Вопросы конференции
В целом по республике на 1 октября было 515 учебных организаций, которые охватывали все города и районы республики. На сегодняшний день только в одном районе - это Шумилинский Витебской области - отсутствуют учебные организации. Но данный вопрос решается. Я думаю, что с помощью центрального совета ДОСААФ там в ближайшее время откроется филиал Витебской автомобильной школы. Шесть лет назад у нас было таких около 17 районов, сегодня - только один.
По городу Минску у нас 74 организации. Возможно, они испытывают сегодня какой-то дискомфорт, потому что упал набор. Он упал в первую очередь по той причине, что школ в пределах города стало очень много. Поэтому в ближайшее время мы рассматриваем вопрос об ужесточении требований к подходам обучения. Во всяком случае, говорить об ажиотаже, который был три года назад, когда у нас записывались на подготовку за полгода, сейчас нельзя. Запись идет за одну-две недели.
Владимир Сероштан:
От качества подготовки водителей во многом зависит безопасность на дорогах. На наш взгляд, вопрос подготовки водителей в республике следует пересмотреть и четко определить, кто должен их готовить. По мнению руководства ДОСААФ, этим должны заниматься исключительно компетентные организации соответствующего уровня, имеющие профессиональные кадры и необходимую учебно-материальную базу. Сегодня водителей готовят ДОСААФ, Минтранс, Минобразования и частные автошколы. Причем, частных автошкол становится все больше. Мы считаем, что с тем уровнем подготовки, который существует в этих школах, и, главное, с их учебно-материальной базой, таких организаций не должно быть столь много.
Если проанализировать статистику (процент сдачи экзамена в ГАИ с первого раза, безаварийность вождения молодых водителей), мы увидим, что в основном опасность представляют именно те, кто прошел обучение в частной школе. Почему? Частная школа сегодня - это буквально несколько автомобилей. У них, как правило, нет своих учебных помещений, автодрома - они их арендуют. И если в ДОСААФ деньги, полученные в качестве платы за обучение, идут на совершенствование автодромов, приобретение новых автомобилей, интерактивных досок, телевизоров, компьютеров, патриотическое воспитание молодежи, развитие авиационных и технических видов спорта, то частник не вкладывает деньги в развитие, он просто использует эти деньги в личных целях. К тому же эти маленькие частные фирмы, в которых работают по 5-6 человек, находятся на упрощенной системе налогообложения.
И если мы говорим о конкуренции по привлечению людей на обучение в автошколы, то это должна быть конкуренция на равных условиях. Пусть наши конкуренты точно так же создают свою учебно-материальную базу, имеют свои автодромы. Мы готовы к конкуренции с теми, кто, как и мы, действительно серьезно подходит к этому процессу. В остальных мы видим не конкурентов, а тех, кто пытается на вопросе подготовки водителей получить только личную выгоду.
Сегодня ДОСААФ готовит почти 40% водителей в Беларуси. Только за прошлый год мы подготовили около 58 тыс. человек. ДОСААФ - единственная организация в стране, которой доверена подготовка водителей для силовых структур - задача непростая и ответственная. Специалистов, которые могут подготовить водителей такого уровня, научить людей водить грузовые автомобили, у наших конкурентов попросту нет.
В последнее время мы заметили тенденцию по увеличению количества молодых девушек, которые приходят учиться, чтобы получить водительское удостоверение. Сегодня в республике 60-70% обучаемых - это девушки. А у них выше требования к автошколам. Они хотят учиться на иномарке, и чтобы машина была новая, компактная, легкая в управлении. Мы все это учитываем. Поэтому за три последних года автошколы ДОСААФ на 80% обновили автопарк, стараются оборудовать автодромы вблизи мест теоретического обучения. 90% наших обучаемых занимаются на персональных компьютерах, в некоторых школах предусмотрен прокат ноутбуков для тех, кто дома не имеет компьютера. Сдача ПДД сегодня полностью компьютеризирована.
Мы должны понимать, что сегодня около 70% тех, кто приходит учиться в автошколы, уже сидели за рулем. Чаще всего родители начинают их понемногу учить еще с 13-14 лет, несмотря на то, что это не оговорено законом. И мы не можем этот факт игнорировать. Такие люди приходят учиться более подготовленными.
