Верховный Совет Беларуси 15 марта 1994 года принял новый Основной Закон страны. По итогам референдумов, состоявшихся в 1996 и 2004 годах, в Конституцию были внесены изменения и дополнения. Конституция Республики Беларусь не обычный закон, в нем закреплены конституционный строй, основы государства и общества, основные права, свободы и обязанности граждан, прописаны принципы избирательной системы, порядок формирования государственных органов, их компетенция и взаимодействие.
Вопросы конференции
Как бы вы оценили минувший год в работе Конституционного суда?
Конституционный суд Республики Беларусь – это орган судебного контроля за конституционностью нормативных правовых актов в государстве. На Конституционный суд возложены задачи обеспечения верховенства Конституции и ее непосредственного действия на территории Республики Беларусь, соответствия нормативных правовых актов государственных органов Конституции, утверждения законности в нормотворчестве и правоприменении.
Указанные задачи реализуются Конституционным судом путем осуществления полномочий, предоставленных ему Основным Законом и иными законодательными актами. Прежде всего это проверка конституционности нормативных правовых актов. В 2010 году в порядке осуществления обязательного предварительного контроля Конституционный суд проверил конституционность 129 законов, принятых Палатой представителей и одобренных Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь, до подписания их Президентом Республики Беларусь.
Наша деятельность по обязательному предварительному контролю конституционности законов была нацелена на предупреждение нарушений конституционной законности, исключение возможных негативных последствий действия неконституционных норм законов, достижение единообразия правоприменительной практики. Это способствует повышению качества законов, эффективности правового регулирования в целом.
Конституционный суд в решениях, принятых в порядке предварительного контроля, сформулировал более 50 правовых позиций, направленных на выявление конституционно-правового смысла норм законов, полноту реализации в законах положений международно-правовых актов, ратифицированных Республикой Беларусь.
Указанные задачи реализуются Конституционным судом путем осуществления полномочий, предоставленных ему Основным Законом и иными законодательными актами. Прежде всего это проверка конституционности нормативных правовых актов. В 2010 году в порядке осуществления обязательного предварительного контроля Конституционный суд проверил конституционность 129 законов, принятых Палатой представителей и одобренных Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь, до подписания их Президентом Республики Беларусь.
Наша деятельность по обязательному предварительному контролю конституционности законов была нацелена на предупреждение нарушений конституционной законности, исключение возможных негативных последствий действия неконституционных норм законов, достижение единообразия правоприменительной практики. Это способствует повышению качества законов, эффективности правового регулирования в целом.
Конституционный суд в решениях, принятых в порядке предварительного контроля, сформулировал более 50 правовых позиций, направленных на выявление конституционно-правового смысла норм законов, полноту реализации в законах положений международно-правовых актов, ратифицированных Республикой Беларусь.
Какие вопросы будут актуальными для Конституционного суда в текущем году?
В текущем году мы будем продолжать работу по осуществлению обязательного предварительного контроля конституционности законов, изучать вопросы, связанные с наличием в актах законодательства пробелов и противоречий.
Реализация новых полномочий выявила необходимость совершенствования законодательного регулирования конституционного судопроизводства, и в текущем году планируется подготовка и внесение в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь проекта Закона «О конституционном судопроизводстве». Принятие данного закона позволит повысить эффективность выполнения Конституционным судом своих полномочий, осуществления возложенных на него задач в целом.
Реализация новых полномочий выявила необходимость совершенствования законодательного регулирования конституционного судопроизводства, и в текущем году планируется подготовка и внесение в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь проекта Закона «О конституционном судопроизводстве». Принятие данного закона позволит повысить эффективность выполнения Конституционным судом своих полномочий, осуществления возложенных на него задач в целом.
Самой, пожалуй, важной можно считать ту главу Конституции, которая обеспечивает нам права, свободы и обязанности. Но в некоторых постановлениях Конституционного суда, когда обосновывается решение, встречается фраза о возможности ограничения прав личности в интересах общества. В каких случаях интересы общества ставятся выше прав человека?
