В 2013 году Национальный банк Беларуси намерен сохранить жесткую денежно-кредитную и монетарную политику, рыночные механизмы формирования курса национальной валюты, обеспечить дальнейшее снижение уровня инфляции. Каким будет курс белорусского рубля в 2013 году? Что будет с ценами? Каких изменений стоит ожидать на рынке кредитов и депозитов со вступлением в силу нового Банковского кодекса? Как Беларусь будет рассчитываться по внешним долгам и намерена ли республика работать над новой программой сотрудничества с Международным валютным фондом?
На эти и другие вопросы во время прямой телефонной линии и online конференции ответит председатель правления Национального банка Беларуси Надежда Андреевна Ермакова.
Вопросы можно задавать с 11.00 до 12.00 26 декабря по телефону прямой линии + 375 17 327-24-47
Вопросы конференции
До конца 2012 года ставка рефинансирования сохранится на прежнем уровне. Действительно, ее значение выше, чем было запланировано на конец года, однако для этого существуют объективные экономические причины. Принимая решение об изменении ставки рефинансирования, Национальный банк, кроме фактической инфляции, учитывает целый комплекс внешних и внутренних макроэкономических условий.
Уровень инфляции в нынешнем году в целом соответствует значениям, которые определены в прогнозе социально-экономического развития на 2012 год. Однако и в экономике и среди населения сохраняются достаточно высокие инфляционные и девальвационные ожидания. Национальному банку и правительству необходимо добиться их устойчивого снижения, обеспечить положительный уровень процентных ставок в экономике в реальном выражении и создать условия для дальнейшего снижения инфляции в среднесрочной перспективе. Решение этих задач не позволяет в настоящее время смягчить денежно-кредитную политику и снизить ставку рефинансирования.
Что касается прогноза значения уровня ставки рефинансирования на 2013 год, то он является выполнимым при условии дальнейшего замедления инфляционных процессов, а также с учетом сохранения стабильной ситуации на валютном рынке, внешнем секторе и в целом макроэкономической ситуации в республике. На достижение данной цели в 2013 году будут направлены все имеющиеся в распоряжении Национального банка инструменты денежно-кредитной политики.
При этом стоит еще раз отметить, что обменный курс формируется исходя из спроса и предложения иностранной валюты на внутреннем рынке. Поэтому всем нужно привыкать к тому, что определенная изменчивость курса в одну или другую сторону – это нормальный рыночный процесс.
Что касается инфляции в будущем году, то ожидается ее дальнейшее снижение до уровня 12% в годовом исчислении. На достижение этой цели будет направлена денежно-кредитная политика Национального банка и экономическая политика правительства.
Как известно, решение о предоставлении Республике Беларусь четвертого транша финансового кредита в объеме $440 млн. было принято 7 декабря 2012 года в ходе состоявшегося в Минске 8-го заседания Совета Антикризисного фонда ЕврАзЭС на основании отчета Министерства финансов Беларуси о выполнении условий транша и рекомендаций Евразийского банка развития – управляющего средствами АКФ.
Средства четвертого транша кредита АКФ ЕврАзЭС поступят в Беларусь в ближайшее время. В данный момент Евразийским банком развития, являющимся управляющим средствами АКФ, проводится техническая работа по обеспечению перечисления четвертого транша финансового кредита АКФ Республике Беларусь. При этом для Республики Беларусь вопрос о конкретной дате поступления средств финансового кредита не является принципиальным.
В настоящее время проводятся консультации с АКФ по уточнению отдельных показателей стабилизационной программы. После уточнения ряда прогнозных параметров денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики Антикризисным фондом ЕврАзЭС будет дана оценка выполнения Беларусью принятых обязательств, что станет основой для принятия решения о предоставления пятого и шестого траншей.
