Чем столичные кафе и рестораны будут удивлять гостей и участников чемпионата мира по хоккею? Прогнозируется ли рост цен в минских заведениях общественного питания во время чемпионата? Какие нестандартные сувениры выпустят белорусские производители к масштабному мероприятию? О наиболее важных моментах подготовки сфер торговли и общепита к международному спортивному первенству расскажут первый заместитель начальника главного управления потребительского рынка Мингорисполкома Алексей Романов, начальник управления организации торговли и услуг Министерства торговли Виолетта Брезовская, начальник отдела организации общественного питания Минторга Лариса Комарова.
Евгений Черный, Минск
Будут ли во время чемпионата мира по хоккею организованы кулинарные фестивали: сырный, шоколадный или медовый?
Пока мы не планируем проводить кулинарные фестивали. Но все знают, что будут работать зоны гостеприимства, где крупными торговыми сетями будет представлен широкий ассортимент товаров. Будет и демонстрация кулинарных способностей. Конечно же, будут полюбившиеся всем блюда белорусской кухни. Эти кулинарные изыски можно будет попробовать именно в зонах гостеприимства. Можно прийти туда, отдохнуть, перекусить, послушать музыку, пообщаться, обсудить матчи, посмотреть их. Зоны гостеприимства будут насыщенны вот такими мероприятиями.
Богушева Наталья, Минск
При Министерстве торговли создан Республиканский штаб для координации работы объектов торговли, общепита, бытового обслуживания во время чемпионата мира. Расскажите о его предназначении, функциях, задачах.
Министерством торговли совместно со всеми заинтересованными органами была проведена огромная работа по подготовке организации торговли, общественного питания и бытового обслуживания к предстоящему чемпионату мира по хоккею. Для координации работы всех этих объектов в период ЧМ мы создали Республиканский штаб.
Штаб, который возглавит министр торговли, будет работать с 7 по 26 мая. В него войдет центральный аппарат министерства. Этот штаб будет координировать работу всех объектов по вопросам поставок товара, организации работы зон гостеприимства, фан-зон, комплексов "Минск-Арена" и "Чижовка-Арена"
Кроме того, на сайте Министерства торговли будут размещены номера телефонов горячей линии, по которым можно будет связаться с работниками штаба и сообщить о какой-либо проблеме, возникнувшей в период проведения ЧМ у гостей города.
Яна, Новополоцк
Будут ли продаваться алкогольные напитки в аренах, а также на территориях фан-зон и зон гостеприимства?
В спортивных аренах будут продавать только пиво и только на розлив. Такая же ситуация будет и в фан-зонах, которые расположатся около арен. Что касается зон гостеприимства, то сегодня готовится проект решения Мингорисполкома, которым будет разрешено продавать в этих зонах алкогольную продукцию и пиво на розлив. То есть не бутылками, а рюмками, стаканами и бокалами.
Перебежков Александр, Минск
Сколько планирует заработать отечественная торговля во время чемпионата? Планировалось, что работники торговли, сферы обслуживания и общественного питания к чемпионату хотя бы на минимальном уровне выучат английский язык. Удалось ли осуществить эти планы? И будут ли волонтеры помогать обслуживать покупателей (переводить) хотя бы в крупных универмагах и гипермаркетах, в центральных кафе и гостиницах?
Давайте подведем итоги после чемпионата. Конечно, минская торговля планирует увеличить свой товарооборот, все планируют получить от этой работы прибыль, но все же основная задача, которая стоит перед столичной и республиканской торговлей, - это сделать посещение гостей нашей страны запоминающимся, показать колорит национальной кухни, насколько она вкусная, удивить всех качеством и культурой обслуживания. И на втором плане материальная часть и получение доходов.
Лариса Комарова: Перед нами стоит задача не допустить повышения цен. И сегодня мы видим по объектам общественного питания, как Минска, так и в целом республики: повышения цен не наблюдается и, по всей вероятности, его не будет, поэтому свою прибыль субъекты хозяйствования могут получить, и я думаю, будут получать, именно за счет оборачиваемости, быстрого и качественного обслуживания. Это их основная задача.
