Что изменилось в регулировании вопросов конкуренции на трансграничных рынках с созданием ЕАЭС? Какие механизмы пресечения антиконкурентных действий на территориях государств-членов предусмотрены? Какие трансграничные рынки наиболее неблагополучны с точки зрения конкуренции? Как снизить цены на импортные товары? Какие изменения произошли в регулировании государственных закупок?
Вопросы конференции
Важно подчеркнуть, что Евразийский экономический союз – это союз суверенных стран. Главным содержанием нового интеграционного образования станет экономическое сотрудничество. В настоящее время практически в полноценном режиме работает единая таможенная территория, где осуществляется свободное движение товаров. Общий рынок товаров регулируется согласованными трехсторонними актами антимонопольного законодательства, общими правилами госзакупок. Формируется общее транспортное и энергетическое пространство.
Как отметил Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко на заседании шестой внеочередной сессии Палаты представителей Национального собрания, следует последовательно проводить политику создания равноправного союза, без изъятий и ограничений свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы.
В договоре о ЕАЭС прописаны пути углубления интеграции во всех сферах экономики: таможенно-тарифное и нетарифное регулирование; таможенное регулирование; техническое регулирование; санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры; зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин; установление торговых режимов в отношении третьих сторон; макроэкономическая, конкурентная, энергетическая политика; государственные и (или) муниципальные закупки; взаимная торговля услугами и инвестиции; транспорт и перевозки; валютная политика; трудовая миграция; финансовые рынки и др. А также прописаны функции институтов, обеспечивающих этот процесс: Высшего Евразийского экономического совета, Евразийского межправительственного совета, Евразийской экономической комиссии и Суда Евразийского экономического союза.
Республика Армения присоединилась к Евразийскому экономическому союзу с 1 января 2015 года. Проводится соответствующая работа по присоединению Кыргызстана.
Создание ЕАЭС будет иметь огромный экономический эффект для входящих в него государств, в первую очередь за счет снятия всех торговых ограничений. Вполне понятным является появление в ЕАЭС единых норм технического регулирования, а также обязательств государств-членов о проведении согласованной политики в ключевых отраслях экономики – энергетике, промышленности, сельском хозяйстве и на транспорте.
В Договоре о ЕАЭС сохранены все действующие нормы Соглашения о единых принципах и правилах конкуренции, а также введен ряд новаций. В частности, расширен перечень субъектов, подпадающих под антимонопольный контроль ЕЭК (физические лица и некоммерческие организации государств-членов, не являющиеся хозяйствующими субъектами). Комиссия наделена правом направления в уполномоченные органы государств-членов мотивированного представления о проведении процессуальных действий (опрос, истребование документов, осмотр территорий и пр.). Введены штрафы за несвоевременное представление в комиссию предусмотренных договором сведений, а также за представление заведомо недостоверных сведений. При этом за нарушение общих правил конкуренции на трансграничных рынках размеры штрафов могут быть увеличены.
Ежегодно комиссия будет готовить и представлять в Высший Евразийский экономический совет отчет о состоянии конкуренции на трансграничных рынках и мерах, принимаемых по пресечению нарушений общих правил конкуренции на них.
Еще одно из существенных нововведений - дополнение перечня товаров, в отношении которых допускается введение государственного ценового регулирования, позицией "табачные изделия".
В договоре о ЕАЭС в соответствии с международной практикой установлены запреты "per se" на антиконкурентные соглашения (соглашения между конкурентами, которые представляют наибольшую угрозу конкуренции). В частности, запрещены (без каких-либо исключений) соглашения, которые приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок; повышению, снижению или поддержанию цен на торгах; разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков); сокращению или прекращению производства товаров; отказу от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями (заказчиками).
