Стратегия деятельности Госстандарта определяется задачами развития национальной экономики и тесно связана с интеграционными процессами в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Формирующийся общий рынок товаров государств – членов ЕАЭС с едиными требованиями и разрешительными документами открывает для производителей и потребителей новые возможности. В то же время усиливается конкуренция и увеличивается вероятность поступления небезопасной продукции на внутренний рынок.
Такие условия требуют от Госстандарта активной работы, направленной на обеспечение безопасности, качества и конкурентоспособности отечественных товаров, содействие их экспорту, защиту потребительского рынка.
Во время онлайн-конференции эксперт расскажет об изменениях законодательства в сфере технического нормирования и стандартизации, новых технических регламентах и стандартах, формировании национальной эталонной базы, проблемных вопросах в подтверждении соответствия, ответит на вопросы читателей.
Участники:
Вопросы конференции
Один из основных акцентов интеграционной стратегии государств - членов Евразийского экономического союза – это формирование и функционирование общего рынка товаров, свободное их движение в России, Беларуси, Казахстане, Армении, а в ближайшее время – и Кыргызстане. С этой целью вырабатываются единые требования к продукции и единые разрешительные документы для допуска ее на рынок. Они устанавливаются в обязательных для соблюдения технических регламентах Таможенного союза.
В текущем году разрабатывается более 20 техрегламентов. Они устанавливают требования безопасности к аттракционам; упакованной питьевой воде, включая природные минеральные воды; кормам и кормовым добавкам; мясу птицы и продукции ее переработки; оборудованию для детских игровых площадок; средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения; продукции, предназначенной для защиты населения при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; к ограничению применения опасных веществ в изделиях электротехники и радиоэлектроники; энергетической эффективности электрических энергопотребляющих устройств и др.
С учетом практики применения ведется работа по внесению 16 изменений в принятые технические регламенты: на зерно, пищевую продукцию, продукцию легкой промышленности, продукцию, предназначенную для детей и подростков, парфюмерно-косметическую продукцию, игрушки, упаковку, машины и оборудование, автомобильный и авиационный бензин, колесные транспортные средства.
В настоящее время в высокой степени готовности находится 13 проектов технических регламентов. Они касаются требований к химической продукции, синтетическим моющим средствам и товарам бытовой химии, минеральным удобрениям, лакокрасочным материалам, алкогольной продукции, рыбе и рыбной продукции, зданиям и сооружениям, строительным материалам и изделиям, информированию потребителя об энергетической эффективности электрических энергопотребляющих устройств, требований к сжиженным углеводородным газам для использования в качестве топлива и др.
Отмечу, что работа над техрегламентами включает стадию публичного обсуждения, которая длится два месяца, и любое заинтересованное лицо или организация может представить свои замечания и предложения разработчику. Белорусским организациям важно занимать в этом процессе активную позицию, чтобы продвигать свои интересы в рамках ЕАЭС. Отслеживать информацию о стадиях разработки можно на сайте Евразийской экономической комиссии.
Как вы знаете, 2 января 2015 года вступил в силу договор о присоединении Армении к ЕАЭС. С этого времени Армения стала четвертым полноправным членом ЕАЭС наряду с Беларусью, Казахстаном и Россией, приняв соответствующие обязательства и получив доступ к единому рынку ЕАЭС.
В настоящее время Армения осуществляет гармонизацию национального законодательства в области технического регулирования с договорно-правовой базой ЕАЭС и постепенно вводит на своей территории технические регламенты Таможенного союза.
В соответствии с договором о присоединении технические регламенты Таможенного союза вступят в силу в Армении через 12 месяцев после вступления в силу договора, то есть с 2 января 2016 года. До этого времени в стране в отношении обязательных требований к продукции продолжает действовать национальное законодательство.
Отдельные технические регламенты начнут действовать на территории Армении через 24, 48 или 60 месяцев после вступления в силу договора о присоединении. При этом договором предусмотрено, что в течение определенного времени наряду с техрегламентами ТС будут параллельно применяться нормы национального законодательства.
Поправлю, что с 1 сентября вводится в действие изменение к государственному стандарту Республики Беларусь СТБ 1598-2006 "Молоко коровье сырое. Технические условия". Сам же стандарт действует с 1 августа 2006 года.
Внесение изменения было инициировано Минсельхозпродом для повышения качества и конкурентоспособности производимого в республике молока и молочной продукции. Требования, установленные в этом изменении, не противоречат техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (ТР ТС 033/2013)", но жестче для сырого молока по двум микробиологическим показателям: содержание микроорганизмов и соматических клеток.
