Для обеспечения сбалансированной экономической ситуации и достижения целевого параметра по инфляции Национальный банк во втором полугодии продолжил жесткую монетарную политику. Такое решение регулятора было подкреплено повышенным спросом на валюту и сокращением рублевых вкладов в июне-июле, вызванных рядом макроэкономических факторов. В августе Нацбанк констатировал нормализацию положения дел на валютном и депозитном рынках, а уже в сентябре курс доллара США преодолел психологический барьер в Br9 тыс. Каких мер следует ожидать со стороны Национального банка для сохранения в этих условиях стабильной финансовой ситуации? В какую сторону будет двигаться в ближайшее время ставка рефинансирования? Как долго продлится период сверхдоходности рублевых депозитов? Удастся ли удержать инфляцию на запланированном уровне? Каким прогнозируется курс белорусского рубля к концу года? Планирует ли Нацбанк менять денежно-кредитную политику в 2014 году?
На эти и другие вопросы во время прямой телефонной линии и онлайн-конференции ответит председатель правления Национального банка Беларуси Надежда Андреевна Ермакова.
Вопросы можно задавать заранее или непосредственно во время проведения конференции на сайте БЕЛТА www.belta.by в разделе "ONLINE КОНФЕРЕНЦИЯ", а также по телефону прямой линии + 375 17 327-24-47. Ответы будут публиковаться 18 сентября после 11.00 по мере готовности.
На эти и другие вопросы во время прямой телефонной линии и онлайн-конференции ответит председатель правления Национального банка Беларуси Надежда Андреевна Ермакова.
Вопросы можно задавать заранее или непосредственно во время проведения конференции на сайте БЕЛТА www.belta.by в разделе "ONLINE КОНФЕРЕНЦИЯ", а также по телефону прямой линии + 375 17 327-24-47. Ответы будут публиковаться 18 сентября после 11.00 по мере готовности.
Вопросы конференции
В июне-июле на депозитном рынке страны наблюдался перекос в пользу валютных депозитов, на валютном рынке – повышенный спрос на валюту со стороны населения. Чем это было вызвано и какие угрозы в себе несло? Какова ситуация сейчас? Какие меры предпринял Национальный банк, чтобы избежать ее повторения?
За январь-август 2013 года привлеченные средства населения, включая вклады (депозиты), средства нерезидентов, вклады драгоценных металлов и драгоценных камней, сберегательные сертификаты и облигации, увеличились на 23,8%, или на Br19,53 трлн., и на 1 сентября 2013 года достигли Br101,67 трлн. В том числе в белорусских рублях они возросли на 40,4% (на Br10,02 трлн.) и составили Br34,83 трлн., в иностранной валюте (в рублевом эквиваленте) - на 16,6% (на Br9,52 трлн.) до Br66,84 трлн.
Действительно, анализ структуры привлеченных средств свидетельствует о сохранении предпочтений населения осуществлять банковские сбережения в иностранных валютах. Удельный вес таких сбережений в общем объеме привлеченных средств граждан на 1 сентября 2013 года составил 65,7% против 66,2% на 1 августа 2013 года.
Основными факторами, которые влияли на происходившие в июне и июле 2013 года процессы на депозитном и валютном рынках, были усилившиеся девальвационные ожидания населения (в связи с ухудшением ситуации во внешней торговле) и произошедшее номинальное снижение ставок на депозитном рынке. Кроме того, добавила свой вклад и сезонность, связанная с периодом отпусков.
При этом повышение спроса на валюту со стороны населения оказало не только дополнительное давление на обменный курс, но и отразилось на состоянии рублевой ликвидности банков.
Предпринятые Национальным банком оперативные меры по повышению ставок на денежном рынке дали положительный результат. Однако наблюдавшееся в августе улучшение ситуации было недостаточно устойчивым, и уже в начале сентября переток рублевых вкладов в валютные депозиты возобновился. Это потребовало дополнительных мер со стороны Национального банка, в том числе по дальнейшему повышению доходности рублевых депозитов.
