О том, что думают белорусы об организации розничной торговли, расскажут во время круглого стола представители двух крупнейших социологических служб страны - начальник управления социологических исследований Информационно-аналитического центра при Администрации Президента Республики Беларусь Владимир Литвинович и директор Института социологии Национальной академии наук Игорь Котляров.
Вопросы конференции
Информационно-аналитическим центром при Администрации Президента Республики Беларусь в период с 31 января по 12 февраля 2014 года методом телефонного интервью было проведено социологическое исследование с целью изучения отношения жителей малых городов (с населением до 50 тыс.) к существующим объектам торговли. Было опрошено 1 500 респондентов в возрасте 18 лет и старше. Опрос проходил в городских населенных пунктах Брестской, Витебской, Гродненской, Минской и Могилевской областей. При этом мы выбрали малые города, в которых не работают крупные сетевые игроки, в частности торговые объекты сети «Евроопт».
Игорь Котляров:
В феврале-марте мы провели два социологических исследования по теме торговли. В областных городах и в столице мы изучали востребованность крупных торговых сетей у населения и по результатам опроса составили рейтинг крупнейших сетей Беларуси.
В районных городах Беларуси мы изучали степень лояльности жителей к торговым объектам сети «Евроопт». Отмечу, что во всех этих населенных пунктах работают торговые объекты сети магазинов «Евроопт».
Респонденты в двух проведенных исследованиях опрашивались методом личного интервью по месту их жительства.
В результате исследования выяснилось, что в целом население малых городов удовлетворено ассортиментом, предлагаемым местной торговлей. Так, 81,1% респондентов ответили, что их в той или иной мере устраивает ассортимент товаров, представленный в магазинах их города, из которых 54,8% - устраивает полностью. В то же время почти каждый пятый участник опроса оказался не доволен выбором товаров в местных магазинах - так считает 17,7% респондентов.
При более детальном анализе выяснилось, что каждый третий участник опроса назвал конкретные продукты питания, которые не всегда есть в наличии в магазинах их городов. Чаще всего респондентов не удовлетворяет ассортимент молока и молочных продуктов - так ответили 14% респондентов. Кроме того, не всегда бывают в продаже мясо, мясная продукция и куры - 7,2%, рыба и морепродукты - 4,5%, фрукты - 5,3%, овощи- 4,7%, хлеб - 4,7%.
В последних проведенных нами исследованиях мы изучали, сколько в месяц тратит семья на продукты питания и товары первой необходимости. Получили следующие данные. В областных городах Беларуси около 15% семей тратят на питание от 70% до 90% своего семейного бюджета, примерно в 45% семей затраты на питание составляют от 50% до 70% всех расходов на потребительские товары, в каждой пятой семье на питание уходит от 30% до 50% от суммарного дохода семьи. Только чуть более 6% семей тратят на продукты менее 30% своего семейного бюджета, что соответствует мировым стандартам затрат домохозяйств на питание.
Согласно полученным данным, наиболее сложная ситуация сложилась в Витебске: в этом городе около трети семей тратит на продукты питания от 70% до 90% своего бюджета, а для каждой второй семьи эти расходы составляют от 50% до 70% всех затрат на потребительские товары.
В районных городах 27% семей тратят на питание до Br500 тыс. в месяц в расчете на одного члена семьи. Более чем в 40% семей затраты на продовольственные товары ежемесячно составляют от Br500 тыс. до Br1 млн рублей на одного члена семьи. Расходы 16% семей на продукты питания составляют от Br1 млн до Br1,5 млн. Чуть более 14% семей расходует на питание свыше Br1,5 млн в месяц в расчете на одного члена семьи.
Согласно полученным данным, существуют довольно заметные различия в объеме расходов на продукты питания между районными городами разных регионов Беларуси. Так, например, доля населения, которое тратит на продовольственные товары менее Br500 тыс. в месяц в расчете на одного члена семьи, значительно выше в Брестской (44,1%), Гомельской (42,1%) и Могилевской областях (35,4%), чем в Витебской (12,5%), Гродненской (15,6%) и Минской (13%).
Очевидно, что, исходя из такой структуры расходов, покупатели будут выбирать магазины с более низкими ценами на продукты питания.
Владимир Литвинович:
Безусловно, вопрос цен затрагивался и в нашем исследовании, и вы точно подметили, что здесь есть определенные проблемы. Мнение населения касательно стоимости товаров разделилось. Не устраивают существующие цены в магазинах 51,1% жителей малых городов, 45,7% граждан в целом довольны ценовой политикой местных объектов торговли.
Сегодня, согласно результатам опроса, который, напомню, проводился в районных городах, где не работает ни одна из крупных торговых сетей, наибольшая доля розничной торговли – у потребительской кооперации. В малых городах в магазинах Белкоопсоюза совершает покупки 40,8% населения. Другие сети не преодолели и 10-процентный барьер.
Мы интересовались у респондентов, что, в принципе, они ожидают от прихода в их города крупных торговых сетей. И если говорить о таком ретейлере, как «Евроопт», то возможное присутствие данных магазинов по месту жительства соотносится у граждан преимущественно со снижением цен и расширением ассортимента. Так, 58,6% респондентов ответили, что эта сеть предложит доступные цены, а 57,2% – широкий ассортимент товаров. Еще 13,3% респондентов отметили проведение постоянных акций и скидок, что также можно отнести к фактору общего снижения цен на товары.
