- В последние годы эксперты все чаще отмечают такие тревожные тенденции в сфере магистерского бизнес-образования, как упрощение его содержания и снижение требований к поступающим. Еще одним негативным моментом называют ослабление связи с практикой, в то время как бизнес в первую очередь нуждается в высококвалифицированных менеджерах, которые имеют опыт реализации различных проектов. Насколько, по вашему мнению, соответствуют реальности такие утверждения? Есть ли причины считать, что ценность бренда МВА под угрозой?
доктор Фрэнсис Робинсон: Начну с того, что в целом бизнес-магистров в Великобритании сегодня можно разделить на три типа. Первый тип включает тех, кто до этого не изучал бизнес. И поэтому они получают общую магистерскую программу или бизнес-программу. Это основная информация, которая, в идеале, подготовит их к новой работе.
Второй тип включает в себя студентов, которые окончили бакалавриат и уже имеют образование в сфере бизнеса. И поэтому они будут изучать бизнес на повышенном уровне и специализироваться в определенной области. Например, они смогут получить степень магистра в маркетинге или специалиста по набору персонала (MA или MSc).
И третий тип по системе Великобритании - студенты программы МВА. Изначально эта программа была создана для людей, уже имеющих практический опыт, которые проработали в сфере бизнеса от 3 до 5 лет, но не получили бизнес-образования. Многие из этих людей могли окончить что-либо, связанное с наукой или инженерией. И они понимали, что им нужно получить определенные четкие специфические знания в сфере бизнеса, чтобы быть конкурентоспособными на этом рынке.
Но что же происходит в последние годы? МВА не всегда дает то, что предполагается. Если мы, например, посмотрим на Америку или на некоторые страны Азии, то увидим, что сейчас МВА иногда подразумевает просто магистерскую степень, туда поступают студенты, которые окончили первую ступень образования. И поэтому можно сказать, что произошла некоторая подмена понятий.
Что касается Великобритании, то еще 10 лет назад многие фирмы оплачивали обучение менеджеров младшего звена на программе МВА. Но после того как в Великобритании произошел кризис, фирмы перестали это делать. Поэтому число людей, которые получают степень МВА, сокращается. И, скорее всего, это основано именно на экономическом факторе. А также объясняется частично тем, что сейчас стали очень популярны какие-то специфические магистерские программы. Количество студентов, которые выбирают такую узкопрофильную магистратуру, возросло многократно. И, пройдя там обучение, они уже не будут поступать на получение степени МВА.
Дебора Трайхурн: Оценка деятельности студентов - вот чему недостаточно уделялось внимание, потому что на самом деле не было четкого отслеживания результатов, к которым приходят студенты.
Считаю, что скоро это будет регулироваться на более высоком уровне. То есть станет понятнее, чем все-таки во время обучения занимались студенты, какой материал они усвоили, что прошли, какие оценки получили.
Это поможет, так сказать, классифицировать их знания и отследить результат их настоящей работы. Такой фактор отслеживания может значительно изменить ситуацию в образовании, особенно для стран, в системе обучения которых отсутствует Болонский процесс.
Конечно, управление качеством осуществляется и сейчас, но вопрос в том, что будет предоставляться более детальная информация о процессе и результатах обучения. И, помимо того, что студенты сами отслеживают свое обучение и результаты, требования к качеству будут выше также со стороны британских университетов.
доктор Алан Джонс: Хотел бы подчеркнуть важную связь обучения в магистратуре с работой человека. В Великобритании сейчас популярна практика, когда студенты, работая, обучаются в магистратуре.
В пример можно привести Ланкастерский университет, где преподают медицину, и люди, одновременно работая в больницах и обучаясь в университете, могут тут же применить знания на практике. То есть акцент делается именно на практикоориентированность обучения.
Если обучение тесно связано с работой, мы видим реальный результат, когда ситуация на рабочем месте действительно колоссально улучшается.
СОВМЕСТНАЯ МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА
- Насколько известно, бизнес-школа "Магна Карта Оксфорд" разработала совместную магистерскую программу на основе классической МВА. Партнерами стали Букингемский университет (The University of Buckingham), дипломатическая консалтинговая группа The Ambassador Partnership, а также организации, преподающие принципы социального предпринимательства и здорового образа жизни. Расскажите, пожалуйста, какие новые подходы к бизнес-образованию содержит совместный продукт, позволит ли программа решить озвученные выше проблемы с практической ориентированностью и качеством знаний?
доктор Алан Джонс: Создание совместных программ обучения является довольно распространенной сегодня практикой в мире. К примеру, огромное количество британских и испанских университетов уже сотрудничает в этой области.
Но "Магна Карта Колледж Оксфорд" выделяется, в первую очередь, практикоориентированным подходом к обучению. Мы хотим, чтобы студент получил действительно нужные ему для работы знания, и именно поэтому организация послов - Ambassador Partnership - выбрала это учреждение образования для сотрудничества.
Сейчас работа идет над тем, чтобы включить в программу самые важные моменты. Часть из них будет обязательной, часть - на выбор. Мы хотим достичь оптимального сочетания.
Вадим Титов: О практикоориентированности говорят все, но вопрос в том, что мы подразумеваем под этим словом. В контексте программы, например, которую мы разрабатываем, практикоориентированность - это, в первую очередь, участие в процессе обучения профессионалов самого высокого уровня, причем признанных миром профессионалов, коими являются бывшие дипломаты.
Когда бывший дипломат приходит на площадку вуза и передает студенту опыт своей жизни - вот это мы называем практикоориентированностью. И речь идет не о простой лекции. Это воркшоп (англ. - workshop), то есть настоящая "рабочая мастерская", что предусматривает высокую активность и самостоятельность участников во время занятия.