Вводится также нормирование общего количества микроорганизмов (бактериальная обсемененность методом пробы на редуктазу), позволяющее оперативнее оценивать микробиологическую безопасность молока.
В ТР ТС 033/2013 не предусмотрено деление молока на сорта, но в нашем стандарте оно есть, и этим изменением исключается второй сорт молока - будут только экстра, высший и первый.
Обеспечение выпуска молока в соответствии с новыми требованиями будет стимулировать изготовителей сырого молока к повышению санитарно-гигиенического уровня производства, а это, безусловно, повысит безопасность, качество и конкурентоспособность готовой молочной продукции.
Действительно, в рамках проекта технической помощи Европейского союза "Поддержка инфраструктуры качества в Республике Беларусь - безопасность пищевых продуктов" было поставлено современное оборудование на сумму около 5 млн евро. Это позволило существенно расширить измерительные возможности лабораторий Госстандарта, Минздрава и Минсельхозпрода по испытаниям отечественных пищевых продуктов, и в первую очередь поставляемых на экспорт.
Безусловно, освоение современных методов определения показателей пищевой продукции способствует продвижению отечественных товаров на зарубежные рынки. Например, испытательная лаборатория Белорусского государственного института метрологии теперь может подтвердить свои возросшие возможности в рамках имеющейся аккредитации немецкого органа по аккредитации DAkkS. Это позволит на европейском уровне представить потенциал отечественной лабораторной службы для обеспечения доверия к белорусской продукции на рынке Германии и Евросоюза в целом.
Появление новых, более широких возможностей оценки позволяет белорусским производителям определить перспективы поставок своей продукции на различные рынки.
Однако следует понимать, что продвижение отечественной продукции зависит не только от технической составляющей, связанной с возможностями лабораторий по испытаниям пищевой продукции. Определяющим фактором являются, прежде всего, активные действия производителей по обеспечению конкурентоспособности продукции, выполнению требований законодательства, действующего на зарубежных рынках, условий договоров на поставку продукции.
Согласно нашему законодательству услуга рассматривается как объект стандартизации. И сегодня в стране действует около 400 стандартов, которые устанавливают требования к услугам в более чем 30 секторах. Это услуги туристических, санаторно-курортных и оздоровительных организаций, услуги по ремонту и изготовлению различного вида изделий и бытовых приборов, химической чистки и крашения, прачечных, общественного питания, по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, изготовлению одежды, мебели, фотоателье и кинолабораторий, парикмахерских, проката, сотовой связи, по перевозке пассажиров, ремонту, строительству жилья.
Планом государственной стандартизации на 2015 год предусмотрена разработка государственных стандартов, устанавливающих классификацию основных интернет-услуг и требования по обеспечению их качества, общие требования к СПА-услугам и др.
Будет актуализировано порядка 16 документов в сфере бытовых услуг и услуг, оказываемых населению.
Думаю, что новые инициативы от заинтересованных предприятий и компаний, органов госуправления появятся и в будущем году - сейчас Госстандарт формирует проект плана государственной стандартизации - 2016.
Следует подчеркнуть, что госстандарты по своей сути являются техническими: они предъявляют конкретные технические требования к параметрам и характеристикам, к примеру, отремонтированных бытовых холодильников и морозильников, мебели, одежде, обуви, изделиям, обработанным в прачечных, фотоснимкам, работам в строительстве.
Помимо стандартов, требования к услугам установлены в нормативных правовых актах, регулирующих вопросы защиты прав потребителей.
Для начала отмечу, что технический регламент на минеральные удобрения является одним из разрабатываемых регламентов на химическую продукцию, которые взаимоувязаны, и их решено принимать и вводить в действие по пакетному принципу: параллельно разрабатываются проекты технических регламентов ЕАЭС "О безопасности химической продукции", "О безопасности лакокрасочной продукции", "О безопасности синтетических моющих средств и товаров бытовой химии".
Разработка проекта техрегламента на удобрения была начата еще в 2010 году. В ней принимали участие специалисты из Беларуси, России, Казахстана. Процесс оказался достаточно сложным, ведь изначально планировалось подготовить техрегламент на все виды удобрений (минеральных, органических, органоминеральных), однако по объективным причинам органические и органоминеральные удобрения были исключены из объектов техрегламента. Уточнилось и его наименование: "О требованиях к минеральным удобрениям".