В целях создания условий для поддержания привлекательности хранения населением сбережений в национальной валюте банки республики предлагают достаточно широкий спектр таких вкладов с различными сроками и условиями хранения, предоставляют скидки и бонусы по банковским продуктам с длительными сроками размещения, проводят различные акции и розыгрыши призов по ним и др.
Действительно, анализ структуры привлеченных средств свидетельствует о сохранении предпочтений населения осуществлять банковские сбережения в иностранных валютах. Удельный вес таких сбережений в общем объеме привлеченных средств граждан на 1 сентября 2013 года составил 65,7% против 66,2% на 1 августа 2013 года.
Основными факторами, которые влияли на происходившие в июне и июле 2013 года процессы на депозитном и валютном рынках, были усилившиеся девальвационные ожидания населения (в связи с ухудшением ситуации во внешней торговле) и произошедшее номинальное снижение ставок на депозитном рынке. Кроме того, добавила свой вклад и сезонность, связанная с периодом отпусков.
При этом повышение спроса на валюту со стороны населения оказало не только дополнительное давление на обменный курс, но и отразилось на состоянии рублевой ликвидности банков.
Предпринятые Национальным банком оперативные меры по повышению ставок на денежном рынке дали положительный результат. Однако наблюдавшееся в августе улучшение ситуации было недостаточно устойчивым, и уже в начале сентября переток рублевых вкладов в валютные депозиты возобновился. Это потребовало дополнительных мер со стороны Национального банка, в том числе по дальнейшему повышению доходности рублевых депозитов.
В целях создания условий для поддержания привлекательности хранения населением сбережений в национальной валюте банки республики предлагают достаточно широкий спектр таких вкладов с различными сроками и условиями хранения, предоставляют скидки и бонусы по банковским продуктам с длительными сроками размещения, проводят различные акции и розыгрыши призов по ним и др.
Национальный банк принял решение во втором полугодии сохранить жесткую денежно-кредитную политику. Каких изменений в связи с этим можно ожидать по такому важному прогнозному показателю, как ставка рефинансирования?
Как я уже отмечала, Национальный банк постоянно контролирует ситуацию с уровнем доходности вкладов в белорусских рублях. Этот фактор в сочетании с динамикой инфляции, анализом ситуации на валютном рынке и общеэкономической ситуации является основанием для принятия решений по изменению устанавливаемых Национальным банком ставок. В сентябре Правлением Национального банка было принято решение сохранить ставку рефинансирования на прежнем уровне – 23,5%.
Что касается конца года, то с высокой долей вероятности можно говорить, что Национальному банку придется поддерживать более высокий уровень ставки рефинансирования, чем это планировалось в соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики на 2013 год.
Что касается конца года, то с высокой долей вероятности можно говорить, что Национальному банку придется поддерживать более высокий уровень ставки рефинансирования, чем это планировалось в соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики на 2013 год.
Девальвационные ожидания среди населения не утихают. Оценивая колебания обменного курса рубля, кто-то прогнозирует курс доллара в 15 тыс. белорусских рублей, другие останавливаются на более скромных оценках - 9,5-10 тыс. белорусских рублей. Оценивая макроэкономическую ситуацию, которая складывается сегодня в стране, каким Вы видите курс доллара на конец года? Продолжит ли ослабляться белорусский рубль?
Прежде всего, отмечу, что в условиях плавающего курса белорусского рубля говорить о каких-то конкретных значениях на определенную дату не совсем правильно. Можно дать лишь оценку возможной динамики курса с учетом факторов, влияющих на спрос и предложение иностранной валюты на бирже.
Наблюдаемое в последнее время ослабление курса белорусского рубля связано с превышением спроса над предложением в силу ситуации, складывающейся во внешней торговле, и изменения поведения населения.
Дальнейшая динамика курса будет зависеть от развития макроэкономической ситуации в стране. При сохранении более высокого спроса на валюту над предложением продолжится и ослабление белорусского рубля – преднамеренно сдерживать курс Национальный банк не будет. Поставленная перед ним задача – лишь ограничивать резкие курсовые колебания на валютном рынке.
В то же время для преломления данных тенденций Национальный банк принял целый ряд мер, в том числе по повышению процентных ставок в экономике.
