Конференция организована совместно с Министерством по налогам и сборам Беларуси при поддержке ООО "ЮрСпектр".
Ежегодно в Налоговый кодекс Беларуси вносятся изменения и дополнения, в том числе и в порядок исчисления ресурсных платежей. На вопросы о порядке исчисления и уплаты налога на недвижимость, земельного и экологического налогов в 2017 году ответила эксперт.
Участники:
Вопросы конференции
В последние годы правительство нацелено на поддержание стабильности налогового законодательства. Законы, которые часто меняются, весьма отрицательно действуют на психологию налогоплательщика, порождает недоверие к государству и способствует уклонению от налогов.
Несомненно, законодательство о налогах должно изменяться в соответствии с экономическими обстоятельствами, однако общие, концептуальные положения должны оставаться неизменными, и внесение корректив не должно носить "каждодневный" характер. Именно поэтому налоговое законодательство, в том числе в части имущественных налогов, сегодня, как правило, лишь шлифуется. И если говорить о более-менее значимых изменениях, то их сегодня достаточно мало.
Так, до 2017 года при установлении по результатам инвентаризации активов и обязательств неучтенных капитальных строений (зданий, сооружений) (до 1 января 2009 года - объектов основных средств) налог на недвижимость исчислялся (доначислялся) начиная с отчетного периода, в котором такие объекты должны были быть отражены в бухгалтерском учете (исходя из имеющихся доказательств наличия объекта на соответствующую дату), но не ранее 1992 года, в котором вступил в силу закон "О налоге на недвижимость".
С учетом сложности установления достоверной даты приобретения, получения или создания объектов, оказавшихся в излишках по результатам инвентаризации, и, как следствие, определения периода, за который следует представлять налоговую декларацию (расчет) по налогу на недвижимость организаций с внесенными изменениями и дополнениями, в Налоговый кодекс внесено дополнение, устанавливающее максимальный срок, равный трем годам, за который следует произвести исчисление налога на недвижимость по капитальным строениям (зданиям, сооружениям), их частям, машино-местам, выявленным в процессе инвентаризации активов. Исчисление организациями налога на недвижимость по имуществу, оказавшемуся в излишке по результатам инвентаризации и признаваемому для целей исчисления налога на недвижимость капитальными строениями (зданиями, сооружениями), их частями, машино-местами, с 2017 года производится начиная с 1-го числа первого месяца квартала, следующего за кварталом, на который приходится дата приобретения, получения или создания такого имущества, подтвержденная документально, но не ранее 1-го числа первого месяца квартала, следующего за кварталом, на который приходится дата начала исчисления трехлетнего периода, предшествующего дате выявления по результатам инвентаризации излишков соответствующих капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест.
При отсутствии возможности подтвердить документально дату приобретения, получения или создания капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест, оказавшихся в излишке по результатам инвентаризации, исчисление налога на недвижимость организациями по таким объектам производится с 1-го числа первого месяца квартала, следующего за кварталом, на который приходится дата начала исчисления трехлетнего периода, предшествующего дате выявления по результатам инвентаризации излишков соответствующих капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест.
Налоговым кодексом также предусмотрен переход в определении налоговой базы земельного налога от кадастровой стоимости в долларах США к кадастровой стоимости в белорусских рублях: в статью 195 НК внесено изменение, в соответствии с которым с 1 января 2017 г.ода налоговая база земельного налога (кадастровая стоимость) определяется в белорусских рублях на 1 января календарного года, за который производится исчисление налога.
Кроме того, установлено, что налоговая база земельного налога на 1 января 2017 года для исчисления и уплаты земельного налога в 2017 году определяется по видам функционального использования земель в следующем порядке: для жилой усадебной зоны (включая садоводческие товарищества и дачные кооперативы), общественно-деловой, производственной и рекреационной зон - в белорусских рублях путем пересчета кадастровой стоимости, определенной в долларах США, по официальному курсу Национального банка, установленному на 1 января 2016 года, проиндексированных с применением прогнозного индекса роста потребительских цен; для жилой многоквартирной зоны – в белорусских рублях на дату ее кадастровой оценки.
