Эти и другие вопросы, касающиеся юридической сферы, можно задавать заранее или непосредственно во время конференции. Ответы будут публиковаться 5 декабря после 11.00 по мере готовности.
Вопросы конференции
За первое полугодие 2014 года нотариусами совершено около 734 тыс. нотариальных действий. Почти год работы нотариата в условиях самоуправления и самофинансирования свидетельствует об отсутствии системных сбоев. Нет и острой критики со стороны граждан. Преемственность действовавшего порядка оказания нотариальных услуг и порядка организации нотариальной деятельности позволила сохранить имеющиеся квалифицированные кадры нотариусов, сэкономить финансовые и временные ресурсы на подготовку специалистов в данной сфере, обеспечить доступность нотариального обслуживания на всей территории страны, а грамотная тарифная политика исключила необоснованное удорожание нотариальных услуг для населения.
Что касается льгот, то законодательством предусмотрен их широкий спектр. Нотариальные услуги оказываются бесплатно или со скидкой 50% услуг для таких категорий, как пенсионеры, инвалиды I и II групп, инвалиды и участники Великой Отечественной войны. То же самое касается родителей и организаций при удостоверении согласий на выезд детей на оздоровление и так далее. В целом около 18% нотариальных действий в 2014 году совершено нотариусами без оплаты, а ведь нотариат - самофинансируемый институт.
Кроме того, все нотариусы заключили договоры страхования гражданской ответственности на случай причинения ими вреда другим лицам в результате неправильно совершенного нотариального действия либо неправомерного отказа в его совершении. Такой подход, безусловно, способствует повышению качества совершаемых нотариальных действий, поскольку обеспечивает гражданам возможность возмещения вреда от неправильно совершенного нотариального действия.
Немаловажно и то, что в 2014 году нотариусы республики продолжили осуществлять нотариальное обслуживание населения в агрогородках и малых поселениях. В первой половине этого года там совершено свыше 7,5 тыс. нотариальных действий. Больше всего в агрогородки выезжали нотариусы Брестского нотариального округа.
В ближайшей перспективе основными задачами развития нотариата должны стать модернизация материально-технической базы, внедрение современных информационных технологий нотариального обслуживания.
В соответствии с Указом Президента № 530 от 29 ноября 2013 года "О некоторых вопросах совершенствования организации исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов" с 1 января 2014 года в Беларуси начала функционировать единая система органов принудительного исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов, которая объединила судебных исполнителей общих судов и службы судебных исполнителей хозяйственных судов. Первые итоги работы судебных исполнителей свидетельствуют о повышении эффективности исполнения исполнительных документов.
За 9 месяцев этого года в отделы принудительного исполнения республики на исполнение поступило около 1,5 млн исполнительных документов, что на 7% больше, чем в аналогичном периоде 2013 года. Среднемесячная нагрузка судебного исполнителя районного отдела принудительного исполнения составила 143,8 исполнительных документа, что на 9,4% больше, чем за аналогичный период прошлого года, а нагрузка судебного исполнителя областного отдела принудительного исполнения - 96,2 исполнительных производства (увеличение составило 38%). В пользу граждан, юридических лиц и государства взыскано свыше Br385 млрд (рост 14%). В целом благодаря принимаемым судебными исполнителями мерам в этом году на 11% сократилось количество исполнительных производств о взыскании в доход государства, оконченных из-за невозможности взыскания.
Вместе с тем с уверенностью можно сказать, что с 2009 года условия вхождения в бизнес в нашей стране значительно улучшились. Так, с 1 февраля 2009 года декретом №1 от 16 января 2009 года "О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования" введен заявительный принцип госрегистрации субъектов хозяйствования, упразднивший обязанность по проверке регистрирующим органом представленных для регистрации документов на предмет их соответствия законодательству. Ответственность за достоверность указанных в них сведений и за соответствие учредительных документов законодательству возложены на заявителя.
Минимизирован и сам перечень представляемых для госрегистрации документов. До одного дня сокращен срок регистрации субъектов хозяйствования.
Для дальнейшего упрощения процесса вхождения заинтересованных в бизнес с 1 мая 2013 года с учредителей создаваемой коммерческой организации снята обязанность по формированию уставного фонда до подачи в регистрирующий орган документов для госрегистрации. А с 30 ноября этого года процедура государственной регистрации субъектов хозяйствования стала еще проще, так как расширились функциональные возможности веб-портала Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГР).