По сути, это говорит о том, что жители малых городов в целом заинтересованы в развитии торговых объектов на местах. 93% респондентов хотели бы, чтобы в их городе открылся магазин сети «Евроопт». Даже при условии открытия магазина данной сети вне зоны шаговой доступности 91,8% опрошенных все равно стали бы целенаправленно ходить в него за покупками. И это не удивительно, ведь граждане сегодня достаточно мобильны, они на собственном опыте могут оценить современные форматы торговли или сопоставить ценники на товары, рекламируемые на телевидении, с теми, которые они видят в своих магазинах.
Таким образом, результаты исследования указывают на то, что население малых городов хочет увидеть новый формат торговли на местах, который реализуется в крупных сетях. По мнению участников опроса, это позволит снизить цены на товары и расширит товарный ассортимент.
Социологические исследования также показали, что каждый второй респондент в столице и областных городах и 81,6% жителей районных городов отметили наличие в магазинах «Евроопт» большого ассортимента товаров.
Три четверти опрошенных в столице и областных городах и 82,1% опрошенных в районных городах, считают, что магазины сети «Евроопт» лидируют среди других магазинов по критерию «выгодная для покупателей политика скидок и акций (дисконтные карты, скидки, акции и т.д.)».
Половина опрошенных в столице и областных городах и 70,8% респондентов районных городов считают, что магазины сети «Евроопт» пользуются хорошей репутацией.
Более половины респондентов в столице и областных городах и 66,4% опрошенных в районных городах считают, что Евроопт» предлагает лучшее соотношение цены и качества товаров, продуктов. Более половины опрошенных в столице и областных городах и 61,8% респондентов в районных городах считают, что «Евроопт» лучше других заботится о своих покупателях. И 50% и 66,5% респондентов соответственно высказались, что магазины этой сети вызывают наибольшее доверие.
Другие торговые сети набрали менее 10% по каждой из этих позиций.
По мнению более чем 60% респондентов в столице и областных городах, «Евроопт» является лучшей торговой сетью в Беларуси. Остальные сетевые магазины Беларуси набрали по этой позиции менее 7%.
Подтверждением моих слов является то, что люди на сегодняшний день, даже в белорусской глубинке, достаточно хорошо информированы о крупных сетевых игроках. В частности, такой бренд, как «Евроопт», известен практически всем опрошенным жителям малых городов (93,6%). Большинство из них (83,2%) лично совершали покупки в магазинах сети. И эти данные получены, подчеркну, в тех городах, где нет торговых объектов крупных сетей. Показательно в данном случае и то, что 63,2% от числа покупателей посещали магазины данного ретейлера один раз в месяц и реже, каждый пятый (19,8%) - 2 или 3 раза в месяц, практически каждый десятый (8,3%) - раз в неделю. Доля ежедневной аудитории незначительна (1%).
Большая часть респондентов, которые уже покупали товары в «Евроопт», посещали магазины сети в Минске, областных центрах, крупных городах. Вместе с тем в некоторых удаленных от крупных административных центров городах жители чаще посещают сетевые магазины, которые территориально расположены ближе к месту проживания. К слову, при ответе на вопрос, какие положительные моменты видят люди в открытии подобных магазинов в их городах, 9,2% заявили об экономии времени: не придется ездить в другие города за покупками. Это еще одно свидетельство тому, что часть жителей малых городов, в которых нет крупных сетей, периодически отправляется за покупками в другие регионы.
Подавляющее большинство жителей Минска и областных городов - более 97% - делает покупки в магазинах сети «Евроопт». Стоит отметить, что три четверти опрошенных предпочитает покупать продукты питания в магазине недалеко от своего дома, при этом название магазина и его принадлежность к той или иной сети для них не играет роли, главное - близость его расположения к дому.
Игорь Котляров:
На основе социологического исследования, проведенного в столице и областных городах Беларуси, можно сделать вывод о высокой востребованности и посещаемости магазинов сети «Евроопт» по сравнению магазинами конкурирующих сетей. А на основе исследования в районных городах Беларуси, в которых работают магазины «Евроопт», можно сделать вывод о высокой степени лояльности местных жителей к магазинам данной сети. Это подтверждает и тот факт, что почти 90% жителей районных городов готовы рекомендовать магазины «Евроопт» своим друзьям, коллегам, знакомым. Это ли не свидетельство народной любви к «Евроопту».
***
Таким образом, проведенные социологические исследования подтверждают то, что интуитивно чувствуют жители белорусской глубинки: проблем, связанных со скудным ассортиментом и высокими ценами, предлагаемыми местной торговлей, еще предостаточно. Потребности людей растут, покупательский спрос развивается. И ненормальной сегодня уже видится ситуация, когда за хорошими ценами, вкусной колбасой, модной курткой или букетом роз из районного центра нужно отправляться в более крупные города.
Конечно, есть общественный транспорт, у многих есть свой автотранспорт, да и дороги в большинстве случаев неплохие - съездить и за тридцать, и за восемьдесят километров, конечно, можно. Для кого-то из жителей малых городов это не проблема, но большинству населения поездки даже в близлежащий населенный пункт доставляют неудобства, а для некоторых и вообще не представляются возможными. В любом случае, поездка в другой город за продуктами крайне неэффективна с точки зрения потери времени – потратить его можно было бы с гораздо большей пользой.
Получается, что те местные власти, которые пытаются искусственно сдерживать конкуренцию в своих регионах, не допускать прихода крупных игроков розничного рынка, в конечном итоге совершают двойную ошибку. С одной стороны, они тем самым не позволяют жителям своих городов совершать покупки по более выгодным ценам и выбирать из более широкого ассортимента. С другой стороны, районы лишаются определенной доли товарооборота, а их бюджет – значительной части поступлений в виде налогов и сборов. Рыба ищет, где глубже, а покупатель - где выгоднее. И уезжает за покупками в другие регионы…