В настоящее время проект данного документа находится на внутригосударственном согласовании. С учетом замечаний Министерства национальной экономики Казахстана он дорабатывался, после чего направлялся в уполномоченные органы государств-членов для рассмотрения. Обсуждение доработанного проекта с комплектом документов состоялось 27 апреля текущего года. Тогда было решено внести редакционные изменения, а концерну "Белнефтехим" предписано дополнительно проработать ряд вопросов, в том числе касающихся применяемых понятий, маркировки удобрений, перечня документов, предоставляемых для их регистрации. Согласованная позиция нашей республики, сформированная при участии Госстандарта, Минсельхозпрода, предприятий, выпускающих минеральные удобрения, в июне 2015 года направлена в Евразийскую экономическую комиссию.
Замечу, что требования действующего сейчас в Беларуси ТР 2010/014/BY "Минеральные удобрения. Безопасность" в целом согласуются с требованиями разрабатываемого проекта технического регламента ЕАЭС по объекту технического регулирования (минеральные удобрения), показателям безопасности, требованиям к маркировке удобрений.
Что же касается новых требований проекта техрегламента ЕАЭС, то они касаются, в частности, нормы содержания биурета в карбамиде (она ужесточается: в ТР 2010/014/BY - не более 2%, в проекте ТР ЕАЭС - не более 1,4%); аммиачной селитры (в ТР 2010/014/BY требований к такому удобрению не было, поскольку оно не выпускается в республике); формы оценки соответствия (в ТР 2010/014/BY - декларирование соответствия после государственной регистрации, в проекте ТР ЕАЭС - только регистрация, что уменьшает административную нагрузку).
Теперь о втором техрегламенте. Вокруг нас все больше и больше электротехники и электроники. В таких условиях возрастает и количество вредных материалов и веществ, содержащихся в таких изделиях и в образующихся от их применения отходах (свинец, ртуть, кадмий, хром, вредные для человеческого организма полимеры). Исключить или существенно снизить их содержание в электрических и электронных изделиях на стадии разработки и производства и призван технический регламент ЕАЭС "Об ограничении применения опасных веществ в изделиях электротехники и электроники".
Сейчас проект этого документа находится на внутригосударственном согласовании. В составе рабочей группы в его разработке принимают участие эксперты как нашей республики, так и России, Казахстана. За основу было взято законодательство Европейского союза в области электротехники и электроники. Оно в ЕС развивается системно, последовательно и достаточно давно.
В область применения техрегламента входит практически вся электрика и аппаратура бытового и аналогичного назначения, офисная техника, а также ряд наиболее массовых изделий для производственных целей - то есть то, что существенно влияет на общие объемы применяемых опасных веществ и, как следствие, на образование вредных электротехнических отходов.
Отмечу, что этот техрегламент впервые для стран ЕАЭС введет запрет на превышение установленной концентрации шести опасных веществ в составе гомогенных (неделимых) материалов, из которых изготавливается основная электротехническая продукция. Будет допускаться не более 0,01% кадмия и 0,1% свинца, ртути, шестивалентного хрома, полибромбифенилов, полибромированных дифенилэфиров.
Учитывая сферу деятельности комитета, к нам поступают вопросы широкого спектра. Я бы выделил три основных темы. Во-первых, это вопросы, связанные со строительством. В структуре комитета работает Главгосэкспертиза, которая ведет экспертизу проектной документации, поэтому ей адресуются такие вопросы. Второй блок вопросов связан с качеством продукции, потому что людей интересует эта тема.
Очень много вопросов связно с тем, как работать в условиях Таможенного союза, особенно часто подобные вопросы задают предприниматели. Им важно понять и разобраться, как работать в условиях технических регламентов, какие нужно соблюсти процедуры, как поступать в тех или иных случаях.
Это три основных блока. Однако, кроме этого, как правило, поступают вопросы, на которые люди не могут найти ответы в других структурах, поэтому они ищут "третейского судью". Мы стараемся оперативно отвечать на все вопросы или найти ту структуру, которая поможет дать ответ.
Государственная программа "Энергосбережение 2016-2020" включена в проект перечня государственных программ социально-экономического развития Беларуси на 2016-2020 годы и будет состоять из двух подпрограмм: "Повышение энергоэффективности" и "Развитие использования местных топливно-энергетических ресурсов (в том числе возобновляемых источников)". Для подготовки ее проекта Госстандартом как ответственным заказчиком создана межведомственная рабочая группа. Сейчас разрабатывается положение о порядке формирования, выполнения и оценке эффективности программы. Начат сбор предложений от республиканских органов госуправления, иных государственных организаций, подчиненных правительству, облисполкомов и Минского горисполкома. Он продолжится до 15 августа текущего года.