Руководство МВФ не отрицает возможность реализации новой программы. Однако нам предстоит еще проделать значительную работу по выработке и согласованию условий заключения кредитной программы с фондом с учетом интересов Республики Беларусь, получению широкой поддержки членов совета директоров. Мы планируем обсудить с представителями фонда наши дальнейшие действия в данном направлении весной 2013 года. Заключение новой программы с фондом следует рассматривать не только как совместное согласование определенных действий и получения займов, а в первую очередь как позитивный сигнал, который может позволить существенно повысить инвестиционную привлекательность нашего государства.
В настоящее время сотрудничество с МВФ осуществляется в рамках регулярных визитов миссий фонда по оценке ситуации в нашей стране в постпрограммный период, включая вопросы денежно-кредитного, валютного, ценового и бюджетно-налогового регулирования. Наряду с этим МВФ оказывает Национальном банку техническую помощь по основным направлениям деятельности центрального банковского учреждения государства.
Надо признать, что большинство потребителей банковских услуг не обладает специальными знаниями, необходимыми для успешного самостоятельного участия в спорах, возникающих из банковских правоотношений. Обращение к финансовому омбудсмену гарантирует им получение квалифицированной информационной поддержки в процессе разрешения разногласий с обслуживающим банком.
Работа финансового омбудсмена выгодна и банку как стороне, к которой предъявлены претензии, поскольку обоснованность выводов финансового омбудсмена делает для него бессмысленной и затратной попытку доказать несостоятельность жалобы потребителя в суде. Финансовый омбудсмен является альтернативой судебному разбирательству, которое зачастую бывает дорогостоящим и занимающим много времени.
В настоящее время прорабатывается вопрос создания института финансового омбудсмена в Республике Беларусь в 2013 году.
Кроме того, следует отметить, что в сентябре текущего года создан постоянно действующий Третейский суд Ассоциации белорусских банков.
В настоящее время Национальным банком проводится активная работа по усилению потенциала нашей страны в области повышения финансовой грамотности и доступности финансовых услуг для различных категорий населения, построению национальной системы повышения финансовой грамотности.
Так, в целях координации деятельности органов государственного управления по повышению финансовой грамотности создан Межведомственный координационный совет по повышению финансовой грамотности населения под руководством одного из заместителей председателя правления Национального банка С.Дубкова с участием заинтересованных органов госуправления, общественных организаций, Ассоциации белорусских банков, банков, специализированных международных организаций.
Разработанный специалистами Национального банка План совместных действий органов госуправления и участников финансового рынка по повышению финансовой грамотности населения Республики Беларусь на 2013 – 2018 годы в настоящее время находится на рассмотрении в заинтересованных госорганах и организациях. Планируется, что он будет принят в ближайшее время.
Планом предусматриваются такие мероприятия, как создание серии обучающих научно-популярных роликов, раскрывающих основные элементы и понятия финансовой системы, организация конкурсов для молодежи по экономическим вопросам, проведение акций по повышению финансовой грамотности детей, воспитывающихся в детских интернатных учреждениях и замещающих семьях, проведение мероприятий по повышению финансовой грамотности безработных и начинающих предпринимателей на базе региональных служб занятости и др.
Национальный банк рассчитывает, что эти меры позволят обеспечить повышение финансовой грамотности граждан, предсказуемость поведения населения и их реакции на экономические события, расширение использования финансовых инструментов, включая безналичные расчеты, страхование, банковские сбережения и пр. Это будет способствовать развитию финансового рынка Республики Беларусь, повышению стабильности финансовой системы и, в конечном итоге, росту благосостояния наших граждан.
В Банковском кодексе дано определение электронных денег и установлены основные подходы к совершению операций с электронными деньгами, а также закреплено исключительное право на эмиссию электронных денег за банками Республики Беларусь.
Ряд изменений касается применения банковской гарантии и аккредитива, которые широко используются в международных расчетах. Данные изменения направлены на унификацию с международными правилами и международной банковской практикой.