Пашков Максим, Минск
Могут ли объекты торговли взвинтить цены к ЧМ? Будут ли приниматься какие-то меры по контролю за ценами на период чемпионата?
Меры эти уже приняты. Что касается общепита, это кафе и рестораны, то с большинством субъектов хозяйствования Мингорисполком заключил соглашения, согласно которым ограничены торговые наценки в объектах общественного питания. Для объектов общепита категории люкс наценка общественного питания составит не более 250%, высшей категории - не более 200%, первой - 150%, второй - 100%. Это позволит нам не допустить роста цен и оставить их на уровне, который уже сложился в городе. Такая же ситуация и в магазинах розничной торговли. Уверен, что в мае размер торговой надбавки не будет превышать сложившейся на сегодняшний день.
Алина Перемальцева, Бобруйск
Как намерены контролировать качество продукции, которая будет продаваться в зонах гостеприимства?
Конечно, сейчас основная задача - не только показать всю красоту республики и Минска, но и обеспечить безопасность болельщиков. Для того, чтобы обеспечить в зонах гостеприимства санитарные требования, будут приняты необходимые меры. Там проведут водопровод, канализацию. Будут установлены холодильные витрины, чтобы были условия для хранения продукции. Конечно же, все продукты будут поступать на прилавки с документами, подтверждающими качество. Все это будут контролировать сотрудники санитарной службы.
Виолетта Брезовская: Специально к чемпионату мы подали заявку и получили аккредитации для более 20 работников Министерства торговли, чтобы они без проблем могли попасть на спортивные арены. Среди них есть 13 сотрудников торговой инспекции, которые непосредственно будут осуществлять контроль за работой объектов общественного питания, объектов торговли в период проведения чемпионата.
Лариса Комарова: Контролем будут охвачены все объекты торговли и общественного питания. Все, что связано с безопасностью гостей и наших жителей, будет, наверное, в более усиленном режиме, чем обычно. Это будет как в Минске, так и на дорогах страны и в транзитных городах (Бресте, Гомеле, Гродно). Наша торговая инспекция будет задействована на объектах города, где будет наибольшее сосредоточение прибывших в республику гостей.
Левчук Светлана Дмитриевна, Минск
Добрый день! Подскажите, будут ли на время чемпионата мира организованы дополнительные пункты выездной торговли в минском зоопарке, который находится вблизи "Чижовка-Арены"? Так как посмотреть туристам там есть что, а вот покушать - выбор весьма скудный, да и очередь придется простоять за хот-догом.
Конечно, в зонах гостеприимства, фан-зонах, у центральных магистралей и объектов, которые находятся вблизи арен, где будет массовое скопление болельщиков, организуют полномасштабную мелкорозничную торговлю. Около стационарных объектов будут выставлять кафе. В зоопарке также будет увеличено число точек общественного питания.
Игорь, Брест
Гости и участники чемпионата наверняка захотят купить сувениры как национальные белорусские, так и с символикой чемпионата. Будет ли представлен достаточный ассортимент этих товаров и где их можно будет приобрести? Какие необычные сувениры можно будет увидеть на прилавках в период проведения спортивного мероприятия?
Министерство торговли совместно с организациями торговли провели большую работу по расширению ассортимента именно национальной белорусской сувенирной продукции - это многочисленные изделия изо льна, строчевышитые изделия (разнообразные комплекты, рушники, скатерти), изделия плетеные из соломки, лозы, камыша, бересты, сувениры изо льноволокна. Наша сувенирная продукция будет представлена в широком ассортименте не только в крупных организациях торговли, но и в организациях общественного питания, и в гостиницах, и на предприятиях бытового обслуживания, где есть специальные отделы по продаже национальной сувенирной продукции.
Лариса Комарова: Сувенирная продукция, как и печатная, будет продаваться в объектах общественного питания придорожного сервиса. Здесь будет представлен не такой широкий ассортимент, как в магазинах непродовольственной торговли, но тем не менее, турист сможет приобрести значки, дорожные карты, различные изделия изо льна, соломки.