Право как норма свободы означает, что свобода личности не абсолютна. Основными границами прав и свобод человека являются права и свободы других лиц.
Статья 23 Конституции Республики Беларусь предусматривает, что ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.
Подобные ограничения предусмотрены не только Конституцией Республики Беларусь, но и Основными Законами большинства стран мира в соответствии с нормами Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и Международного пакта о гражданских и политических правах.
При оценке конституционности законов Конституционный суд проверяет соразмерность устанавливаемых в законах ограничений прав и свобод граждан, то есть соблюден ли при этом принцип пропорциональности, предполагающий соблюдение баланса между государственными и общественными интересами и необходимостью защиты прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций при введении законодательных ограничений.
Статья 23 Конституции Республики Беларусь предусматривает, что ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.
Подобные ограничения предусмотрены не только Конституцией Республики Беларусь, но и Основными Законами большинства стран мира в соответствии с нормами Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и Международного пакта о гражданских и политических правах.
При оценке конституционности законов Конституционный суд проверяет соразмерность устанавливаемых в законах ограничений прав и свобод граждан, то есть соблюден ли при этом принцип пропорциональности, предполагающий соблюдение баланса между государственными и общественными интересами и необходимостью защиты прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций при введении законодательных ограничений.
Чем сегодня Конституция является в большей мере - декларацией наших прав и свобод или инструментом по их защите?
Конституция Республики Беларусь, принятая 15 марта 1994 года, закрепила основы конституционного строя и важнейшие принципы устройства общества и государства; определила субъектов и механизм осуществления государственной власти; закрепила основные права, свободы и обязанности граждан; определила основы взаимоотношений личности, общества и государства.
Конституция непосредственно влияет на законотворческий процесс и правоприменительную практику, выступает ориентиром для совершенствования правовой системы и конституционного контроля.
В соответствии со ст. 2 Конституции человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства. Поэтому, проверяя конституционность законов, Конституционный суд определяет, в достаточной ли мере закреплены в них правовые механизмы, дающие возможность реально обеспечить права и свободы граждан. Обеспечение условий их полной реализации является приоритетным направлением в деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти и их конституционной обязанностью.
Конституция непосредственно влияет на законотворческий процесс и правоприменительную практику, выступает ориентиром для совершенствования правовой системы и конституционного контроля.
В соответствии со ст. 2 Конституции человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства. Поэтому, проверяя конституционность законов, Конституционный суд определяет, в достаточной ли мере закреплены в них правовые механизмы, дающие возможность реально обеспечить права и свободы граждан. Обеспечение условий их полной реализации является приоритетным направлением в деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти и их конституционной обязанностью.
Как вы считаете, есть ли в настоящее время необходимость вносить поправки в действующую Конституцию? Если да, то каких правоотношений это касается? Необходима ли Беларуси конституционная реформа?
Сегодня мы отмечаем День Конституции, которая была принята 15 марта 1994 года. Конституция нашей страны действует 17 лет, что по историческим меркам составляет небольшой отрезок времени.
День Конституции - это государственный праздник, и он включает многое. Принятие Конституции 15 марта 1994 года явилось событием исторического значения. Это был важнейший шаг в жизни нашего молодого суверенного государства, поворотный момент в новейшей истории Беларуси. Он определил основы государственного устройства в стране, определил права, свободы и обязанности граждан. Этот закон - Конституция - живой. Он действует, по нему строится экономическая и политическая жизнь в государстве.
Сегодня налицо те результаты, которые основной закон дал нашей стране. Мы достигли стабильного экономического роста и роста благосостояния человека, защищенности во всех вопросах. Права, предоставленные Конституцией, реально обеспечены.
В основе Конституции Республики Беларусь лежат демократические стандарты, признанные на международном уровне, лучшие образцы конституций, созданных на европейском континенте.