В целом же совместная программа будет представлять собой комбинацию учебных модулей и активностей. Она будет состоять из академического блока и очень высокорейтингового практического блока, связанного с основными бизнес-навыками, умениями и компетенциями, такими, к примеру, как дипломатия, разрешение конфликтов.
Важным компонентом станут навыки и компетенции в области управления человека самим собой. Ведь, как сказал Чехов, в человеке все должно быть прекрасно: и душа, и тело и мысли. И в дополнение к этому мы также говорим о таком аспекте, как социальная ответственность. Это основа устойчивого развития любого бизнеса в любой стране в любой сфере деятельности.
доктор Фрэнсис Робинсон: Наш компонент совместной программы - научная степень МВА - включает в себя 10 основных учебных модулей, после изучения которых студент должен выполнить работу, ориентированную на предприятие.
Таким образом, речь опять же идет о практической ориентированности обучения, то есть о применении полученных знаний в разрезе конкретного предприятия.
Идея заключается в том, чтобы проект, который создает студент, являлся актуальным и применимым, и впоследствии был полезным для самого же студента. И из своего опыта могу сказать, что студенты, которые создали такой проект в контексте какого-либо предприятия, впоследствии пошли работать туда.
К слову, Букингемский университет традиционно является лидером по уровню трудоустройства выпускников - это почти 97% согласно данным Статистического агентства высшего образования (HESA). Уже 3 года подряд по этому параметру мы первые в Великобритании. Вуз занимает высокие позиции в рейтингах и по другим показателям.
Помимо практикоориентированности особенностью обучения в нашем университете является постоянный контакт со студентами. Мы проповедуем так называемый "оксфордский стиль обучения" (Oxbridge teaching style), это когда студенту предоставляют не только академическую, но и менторскую поддержку.
В целом программа МВА, которую предлагает наш университет, признана во всем мире и открывает студентам новые возможности для их будущей карьеры.
Дебора Трайхурн: Каждый из модулей будет иметь практическую составляющую, и мы будем работать над тем, чтобы проводились тренинги, изучение предмета в более близком рассмотрении. Модули будут пересмотрены, чтобы сделать их более привлекательными для студентов, будут внесены новые элементы в занятия с профессорами.
Джоанна Хилл: В свою очередь, я считаю, что очень важно уделять внимание здоровью специалистов в сфере бизнеса, так как многие сотрудники недостаточно следят за своим питанием и образом жизни, уделяют мало времени физической нагрузке и отдыху
В то же время здоровье физическое, эмоциональное и психологическое непосредственно влияет на работоспособность специалиста. В Центре здоровья, основанном мною в Великобритании, мы обучаем и студентов, и работников, как заботиться о себе.
Я хочу поделиться этими знаниями со студентами в рамках совместной магистерской программы и надеюсь, что такой опыт будет им полезен.
Даниэль Перес Видал: Холистический подход к образованию, который предлагает наша структура, подразумевает, что если вы хотите изменить мир, вы должны начать с себя. Это хорошо сочетается с предложенной формой образования, где молодые люди должны научиться управлять собой и своим обучением. И тогда оказывается, что студенты с большим энтузиазмом готовы принять больше работы, чем мы даже можем предполагать.
По моему мнению, мы должны больше концентрироваться не на каналах коммуникации, а на самом образовании. На каждом этапе обучения может быть выбран подходящий канал коммуникации для передачи информации студенту. При этом необходима концентрация на том, что студенты считают самообучением и самообразованием. Мы должны облегчить этот процесс. Ядром образования должна стать коммуникация студента с самим собой, другими студентами и обществом в целом.
Дебора Трайхурн: Хочу поддержать Даниэля в том, что мы в первую очередь должны облегчить процесс обучения. Что касается каналов связи, то обучающийся должен сам решать, каким из них ему удобнее пользоваться. Таким образом, у него должно быть несколько вариантов. В первую очередь мы должны быть нацелены на результат. Именно результат будет двигать этим процессом.
ОБНОВЛЕННАЯ МВА - БЕЛОРУССКИМ СТУДЕНТАМ
- Смогут ли обучаться на программе студенты стран СНГ, и в частности Беларуси? Какой будет форма обучения, и как будет подтверждаться полученное образование?
Вадим Титов: Хочу отметить, что мы уже ведем набор на новую программу MBA, учеба начнется в июне и октябре 2015 года. Пока эта программа доступна только для студентов, которые могут поехать в Лондон на один год.
Однако мы ведем переговоры с несколькими белорусскими вузами о проведении одного-двух семестров программы в Беларуси. Это даст большему количеству студентов шанс пройти обучение, так как стоимость снизится за счет сокращения срока проживания в Англии.
На программу могут поступить все желающие, вне зависимости от гражданства и места жительства, прошедшие тщательный отбор.
Новая программа состоит из академического блока - магистратура Букингемского университета, практического блока - обучение проводят бывшие послы, блока по персональному развитию, карьерному росту и социальному предпринимательству, ну и, конечно, большой блок составит нетворкинг (англ. networking, net - сеть и work - работать). Совместный продукт адаптирован как для тех, кто хочет строить свою карьеру в качестве корпоративного профессионала, так и для тех, кто управляет или хочет управлять своим бизнесом.
По результатам учебы студент получит научную степень магистра MBA высокорейтингового английского университета, сертификат международной дипломатической консалтинговой группы The Ambassador Partnership, а также сертификат "Магна Карта Колледж Оксфорд".
Инвестируйте в себя, так как эти инвестиции невозможно потерять, они всегда окупаются.