Ставки налога, установленные в белорусских рублях, проиндексированы в соответствии с уровнем инфляции. Одновременно пересчитаны и установлены новые границы кадастровой стоимости для применения ставок земельного налога, установленных в белорусских рублях.
Действительно, один из важных вопросов, который часто озвучивается бизнес-сообществом, – это возможность отмены права местных Советов депутатов увеличивать базовые ставки имущественных налогов, установленные Налоговым кодексом.
Налог на недвижимость и земельный налог, уплачиваемые юридическими лицами, являются важным источником доходов местных бюджетов. В настоящее время местные Советы депутатов имеют увеличивать или уменьшать, но не более чем в два с половиной раза, ставки налога на недвижимость и земельного налога отдельным категориям плательщиков. Местные Советы самостоятельно определяют размер повышения (снижения) ставок налогов в пределах установленного НК диапазона, а также степень их дифференциации в зависимости от каких-либо показателей, например от местонахождения объектов налогообложения. Но в большинстве случаев местные органы пользуются правом увеличивать эти ставки. Естественно, что бизнес-сообщество этим недовольно.
Сегодня все заинтересованные государственные органы рассматривают этот вопрос и ищут компромиссное решение с учетом анализа существующей практики, интересов местных бюджетов, а также принимая во внимание задачи по выполнению Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы. Этот стратегический документ определяет меры, направленные на значительное улучшение деловой среды, максимальное раскрепощение деловой инициативы, создание новых рабочих мест и обеспечение эффективной занятости. Инструменты экономической политики планируется направлять на создание новых субъектов хозяйствования и производств, развитие частного сектора экономики и государственно-частного партнерства.
Поэтому в рамках подготовки законопроекта о внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс сегодня ведется работа по поиску вариантов если не лишить местные Советы депутатов права увеличивать ставки имущественных налогов, то хотя бы несколько ограничить область применения этого права.
В целом Министерством по налогам и сборам подготовлен довольно большой пакет предложений в законопроект о внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс касательно ресурсных налогов (на недвижимость, на землю, экологический налог). И абсолютное большинство из них направлено на создание более благоприятного бизнес-климата и раскрепощение деловой инициативы.
Министерство по налогам и сборам в настоящее время готовит предложения для включения в законопроект о внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс, предусматривающие совершенствование исчисления и уплаты налога на недвижимость. Большинство из предлагаемых изменений и дополнений в отношении налога на недвижимость направлено на создание в Беларуси более благоприятной бизнес-среды.
Нет. В соответствии с подпунктом 1.11 пункта 1 статьи 186 НК освобождаются от налога на недвижимость впервые введенные в действие капитальные строения (здания, сооружения) организаций в течение одного года с даты их приемки в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством, за исключением капитальных строений (зданий, сооружений), при возведении которых были превышены установленные проектной документацией сроки их строительства.
Льгота применяется только один раз, только один год и именно той организацией, которая осуществила приемку в эксплуатацию капитальных строений (зданий, сооружений).
Поскольку филиал является обособленным подразделением юридического лица, то есть, по сути, составной частью организации, то при передаче головным подразделением организации здания в течение года с даты приемки его в эксплуатацию своему филиалу, выделенному на отдельный баланс и имеющему банковский счет, упомянутая льгота не утрачивается.
Да. Подпунктом 2.2 пункта 2 статьи 185 НК предусмотрено, что не признаются объектом налогообложения налогом на недвижимость у организаций объекты сверхнормативного незавершенного строительства по объектам строительства, финансируемым из бюджета. Указанная норма не содержит дополнительных указаний о том, каким именно должен быть удельный вес бюджетного финансирования в общем объеме финансирования объекта сверхнормативного незавершенного строительства (полное бюджетное, преимущественно бюджетное или частичное финансирование). Таким образом, для применения вышеприведенной нормы имеет значение исключительно наличие самого факта бюджетного финансирования вне зависимости от его фактического размера и доли в общем объеме финансирования.
Вместе с тем объект сверхнормативного незавершенного строительства может быть отнесен к объектам, не признаваемым объектом налогообложения налогом на недвижимость, только после поступления из бюджета финансирования на его строительство. До начала финансирования из бюджета объект сверхнормативного незавершенного строительства подлежит обложению налогом на недвижимость в общеустановленном порядке.