Конституция может изменяться или дополняться в соответствии с изменяющейся реальностью. Такой период был в 1996 году, когда на референдуме были внесены соответствующие изменения и дополнения, позволившие достичь оптимального баланса властных полномочий Президента, парламента и правительства. Прошедшие годы показали, что Конституция действительно является правовой гарантией стабильности политической, экономической и социальной жизни общества и государства. И в настоящее время необходимости изменять государственно-властный механизм нет. Стабильность Конституции позволяет нашему государству и обществу развиваться эффективно и гармонично.
День Конституции - это государственный праздник, и он включает многое. Принятие Конституции 15 марта 1994 года явилось событием исторического значения. Это был важнейший шаг в жизни нашего молодого суверенного государства, поворотный момент в новейшей истории Беларуси. Он определил основы государственного устройства в стране, определил права, свободы и обязанности граждан. Этот закон - Конституция - живой. Он действует, по нему строится экономическая и политическая жизнь в государстве.
Сегодня налицо те результаты, которые основной закон дал нашей стране. Мы достигли стабильного экономического роста и роста благосостояния человека, защищенности во всех вопросах. Права, предоставленные Конституцией, реально обеспечены.
В основе Конституции Республики Беларусь лежат демократические стандарты, признанные на международном уровне, лучшие образцы конституций, созданных на европейском континенте.
Конституция может изменяться или дополняться в соответствии с изменяющейся реальностью. Такой период был в 1996 году, когда на референдуме были внесены соответствующие изменения и дополнения, позволившие достичь оптимального баланса властных полномочий Президента, парламента и правительства. Прошедшие годы показали, что Конституция действительно является правовой гарантией стабильности политической, экономической и социальной жизни общества и государства. И в настоящее время необходимости изменять государственно-властный механизм нет. Стабильность Конституции позволяет нашему государству и обществу развиваться эффективно и гармонично.
Помимо организаций, в Конституционный суд обращаются и граждане. Какие вопросы их волнуют?
Ежегодно к нам поступает около полутора тысяч обращений граждан. В обращениях ставятся различные вопросы, в том числе о проверке конституционности нормативных правовых актов; о необходимости внесения в акты законодательства изменений и дополнений, принятия новых нормативных правовых актов; о толковании действующих нормативных правовых актов, касающихся конституционных прав, свобод и обязанностей граждан.
Обращения граждан рассматриваются с учетом полномочий Конституционного суда. В частности, ряд принятых нами решений основан на анализе информации о наличии правовых пробелов, коллизий и правовой неопределенности в актах законодательства, содержащейся в обращениях граждан и организаций.
Следует также отметить, что большая часть поступающих обращений (около 90%) не связана с полномочиями Конституционного суда и касается вопросов правоприменения. Это, в частности, обращения, подлежащие рассмотрению в порядке уголовного, гражданского, хозяйственного судопроизводства, производства по делам об административных правоотношениях.
Вместе с тем возбуждать производства и выносить заключения о конституционности нормативных правовых актов на основании обращений граждан Конституционный суд не вправе. В правовой системе Республики Беларусь предусмотрена особая форма косвенного доступа граждан и организаций к конституционному правосудию – через субъекты, уполномоченные обращаться с предложениями о проверке конституционности нормативных правовых актов в Конституционный суд. Граждане вправе обращаться с инициативой о проверке конституционности нормативного правового акта к органам и лицам, обладающим правом внесения в Конституционный суд предложений о проверке конституционности акта.
По мнению Конституционного суда, изложенному в Послании Президенту Республики Беларусь и палатам Национального собрания Республики Беларусь о состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2010 году, в условиях отсутствия непосредственного права граждан на подачу конституционной жалобы в Конституционный суд необходимо установить четкую правовую регламентацию косвенного доступа через уполномоченных субъектов. Такая процедура даст возможность реализовывать инициативы граждан и организаций о проверке конституционности нормативных правовых актов.