К тому же все люди разные: кому-то быстрее дается теория, кому-то нужно меньше занятий, чтобы освоить практику. Это приводит нас к необходимости дифференцировать обучение в автошколах. У нас уже существует практика, когда по совету мастера или личному желанию курсанта предоставляются дополнительные часы для обучения практическому вождению автомобиля.
Cовременная молодежь более продвинутая, она быстрее учится. И подготовка водителей не может быть в застывшем состоянии. Мы должны учитывать все новинки научно-технического прогресса и особенности интеллектуального развития молодежи. С учетом этого мы должны иметь дифференцированные программы для разных групп подготовки. Мы к этому придем, потому что жизнь не стоит на месте.
Михаил Свистун:
Минимальная норма установлена, это выполнение программ. Даже есть такое понятие, как минимальное оборудование учебных классов и автодрома. Больше часов на вождение можно отвести, если есть желание у курсанта или же мастер пришел к выводу, что данный курсант не готов к сдаче экзаменов ГАИ.
По нормативным документам каждый мастер и преподаватель официально письменно докладывает руководителю, что группа готова к сдаче экзаменов, он за это расписывается. И если потом оказывается, что в ГАИ 95% курсантов не сдают экзамен с первого раза, значит, нужно спрашивать с мастера, который их подготовил. Возможно, необходимо материальное стимулирование мастеров за успешную сдачу. Многие школы это используют, если конкурсанты успешно и хорошо сдают экзамен в ГАИ.
По поводу дополнительных часов, хочу сказать, что официальная стоимость дополнительного часа обучения, например, в Центральном автомобильном учебном комбинате Br44 тыс., на "черном" рынке данная стоимость доходит до Br140-150 тыс. Допустим мы увеличим программу, например, на 10 часов, это к стоимости обучения прибавится еще Br1,5 млн. Мы должны учитывать и возможности наших граждан.
Количество часов пока увеличиваться не будет, но однозначно будет дифференцированный подход. Возможно, мы разработаем минимальный и максимальный уровень.
Если водители видят, что им необходима такая подготовка, у нас уже есть одна учебная организация в Минске, которая занимается повышением квалификации по данным направлениям. Изъявили желание - пройдите такую подготовку, но учить водителя экстремальному вождению, который еще не имеет навыков, с точки зрения учебного процесса неприемлемо. Это должно быть в рамках повышения квалификации.
Что касается класса автомобиля, совершающего нарушения - это в среднем иномарки 5-10-15 лет. То есть это уже поездившая иномарка.
Если говорить о социальном статусе, то это сложно, потому что среди молодых водителей есть и городские жители, и не только. Это касается и тех, кто достаточно успешен и желает привлечь внимание девушек. В принципе, от статуса поведение не зависит.
Можно не сдать экзамен с первого раза, учитывая волнение, другие факторы, но непонятна ситуация, при которой всего лишь два-три человека из группы в 30 человек справляются с этой задачей. Это свидетельствует о низком уровне подготовки. Поэтому надо разбираться в учебном процессе, какие есть недоработки и кто конкретно виноват - мастер или преподаватель. Порой вместо 40 часов практического вождения по факту предоставляется 20 часов. При изучении теории преподаватели зачастую просто раздают билеты, не утруждаясь объяснениями.
У нас нет системы медицинского отбора в подготовке водителей. Нужно ее налаживать, создавать. По аналогии с той, которая действует при отборе призывников для службы в Вооруженных Силах. Мы готовы принять в этом участие, поделиться своими наблюдениями и предложениями.
В первую очередь считаю необходимым разработать специальные тесты и вводить их при допуске к учебе для получения водительского удостоверения. Кроме того, в программе обучения нужен дополнительный курс психологической подготовки курсанта, в том числе к различным непредвиденным ситуациям на дороге. Важно и необходимо ввести также курс культуры поведения на дорогах.