Например, документы на согласование наименования юрлица можно направлять с помощью веб-портала без использования ключа электронной цифровой подписи. В интернете доступен и сервис, позволяющий интерактивно заполнять различные формы заявлений о госрегистрации, которые потом можно будет распечатать для личного представления в регистрирующий орган. Портал дает и другие возможности.
Эти положения Кодекса о судоустройстве в полной мере согласуются с предписаниями модельного Кодекса о судоустройстве и статусе судей для государств - участников СНГ, который был утвержден постановлением МПА СНГ 16 мая 2011 года.
Конечно, этот вопрос периодически становится темой обсуждения среди юристов-практиков и предметом дискуссии в научном сообществе. В качестве аргументов в защиту позиции введения в национальную судебную систему института присяжных заседателей лично я считаю состязательность, равноправие сторон в процессе, презумпцию невиновности, признание недопустимыми доказательств, полученных с нарушением закона. Практика других стран показывает, что институт присяжных заседателей способствует повышению уровня правосознания и смягчает нравы в обществе. Но нужно понимать, что этот проект весьма дорогостоящий. Для введения его в национальную судебную систему и распространения его действия на всю страну потребуются значительные финансовые ресурсы, которые в последующем будут направлены, помимо укрепления материально-технической базы судебной системы, на выплату присяжным заседателям причитающихся им вознаграждений, а также на возмещение командировочных расходов (по аналогии с народными заседателями). Кроме того, введение подобного института связано с необходимостью привлечения к правосудию людей, не обладающих практическим опытом и компетентностью, что не может не отразиться на эффективности и беспристрастности процесса. Есть вероятность, что вердикт будет основан не столько на имеющихся доказательствах, сколько на эмоциональном восприятии личности обвиняемого, потерпевшего, обстоятельств совершения преступления и так далее.
Досудебное соглашение о сотрудничестве заключается в письменном виде между подозреваемым (обвиняемым) и прокурором. В нем определяются обязательства подозреваемого (обвиняемого) по оказанию содействия предварительному следствию и условия наступления ответственности подозреваемого (обвиняемого) при выполнении им указанных обязательств.
Институт досудебного соглашения направлен в первую очередь на получение органами предварительного следствия от лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, помощи в расследовании преступления и изобличении его соучастников. При заключении соглашения подозреваемый или обвиняемый добровольно принимает на себя ряд обязательств, способствующих установлению истины по делу, розыску похищенного имущества, изобличению соучастников, возмещению вреда, причиненного преступлением, и других. При выполнении лицом, совершившим преступление, предусмотренных в досудебном соглашении о сотрудничестве обязательств по содействию предварительному следствию в расследовании преступления и изобличении других участников преступления ему гарантируется снижение максимально возможного срока наказания или применение иных более мягких мер уголовной ответственности.
Следует отметить, что полнота выполнения обвиняемым обязательств, предусмотренных досудебным соглашением, оценивается следователем при передаче уголовного дела прокурору для направления в суд, прокурором или его заместителем при направлении уголовного дела в суд, судом при рассмотрении уголовного дела в отношении обвиняемого.
Кроме того, предусматривается исследование значения оказанного обвиняемым содействия предварительному следствию в раскрытии преступления, изобличении других участников преступления, розыске имущества, приобретенного преступным путем.
Также проектом закона закреплена возможность пересмотра приговора, вынесенного в отношении обвиняемого, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве, в случае если после вступления приговора в законную силу будет обнаружено, что осужденный сообщил заведомо ложные сведения или умышленно скрыл от органа, ведущего уголовный процесс, обстоятельства, установление которых могло иметь существенное значение по уголовному делу.
Введение этого института в уголовный процесс направлено на повышение оперативности, экономичности правоохранительной деятельности, что в свою очередь упростит уголовное судопроизводство и позволит расширить возможности по возмещению ущерба, причиненного преступлением.
Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь от 16 июля 1999 года участником уголовного процесса также признается обвиняемый (физическое лицо, в отношении которого вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого). При этом лицо, в отношении которого вступил в законную силу приговор суда, именуется: осужденным, если приговор полностью или частично обвинительный; оправданным, если приговор полностью оправдательный.
Таким образом, термин "подсудимый" в действующей редакции Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь уже не употребляется. Полагаю, это обусловлено тем, что обвиняемый может именоваться подсудимым лишь на стадии судебного заседания до вынесения приговора, то есть очень короткий промежуток времени, и правовых последствий статус подсудимого для такого лица фактически не несет.