Сказать, какие именно проекты войдут в новую программу, пока сложно - работа только началась. Конечно, предпочтение получат те, которые будут направлены на внедрение в производство современных энергоэффективных и повышение энергоэффективности действующих технологий, процессов, оборудования и материалов.
В программу также войдут проекты по строительству энергоисточников на местных видах топлива, в том числе возобновляемых. При этом проекты должны соответствовать критериям окупаемости. Это - тоже весомый фактор, который будет учитываться. Ожидаем, что проект государственной программы "Энергосбережение 2016-2020" будет сформирован к концу этого года.
Сам посыл, что продукция по техусловиям - это плохо, несколько неверный. ТУ - это документ конкретного изготовителя, который идет в дополнение к обязательным требованиям. У нас есть обязательные требования технических регламентов (это обязательные требования безопасности), и производитель в дополнение к ним формирует в своих технических условиях целый ряд других требований - это и показатели назначения, и характеристики, и вопросы качества, и показатели, которые он ценит при приемке продукции, и методы испытаний, которые он использует. Это комплексный документ. Другой вопрос, что сегодня есть продукция, на которую разработан государственный стандарт, и на эту же продукцию есть и ТУ. Здесь важно, чтобы уровень техусловий был не ниже существующих стандартов на эту продукцию.
Несколько лет назад мы отменили такую государственную процедуру, как проверка технических условий, которой оценивалось, во-первых, соответствие законодательству, во-вторых, уровень самого документа. К сожалению, мы от него отказались, и у нас сегодня техусловия полностью на ответственности самого разработчика. Что он написал - то там и есть. Мы предлагаем, особенно по сложной продукции, вернуться к этой процедуре и все-таки оценивать ТУ перед тем, как давать государственную регистрацию. Экспертизы техусловий в России тоже сегодня нет, хотя многие страны ее сохранили, и я считаю, что это нормальная процедура. Если на продукцию есть государственный стандарт, надо стремиться производить по этому стандарту, потому что это планка, которая известна, которая понятна людям. Если ты сделал уникальную продукцию, которая по своим показателям выше, чем государственный стандарт, тогда честь тебе и хвала. Если ты сделал ТУ, по которым продукция сохранила название, но по своей сути стала примитивнее - это надо изживать. Выпуская продукцию на рынок, мы оцениваем обязательные требования, которые есть в техрегламентах. Но уже в Указе №48, который связан с надзором за регламентами, есть такой посыл: контролирующие органы будут смотреть на заявленные в ТУ характеристики. Если ты заявил в техусловиях, что у тебя продукция с такими-то характеристиками, то мы теперь будем проверять ее на соответствие.
Мы подготовили проект постановления Совмина о проведении проверки техусловий до государственной регистрации. Сейчас идет обсуждение на уровне Госстандарта и Минэкономики. Этот вопрос можно рассматривать с двух сторон: одни считают, что это ограничение возможностей разработчика, но мы считаем, что сегодня это упорядочение документов, потому что, по нашим оценкам, 30-40% техусловий имеют очень низкий уровень. И мы должны оперативно изжить их из своей практики.
Наши стандарты устанавливают технические требования, чтобы обеспечить бесперебойность интернет-услуг. Другими словами, чтобы услуга была качественной, устанавливаются соответствующие технические требования. Их разработкой занимается Гипросвязь. Это организация подведомственна Минсвязи. Отмечу, что это скорее технические характеристики, а не вопрос, связанный с прозрачностью интернет-деятельности, поскольку такой стандарт сделать просто невозможно.
Как правило, с момента разработки и стадии утверждения предприятиям дается около полугода, чтобы принять организационные меры для внедрения нового стандарта. Поэтому, скорее всего, он будет введен в действие с середины следующего года. Любой проект стандарта является открытым, он доступен для обсуждения и обязательно согласовывается с заинтересованными организациями.
Когда в предпринимательской среде стала активно обсуждаться тема технических регламентов, то оказалось, что продукции, которую можно отдавать на испытания, не то, что мало, - ее огромный пласт вообще не имеет изготовителя. Именно поэтому продукция неизвестного происхождения - а ее много на нашем рынке - создала иллюзию, что существует проблема с техническими регламентами. На самом деле, есть проблема с закупаемой и завозимой продукцией. А технический регламент просто подстегнул специалистов присмотреться к тому, какую продукцию мы покупаем, что завозят оптовики и предприниматели. Есть ли у этой продукции маркировка, документы безопасности или их нет.