Также одним из нововведений в сфере конкурентной политики на трансграничных рынках стало изъятие из полномочий Евразийской экономической комиссии функции по пресечению нарушений правил конкуренции на финансовых рынках. То есть теперь ЕЭК не будет проводить расследования, возбуждать и рассматривать дела в части антиконкурентных соглашений и недобросовестной конкуренции на финансовых рынках, в том числе со стороны российских и казахстанского банков на территории Беларуси. В то же время в соответствии национальным законодательством каждого из государств-участников контроль на финансовых рынках осуществляется антимонопольным органом: в Беларуси – Министерством экономики, в Казахстане – Агентством по защите конкуренции совместно с Национальным банком, в России – согласованно Федеральной антимонопольной службой с Центральным банком.
В отношении третьих стран, как и в Соглашении о единых принципах и правилах конкуренции, государства-члены проводят согласованную конкурентную (антимонопольную) политику, поскольку действия хозяйствующих субъектов третьих стран могут оказать негативное влияние на состояние конкуренции на товарных рынках государств - членов ЕАЭС. При этом ничто не препятствует любому государству ЕАЭС принимать любые меры, которые оно считает необходимыми для защиты важнейших интересов обороны страны или безопасности государства.
К примеру, при поездке в Россию за одну минуту вызова в Беларусь абонент Life в роуминге заплатит от Br4320 независимо от того, услугами какого российского оператора пользуется, абонент МТС - от Br12600 (российский МТС) до Br22670 (VimpelCom), абонент Velcom - от Br13080 (VimpelCom) до Br30900 (российский МТС). Аналогичная ситуация, если гражданин России приезжает в Беларусь. За звонок из Беларуси в Россию в роуминге с российского МТС он заплатит 39 российских рублей (Br9129), с "Мегафона" - 29 российских рублей (Br6788), с "Билайна" - 49 российских рубля (Br11469).
Как показывают исследования, 25-30% от общего числа опрошенных респондентов в путешествиях покупают местные SIM-карты, 35-40% используют роуминг (без специальных опций, к примеру, мобильного интернета) и несут большие расходы на связь, из-за чего вынуждены сокращать общение.
Следует отметить, что тарифы на исходящие звонки в странах ЕЭП в среднем в 3-5 раз превышают максимальный тариф в государствах ЕС, на исходящие СМС в роуминге - в 2-3 раза, на передачу данных – в среднем в 8-21 раз.
В настоящее время с учетом международного опыта регулирования экспертами подготовлен проект принципов справедливого роуминга операторов связи. Это подразумевает установление экономически обоснованных тарифов и прозрачность их формирования, сокращение издержек, предоставление равных возможностей для всех абонентов, недискриминационный доступ к сетям операторов связи, развитие альтернативных услуг мобильной связи в роуминге.
Таким образом, путем добровольных действий операторов связи планируется поэтапное снижение платы за роуминг и уравнивание ее на территории ЕАЭС. При снижении тарифов в роуминге операторы смогут зарабатывать на росте объемов трафика, благодаря чему будет достигнут баланс интересов абонентов и операторов.
Вместе с тем в отношении операторов связи, занимающих доминирующее положение по услугам роуминга на трансграничных рынках, при наличии в их действиях признаков нарушения правил конкуренции, Евразийская экономическая комиссия совместно с антимонопольными органами будет применять меры антимонопольного воздействия – проводить расследования и возбуждать дела, с последующим применением штрафных санкций.
В целом это означает, что стоимость услуг связи для абонентов в роуминге должна быть практически такая же, как дома.
На состоявшемся 30 января текущего года совещании руководителей антимонопольных органов государств ЕАЭС принято решение о создании рабочей группы, которая выработает предложения по правилам справедливого роуминга на территории ЕАЭС. Антимонопольные органы государств - членов ЕАЭС представят в ЕЭК предложения по поэтапному снижению тарифов на услуги международного роуминга до уровня стоимости услуг сотовой связи, предоставляемых внутри государств-членов ЕАЭС.