Введен новый расчетный документ – платежный ордер, оформляемый банком при осуществлении перевода денежных средств в белорусских рублях и иностранной валюте
Что касается введения единой формы кредитных и депозитных договоров, то во второй половине 2012 года Национальным банком был проведен анализ типовых (примерных) форм кредитных договоров, заключаемых банками с юридическими и физическими лицами, индивидуальными предпринимателями. По результатам данной работы Ассоциации белорусских банков направлены предложения для совершенствования договорной работы банков. В настоящее время проводится анализ типовых (примерных) форм договоров банковского вклада (депозита).
В 2013 году Национальным банком будут разработаны типовые (примерные) формы кредитных договоров и договоров банковского вклада (депозита), заключаемых с физическими лицами. Данные типовые (примерные) формы будут рекомендованы банкам для использования.
Деятельность агентства, несомненно, будет нацелена на рост доступности жилья для населения и снижение процентных ставок по ипотечным кредитам. Однако следует понимать, что наибольший положительный эффект от создания данного агентства может быть достигнут только при условии снижения уровня инфляции в стране, стабильности в денежно-кредитной сфере и на рынке жилья, а также росте благосостояния населения.
Процесс создания национального агентства по ипотечному жилищному кредитованию может занять от полугода до трех и более лет. Это зависит от большого количества факторов, в том числе наличия соответствующей законодательной базы. Таким образом, говорить о какой-то конкретной дате создания агентства по ипотечному жилищному кредитованию в Республике Беларусь пока преждевременно.
Первый сегмент – микрофинансовая деятельность. Как известно, развитие рынка микрофинансирования является необходимым условием развития малого и индивидуального предпринимательства. Несмотря на принимаемые меры по поддержке малого бизнеса, экономически инициативное население, решившееся на предпринимательскую деятельность, сталкивается с целым рядом проблем, главная из которых – недостаток финансирования. Особенно трудно приходится на начальной стадии, когда предприниматель не может рассчитывать на банковский кредит из-за недостаточной устойчивости его бизнеса или его отсутствия. В данной ситуации придти на помощь малому предпринимательству призвано микрофинансирование.
Преимущества микрофинансовых организаций для малого бизнеса в том, что они, как правило, предоставляют микрозаймы заемщикам, которые по тем или иным причинам неинтересны банкам. При этом возможна выдача микрозаймов без обеспечения, без поручительства, в том числе начинающим предпринимателям.
Второе направление, которое будет регулировать Национальный банк, – это деятельность финансовых посредников на рынке Forex. Этот вид деятельности является регулируемым во многих странах мира. Нынешняя ситуация, сложившаяся в нашей стране, при которой резиденты Республики Беларусь участвуют в торговле финансовыми инструментами на рынке Forex через иностранных брокеров, приводит к низкой правовой защищенности наших граждан, оттоку капитала из страны по таким операциям и сопряжено с высоким уровнем риска утраты сбережений граждан, вверенных недобросовестным иностранным компаниям. При этом иностранные брокеры, получающие доходы от белорусов, уплачивают налоги в бюджет иностранных государств.
Национальный банк планирует создать четкие правила игры на этом сегменте финансового рынка, которые будут способствовать устранению всех перечисленных негативных факторов и учтут интересы граждан, финансовых посредников, государства.
Еще одно направление – лизинговая деятельность. Положительный экономический эффект лизинга заключается в возможности увеличения производства и реализации конкурентоспособной продукции на обновленном в кратчайшие сроки оборудовании и оплате его стоимости из доходов, полученных по мере реализации данной продукции.
При этом следует отметить, что общие экономические и правовые условия осуществления лизинговой деятельности уже определены законодательными актами и нормативными правовыми актами правительства. Однако Национальный банк считает, что государство может содействовать дальнейшему развитию лизинговой деятельности, предоставляя оправданные преференции лизингодателям и лизингополучателям при реализации договоров лизинга, а также путем создания экономических условий для повышения финансового потенциала лизинговых компаний.
И, наконец, еще один сегмент финансового рынка, который будет регулировать Национальный банк – это форфейтинг. По своей сути форфейтинг может служить дополнительным инструментом финансирования белорусских экспортеров. Однако порядок и условия проведения таких операций законодательно не определены, что не способствует широкому применению экспортерами данного финансового инструмента.