Например, организацией в 2016 году по объекту незавершенного строительства превышены сроки строительства, установленные проектной документацией. Строительство не окончено и в 2017 году. При этом в 2016 году, то есть в период возникновения у организации объекта сверхнормативного незавершенного строительства, финансирование строительства осуществлялось за счет собственных и заемных средств, в 2017-м – за счет как собственных средств, так и средств республиканского бюджета.
Объект, о котором идет речь в примере, приобрел статус объекта сверхнормативного незавершенного строительства в 2016 году и до настоящего времени его строительство не завершено. Бюджетные средства направлены на его финансирование только в 2017 году. Учитывая изложенное, а также тот факт, что при исчислении налога на недвижимость за текущий налоговый период принимаются во внимание только условия (обстоятельства), которые сложились (наступили) в текущем либо предыдущем налоговых периодах, в данной ситуации за 2016 год по объекту сверхнормативного незавершенного строительства следует исчислить налог на недвижимость в общеустановленном порядке по ставке 2%. При этом факт бюджетного финансирования, произошедший в следующем налоговом периоде (2017 год), не принимается во внимание и не влияет на порядок налогообложения 2016 года.
В 2017 году, после начала бюджетного финансирования, объект сверхнормативного незавершенного строительства исключается из объектов налогообложения налогом на недвижимость. При этом в налоговую базу не включается стоимость объекта сверхнормативного незавершенного строительства в полном объеме, в том числе и та ее часть, которая профинансирована из средств, не относящихся к бюджетному финансированию. Соответственно, сведения о таком объекте не отражаются ни в основных частях налоговой декларации (расчета) по налогу на недвижимость организаций, ни в сведениях о размере и составе налоговых льгот.
После завершения строительства объекта и утверждения в установленном порядке акта приемки в эксплуатацию налог на недвижимость следует исчислять в порядке, который установлен НК для капитальных строений (зданий, сооружений).
Нет. Все случаи, при наступлении которых организация обязана пересчитать годовую сумму налога на недвижимость, перечислены в статье 189 НК. Основные из них: приобретение или создание капитальных строений (зданий, сооружений), утрата и приобретение права на применение льгот по налогу на недвижимость. Перевод объектов обложения с одних счетов бухгалтерского учета на другие не является основанием для корректировки исчисленной суммы налога на недвижимость.
Исчисление организациями налога на недвижимость по имуществу, оказавшемуся в излишке по результатам инвентаризации и признаваемому для целей исчисления налога на недвижимость капитальными строениями (зданиями, сооружениями), их частями, машино-местами, с 2017 года производится начиная с 1-го числа первого месяца квартала, следующего за кварталом, на который приходится дата приобретения, получения или создания такого имущества, подтвержденная документально, но не ранее 1-го числа первого месяца квартала, следующего за кварталом, на который приходится дата начала исчисления трехлетнего периода, предшествующего дате выявления по результатам инвентаризации излишков соответствующих капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест.
Например, если в ходе инвентаризации 14 апреля 2017 года выявлено неучтенное здание, которое, согласно имеющимся в наличии подтверждающим документам, приобретено организацией в 2001 году то налог на недвижимость по такому объекту следует исчислить начиная с 1 июля 2014 года.
Объект незавершенного строительства после утверждения акта приемки в эксплуатацию переходит в разряд капитальных строений (зданий, сооружений), являющихся объектами обложения налогом на недвижимость.
Поскольку по состоянию на 1-е число первого месяца квартала (1 апреля) завершенный строительством объект не был передан дольщикам, то за второй квартал 2017 года плательщиком налога на недвижимость признается застройщик.
Вместе с тем организации, осуществляющие функции застройщика по долевому строительству объектов, при соблюдении всех необходимых условий, также имеют право с даты утверждения акта приемки объекта в эксплуатацию до его передачи дольщикам или эксплуатирующим организациям применять льготу, предусмотренную подпунктом 1.11 пункта 1 статьи 186 НК.
