Правовую основу регулирования прав ребенка в Беларуси составляют Конституция, международные договоры, закон "О правах ребенка" и иные акты законодательства. Приоритетом государства в сфере защиты прав детей является недопущение их дискриминации во всех сферах жизнедеятельности, защита от факторов, негативно влияющих на физическое, духовное и нравственное развитие, профилактика преступности и правонарушений. О том, как на практике реализуются эти положения, какие выявляются проблемы, и как они решаются, во время онлайн-конференции расскажут начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи Генеральной прокуратуры Беларуси Дарья Лебедева, заместитель начальника отдела по надзору за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи Генеральной прокуратуры Алексей Подвойский, начальник отдела организации работы инспекций по делам несовершеннолетних главного управления охраны правопорядка и профилактики МВД Виталий Янчин, председатель Республиканской коллегии адвокатов Виктор Чайчиц и представитель Министерства образования Беларуси.
Вопросы конференции
В нашей стране создана эффективная и оптимальная система защиты прав и законных интересов детей. Центральным государственным органом, который координирует деятельность в сфере защиты прав ребенка, является Министерство образования Беларуси. Защитные и профилактические функции реализуются комиссиями по делам несовершеннолетних, органами опеки и попечительства, органами внутренних дел и прокуратуры, судами, органами юстиции, учреждениями труда и социальной защиты, здравоохранения и образования, а также другими госорганами и учреждениями. Кроме того, социально значимые проекты реализуются многочисленными общественными объединениями, религиозными организациями, в том числе международными. Наиболее крупным партнером государства в этой области является детский фонд ЮНИСЕФ. Контроль за соблюдением прав и законных интересов детей, закрепленных в Конвенции о правах ребенка, законе Беларуси о правах ребенка и других нормативных правовых актах, осуществляется Национальной комиссией по правам ребенка. Комиссия была создана в 1996 году. Она, прежде всего, рассматривает актуальные вопросы совершенствования законодательства в области защиты прав детей. С 2007 года действует также приемная комиссии, которая находится в Национальном центре художественного творчества детей и молодежи. На сайте учреждения размещена информация об органе и наличии таких же приемных в других регионах Беларуси, а также график приема граждан членами комиссии. Любой человек, если у него есть вопросы, касающиеся нарушения или защиты прав ребенка, может обратиться в приемную комиссии за помощью и получить необходимый совет.
В настоящее время Министерство образования Беларуси совместно с представительством Детского фонда ЮНИСЕФ прорабатывает вопросы введения пилотного проекта уполномоченного по правам ребенка в одном из регионов страны. По итогам можно будет сделать вывод о необходимости этого института в нашей стране.Виктор Чайчиц: Новый орган надо создавать только в том случае, когда есть основания полагать, что уже функционирующие учреждения не работает в достаточной мере. По моему мнению, достаточно организаций, которые занимаются детьми, защищают права ребенка. Может, я не досконально знаю этот вопрос, но считаю, что нет необходимости создавать дополнительную организацию. Лучше эти средства потратить на детей.
В Беларуси за последние годы уменьшается социальное сиротство. Это результат планомерной работы всех заинтересованных структур по выведению детей из социально опасного положения, то есть по реализации Декрета №18 и других законодательных актов. За 2013 год без попечения родителей осталось 2 тыс. 750 детей, что на 10,8% меньше, чем в 2012 году. Сегодня в Беларуси около 23 тыс. социальных сирот.
Что касается скрытого сиротства, мы можем его выявить, если поступают сообщения о неблагополучии или о фактах совершения родителями противоправных деяний, то есть любой информации, которая свидетельствует о том, что у ребенка в семье есть какие-то проблемы. Каждый такой случай изучается, проводится расследование. Таким образом, мы стараемся не допустить скрытого социального сиротства.
Дарья Лебедева: Есть еще одна проблема в законодательстве. В Кодексе о браке и семье давно существуют две нормы - 148-я и 149-я статьи. Больше проблем связано с названием и формулировкой 148-й. В частности, в ней говорится о возможности установления опеки над детьми, родители которых уклоняются от выполнения своих родительских обязанностей. Это нонсенс. В настоящее время Генпрокуратура вносит в Национальный центр правовой информации предложения об исключении этой нормы из Кодекса о браке и семье. Это типичная ситуация, когда скрывается социальное сиротство за опекой, как правило, родственной.
Кроме того, на наш взгляд, существенной переработки в кодексе требует норма, согласно которой может устанавливаться опека при временном отсутствии родителя. Правовая норма не дает исчерпывающий перечень ситуаций, когда родитель отсутствует и над ребенком может быть установлена опека. Прописаны командировка, болезнь и тому подобное. Что такое "тому подобное"? На практике это зачастую выглядит так: мама уезжает за границу, устраивает свою личную жизнь, над ребенком устанавливается временная опека бабушки. По норме это всего шесть месяцев, но срок постоянно продлевается. Мамы нет в помине. В лучшем случае она присылает бабушке средства для воспитания своего ребенка. И вот, пожалуйста, - один из случаев, когда закон дает возможность скрывать социальное сиротство. Поэтому сейчас мы вносим предложение об исключении из кодекса одной нормы и существенной доработке второй.