Наблюдаемое в последнее время ослабление курса белорусского рубля связано с превышением спроса над предложением в силу ситуации, складывающейся во внешней торговле, и изменения поведения населения.
Дальнейшая динамика курса будет зависеть от развития макроэкономической ситуации в стране. При сохранении более высокого спроса на валюту над предложением продолжится и ослабление белорусского рубля – преднамеренно сдерживать курс Национальный банк не будет. Поставленная перед ним задача – лишь ограничивать резкие курсовые колебания на валютном рынке.
В то же время для преломления данных тенденций Национальный банк принял целый ряд мер, в том числе по повышению процентных ставок в экономике.
Какие прогнозируются на 2014 год обменный курс белорусского рубля, ставка рефинансирования, уровень золотовалютных резервов, инфляция?
Разработанный в настоящее время проект Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2014 год предполагает, что уровень инфляции снизится до 11%, а золотовалютные резервы увеличатся на $200-500 млн.
Размер ставки рефинансирования будет поддерживаться на уровне, необходимом для достижения ценовой стабильности в экономике, и ее значение будет зависеть от того, как складывается ситуация в экономике. Если фактические процессы будут соответствовать заложенным в прогноз условиям, то ставка рефинансирования может составить 15-17% в среднем за 2014 год. Если же в силу каких-то причин ситуация начнет развиваться по-другому, то и ставка рефинансирования, вероятно, будет иной.
То же самое можно сказать и про прогнозный обменный курс. Его величина по-прежнему будет формироваться исходя из спроса и предложения иностранной валюты при ограниченном вмешательстве Национального банка, а значит, в определяющей степени будет зависеть от того, что будет происходить в экономике.
В этой связи Национальный банк, как и большинство других центральных банков, не объявляет прогнозные значения обменного курса.
Размер ставки рефинансирования будет поддерживаться на уровне, необходимом для достижения ценовой стабильности в экономике, и ее значение будет зависеть от того, как складывается ситуация в экономике. Если фактические процессы будут соответствовать заложенным в прогноз условиям, то ставка рефинансирования может составить 15-17% в среднем за 2014 год. Если же в силу каких-то причин ситуация начнет развиваться по-другому, то и ставка рефинансирования, вероятно, будет иной.
То же самое можно сказать и про прогнозный обменный курс. Его величина по-прежнему будет формироваться исходя из спроса и предложения иностранной валюты при ограниченном вмешательстве Национального банка, а значит, в определяющей степени будет зависеть от того, что будет происходить в экономике.
В этой связи Национальный банк, как и большинство других центральных банков, не объявляет прогнозные значения обменного курса.
Удастся ли в этом году удержать инфляцию на запланированном уровне – не выше 12 процентов?
Задача по удержанию инфляции размере не выше 12% – это совместная задача правительства и Национального банка. Ее решение во многом будет зависеть не только от действий Нацбанка, но и от того, какой будет в оставшийся период текущего года динамика регулируемых государством цен на товары и услуги.
Основания для выполнения параметра по инфляции есть. В августе инфляция сложилась в размере 0,1%, с начала года – 8,2%. Национальный банк сохранит жесткую антиинфляционную политику, со стороны правительства также предпринимаются все необходимые меры.
Основания для выполнения параметра по инфляции есть. В августе инфляция сложилась в размере 0,1%, с начала года – 8,2%. Национальный банк сохранит жесткую антиинфляционную политику, со стороны правительства также предпринимаются все необходимые меры.
Беларусь до конца текущего года ожидает последний (шестой) транш кредита АКФ ЕврАзЭС. При этом существенным нововведением является придание параметру прироста требований банков к экономике статуса контрольного показателя, ранее он был индикативным. Анализируя выполнение этого показателя и других существенных параметров, как Вы оцениваете шансы на получение шестого транша?
Действительно, новым контрольным показателем для предоставления Беларуси шестого транша кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭС стал параметр по приросту требований банков к экономике, как один из важнейших монетарных показателей, характеризующих ситуацию в денежно-кредитной сфере. Вместе с тем принятие решения о выделении Беларуси шестого транша кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭС будет зависеть от выполнения целого перечня контрольных и индикативных монетарных и бюджетно-налоговых показателей, а также принимаемых правительством и Национальным банком мер, направленных на поддержание макроэкономической стабильности в стране.