В целях придания нового импульса развитию всех перечисленных аспектов небанковского сегмента финансового рынка Национальный банк предложил взять на себя полномочия по их регулированию и, соответственно, ответственность за их развитие. Проекты законодательных актов по данным вопросам будут внесены на рассмотрение главы государства в 2013 году.
Кроме этого, с согласия главы государства Национальным банком были внесены определенные дополнения и изменения в Банковский кодекс Республики Беларусь (вступают в силу с 22 января 2013 года), в соответствии с которыми Национальный банк уполномочен регулировать создание и деятельность такой формы коллективных инвестиций, как общие фонды банковского управления. В настоящее время Национальный банк разрабатывает нормативную правовую базу для реализации этой функции.
Наряду с этим правительство Беларуси сосредоточится на развитии инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов.
Эти меры являются элементами структурных реформ и преобразований, осуществляемых на финансовом рынке с целью повышения эффективности его функционирования, а также обеспечения финансовой и экономической стабильности. В конечном итоге, все это направлено на повышение общего уровня благосостояния граждан страны.
При разработке проекта концепции учитываются практика развития и регулирования отношений в сфере присвоения и использования рейтингов в Российской Федерации, Украине, Европейском союзе, основные тенденции регулирования деятельности рейтинговых агентств в свете мирового финансового кризиса.
Стратегической целью формирования в Республике Беларусь системы присвоения и использования рейтингов по национальной шкале следует считать развитие экономики Беларуси в части рынка ценных бумаг, банковской и страховой деятельности, внутренних и внешних инвестиций. Принципы функционирования национальных рейтинговых агентств, определяемые в проекте концепции, базируются на международных принципах.
Система регулирования рейтинговой деятельности в Республике Беларусь будет включать нормативные правовые акты и систему органов государственного управления, наделенных соответствующими полномочиями. Основным нормативным правовым актом в сфере присвоения и использования рейтингов должен стать Закон Республики Беларусь ”О рейтингах и рейтинговой деятельности в Республике Беларусь“, который будет разработан на основе положений концепции. Кроме того, потребуется внесение изменений и дополнений в законодательные акты, принятие подзаконных нормативных правовых актов Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка, Министерства финансов.
Основным органом государственного управления по вопросам регулирования деятельности рейтинговых агентств, присвоения и использования рейтингов будет Министерство финансов. Оно же будет осуществлять аккредитацию рейтинговых агентств. Национальный банк будет определять порядок использования рейтингов в банковской деятельности.
Сферами внедрения рейтингов в Республике Беларусь будут: операции по выпуску и обращению ценных бумаг (прежде всего, облигаций); страховая деятельность (рейтинги страховых организаций и оценка надежности застрахованных субъектов); банковская деятельность (рейтинги банков, учет рейтингов кредиторов, иных контрагентов, долговых обязательств при анализе рисков и формировании резервов); инвестиционная деятельность (развитие рынка внутренних инвестиций, расширение привлечения внешних инвестиций); регулирование государством экономических отношений (использование рейтингов в качестве критерия надежности); финансирование государством белорусских эмитентов (по государственным программам, предоставление гарантий правительства); улучшение корпоративного управления.
Проект концепции исходит из принципа свободы рейтинговых агентств в разработке методик рейтингования (с соблюдением установленных принципов и требований). По мере возникновения соответствующего числа рейтинговых агентств будет решен вопрос о сопоставлении национальных рейтинговых шкал между собой и с международными рейтинговыми шкалами.
Планируется, что в результате формирования благоприятной законодательной базы в Республике Беларусь будут действовать белорусские национальные рейтинговые агентства (созданные белорусскими участниками), национальные рейтинговые агентства, созданные при участии иностранных рейтинговых агентств, а также филиалы (отделения, представительства) иностранных и международных рейтинговых агентств. В качестве субъектов рейтингования будут выступать: эмитенты ценных бумаг, в том числе местные органы власти; банки и небанковские кредитно-финансовые организации; страховые организации; заемщики, получающие финансирование в рамках государственных программ и при государственной поддержке (в том числе, финансируемые Банком развития Республики Беларусь); кредитополучатели банков; иные предприятия для целей инвестирования и государственного управления.
