Ответы будут публиковаться 5 июля после 11.40 по мере готовности.
Вопросы конференции
Культура - это все то, что создано человеком и человечеством. Для меня как министра культуры Беларуси в первую очередь это сфера художественной культуры, белорусского искусства во всех его проявлениях, музейное и библиотечное дело, народное творчество, художественные ремесла и т.д., а также подготовка специалистов в сфере культуры, развитие материально-технической базы учреждений культуры, строительство новых объектов, реконструкция старых, бережное отношение к историко-культурному наследию Беларуси. Первоочередного внимания, в особенности в связи с поручениями главы государства, сегодня требуют: поддержание патриотической линии в белорусской культуре, создание условий для развития ее традиционных и современных направлений. Для решения этих задач, помимо открытия Музея истории Великой Отечественной войны, нужно принять меры по возрождению уникальных белорусских ремесел и создать на их базе современную сувенирную индустрию, наполнить новым содержанием международные фестивали, превратив их в законодателей творческой моды на пространстве СНГ, решить вопрос создания арт-центра современного искусства в Минске с учетом мирового опыта и провести на его базе в 2014 году масштабную выставку, которая станет частью культурной программы хоккейного чемпионата. А что касается моих субъективных предпочтений в культуре, то для меня приоритетом является сама культура.
В Брестской области начаты работы по реставрации восточного корпуса дворцового комплекса в г.п.Ружаны. В 2013 году будут выполняться работы по усилению фундаментов и реставрации фасадов восточного корпуса, финансируются они за счет средств местного бюджета.
Работы по консервации остатков стены замка Вишневецких в пос.Тельман Брагинского района были запланированы в прошлом году, но из-за отсутствия спонсорских средств перенесены на 2013 год.
Кроме этого, запланировано благоустройство территорий трех новых объектов археологии: в д.Жабер Дрогичинского района, д.Кривляны Жабинковского района, д.Лысково Пружанского района, которые не требуют значительных финансовых затрат.
Всего на реализацию намеченных в 2013 году мероприятий потребуется Br35,7 млрд. за счет всех источников финансирования.
Выполнение работ по реставрации и консервации объектов наследия не является завершающим этапом – необходимо провести благоустройство территорий, обустроить площадки для транспорта, создать объекты общепита. Это повышает привлекательность историко-культурных ценностей, и в зависимости от количества посетителей можно судить об окупаемости объектов. К примеру, замки в Мире и Несвиже посещают соответственно 300 тыс. и 500 тыс. человек в год, что позволяет говорить о рентабельности этих музейных комплексов.
В 2010 году Министерством культуры проведено 22 проверки, в 2011-м - 49, в 2012-м - 20, в первом полугодии текущего года - 9.
Как и раньше, выявляется неисполнение особых положений законодательства об охране наследия. Наиболее распространенные нарушения законодательства - отсутствие учетных документов; проведение работ на объектах без разрешения Министерства культуры; отсутствие охранных досок; отсутствие у собственника историко-культурной ценности охранного обязательства; отсутствие разработанных охранных зон; непринятие своевременных мер по предупреждению ухудшения технического состояния объектов наследия.
По итогам проверок составляются акты и оформляются требования Министерства культуры по устранению выявленных нарушений, которые направляются собственникам историко-культурных ценностей, а также местным исполнительным и распорядительным органам для осуществления контроля и принятия мер по исполнению.
Во исполнение пункта 2 постановления Совета Министров от 30.11.2012 № 1105 "Об утверждении перечня мероприятий технического (технологического, поверочного) характера" Министерством культуры разработана Инструкция о порядке осуществления осмотра недвижимых объектов историко-культурного наследия.
Основной целью осмотра является оценка исполнения собственниками (владельцами) недвижимых объектов наследия или собственниками земельных участков, на которых размещены памятники археологии, требований законодательства в сфере охраны историко-культурного наследия.
Исходя из положений указа №510 функции осуществления проверок до июля 2012 года были возложены только на Министерство культуры. В соответствии с указом № 510 в редакции от 26.07.2012 местные исполнительные и распорядительные органы могут также осуществлять контроль за исполнением законодательства в области охраны наследия.
Привлечение специалистов местных органов управления к проведению проверок позволяет более качественно обеспечить контроль за состоянием и использованием объектов наследия, повысить оперативность в решении возникающих вопросов.
Подготовкой специалистов архитекторов-реставраторов в Беларуси занимается архитектурный факультет Белорусского национального технического университета (БНТУ). За 2010 и 2011 год БНТУ выпустил всего 30 специалистов этого профиля (по 15 человек в год).