Договором о ЕАЭС предусмотрено, что к 1 января 2020 года должен быть утвержден единый подход к ценообразованию на услуги по пропуску трафика в государствах – членах союза. В настоящее время подготовлен проект соглашения о международном роуминге в Евразийском экономическом союзе, включающий вопросы трансграничной передачи данных, создания равных условий для операторов связи, формирования тарифов, использования радиочастотного спектра и т.д.
Рынок железнодорожных перевозок пассажирским транспортом находится под пристальным вниманием Евразийской экономической комиссии. До февраля 2015 года сохранялась тенденция увеличения тарифов на железнодорожные перевозки. Так, в январе 2015 года цена плацкартного билета по маршруту Минск-Москва, как в поездах белорусского, так и российского формирования, по сравнению с июнем 2014 года увеличилась примерно на 50%, а купейного - на 36%. Однако уже с 10 февраля 2015 года белорусской и российской железными дорогами по направлению Беларусь-Россия тарифы были значительно снижены.
По-прежнему внутренние тарифы на проезд железнодорожным транспортом существенно отличаются от межгосударственных. Так, если минимальная стоимость проезда поездом №26 Орша-Смоленск (расстояние около 127 км) в плацкартном вагоне равна Br241 900, то проезд этим же поездом в плацкарте на такое же приблизительно расстояние по территории Беларуси (Борисов-Орша) стоит Br37 400.
Учитывая, что на трансграничном рынке железнодорожных пассажирских перевозок действует ограниченное количество перевозчиков, которые занимают доминирующее положение, Евразийская экономическая комиссия совместно с антимонопольными органами стран - участниц ЕАЭС в рамках предоставленных полномочий будет, в том числе, в инициативном порядке проводить расследования нарушений правил конкуренции и принимать соответствующие меры пресечения.
В ходе анализа трансграничного рынка авиационных пассажирских перевозок также усматривается зависимость цен на авиабилеты от количества назначенных авиационными властями государств - участников ЕЭП авиаперевозчиков на маршрутах.
Так, на маршруте Минск-Стамбул (расстояние 1436 км, 2 перевозчика) цена на авиабилет в 2,7 раза превосходит цену на авиабилет по маршруту Москва-Стамбул (1764 км, 5 перевозчиков). Разница в стоимости авиабилетов на сопоставимых по расстоянию маршрутах с высоким и низким уровнями конкуренции доходит до 40 %.
Крупнейшими авиакомпаниями на рынке трансграничных авиаперевозок пассажиров между государствами ЕАЭС являются "Белавиа" (26,3%), "Трансаэро" (24,8%) и "Эйр Астана" (24,1%). Динамика пассажиропотока положительная, за 2011-2013 годы он возрос на 51%, в том числе у авиакомпании "Аэрофлот" он вырос в 2,8 раза, у S7 (Сибирь) - в 1,9 раза, у "Белавиа" - в 1,7 раза, у "Эйр Астана" - в 1,5 раза.
В 2011-2013 годах между Беларусью и Казахстаном действовало четыре трансграничных маршрута, 100% услуг оказывала авиакомпания "Белавиа". Между Беларусью и Россией действовало 13 маршрутов, наибольшую долю авиаперевозок на которых осуществляли "Белавиа" (69,3%) и "Аэрофлот" (27,4%). Между Казахстаном и Россией действует 43 маршрута, крупнейшими авиаперевозчиками на которых являются "Трансаэро" (39,4% рынка) и "Эйр Астана" (38,3%).
Самый главный фактор, влияющий на уровень тарифов, - это условия конкуренции. Там, где конкуренция есть, цены в разы ниже, а где нет - поддерживаются высокие тарифы.
Препятствия для развития конкуренции на товарных рынках авиаперевозок пассажиров между государствами – членами ЕАЭС создают ограничения, установленные в межправительственных соглашениях, в соответствии с которыми назначенные авиационными властями авиаперевозчики сначала согласовывают тарифы между собой, а затем утверждают их в уполномоченных органах власти.