Практика показывает, что подавляющее большинство пострадавших от преступлений несовершеннолетних признаны потерпевшими в результате уклонения родителей от содержания детей либо от возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении (обязанные лица).
Проблема нежелания обязанных лиц работать по-прежнему существует. В большинстве своем это лица, злоупотребляющие спиртными напитками и, как правило, лишенные родительских прав. Благодаря совместным усилиям заинтересованных госорганов около 99% состоящих на учете в ОВД обязанных лиц трудоустроены, однако около 15% из них уклоняются от работы. Ранее этот процент был еще больше - более 20%.
Для решения этой проблемы МВД инициировало внесение дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, предусматривающих привлечение трудоустроенных обязанных лиц, совершающих прогулы, к административной ответственности в виде административного ареста с обязательным привлечением к труду. Сейчас такая мера применяется только к лицам, уклоняющимся от трудоустройства, но не от работы.
В настоящее время согласованный со всеми заинтересованными проект закона "О внесении дополнений и изменений в Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный кодексы Республики Беларусь и Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях" находится в Палате представителей Национального собрания.
Данная проблема очень актуальна с точки зрения адвокатуры, и мне кажется, каждый гражданин знает, что такая беда в нашем обществе и в целом по всему миру существует. Когда наши адвокаты проводят разные беседы с учениками, читают лекции и рассказывают о последствиях употребления наркотических веществ, то мы видим, что, к сожалению, дети еще недостаточно проинформированы в данном вопросе. Они не знают, какие проблемы от употребления наркотиков их ожидают с медицинской точки зрения, и какое наказание последует за этим преступлением. На мой взгляд, фильмы, которые идут по телевидению, сыграли плохую службу. Потому что очень часто показывают красивого, приятного человека, и он употребляет наркотики. Так вот, сколько бы ни убеждали, что наркотик это плохо и завтра ты будешь больным, не действует, так как они видят по телевидению совсем другое. Опять-таки по телевидению показывают, что люди годами употребляют наркотики, и их никто за это не наказывает. Необходимо каким-то образом оградить людей от этой неправильной информации.
Виталий Янчин: Эта проблема сейчас волнует все общество и государственные структуры в том числе. До 20% всех преступлений несовершеннолетних совершается ими в состоянии алкогольного опьянения. Наблюдается устойчивая тенденция к омоложению потребителей спиртного (возраст первого употребления приходится на 12-14 лет, не единичны случаи "знакомства" с алкоголем в 9-10 лет). По закону на учете ИДН стоят те подростки, потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических либо иных одурманивающих веществ, алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлено в соответствии с законодательством. А это более 4 тыс. В наркологических службах организаций здравоохранения - более 14 тыс. По-прежнему в этом вопросе наблюдается высокая латентность. По этой причине официальная статистика токсико- и наркозависимых не отражает реальное положение дел (на учете ИДН около 500 несовершеннолетних).
На ранней стадии выявить потребителя психотропного вещества довольно проблематично. К сожалению, по разным причинам родители зачастую не замечают проблем у подростков. Поэтому сотрудники ОВД проводят беседы не только с молодежью, но и обучающие тренинги с родителями, педагогами. В учреждениях образования многие пришли к пониманию, что выгоднее самим выявить факт потребления учащимся наркотика, позвонив в милицию и учреждение здравоохранения. В противном случае может произойти беда.
В 2012 году подростки совершили 35 преступлений в состоянии наркотического возбуждения, а в 2013-м - 127. По сравнению с корыстными преступлениями значительно меньше, но налицо значительное увеличение таких преступлений. Особую тревогу вызывает тот факт, что потребление молодыми людьми наркотических, токсикоманических веществ иногда приводит к летальному исходу.
Многие родители и подростки по разным причинам отказываются от оказания медицинской помощи. Поэтому в настоящее время принять необходимые адекватные меры лечения к несовершеннолетним, потребляющим наркотические, токсикоманические вещества, алкогольные, слабоалкогольные напитки или пиво, невозможно. В этой связи МВД предлагает дополнить закон от 31 мая 2003 года "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" нормой, определяющей порядок принудительного лечения несовершеннолетних. Указанная мера, по нашему мнению, не только повысит эффективность лечения, но и обеспечит круглосуточный контроль их поведения, разрыв налаженных асоциальных связей.