В настоящее время большинство контролируемых программой Антикризисного фонда ЕврАзЭС показателей выполняется, все действия правительства и Нацбанка направлены на поддержание устойчивой ситуации в экономике, на валютном рынке и в денежно-кредитной сфере. Это дает основание рассчитывать на своевременное получение Республикой Беларусь шестого транша кредита фонда.
В настоящее время большинство контролируемых программой Антикризисного фонда ЕврАзЭС показателей выполняется, все действия правительства и Нацбанка направлены на поддержание устойчивой ситуации в экономике, на валютном рынке и в денежно-кредитной сфере. Это дает основание рассчитывать на своевременное получение Республикой Беларусь шестого транша кредита фонда.
Как в настоящее время развивается сотрудничество с Международным валютным фондом? Планируется ли новая стабилизационная программа с какой-либо из международных финансовых организаций?
В связи с завершением программы "стэнд-бай" в апреле 2010 года МВФ начал дополнительные консультации с Республикой Беларусь по оценке мер экономической политики и выработке предложений по повышению эффективности экономики страны. За период с 2011 по март 2013 года Беларусь посетили четыре миссии МВФ для проведения постпрограммного мониторинга. Визит пятой миссии МВФ запланирован на период с 17 по 28 октября текущего года.
На регулярной основе проводятся консультации в соответствии со Статьей IV Статей соглашения МВФ (последняя миссия находилась в Минске в марте 2013 г.).
С целью соблюдения обязательств Беларуси по Статье VIII Статей соглашения МВФ в мае 2013 года в Национальном банке работала соответствующая миссия фонда.
В течение 2011-2013 года Национальному банку со стороны МВФ оказывалась техническая помощь по вопросам финансовой стабильности, устойчивости банковской системы, выработки основ и принципов формирования системы дистанционного надзора, развития системы анализа и прогнозирования денежно-кредитной политики, совершенствования денежно-кредитной статистики.
МВФ положительно оценивает ряд принятых в Беларуси мер по обеспечению макроэкономической стабилизации и подчеркивает, что республика является платежеспособной по своим долгам. Вместе с тем по отдельным аспектам текущей экономической политики и прогноза на 2013 год фонд продолжает давать сдержанные оценки.
По мнению экспертов МВФ, возможность новой финансовой программы с Беларусью сохраняется, и одним из ключевых вопросов для начала переговоров является выработка комплексного плана проведения масштабных структурных преобразований, а также проведение жесткой денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики.
Правительство и Национальный банк продолжат детальное обсуждение с МВФ дальнейших шагов в области структурных реформ, в частности конкретного перечня мер, который бы в полной мере согласовывался с основными целями и приоритетами экономической политики нашего государства.
Что касается цифр, то по состоянию на 1 сентября 2013 года Республикой Беларусь выплачено по основному долгу кредита ”стэнд-бай“ $1,4 млрд., по процентам и прочим платежам - $280 млн. Оставшаяся задолженность по основному долгу составляет $2,0 млрд. и погашается ежеквартально до конца 2015 года.
На регулярной основе проводятся консультации в соответствии со Статьей IV Статей соглашения МВФ (последняя миссия находилась в Минске в марте 2013 г.).
С целью соблюдения обязательств Беларуси по Статье VIII Статей соглашения МВФ в мае 2013 года в Национальном банке работала соответствующая миссия фонда.
В течение 2011-2013 года Национальному банку со стороны МВФ оказывалась техническая помощь по вопросам финансовой стабильности, устойчивости банковской системы, выработки основ и принципов формирования системы дистанционного надзора, развития системы анализа и прогнозирования денежно-кредитной политики, совершенствования денежно-кредитной статистики.
МВФ положительно оценивает ряд принятых в Беларуси мер по обеспечению макроэкономической стабилизации и подчеркивает, что республика является платежеспособной по своим долгам. Вместе с тем по отдельным аспектам текущей экономической политики и прогноза на 2013 год фонд продолжает давать сдержанные оценки.