Полагаем, что действующие соглашения о воздушном сообщении не в полной мере соответствуют требованиям здоровой конкуренции и требует совершенствования. В частности, речь идет об институте назначенных перевозчиков. Непрозрачный механизм распределения назначений не способствует развитию конкуренции. Поэтому в соглашения о воздушном сообщении необходимо внести изменения, регламентирующие порядок ценообразования на авиабилеты и создающие авиаперевозчикам возможность свободно входить на рынок перевозок пассажиров государств – членов ЕАЭС. Увеличение числа авиаперевозчиков, работающих на одном маршруте, создаст условия для развития конкуренции на этом рынке.
То же касается услуг в аэропортах. Интенсивность перевозок возрастает, однако из-за недостаточной пропускной способности и несоответствия техническим стандартам аэропорты вынуждены сокращать число принимаемых и отправляемых воздушных судов. Отсутствует конкуренция между провайдерами услуг авиакомпаний, главными из которых являются поставка и хранение ГСМ, а аэропортовые услуги и вовсе оказываются субъектами естественной монополии.
Для решения этой проблемы предлагается расширить применение правил недискриминационного доступа к услугам аэропортов, позволяющих авиаперевозчикам на равных условиях пользоваться услугами субъектов естественных монополий в аэропортах государств - членов ЕАЭС. Применение единых тарифов на услуги, оказываемые в аэропортах, создание равных условий для предоставления удобных слотов (по времени вылета/прилета) для всех авиакомпаний государств ЕАЭС, а не только для национальных авиаперевозчиков, приведет к существенному изменению условий конкуренции.
На состоявшемся 30 января текущего года совещании руководителей антимонопольных органов государств ЕАЭС принято решение о создании рабочей группы по развитию конкуренции на рынке пассажирских авиаперевозок.
Что касается розничных цен, то на такие продукты, как молоко, подсолнечное масло, сахар-песок, рис, мясо куриное, хек замороженный, яйцо куриное, макароны, мука пшеничная, они практически одинаковы в Беларуси и в России. В то же время сливочное масло, творог, рис, гречневая крупа в Беларуси дешевле. А в России ниже цены на тушеную говядину, пищевую соль, мороженую рыбу (минтай б/г).
На постоянном контроле товарный рынок синтетических моющих средств. В ходе мониторинга установлено, что в России ассортимент стиральных порошков представлен в основном продукцией российского производства, а белорусские - в весьма ограниченном объеме. В то же время в Беларуси торговля предлагает как отечественные, так и российские стиральные порошки. При этом в России цены на эту продукцию выше, разница с белорусскими ценами достигает 25%. На некоторые марки российского стирального порошка цена реализации в Беларуси ниже, чем в России, даже с учетом доставки.
ЕЭК и антимонопольные органы выработают совместные планы действий по дальнейшему исследованию товарных рынков. При выявлении признаков нарушений общих правил конкуренции будут приниматься меры реагирования в соответствии с Договором о ЕАЭС в рамках предоставленных полномочий.
В 2015 году мониторинг цен на отдельные виды социально значимых товаров на приграничных территориях Беларуси и России, а также Казахстана и России будет продолжен и на постоянной основе.
В Таможенном союзе и на территории Евразийского экономического пространства параллельный импорт официально запрещен. Невозможно завезти в страну и, соответственно, купить брендовый европейский товар в обход дистрибьюторской сети, которая задает свою ценовую политику и диктует свои условия. Таким способом производители, к примеру, европейских брендов защищают свои доходы.
Правообладатель, а по сути это легальный монополист, получая право устанавливать объем импорта, ассортимент импортируемых товаров, а также влиять на процессы ценообразования, имеет полную свободу действий при установлении тех или иных дискриминационных условий в отношении разных стран. Это создает определенные угрозы для конкуренции. Ограничение конкуренции приводит к разделу товарного рынка между официальными дилерами, а также к злоупотреблению дистрибьюторами своим доминирующим положением. В частности, запрет на параллельный импорт влечет ограничение торговли автозапчастями, их удорожание, а также увеличение стоимости обслуживания автомобилей и т.д. Легализация параллельного импорта предполагает, что брендовый товар может ввозить не только владелец этого товарного знака или его официальный дистрибьютор, но и любой импортер. Это приведет к значительному снижению стоимости ввозимой продукции - от йогуртов до автомобилей.