Судебная практика в этой правовой системе не имеет такого значения, как закон, однако ее влияние выражается в возможности принятия судьями конкретных решений, уточняющих положения закона. Согласно ст.2 Закона Республики Беларусь "О нормативных правовых актах Республики Беларусь" акты Верховного суда (постановления его Пленума) являются нормативными правовыми актами, принятыми в пределах их компетенции по регулированию общественных отношений, установленной Конституцией Республики Беларусь и принятыми в соответствии с ней иными законодательными актами.
В современном мире наблюдается тенденция сближения правовых систем. Процессы глобализации и интеграции ведут не только к взаимодействию, но и к взаимопроникновению правовых систем государств. В настоящее время эта тенденция характерна как для Республики Беларусь, так и для других европейских государств. Однако не следует делать вывод о том, что в Беларуси происходит смена правовой системы, поскольку основные признаки и характерные черты, присущие романо-германской правовой системе, в нашей стране присутствуют. В отношении принятия решения о заключении под стражу отмечу, что согласно Уголовно-процессуальному кодексу Республики Беларусь на стадии предварительного расследования меры пресечения в виде заключения под стражу могут применяться прокурором или его заместителем либо председателем Следственного комитета, председателем Комитета государственной безопасности или лицами, исполняющими их обязанности, либо органом дознания или следователем с санкции прокурора или его заместителя, а на стадии судебного разбирательства - судом.
Работа госслужащих связана с целым рядом ограничений (например, госслужащий не может заниматься предпринимательской деятельностью). В этой связи неспособность доказать источники своего имущества и своих доходов должно влечь за собой соответствующие выводы.
При этом, на мой взгляд, необходимо в обязательном порядке минимизировать условия для совершения коррупционных правонарушений. Это можно сделать благодаря повышению прозрачности тех или иных административных процедур принятия решений со стороны государственных органов, со стороны чиновников. Сегодня в этом направлении также сделано немало. Достаточно упомянуть законодательство о государственных закупках, согласно которому заявка на приобретение имущества госорганами размещается в интернете, закупка проводится и на электронных торгах. То есть эта система сегодня прозрачна, и нужно продолжать двигаться в этом направлении. Полагаю, что эти меры должны сопровождаться мерами, направленными на повышение гарантий госслужбы.
Что касается законопроекта "О борьбе с коррупцией", то в настоящее время работа по его подготовке выходит на заключительную стадию. Этот документ - результат долгой и кропотливой работы целого ряда государственных органов, компетентное мнение которых по определенным вопросам легло в его основу. Новеллы законопроекта отвечают вызовам сегодняшнего времени, когда ежедневно изобретаются новые механизмы совершения преступлений в сфере коррупции. Законопроект в данном плане стал качественно иным документом.
Следует особо подчеркнуть превентивный характер многих норм, которые, безусловно, будут способствовать минимизации количества данных правонарушений. Одним из таких положений законопроекта является лишение государственных служащих, в том числе военнослужащих, права на пенсионное обеспечение, положенное им по статусу, в случае совершения в период прохождения государственной службы тяжкого или особо тяжкого преступления против интересов службы либо сопряженного с использованием должностным лицом своих служебных полномочий. Данная мера, даже в силу мотивов психологического характера, станет одним из сдерживающих факторов для многих не чистых на руку чиновников.
В качестве нормы, посредством которой реализуется скорее карательная функция, можно назвать положение законопроекта, согласно которому в случаях установления явного превышения стоимости принадлежащего чиновнику имущества и расходов над доходами, полученными из законных источников, имущество и расходы на сумму, явно превышающую подтвержденный доход, могут быть безвозмездно изъяты либо взысканы по решению суда в доход государства или взыскана стоимость такого имущества.
Представляется, что с учетом сегодняшних реалий наступил тот момент, когда меры такого характера должны предотвращать и противостоять угрозе коррупции. Таким образом, уже сейчас можно говорить о том, что обсуждаемый проект закона станет документом стратегического характера, призванным повысить эффективность борьбы с коррупцией. Общественное обсуждение законопроекта позволило максимально широко охватить аспекты проблемы коррупции и в итоге выработать такие подходы, которые будут способствовать системно и комплексно подойти к решению поставленной главой государства задачи.