угера можно будет прочувствовать, как интернациональное кино, рассчитанное на абсолютно разную аудиторию, вместе с тем несет в себе определенный славянский дух.
Игорь Сукманов: Я всегда ратую только за большие экраны, ведь для чего, по сути, создается кино? Ради большого пространства и большого союза - слияния искусства и человека, находящегося в зрительном зале. Кроме того, для любого кинофестиваля очень важен процесс общения. На "Лістапад" приезжают создатели фильмов и после показов общаются со зрителями, с ними можно подискутировать, о чем-то спросить. Мы как организаторы фестиваля хотим воспитать хорошего зрителя, который относится к фильмам не потребительски, смотрит их без определенных пауз, отвлекаясь на домашние дела. Это процесс погружения и постижения, мы открываем настоящую сокровищницу в сфере кинематографа, предлагаем зрителям огромное количество картин, которые очень важны с точки зрения понимания происходящего в кино.