Сегодня изготовители Беларуси, России и Казахстана имеют все доказательные документы о том, что их продукция соответствует техническому регламенту. Иначе бы они просто не работали. При этом наши проверки, проведенные до марта-апреля этого года, показали, что пласт продукции неизвестного происхождения никуда не делся. Мы боимся, что он даже не уменьшается.
Считаем, что на рынок должен завозиться легальный товар, имеющий определенного изготовителя или производителя, который несет ответственность за его безопасность. Если этот товар сделан легально, то в 90% у этого производителя есть легальные документы. И не нужно проходить дополнительные испытания, какие-то проверки и получать дополнительные сертификаты. С нашей точки зрения, переносы сроков, которые предприниматели получают из года в год, ничего в практическом плане положительного не дают.
В стране около 40 лабораторий могут проводить испытания продукции легкой промышленности, и очень многие органы сертификации могут работать с предпринимателями. Мы также организовали специальные консультации для всех желающих, предусмотрели в совместном постановлении от органов госуправления разные упрощенные варианты того, как можно поставить продукцию на наш рынок. Кстати, чтобы легально продавать товар, достаточно одной маркировки продукции знаком Таможенного союза.
Однако никаких заявок нет. Все ожидают какого-то чуда и что с приходом нового года ничего не изменится, поэтому никто не обсуждает данную тему. Эта тишина, с нашей точки зрения, идет не на пользу нашим предпринимателям.
Считаю, что продукция неизвестного происхождения до нового года должна исчезнуть с прилавков. Потому что с нового года по решению правительства мы в полной мере будем требовать соблюдения регламентов. Время еще есть, есть возможность разобраться каждому со своим товаром.
Мы понимаем, что за предпринимателями стоят очень крупные компании, крупные импортеры, которые, можно сказать, пристроились за их спиной. Они скинули все свои проблемы на мелкий бизнес и пытаются заниматься незаконными поставками неподтвержденной продукции. Но они должны четко понимать, что время у них заканчивается.
Динамика сокращения общего количества строящихся объектов по республике в I полугодии 2015 года по сравнению с аналогичным периодом 2014-го продолжается. Количество зарегистрированных объектов в инспекциях Госстройнадзора в отчетный период уменьшилось на 7,7% по сравнению с прошлым годом, однако количество выявленных Госстройнадзором дефектов увеличилось на 6,4%. При этом количество значительных дефектов осталось на уровне 2014 года.
В результате проводимых мониторинга и проверок выявлены факты самовольного выполнения строительно-монтажных работ на 238 объектах, что на 3,9% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В связи с нарушениями действующего законодательства инспекции были вынуждены приостанавливать выполнение строительно-монтажных работ на 101 объекте (на 29,5% больше).
Следует отметить, что в отчетный период текущего года количество критических дефектов по отношению к аналогичному периоду прошлого года снизилось в 10 раз. Выявлен один критический дефект, что предупредило развитие аварийной ситуации на объекте.
За нарушения требований законодательства в строительстве за январь-июнь текущего года по республике к административной ответственности привлечены 2 тыс. 742 физических и юридических лица, что на 11,5% больше аналогичного периода прошлого года.
Увеличение выявленных нарушений в области строительства скорее говорит не о негативной динамике в качестве, а об улучшении работы органов Госстройнадзора. Имеющаяся база приборов и инструментов контроля сегодня позволяет инспектору выявлять скрытые нарушения и дефекты, своевременное устранение которых напрямую влияет на эксплуатационную надежность и долговечность объектов.
Вместе с тем, вопрос качества строительства остается актуальным. По-прежнему требуют внимания вопросы профессионализма и ответственности персонала, задействованного в процессе строительства, причем со стороны как госорганизаций, так и частных структур. Отмечаются низкая эффективность систем внутреннего контроля в подрядных организациях и неритмичное финансирование.
В течение I полугодия 2015 года за систематические нарушения требований законодательства в строительстве инспекции Госстройнадзора в Минстройархитектуры направили 70 представлений на аннулирование квалификационных аттестатов, выданных должностным лицам, и 4 представления о прекращении действия аттестата соответствия субъектам хозяйствования. В органы по сертификации направлены материалы с предложениями о приостановлении действия 11 сертификатов соответствия на виды работ, 2 свидетельств о технической компетентности, 1 сертификата соответствия на систему менеджмента качества.-0-