Алексей Романов: В фан-зонах и на спортивных аренах будут организованы специальные отделы, в которых будет продаваться сувенирная продукция с символикой чемпионата мира. Организатором продажи и поставки продукции является шведская компания NЕН, которая выступает официальным спонсором ЧМ.
Виолетта Брезовская: Это будут фуфайки, джемпера, головные уборы, брелоки, магниты, кружки, вымпелы - вся та продукция, которая традиционно продается во время проведения чемпионатов.
Береза Юлия, Санкт-Петербург
Собираемся приехать на чемпионат всей семьей, с детьми. Во многих странах в объектах торговли и общественного питания есть инфраструктура для детей (в гипермаркетах - специальные туалеты для детей, игровые комнаты, в кафе - детские уголки, раздают раскраски, игры и т.д.). В Беларуси, насколько нам известно, такого очень мало. Так ли это? Можем ли мы рассчитывать хотя бы на минимальную инфраструктуру для малышей? И будет ли детская комната в "Минск-Арене"?
В городе уже достаточно давно первыми организовали работу детских комнат столичные универмаги, и эта услуга пользуется популярностью. Кроме этого, в крупных торговых центрах открываются развлекательные комплексы. В универмагах такие комнаты работают на бесплатной основе, а в торговых центрах надо будет заплатить за данную услуга, но это абсолютно адекватные деньги и по карману посетителям этих торговых центров.
Напротив "Минск-Арены" в торговом центре "Арена-Сити" буквально на прошлой неделе был открыт детский развлекательный комплекс, и наверняка дети там с удовольствием проведут время, а родители помимо матча на "Минск-Арене", смогут с удовольствием походить по этому крупному торговому объекту. Торговые комплексы будут работать до 23.00, а детские комнаты работают по режиму их работы. В "Чижовке-Арене" такой услуги нет, но напротив арены есть детское кафе с детским меню и специальным залом для детей, то есть там можно будет провести время.
Зайцев Михаил, Минск
Какими массовыми культурными мероприятиями Минск порадует гостей и участников чемпионата?
В первую очередь мы говорим, конечно, про зоны гостеприимства. Здесь будут ежедневно работать сценические площадки, на которых выступят музыкальные коллективы, артисты различных жанров. Конечно, в целом в городе планируется культурная программа, в том числе в верхнем городе будут работать музыканты. Планируется и ночь музеев. Поэтому каждый болельщик сможет найти то культурное мероприятие, которое ему интересно. После посещения Минска у каждого останутся хорошие впечатления.
Лариса Комарова: Информацию о культурных мероприятиях, например, можно увидеть в торговом центре "Столица". Там вывешено огромное информационное объявление.
Самов Алексей, Смоленск
Далеко не все объекты Минска предлагают сегодня услугу по резервированию столиков. Изменится ли ситуация к ЧМ? Можно ли, например, зарезервировать столик в понравившемся кафе на все время своего пребывания? Доступна ли будет такая услуга в Интернете?
Сегодня субъекты хозяйствования имеют свои интернет-сайты, и через Интернет или по телефону, который расположен на интернет-сайте этого объекта, можно зарезервировать столик. Сегодня это не составляет проблем, тем более что каждый субъект хозяйствования заинтересован в том, чтобы получить потребителя, оказать ему услугу общественного питания и, естественно, получить за счет этого какой-то доход.
Попова Ирина, Полоцк
Продукция некоторых белорусских производителей пользуется хорошим спросом у иностранцев, соответственно, хорошо будет раскупаться и во время ЧМ. Готова ли торговля к резкому росту спроса?
Готова. Продукции изготовлено в достаточном количестве и с большим запасом. В магазинах оформлены специальные отделы по продаже национальной сувенирной продукции. Наибольшим спросом у иностранцев пользуются изделия изо льна, соломки, ткачества.
К слову, специализированная ярмарка по продаже национальной сувенирной продукции пройдет в торговом центре "Арена-сити" с 28 апреля по 31 мая.