По мнению экспертов МВФ, возможность новой финансовой программы с Беларусью сохраняется, и одним из ключевых вопросов для начала переговоров является выработка комплексного плана проведения масштабных структурных преобразований, а также проведение жесткой денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики.
Правительство и Национальный банк продолжат детальное обсуждение с МВФ дальнейших шагов в области структурных реформ, в частности конкретного перечня мер, который бы в полной мере согласовывался с основными целями и приоритетами экономической политики нашего государства.
Что касается цифр, то по состоянию на 1 сентября 2013 года Республикой Беларусь выплачено по основному долгу кредита ”стэнд-бай“ $1,4 млрд., по процентам и прочим платежам - $280 млн. Оставшаяся задолженность по основному долгу составляет $2,0 млрд. и погашается ежеквартально до конца 2015 года.
Планируется ли продажа каких-либо белорусских банков? Кто может выступить в качестве покупателя, и есть ли интерес со стороны иностранных инвесторов? Приход какого капитала в белорусский банковский сектор сейчас представляет наибольший интерес для НББ? Какие выгоды несет инвесторам приход в банковский сектор Беларуси?
Национальный банк заинтересован в привлечении иностранного капитала в банковский сектор республики. В качестве наиболее перспективных иностранных инвесторов Нацбанк рассматривает крупные финансовые организации, способные обеспечить внедрение инновационных технологий и новых видов банковских продуктов, передовых подходов к управлению рисками и организации внутреннего контроля; активизацию банковской конкуренции; повышение устойчивости банковского сектора за счет роста капитализации; повышение доверия со стороны иностранных инвесторов и банков к национальной экономике, улучшению значений международных рейтингов страны и банков (соответственно, снижение стоимости заимствованных на мировых рынках ресурсов).
Важным инструментом, обеспечивающим соблюдение интересов Беларуси при допуске иностранного капитала, является обеспечение равных условий для вхождения на внутренний банковский рынок для стратегических инвесторов из разных стран, формирование среды добросовестной конкуренции в банковском секторе и создание равных условий для банков независимо от формы собственности и страны происхождения банковского капитала.
При этом Республика Беларусь обладает значительным потенциалом роста экономики и банковского сектора и обеспечивает достаточно высокий уровень рентабельности вложенного капитала.
Важным инструментом, обеспечивающим соблюдение интересов Беларуси при допуске иностранного капитала, является обеспечение равных условий для вхождения на внутренний банковский рынок для стратегических инвесторов из разных стран, формирование среды добросовестной конкуренции в банковском секторе и создание равных условий для банков независимо от формы собственности и страны происхождения банковского капитала.
При этом Республика Беларусь обладает значительным потенциалом роста экономики и банковского сектора и обеспечивает достаточно высокий уровень рентабельности вложенного капитала.
Ранее сообщалось, что на согласовании на самом высоком уровне находятся документы, которые наделяют НББ статусом мегарегулятора. О каких именно документах идет речь, когда они могут быть приняты? Регулирование каких именно сфер войдет в компетенцию Нацбанка? С какой целью это будет сделано?
Несмотря на планируемое наделение Национального банка дополнительными полномочиями по регулированию небанковского сегмента финансового рынка, говорить о получении Национальном банком статуса мегарегулятора финансового рынка, как это уже сделано в других странах - участницах ЕЭП (Казахстане и России), преждевременно.
Для создания полноценного мегарегулятора на финансовом рынке необходимо, чтобы один государственный орган осуществлял регулирование трех ключевых его сегментов: банковского сектора, страхового сектора и рынка ценных бумаг.
Как уже сообщалось ранее, на данном этапе Национальный банк планируется наделить полномочиями по регулированию лизинговой деятельности, микрофинансовой деятельности, деятельности на рынке Форекс. Регулирование рынка ценных бумаг, страхового сектора остается прерогативой правительства.
Проект указа о регулировании деятельности микрофинансовых организаций согласован всеми заинтересованными и направлен на рассмотрение главы государства. Надеемся, что документ будет принят в ближайшее время. Его принятие в первую очередь будет способствовать защите прав потребителей данных финансовых услуг.