С учетом отсутствия в белорусских проектных организациях ежегодной потребности в таком количестве архитекторов-реставраторов в настоящее время прекращен набор на архитектурный факультет БНТУ по данной специальности.
В учреждениях, обеспечивающих получение среднего специального образования, специалистов по реставрационным работам выпускает Брестский государственный политехнический колледж (специальность 2-70 02 01-01 "Промышленное и гражданское строительство", специализация 2-70 02 01-01 33 "Реконструкция и реставрация зданий и памятников архитектуры", квалификация "Техник-строитель"). Ежегодная потребность в таких специалистах составляет 25 человек, что подтверждается заявками от организаций-заказчиков кадров. Эти заявки полностью удовлетворяются учреждением образования. Около 7% выпускников трудятся в организациях, занимающихся реставрационной деятельностью.
Академия искусств выпускает художников-реставраторов, государственный университет культуры – реставраторов предметов прикладного искусства, которые направляются в музейные учреждения.
На сегодняшний день в двух основных предприятиях реставрации - ОАО "Белреставрация" и ОАО "Брестреставрация" - работают архитекторы, конструкторы, рабочие специалисты, имеющие опыт, высокие навыки, с их участием выполнены и проводятся работы на важнейших объектах страны: замки в Мире, Несвиже, Коссово, дворцы в Кричеве, Ружанах, Большой театр оперы и балета, Театр им.Я.Купалы и др.
Вместе с тем в Беларуси, как и в других странах, в реставрационной практике применяются и современные материалы, которые по своим техническим характеристикам не могут причинить вреда историко-культурным ценностям. В частности, важным для применяемых материалов является их паропроницаемость, санирующие свойства, гидрофобность, что создает условия для сохранения объектов наследия. Основным в применяемых материалах является их соответствие историческим объектам. Все материалы и у нас, и за рубежом являются современными.
С учетом того, что роль культуры становится определяющей в процессе влияния на государственное строительство и конкурентоспособность страны, государство должно и имеет полное право четко выстраивать принципы государственного управления в сфере культуры, в том числе и на законодательном уровне.
Другой вопрос, что процесс формирования законодательства о культуре свидетельствует о многогранности и очевидной сложности отношений в этой сфере. Сейчас белорусское законодательство в сфере культуры состоит из положений более чем 800 нормативных правовых актов различной юридической силы. Это свидетельствует, с одной стороны, о насыщенности, многообразии законодательства о культуре, а с другой – о его определенной громоздкости.
Поэтому главным направлением работы мне видится совершенствование законодательства в сфере культуры путем его систематизации, а точнее, кодификации.
Безусловно, вопросы создания условий для свободного культурного развития будут также развиты в Кодексе Республики Беларусь о культуре, проект которого сейчас находится в стадии активного общественного обсуждения.
Изменения, внесенные в Закон Республики Беларусь "Аб народным мастацтве, народных промыслах (рамёствах) у Рэспублiцы Беларусь", приняты Палатой представителей Национального собрания 17 апреля 2013 года, одобрены Советом Республики 3 мая и вступили в силу 3 июня 2013 года.
Изменения внесены с целью совершенствования правового регулирования общественных отношений в сфере народного искусства, народных промыслов (ремесел). В частности, усовершенствованы нормы определения государственной политики и государственной поддержки в сфере народного искусства, народных промыслов (ремесел). Изменения основываются на том, что государство ответственно за сохранение историко-культурного наследия и содействует развитию культуры.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 закона "Аб народным мастацтве, народных промыслах (рамёствах) у Рэспублiцы Беларусь" государственная политика в сфере народного искусства, народных промыслов (ремесел) обеспечивается, в том числе, путем проведения мероприятий в сфере народного искусства, народных промыслов (ремесел) в рамках реализации государственных программ сохранения и развития культуры; создания условий для возрождения и развития традиционных народных промыслов и ремесел, поощрения культурной деятельности физических и юридических лиц в сфере народного искусства, народных промыслов и ремесел.
В пункте 4 статьи 1 определено, что государственная поддержка народного искусства, народных промыслов и ремесел осуществляется за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов в рамках реализации государственных программ сохранения и развития культуры, средств специальных фондов Президента Беларуси.
В соответствии с законом государственная поддержка должна в полной мере содействовать развитию народного искусства, народных промыслов (ремесел) в целях реализации конституционного права каждого на участие в культурной жизни.
Редакцией закона вносятся изменения, согласно которым государство содействует развитию материальной базы для деятельности мастеров народных промыслов и ремесел, организаций народных промыслов и ремесел и индивидуальных предпринимателей. Таким образом, предусматриваются одинаковые государственные гарантии деятельности в сфере народного искусства, народных промыслов и ремесел независимо от организационно-правовой формы ее осуществления – через создание организации (юридического лица) или в качестве индивидуального предпринимателя.