Обращения граждан рассматриваются с учетом полномочий Конституционного суда. В частности, ряд принятых нами решений основан на анализе информации о наличии правовых пробелов, коллизий и правовой неопределенности в актах законодательства, содержащейся в обращениях граждан и организаций.
Следует также отметить, что большая часть поступающих обращений (около 90%) не связана с полномочиями Конституционного суда и касается вопросов правоприменения. Это, в частности, обращения, подлежащие рассмотрению в порядке уголовного, гражданского, хозяйственного судопроизводства, производства по делам об административных правоотношениях.
Вместе с тем возбуждать производства и выносить заключения о конституционности нормативных правовых актов на основании обращений граждан Конституционный суд не вправе. В правовой системе Республики Беларусь предусмотрена особая форма косвенного доступа граждан и организаций к конституционному правосудию – через субъекты, уполномоченные обращаться с предложениями о проверке конституционности нормативных правовых актов в Конституционный суд. Граждане вправе обращаться с инициативой о проверке конституционности нормативного правового акта к органам и лицам, обладающим правом внесения в Конституционный суд предложений о проверке конституционности акта.
По мнению Конституционного суда, изложенному в Послании Президенту Республики Беларусь и палатам Национального собрания Республики Беларусь о состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2010 году, в условиях отсутствия непосредственного права граждан на подачу конституционной жалобы в Конституционный суд необходимо установить четкую правовую регламентацию косвенного доступа через уполномоченных субъектов. Такая процедура даст возможность реализовывать инициативы граждан и организаций о проверке конституционности нормативных правовых актов.
Как вы оцениваете реализацию конституционного принципа «социального государства» у нас в стране?
Построение демократического социального правового государства является конституционной целью. Конституция закрепила большой блок социально-экономических прав и свобод граждан. И важнейшей задачей всех государственных органов является создание надлежащих условий для реализации человеком своих социальных и экономических прав в полном объеме.
В Беларуси ведется целенаправленная работа по повышению благосостояния наших граждан. На четвертом Всебелорусском народном собрании были одобрены основные положения Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы, которая направлена на достижение нового уровня качества жизни народа.
В своих решениях мы обращаем внимание законодателей и правоприменителей на необходимость последовательно развивать конституционное содержание принципа социального государства, на реальное обеспечение социально-экономических прав граждан.
В Беларуси ведется целенаправленная работа по повышению благосостояния наших граждан. На четвертом Всебелорусском народном собрании были одобрены основные положения Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы, которая направлена на достижение нового уровня качества жизни народа.
В своих решениях мы обращаем внимание законодателей и правоприменителей на необходимость последовательно развивать конституционное содержание принципа социального государства, на реальное обеспечение социально-экономических прав граждан.
Нынешний год объявлен Годом предприимчивости. Что нужно сделать для того, чтобы экономические интересы субъектов хозяйствования и граждан были еще больше защищены?
Конституционный суд, осуществляя проверку конституционности нормативных правовых актов экономического содержания, вносит предложения об устранении имеющихся в них коллизий и пробелов.
В решениях, принятых в порядке обязательного предварительного контроля конституционности законов экономического содержания, Конституционный суд формулировал правовые позиции о развитии в законах норм и принципов Конституции, предоставляющих всем равные права в целях осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, гарантий равной защиты и равных условий для развития всех форм собственности, равных возможностей свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
В Послании Конституционного суда о состоянии конституционной законности в 2010 году впервые отмечено, что на основании конституционных положений в Республике Беларусь создаются условия и механизмы формирования конституционной экономики как важнейшей составляющей построения социального государства.
В решениях, принятых в порядке обязательного предварительного контроля конституционности законов экономического содержания, Конституционный суд формулировал правовые позиции о развитии в законах норм и принципов Конституции, предоставляющих всем равные права в целях осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, гарантий равной защиты и равных условий для развития всех форм собственности, равных возможностей свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
В Послании Конституционного суда о состоянии конституционной законности в 2010 году впервые отмечено, что на основании конституционных положений в Республике Беларусь создаются условия и механизмы формирования конституционной экономики как важнейшей составляющей построения социального государства.
