Численность населения Минска приблизилась к 2 млн. человек. Столица активно застраивается, и в городе уже практически не осталось свободных, не обремененных сносом территорий. В результате все чаще принимаются решения об уплотнении жилой застройки, что нередко приводит к конфликтам. Многих минчан волнуют изменения в жилищной политике, связанные с уменьшением господдержки, расширением возможностей самостоятельного жилищного строительства, возведением арендного жилья и развитием городов-спутников. Не теряет остроты проблема своевременного ввода жилых домов в эксплуатацию и финансирования объектов инженерно-транспортной инфраструктуры.
Какие меры принимают городские власти для завершения проблемных строек? Сколько арендных квартир планируется построить в столице? По какому пути пойдет Минск в развитии территорий? Где граница между разумным уплотнением и переуплотнением? Что будет с частным сектором? Когда начнется массовое возведение жилья для минчан за Минской кольцевой автодорогой? На эти и другие вопросы ответит заместитель председателя Мингорисполкома Андрей Галь.
Ответы будут публиковаться 11 июня после 16.00 по мере готовности.
Вопросы конференции
Сроки, качество и стоимость жилья - это то, что сейчас беспокоит жителей Беларуси и города Минска. Сегодня в столице есть 30 проблемных жилых домов со сроками строительства, превышающими установленные нормативы. Заказчиками 16 из этих домов выступают УКСы районов города Минска, 14 - коммерческие организации. В сентябре прошлого года таких домов было 54, но за прошедший период, то есть за 7 месяцев, введено в эксплуатацию 27 проблемных домов, но появились еще 3. Таким образом, их сегодня у нас 30. На прошлой неделе было проведено совещание в горисполкоме, на котором определены ответственные за ввод этих жилых домов. Ими стали главы администраций районов, непосредственно участвующие в штабах, которые еженедельно проводятся по строительству этих жилых домов. На завтра назначено совещание еще одного штаба по обеспечению ввода в эксплуатацию именно этих жилых домов. Поставленная главой государства задача ввести в эксплуатацию эти проблемные жилые дома в текущем году будет выполнена.
Что касается цены, то, как было сказано Президентом, средняя стоимость 1 кв.м должна равняться средней заработной плате. В 2012 году мы уложились в тот отведенный уровень, средняя стоимость 1 кв.м составила около Br4,6 млн. без учета сетей и дополнительных затрат. Чуть более Br4,5 млн. - средняя стоимость 1 кв.м такого жилья по городу Минску для граждан, состоящих на учете нуждающихся, и тех, кто пользуется государственной поддержкой. Сюда вошли жилые дома в крупнопанельном исполнении, из кирпича и др. Стоимость 1 кв.м в домах в крупнопанельном исполнении даже ниже Br4,5 млн.
Качество - это третий момент, на котором основывается строительство. Жилье, которое сегодня возводится для нуждающихся, - в основном строится ОАО "МАПИД" по утвержденным проектам жилых домов, и это достаточно отработанная серия домов. Те нарекания, которые есть сегодня у жильцов данных домов, относятся к неисполнительности и некачественному выполнению работ строителями.
Есть еще один вопрос, который будет важен тем, кто интересуется перспективами строительства в Минске. С начала текущего года мы уже не предоставляем земельных участков под жилищное строительство коммерческим организациям. В соответствии с поручением правительства коммерческим организациям участки под жилищное строительство будут предоставляться только на рыночных условиях. По заявительному принципу выделяются земельные участки только коммунальным унитарным предприятиям, управлениям капитального строительства города и районов. И данные участки под строительство жилья реализуются следующим образом: если участок свободен от сноса, от застройки, то на нем будут проектироваться жилые дома для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, либо арендные дома. Это еще одно направление, которое сегодня развивается: уже введены в эксплуатацию два жилых 19-этажных дома на территории Парка высоких технологий, начато строительство двух жилых домов на территории района Магистр, в закладке которого принимал участие глава государства. В текущем году будет введено не менее 30 тыс.кв.м арендного жилья для тех, кто имеет право им пользоваться. В районе Магистр - для молодых ученых, в целом - для граждан, определенных в соответствии с действующим законодательством.
Что касается микрорайонов массовой жилой застройки, которые застраивает УКС Мингорисполкома, в том числе это Каменная Горка, то все видят, что это уже более миллиона квадратных метров жилья. Строительство в Каменной Горке мы планируем завершить полностью в 2015 году. Лошица тоже сегодня активно застраивается. Вынос авиаремонтного завода и запрет на полеты в аэропорту Минск-1 позволят продолжить освоение этих территорий, ведь сегодня есть ограничение по высотности жилых домов. В Московском районе Минска достаточно много сегодня примеров строительства, инвестиционных договоров. Ну а если говорить об опоздании, то кризис в 2010 году, безусловно, повлиял на реализацию некоторых проектов. Мингорисполком отменил отдельным заказчикам акты выбора. Всего их отменено более 100 за последние пять месяцев, они пересмотрены городской комиссией. Принято решение об их отмене и предоставлении другим застройщикам тех территорий, которые не реализованы.
В северо-западной окраине Смолевичей уже строится жилой дом, в прошлом году состоялось торжественное начало его строительства. В декабре текущего года дом должен быть введен в строй - почти 10 тыс.кв.м. Это ЖСК для состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. В состав ЖСК были включены только очередники Минска. Градостроительными документами предусмотрено строительство еще 9 домов общей площадью около 90 тыс.кв.м. Также необходимо построить там школы и детский сад.
В целом строительство в Смолевичах с учетом жилых домов, школ и детского сада, инженерно-транспортной инфраструктуры оценивается ориентировочно в Br900 млрд. Разработана градостроительная документация по этому городу-спутнику. ГПО "Минскстрой" определено заказчиком, ведется проектирование города-спутника.
"Зеленый бор" - также большая территория. Разработан, прошел экспертизу и утвержден план детального планирования застройки данной территории. Необходимость вложения очень больших средств в ее освоение в части инженерно-транспортной инфраструктуры пока не позволяет начать там широкомасштабную застройку. Поэтому принято решение о первоочередной застройке индивидуальными жилыми домами, это 300-400 участков. УКС Мингорисполкома определено заказчиком по застройке территории. Наверное, какая-то часть жилой застройки будет коммерческой, потому что затраты, которые необходимо будет вложить в застройку данной территории (строительство подъездной дороги, инженерных сетей), необходимо, в соответствии с постановлением Совмина, покрывать в том числе за счет коммерческой застройки.
В центре города есть необходимость строительства многоуровневых паркингов. Сдвинулась с мертвой точки проблема привлечения инвесторов к возведению этих объектов. В 2012 году Мингорисполком на страницах электронного инвестиционного атласа разместил более 100 объектов, среди которых и многоуровневые паркинги. Они необходимы городу, и мы предлагаем их инвесторам для заключения инвестиционных договоров в соответствии с декретом №10, т.е. даже с некоторыми преференциями и льготами. Мы пересматриваем проекты, которые у нас есть, и согласовываем с заказчиками и застройщиками некоторые изменения функционального назначения, т.е. размещение в первых этажах этих паркингов коммерческих объектов - это могут быть СТО, торговые объекты. Насколько мне известно, у нас сейчас разрабатываются 3 договора на строительство многоуровневых паркингов. Причем заявки на строительство подают не только наши инвесторы, но и иностранные компании.