Учитывая значимость проблемы выбора оптимального принципа исчерпания исключительного права на товарный знак, при Евразийской экономической комиссии создана рабочая группа по выработке предложений в отношении дальнейшего применения принципа исчерпания исключительного права на объекты интеллектуальной собственности, с учетом необходимости максимального положительного социального и экономического эффекта для всех государств-членов. В состав рабочей группы вошли наиболее квалифицированные специалисты государственных органов и бизнес-сообществ стран ЕАЭС, а также представители ЕЭК.
Так, Беларусь имплементировала часть положений модельного закона "О конкуренции" в национальное конкурентное законодательство, закрепив их в новой редакции закона "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции", принятой в 2013 году.
Учел часть положений модельного закона и Казахстан. Соответствующий законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам естественных монополий и регулируемых рынков" в настоящее время находится в парламенте.
В Российской Федерации большая часть положений реализована в законодательстве, а именно в Федеральном законе "О защите конкуренции", Кодексе об административных правонарушениях, Уголовном кодексе.
Отдельные нормы модельного закона включены в так называемый четвертый антимонопольный пакет. В частности, разграничены полномочия между национальным антимонопольным органом и ЕЭК, исключена возможность применения запрета на злоупотребление доминирующим положением в случае, если такие действия приводят только к ущемлению интересов лиц, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Расширен институт предупреждения, и его действие распространено на органы государственной власти и местного самоуправления, акты недобросовестной конкуренции (кроме случаев нарушения исключительных прав) и иные формы злоупотребления доминирующим положением. Расширен перечень лиц, которым может быть направлено предостережение (в их число включены должностные лица органов власти). Правительству Российской Федерации предоставлено право определять правила недискриминационного доступа к товарам на высококонцентрированных товарных рынках при наличии на них нарушений антимонопольного законодательства.
Кроме того, введено предварительное согласование антимонопольным органом создания государственных и муниципальных предприятий, установлена возможность признания картелем соглашений, заключенных между хозяйствующими субъектами – покупателями, и предусмотрена обязанность предоставления в антимонопольный орган информации, составляющей налоговую тайну.
Работа по имплементации норм модельного закона "О конкуренции" и подготовке предложений по совершенствованию антимонопольного (конкурентного) законодательства государств - членов ЕАЭС будет продолжена в 2015 году. На наш взгляд, существуют нормы модельного закона о конкуренции, которые могли бы быть учтены при дальнейшем совершенствовании национального антимонопольного законодательства. В целом они направлены на экономию бюджетных средств, обеспечение равных условий, недискриминационный доступ к товарам монополистов, снижение количества штрафов, предотвращение создания новых монополий, повышение прозрачности торгов, поддержку бизнеса.
К примеру, для Беларуси могут быть полезными нормы о запрете при проведении торгов действий, которые приводят к ограничению, устранению и недопущению конкуренции; о согласовании антимонопольным органом создания государственных предприятий; об альтернативных способах регулирования деятельности монополистов, таких как установление правил недискриминационного доступа в сфере естественных монополий и инфраструктурных и иных секторах; предписание об утверждении и опубликовании правил торговой практики доминирующих субъектов, и др.
Также в белорусском законодательстве предстоит закрепить такие нормы, как направление предостережения о недопущении нарушения антимонопольного законодательства; возбуждение дел о нарушениях антимонопольного законодательства, коллегиальность принятия решений по таким делам; смягчение ответственности за нарушение антимонопольного законодательства и др.