Какими основными принципами с точки зрения Конституционного суда должен руководствоваться законодатель при регулировании конституционно-правовой ответственности?
Статьей 59 Конституции установлено, что государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией. Государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности. Эти органы и лица несут ответственность за действия, нарушающие права и свободы личности.
При этом не только государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности, но и гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией.
В основе регулирования конституционно-правовой ответственности должен быть баланс не только властных полномочий и интересы гражданина, но и баланс прав и обязанностей, предполагающий как ответственность государства, так и ответственность гражданина за действия, совершенные против интересов государства и человека.
При этом не только государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности, но и гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией.
В основе регулирования конституционно-правовой ответственности должен быть баланс не только властных полномочий и интересы гражданина, но и баланс прав и обязанностей, предполагающий как ответственность государства, так и ответственность гражданина за действия, совершенные против интересов государства и человека.
Депутаты Палаты представителей 23 февраля приняли постановление «О предложении Конституционному Суду Республики Беларусь об изложении позиции о соответствии Закона Республики Польша «О Карте поляка» общепризнанным принципам и нормам международного права». Исходя из каких принципов будет строиться позиция КС по данному вопросу?
В соответствии с законодательными актами Конституционный суд Республики Беларусь по предложению уполномоченных субъектов излагает свою позицию о документах, которые принимаются иностранными государствами или международными организациями и затрагивают интересы Республики Беларусь. Суд рассматривает вопрос соответствия этих документов общепризнанным принципам и нормам международного права.
В Конституционный суд поступило предложение Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь изложить свою позицию в отношении Закона Республики Польша «О Карте поляка». Данное предложение принято Конституционным судом к производству. В настоящее время ведется подготовительная работа для рассмотрения данного вопроса.
В связи с тем, что вопрос по Закону «О Карте поляка» будет рассмотрен Конституционным судом, я не вправе давать какой-либо предварительный комментарий.
В Конституционный суд поступило предложение Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь изложить свою позицию в отношении Закона Республики Польша «О Карте поляка». Данное предложение принято Конституционным судом к производству. В настоящее время ведется подготовительная работа для рассмотрения данного вопроса.
В связи с тем, что вопрос по Закону «О Карте поляка» будет рассмотрен Конституционным судом, я не вправе давать какой-либо предварительный комментарий.
Предусмотрена ли в Беларуси ответственность судьи за вынесение неправильного решения? Существует ли такая практика в других странах?
В Беларуси, как и в других странах, предусмотрена ответственность судьи в определенных случаях. В соответствии со статьей 111 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей судья может быть привлечен к дисциплинарной ответственности: за нарушение требований законодательства при осуществлении правосудия; за нарушение Кодекса чести судьи Республики Беларусь; за несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка, совершение иного служебного проступка.
За вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта установлена уголовная ответственность (ст. 392 УК).
За вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта установлена уголовная ответственность (ст. 392 УК).
Как вы оцениваете перспективы развития третейского разбирательства в Беларуси?
В Республике Беларусь действуют системы общих и хозяйственных судов, обеспечивающие возможность физическим и юридическим лицам реализовывать конституционное право на судебную защиту, закрепленное в статье 60 Конституции. Вместе с тем конституционные нормы не исключают право граждан и организаций по своему усмотрению разрешать возникший спор не в судебном органе государства, а в третейском суде. Такой способ разрешения споров, возникающих из имущественных правоотношений, в некоторых случаях характеризуется определенными преимуществами и является более приемлемым для участников данных отношений.
В связи с развитием в стране гражданского оборота, разнообразием экономических отношений создаются объективные предпосылки для расширения использования третейского разбирательства.
В связи с развитием в стране гражданского оборота, разнообразием экономических отношений создаются объективные предпосылки для расширения использования третейского разбирательства.