Одной из основных причин антиобщественного поведения несовершеннолетних является негативное влияние на подростков со стороны взрослых. Поэтому предлагаем провести корректировку статьи 173 (вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение) Уголовного кодекса Беларуси. В настоящее время нельзя привлечь к уголовной ответственности лицо, которое систематически вовлекает несовершеннолетнего в антиобщественное поведение путем покупки для него алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива. При этом за разовое совершение таких действий уже давно существует административная ответственность. Приобретая алкоголь для заведомо несовершеннолетнего, совершеннолетнее лицо осознает, для чего он его приобретает, а именно для последующего употребления. Кроме того, вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление слабоалкогольных напитков или пива, которые не относятся к категории спиртных напитков, по данной причине не является основанием для возбуждения уголовного дела. При этом около 80% несовершеннолетних, состоящих на учете у врачей-наркологов за пьянство, и такая же часть правонарушений, совершаемых ими в состоянии алкогольного опьянения, связаны с употреблением слабоалкогольных напитков и пива.
По данным Министерства здравоохранения, слабоалкогольные напитки и пиво содержат дозу алкоголя, достаточную как для развития алкоголизма, так и для его токсического воздействия на организм - в первую очередь от этого страдают сердце, печень и головной мозг. Результаты исследований показывают, что в молодом возрасте наиболее интенсивно развивается головной мозг, что делает его особенно чувствительным к воздействию негативных внешних факторов. Употребление пива в подростковом возрасте может повредить важные структуры мозга, отвечающие за формирование личности человека.
Дарья Лебедева: Хочу добавить, что сейчас действительно предлагается к рассмотрению новая глава о возможности принудительного лечения детей, страдающих хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией. Документ находится на рассмотрении в Генеральной прокуратуре и это как раз та глава, которая среди прокуроров вызвала широкую дискуссию. Официальный ответ по этому поводу мы дадим в установленном порядке и в указанные сроки.
К нам все чаще поступают обращения граждан о необоснованности, по их мнению, постановки на учет в инспекции по делам несовершеннолетних подростков за совершение незначительных правонарушений: безбилетный проезд, переход улицы в неустановленном месте и др.
Чтобы сконцентрировать основные меры индивидуальной профилактики в отношении подростков, склонных к совершению правонарушений, МВД предложило ставить на учет несовершеннолетних в случае однократного их привлечения к административной ответственности не за все правонарушения, предусмотренные КоАП, а лишь за наиболее тяжкие, такие как умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия, мелкое хищение, умышленное уничтожение либо повреждение имущества, мелкое хулиганство, распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, потребление наркотических средств или психотропных веществ, их аналогов в общественном месте либо появление в общественном месте или на работе в состоянии опьянения, занятие проституцией, заведомо ложное сообщение, управление транспортным средством в состоянии опьянения, управление транспортным средством без права управления этим средством.
Только в случае повторного привлечения к административной ответственности постановка на учет в ИДН должна осуществляться за любое правонарушение, предусмотренное КоАП.
В практике такого не было, и подобную статистику мы не ведем. Я думаю, что в нашем обществе если и есть такие случаи, то они единичны.
Виталий ЯНЧИН: Я хочу подтвердить, что в МВД поступают иногда такие обращения, проводится доскональная, скрупулезная проверка, но на данный момент никто такие факты не подтверждает.
Алексей ПОДВОЙСКИЙ: В нашем законодательстве отсутствует такой термин, как «секта». У нас есть понятие деструктивной деятельности. Поскольку у нас религиозные организации проходят регистрацию, то говорить, что в Беларуси имеются секты, очень сложно. Я всегда говорю: если у нас есть секта, которая занимается деструктивной деятельностью, ее нужно закрыть. У нас в республике есть различные религиозные организации. Наиболее развита Русская православная церковь, далее католическая и протестантские направления. Регистрация религиозной организации подразумевает процедуры соответствия и экспертизы.
Дарья ЛЕБЕДЕВА: В законе о правах ребенка говорится о свободе вероисповедания, в том числе в отношении ребенка. Но мы отлично понимаем, что ребенок всегда зависим от своих родителей. Если родители исповедуют то или иное религиозное убеждение, они, конечно, могут приобщать к нему и ребенка, поскольку имеют такое право. Основной вопрос лежит в контексте, не вредит ли это конкретному ребенку, потому что и традиционные религиозные убеждения, взгляды могут навредить человеку. Впоследствии этот человек, когда вырастет, будет реализовывать свои потребности в этом контексте в ином религиозном или философском движении.
Виталий Янчин: Такую информацию обязаны давать в том случае, если ребенком совершались правонарушения и он стоит на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Делаем мы это для того, чтобы узнать, чем будет заниматься подросток летом и предложить ему потом через учреждения образования и так далее организованную форму досуга, чтобы он не был в это время предоставлен сам себе. И это предусмотрено соответствующими документами.