Совместно с уполномоченными органами государств ЕАЭС продолжится подготовка предложений по совершенствованию национального антимонопольного (конкурентного) законодательства и работа по имплементации положений модельного закона "О конкуренции" в национальное законодательство стран ЕАЭС.
В 2015 году планируется подготовить и вынести на рассмотрение Высшего евразийского экономического совета проект решения "О Концепции развития конкурентной (антимонопольной) политики на территории государств - членов Евразийского экономического союза" и приступить к подготовке проекта Концепции развития сферы государственных (муниципальных) закупок государств ЕАЭС.
Совместно с Арменией и Кыргызстаном предстоит разработать планы мероприятий по взаимному признанию электронной цифровой подписи государствами - членами ЕАЭС.
На наш взгляд, особое внимание необходимо уделить мерам по недопущению манипулирования фармпроизводителями искаженными данными в инструкциях по медицинскому применению, приводящего к ограничению конкуренции и введению в заблуждение относительно технических характеристик лекарственных препаратов. Усилия также должны быть направлены на недопущение регистрации фармкомпаниями лекарственных средств под видом БАД, а также регистрации БАД под названиями и в упаковках, похожих до степени смешения на лекарственные препараты; возникновения дефицита на отдельные лекарственные препараты, особенно в периоды повышенного спроса на лекарственные средства. Кроме того, единые конкурентные правила на фармрынке государств ЕАЭС позволят избежать установления завышенных, в том числе монопольно высоких цен на лекарственные препараты.
С 1 января 2015 года вопросы государственных закупок регулируются Договором о ЕАЭС, а также соответствующим национальным законодательством. Соглашение о государственных (муниципальных) закупках от 9 декабря 2010 года утратило силу.
Концепция регулирования государственных закупок в целом сохранена. Это оптимальное и эффективное расходование денежных средств; открытость и прозрачность закупок; национальный режим для государств - членов ЕАЭС, а для третьих стран - не более благоприятный, чем для государств-членов; развитие конкуренции и противодействие коррупции и другим злоупотреблениям в сфере государственных закупок и т.д.
Несколько скорректирована сфера регулирования: из числа заказчиков исключены национальные (центральные) банки и осуществляемые ими закупки, но при этом определен ряд требований к их закупочной деятельности.
Перечень способов закупок дополнен двумя разновидностями открытого конкурса - предусматривающий двухэтапные процедуры и предварительный квалификационный отбор, а также запросом предложений. При этом целесообразность применения дополнительных способов закупок, как и биржевых торгов, запроса ценовых предложений (запроса котировок), государство-член вправе определять самостоятельно.
Несколько скорректированы условия применения отдельных способов закупок. Так, сокращены перечни товаров (работ, услуг) и случаи осуществления закупок посредством открытого электронного аукциона и закупки из одного источника либо у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
Перечень случаев для применения способа закупки из одного источника либо у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) сведен воедино и сокращен с 81 до 63 позиций.
В случае применения конкурсов и аукционов сроки для подачи заявок сокращены с 20 до 15 дней, разъяснение условий документации должно быть представлено не позднее чем за 3 календарных дня до даты окончания подачи заявок, потенциальные поставщики должны быть уведомлены о результатах этапов проведения процедуры (путем публикации протоколов, результатов процедуры закупок) не позднее дня, следующего за днем принятия соответствующего решения, а договор должен быть заключен не ранее 10 и не позднее 30 календарных дней с даты выбора победителя.
В случае применения конкурса установлено, что местом подачи заявок является электронная торговая площадка (электронная площадка) и (или) веб-портал.
Более короткими стали сроки уведомления об установлении особенностей осуществления закупок, изъятий из национального режима, а также принятия актов о закупках у определенного потенциального поставщика - не позднее 15 календарных дней до их принятия.
С 30% до 50% увеличен минимальный размер обеспечения исполнения договора о закупке в случае авансирования закупки.
Определено, что государства-члены будут стремиться перейти на заключение договоров о закупках в электронном формате до 2016 года.