Проектом концепции определяется широкий круг стимулов для банков, страховых организаций, эмитентов по активному рейтингованию и использованию рейтингов в своей деятельности, который будет в последующем закреплен в названном законе. Кроме того, проектом концепции предусматривается ряд конкретных мероприятий, направленных на ее реализацию в целях решения задач по формированию в Республике Беларусь системы присвоения и использованию рейтингов по национальной шкале.
Окончательный вариант проекта концепции формирования в Беларуси системы присвоения и использования рейтингов по национальной шкале планируется внести на рассмотрение Президента Беларуси в 2013 году.
На 1 октября 2012 года в Беларуси эмиссия карточек превысила 10 млн. единиц. При этом на долю ”БелКарт“ приходится 47% от общего количества карточек в обращении, на долю VISA – 37%, MasterCard – 16%.
В более чем 34 тыс. организаций торговли (сервиса) установлено свыше 52 тыс. платежных терминалов для безналичных расчетов с использованием карточек, функционирует 4143 инфокиоска для безналичной оплаты услуг (в том числе 879 инфокиосков, установленных за счет средств РУП ”Белпочта“), 3528 банкоматов, в 97% которых возможно осуществление не только операций выдачи наличных денег, но и проведение безналичных расчетов.
На 1 октября 2012 года при совершении операций с карточками доля безналичных расчетов составила по количеству – 61,9%, по сумме – 18,7%.
Планом мероприятий по выполнению Основных направлений денежно-кредитной политики на 2012 год предусмотрено достижение к 1 января 2013 года следующих показателей: доли безналичного денежного оборота в розничном товарообороте организаций розничной торговли в размере 10%; доли безналичного денежного оборота в объеме платных услуг населению в размере 12%.
Согласно данным Национального статистического комитета, на 1 декабря 2012 года доля розничного товарооборота, полученного посредством расчетов населения с использованием банковских пластиковых карточек и электронных денег, достигла 12,9%. На начало 2012 года этот показатель составлял 9,5%.
Показатель по доле безналичного денежного оборота в объеме платных услуг населению рассчитывается Белстатом один раз в год, и на 1 января 2012 года он составил 10,8%. Полагаем, что по результатам 2012 года он будет соответствовать параметрам, предусмотренным в плане мероприятий по выполнению ОНДКП.
Меры по дальнейшему развитию системы безналичных расчетов предложены Национальным банком в Плане совместных действий органов государственного управления и участников финансового рынка по развитию в Республике Беларусь системы безналичных расчетов по розничным платежам с использованием современных электронных платежных инструментов и средств платежа на 2013 – 2015 годы. Данные меры направлены на повышение качества банковских услуг, развитие современных электронных платежных инструментов, повышение платежной культуры населения и увеличение доли безналичных расчетов.
Так, в Беларуси планируется расширить предусмотренный законодательством перечень объектов, в которых должны устанавливаться платежные терминалы для безналичной оплаты с использованием банковских пластиковых карточек. При этом право выбора безналичной формы оплаты товара, работы или услуги должно быть предоставлено потребителю на законодательном уровне.
Также предлагается применять дифференцированный подход при установлении арендной платы для помещений, в которых имеется либо отсутствует терминальное оборудование для приема платежей в безналичной форме.
Кроме того, планируется организовать преимущественно круглосуточный доступ держателей карточек к оборудованию самообслуживания (инфокиоскам, банкоматам). Будет проработан вопрос внедрения бесконтактных технологий при проведении населением расчетов в безналичной форме, включая вопрос оплаты проезда в общественном транспорте. Планируется подключить новых расчетных и платежных агентов, производителей услуг к ЕРИП, дополнить перечень новыми видами услуг, предоставляемыми к оплате в безналичной форме.