Проект законодательного акта о регулировании деятельности лизинговых компаний в настоящее время находится на рассмотрении правительства. В стадии согласования с заинтересованными министерствами находится проект законодательного акта о регулировании деятельности форекс-компаний.
Основной целью разработки и принятия данных нормативных актов является создание прозрачного правового поля для осуществления указанной деятельности, придание дополнительного импульса развитию этих сегментов финансового рынка, обеспечение защиты прав потребителей финансовых услуг микрофинансовых организаций и форекс-компаний.
Для создания полноценного мегарегулятора на финансовом рынке необходимо, чтобы один государственный орган осуществлял регулирование трех ключевых его сегментов: банковского сектора, страхового сектора и рынка ценных бумаг.
Как уже сообщалось ранее, на данном этапе Национальный банк планируется наделить полномочиями по регулированию лизинговой деятельности, микрофинансовой деятельности, деятельности на рынке Форекс. Регулирование рынка ценных бумаг, страхового сектора остается прерогативой правительства.
Проект указа о регулировании деятельности микрофинансовых организаций согласован всеми заинтересованными и направлен на рассмотрение главы государства. Надеемся, что документ будет принят в ближайшее время. Его принятие в первую очередь будет способствовать защите прав потребителей данных финансовых услуг.
Проект законодательного акта о регулировании деятельности лизинговых компаний в настоящее время находится на рассмотрении правительства. В стадии согласования с заинтересованными министерствами находится проект законодательного акта о регулировании деятельности форекс-компаний.
Основной целью разработки и принятия данных нормативных актов является создание прозрачного правового поля для осуществления указанной деятельности, придание дополнительного импульса развитию этих сегментов финансового рынка, обеспечение защиты прав потребителей финансовых услуг микрофинансовых организаций и форекс-компаний.
Большим препятствием для развития безналичных платежей остается то, что некоторые банки не спешат компенсировать клиентам средства, украденные или списанные по ошибке с их платежных карточек. Следственный комитет выступил с предложением к банкам и банковским учреждениям страны провести совместные консультации, направленные на единообразное разрешение таких ситуаций, связанных с причинением ущерба гражданам Беларуси. Предлагается также разработать нормативный правовой акт, обязывающий при отсутствии вины держателя банковской карточки возмещать ему ущерб, причиненный в результате хищения, совершенного иным лицом. Что предпринимается в этом направлении? Решит ли проблему переход на чиповые платежные карточки, создана ли для этого необходимая инфраструктура?
Практика развития рынка безналичных розничных платежей свидетельствует о том, что с расширением количества операций с использованием современных электронных платежных инструментов возрастает уровень мошенничества в данной сфере. Об этом свидетельствует увеличивающееся количество поступающих в Национальный банк обращений граждан – держателей банковских платежных карточек.
Одним из существенных факторов снижения числа мошеннических транзакций является выпуск в обращение карточек с микропроцессором (чипом) стандарта EMV, разработанного международными платежными системами. По сравнению с карточками с магнитной полосой чиповые карточки не только предоставляют возможность расширить функционал таких продуктов, но и обеспечивают более высокий уровень безопасности совершения операций, поскольку правомерность использования карточки подтверждается ПИН-кодом, а не подписью держателя.
Белорусские банки уже выпускают в обращение карточки стандарта EMV, а 96% функционирующих в стране объектов программно-технической инфраструктуры адаптировано к приему чиповых карточек.
Вопрос о порядке перехода на выпуск только карточек с микропроцессором стандарта EMV будет проработан совместно с банковским сообществом в рамках Комитета по безналичным расчетам Ассоциации белорусских банков (подкомитет "Платежные карты, электронные деньги и иные инструментарии"), после чего Нацбанк примет решение о дальнейших мерах по обеспечению банками эмиссии микропроцессорных карточек.