В статье 185 НК уточнено определение "здания, сооружения и передаточные устройства сверхнормативного незавершенного строительства". Так, с 1 января 2017 года для целей исчисления налога на недвижимость зданиями, сооружениями и передаточными устройствами сверхнормативного незавершенного строительства признаются здания, сооружения и передаточные устройства, сроки возведения (в том числе по строительному проекту на реконструкцию) которых с учетом периодов приостановления строительства, оформленных в установленном законодательством порядке, превысили нормативную продолжительность строительства, определенную утвержденной проектной документацией.
Указанное определение приведено в соответствие с введенным в действие в 2016 году новым техническим кодексом установившейся практики ТКП 45-1.03-122-2015 (33020) "Нормы продолжительности строительства зданий, сооружений и их комплексов. Основные положения", утвержденным приказом Министерства архитектуры и строительства от 6 ноября 2015 года № 279. Предусмотренная корректировка фактически не расширяет и не сужает круг объектов, подлежащих налогообложению налогом на недвижимость, и соответствует действующей отработанной практике налогообложения.
До 2017 года Налоговым кодексом не признавались объектом налогообложения налогом на недвижимость только те капитальные строения (здания, сооружения), их части, объекты сверхнормативного незавершенного строительства, которые приобретались за счет средств международной технической помощи. Внесенные изменения позволили в отношении объектов, возведенных за счет этих же средств, применять аналогичный подход. То есть возведенные за счет средств международной технической помощи объекты с 2017 года также не облагаются налогом на недвижимость.
С учетом необходимости комплексного закрепления в главе 17 НК всех случаев непризнания объектами налогообложения налогом на недвижимость, а также всех льгот по этому налогу, в статьи 185 и 186 НК перенесены положения подпункта 3.13.2 пункта 3 статьи 286 НК, предусматривающие непризнание объектами налогообложения налогом на недвижимость объектов сверхнормативного незавершенного строительства у плательщиков налога при упрощенной системе налогообложения, являющихся республиканскими государственно-общественными объединениями и организационными структурами республиканского государственно-общественного объединения "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту Республики Беларусь", созданными в виде юридических лиц, а также освобождение от налога на недвижимость капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест у таких плательщиков налога при УСН.
В пункте 4 статьи 186 НК конкретизирован период, в котором утрачивается право на применение налоговых льгот. Так, для целей налога на недвижимость кварталом, в котором утрачено право на льготу, является квартал, на который приходится последний день действия льготы. Приведенную норму следует принимать во внимание в случае утраты в течение налогового периода права на льготы по налогу на недвижимость и возникновения в связи с этим необходимости исчисления налога на недвижимость и корректировки годовой суммы налога.
В соответствии с постановлением Совета Министров от 6 ноября 2013 года №957, определяющим порядок и условия формирования и утверждения перечня неиспользуемых (неэффективно используемых) капитальных строений (зданий, сооружений), их частей и земельных участков (частей земельных участков), на которых они расположены, капитальные строения (здания, сооружения), законсервированные в установленном порядке, формально слевало относить к неиспользуемым (неэффективно используемым) капитальным строениям (зданиям, сооружениям). Соответственно, руководствуясь действующими нормами НК, применить льготу по налогу на недвижимость, предусмотренную в отношении таких объектов, до 2017 года не представлялось возможным.
Для разрешения сложившейся ситуации в НК внесено дополнение, позволяющее применять льготу по законсервированным капитальным строениям (зданиям, сооружениям), в том числе в случаях, когда такие объекты поименованы в соответствующих перечнях как неиспользуемые (неэффективно используемые) капитальные строения (здания, сооружения).
Нет. С 2016 года не признаются объектом налогообложения налогом на недвижимость капитальные строения (здания, сооружения), их части, классифицируемые в соответствии с законодательством как сооружения и передаточные устройства для целей определения нормативных сроков службы основных средств и не учитываемые в соответствии с законодательством в бухгалтерском учете в составе объектов основных средств и доходных вложений в материальные активы.
Поскольку завершенный строительством объект (сооружение внутренней дороги) классифицируется для целей определения нормативных сроков службы основных средств как сооружение и в ситуации, приведенной в вопросе, не учитывается в составе объектов основных средств и доходных вложений в материальные активы, он не подлежит обложению налогом на недвижимость.
Нет. Изменение в течение года границ экономико-планировочных зон города Минска не является основанием для корректировки годовой суммы налога на недвижимость, исчисленной по состоянию на 1 января налогового периода.