Государственная поддержка театра с 2011 года осуществляется с применением нормативного принципа финансирования в соответствии с указом от 3 сентября 2010 г. № 457. Он предполагает, прежде всего, использование норматива финансового обеспечения. Применение этого норматива заключается в установлении театру норматива бюджетных средств на спектакль. Кроме того, государственная поддержка предусматривает выделение субсидий на создание новых и обновление действующих театральных постановок и проведение гастролей, а также целевое бюджетное финансирование расходов на приобретение оборудования и проведение текущего и капитального ремонта. Финансирование театра, осуществляемое в соответствии с указом № 457, является основным видом государственной поддержки. Удельный вес бюджетного финансирования в общей сумме доходов театра за 2012 год составил 79%.
Чтобы выйти на самоокупаемость при имеющимся количестве мест в зале, театр должен продавать билеты по Br600 тыс. (в настоящее время билет в Театр стоит от Br40 тыс. до Br150 тыс.). Но при таком повышении цен зрители просто перестанут его посещать.
С 2014 года театр планирует реализовать комплекс мероприятий по увеличению собственных доходов, что позволит снизить удельный вес бюджетного финансирования с 79% в 2012 году до 65% в 2016 году.
Отмечу, что во всем мире ведущие репертуарные театры частично финансируются из государственного бюджета. В Германии, например, государственное финансирование театров составляет от 33% до 80%. Ведущий театральный коллектив Франции драматический театр "Комеди Франсез" субсидируется государством на 80%. В Украине государство выделяет стационарным репертуарным театрам 70-80% бюджетных средств от общих расходов. В Молдове театры национального значения получают от государства дотации в размере 80%.
Купаловский театр, как и другие организации культуры, с 2011 года пользуется льготами по НДС, налогу на прибыль, земельному налогу, налогу на недвижимость. Однако эти льготы составляют весьма незначительную сумму (например, в 2011 году – всего Br708,6 млн.) и не смогут компенсировать потерю бюджетного финансирования.
В настоящее время готовится необходимый пакет документов для передачи Минкультуры одного из неиспользуемых производственных зданий в центре г.Минска для создания арт-центра современного искусства, В настоящее время готовится необходимый пакет документов для передачи Минкультуры одного из неиспользуемых производственных зданий в центре г.Минска для создания арт-центра современного искусства, который разместится по улице Кульман, 1. На его базе в 2014 году планируется провести выставку современного искусства в рамках культурной программы чемпионата мира по хоккею.
Определенная работа по подготовке выставки уже ведется. Тематика ее очевидна, она определена общей темой такого крупного мероприятия, как чемпионат, и будет демонстрировать лучшие достижения в области изобразительного искусства. Ожидаем, что в выставке примут участие как маститые известные белорусские художники, так и современные молодые, не только из Минска, но и из всей республики.
Создание арт-центра приведет к появлению в нашей стране уникального учреждения, основной и первоочередной задачей которого будет являться формирование качественного экспозиционного пространства, в котором будет проходить демонстрация достижений современных белорусских художников; площадки для организации и проведения театрально-зрелищных и музыкальных проектов; интеллектуального поля для встреч творческой интеллигенции.
На совете был одобрен проект Положения о базовой организации государств-участников СНГ по направлению "музейное дело", внесенный на рассмотрение Министерством культуры Беларуси. Суть данного положения заключается в объявлении Несвижского дворцово-замкового комплекса своеобразной платформой для реализации музейных проектов не только в Беларуси, но и в рамках СНГ. Этот факт, безусловно, свидетельствует о признании высокого уровня развития музейного дела в нашей стране.
Кроме того, в ходе заседания обсуждались вопросы создания киноальманаха "Ровесники содружества", координатором которого является Национальная киностудия "Беларусьфильм". В настоящее время прорабатывается вопрос об источнике финансирования проекта. Конкурсный отбор синопсисов для киноальманаха может состояться в рамках одного из международных кинофестивалей, проводимых на территории государств-участников СНГ.
Интересным проектом государств СНГ может стать Международная выставка ART EXPO, на которой будут представлены лучшие достижения стран Содружества в области культуры и искусства. Пилотный проект стартует в Армении в сентябре 2013 года. Не исключено, что в 2015 году он может быть реализован в Беларуси.
Одной из задач Министерства культуры в настоящее время является решение вопроса о создании арт-центра актуального искусства в Минске с учетом мирового опыта, на базе которого возможно в будущем проведение подобной выставки.