Станислав Соловей
В Беларуси, прежде чем получить водительское удостоверение, человек обязан пройти медицинскую комиссию, в результате которой выдается справка - заключение врачей о том, может ли человек управлять автомобилем. Многие из претендентов просто не получают справки о годности для вождения и не допускаются к обучению в автошколе. Другой вопрос, если человек не способен выучить ПДД или дорожные знаки. В этом случае он не допускается к сдаче экзамена, а следовательно и к управлению автомобилем.
Михаил Свистун
Мы проводили тестирование совместно с учебно-методическим центром Белорусского государственного университета проблем человека. По специально разработанной программе человек проходит проверку до и после обучения в автошколе. Было установлено, что один человек из ста действительно не может быть водителем, хотя у него имеется медицинское заключение о допуске к вождению.
Что касается заграницы, то в странах ЕС подобное тестирование носит необязательный характер и проводится по желанию гражданина. В Беларуси человек также по собственному желанию может пройти тест в учебно-методическом центре БГУ, а также дополнительную программу адаптации, которая поможет выявить основные ошибки при вождении автомобиля и выдать конкретные рекомендации. Например, о том, что водителю стоит воздержаться от управления автомобилем в ночное время суток или во время интенсивного движения на дорогах и т.д. То есть по результату тестирования человек не отсеивается, а ему разрешается управлять автомобилем, но с определенными ограничениями.
На сегодня этот вопрос достаточно спорный, и мы планируем проработать его совместно с Министерством здравоохранения и выдать конкретные рекомендации.
Если ученик не готов к удовлетворительному управлению автомобилем во время сдачи практического экзамена, то он просто не получит водительское удостоверение, так как потенциально может создать аварийную ситуацию.
Другое дело - те машины, на которых курсанты сдают итоговый экзамен в ГАИ. Их не такое большое количество, и я считаю, что все их следовало бы оснастить видеорегистраторами. Это исключит любое давление на обучаемого со стороны инспектора, случаи грубого отношения к обучаемому, которые, к сожалению, пока случаются. К тому же все мы прекрасно понимаем, что при малейшем давлении человек может просто растеряться за рулем, переволноваться и не показать того, чему его научили. Такое нововведение должно повысить процент сдачи экзаменов в ГАИ с первого раза. Кроме того, ответственность почувствует и тот, кто принимает экзамен. Пока же предъявить им какие-либо обоснованные претензии практически невозможно. С установкой видеоустройств ситуация, на мой взгляд, должна коренным образом измениться. Этим путем идет весь мир.
Кроме того, с нашей точки зрения, на экзамене в ГАИ в автомобиле вместе с учеником должен находиться и мастер, который его обучал вождению. Это большое дело, а сегодня этого нет. Именно для сдающего это очень важно и нужно, прежде всего с психологической точки зрения.
Станислав Соловей:
Когда есть жалобы на сотрудника ГАИ, мы всегда готовы рассмотреть конкретный случай, если есть достаточные основания. Но в целом хочу подчеркнуть, что сотрудник ГАИ не настроен сбивать с толку конкурсанта, чтобы тот не получил водительское удостоверение. Что касается видеорегистраторов, то сейчас очень много автомобилей ГАИ ими оснащаются. В настоящее время происходит также оснащение этими приборами автомобилей ГАИ для сдачи экзаменов во избежание спорных моментов. Тогда сразу будет видно, какое нарушение было допущено при сдаче. Во всех областях они уже установлены. В ближайшее время этот процесс будет завершен в Минске и Минском районе.
Михаил Свистун:
Мы поддерживаем такие предложения, они даже внесены руководителям организаций на совещаниях, которые мы проводим по каждому региону. Наши предложения носят рекомендательный характер, и не все на это пошли. Некоторые жалуются, что в ГАИ плохо принимают, а если установить на учебные автомобили видеорегистраторы, то потом можно изучить все вместе с мастером, оценить, какие были допущены ошибки при приеме экзаменов. Объективность должна быть везде.
Сегодня одна учебная организация установила видеокамеры не только в автомобилях, но и на автодроме. Руководитель организации теперь видит, кто и в какое время заезжает на автодром. Эта система контроля подстегивает и самих мастеров.