Одним из существенных факторов снижения числа мошеннических транзакций является выпуск в обращение карточек с микропроцессором (чипом) стандарта EMV, разработанного международными платежными системами. По сравнению с карточками с магнитной полосой чиповые карточки не только предоставляют возможность расширить функционал таких продуктов, но и обеспечивают более высокий уровень безопасности совершения операций, поскольку правомерность использования карточки подтверждается ПИН-кодом, а не подписью держателя.
Белорусские банки уже выпускают в обращение карточки стандарта EMV, а 96% функционирующих в стране объектов программно-технической инфраструктуры адаптировано к приему чиповых карточек.
Вопрос о порядке перехода на выпуск только карточек с микропроцессором стандарта EMV будет проработан совместно с банковским сообществом в рамках Комитета по безналичным расчетам Ассоциации белорусских банков (подкомитет "Платежные карты, электронные деньги и иные инструментарии"), после чего Нацбанк примет решение о дальнейших мерах по обеспечению банками эмиссии микропроцессорных карточек.
Какие важнейшие результаты достигнуты в рамках выполнения плана совместных действий государственных органов и участников финансового рынка по развитию в Беларуси системы безналичных расчетов по розничным платежам с использованием современных электронных платежных инструментов и средств платежа на 2013-2015 годы? Когда может быть введен лимит на оплату наличными розничных покупок, и каким он будет? Насколько результативной является работа по переводу организаций (в том числе торговли и сервиса) на выплату заработной платы в безналичном виде?
Планом предусмотрено создание в течение 2013-2015 годов необходимых условий для организации выплаты заработной платы работникам субъектов хозяйствования всех форм собственности через банковские счета. Для этого банки проводят организационную работу, включая подготовку всей функционирующей в стране программно-технической инфраструктуры для проведения операций с карточками БЕЛКАРТ, а также заключают договоры с субъектами хозяйствования.
Расширяется сеть терминального оборудования: с 16 июня 2013 года пороговое значение, в соответствии с которым торговые точки обязаны установить платежные терминалы, снижено вдвое, уточнен перечень таких торговых объектов – всего перечень содержит 13 позиций. К их числу отнесены объекты придорожного сервиса, розничные торговые объекты и общественного питания, бытового обслуживания, кассы пассажирских терминалов, аэропортов, железнодорожных вокзалов, метрополитена и другие.
Вопрос о введении предельной суммы платежа наличными денежными средствами проработан Национальным банком с заинтересованными государственными органами, и соответствующие предложения внесены в Совет Министров. В частности, предлагается установить для граждан предельный размер платежа наличными деньгами при осуществлении расчетов за товары, работы и услуги в размере 1500 базовых величин (около $16,8 тыс.) с последующим возможным поэтапным уменьшением указанного порогового значения. Сроки введения ограничения прорабатываются. Использование на данном этапе более радикальных мер по ограничению суммы расчетов наличными деньгами, по нашему мнению, может иметь обратный эффект и спровоцировать рост теневого сектора экономики. При работе над этими предложениями был принят во внимание опыт сопредельных стран - России и Украины.
Расширяется сеть терминального оборудования: с 16 июня 2013 года пороговое значение, в соответствии с которым торговые точки обязаны установить платежные терминалы, снижено вдвое, уточнен перечень таких торговых объектов – всего перечень содержит 13 позиций. К их числу отнесены объекты придорожного сервиса, розничные торговые объекты и общественного питания, бытового обслуживания, кассы пассажирских терминалов, аэропортов, железнодорожных вокзалов, метрополитена и другие.
Вопрос о введении предельной суммы платежа наличными денежными средствами проработан Национальным банком с заинтересованными государственными органами, и соответствующие предложения внесены в Совет Министров. В частности, предлагается установить для граждан предельный размер платежа наличными деньгами при осуществлении расчетов за товары, работы и услуги в размере 1500 базовых величин (около $16,8 тыс.) с последующим возможным поэтапным уменьшением указанного порогового значения. Сроки введения ограничения прорабатываются. Использование на данном этапе более радикальных мер по ограничению суммы расчетов наличными деньгами, по нашему мнению, может иметь обратный эффект и спровоцировать рост теневого сектора экономики. При работе над этими предложениями был принят во внимание опыт сопредельных стран - России и Украины.
Расскажите, пожалуйста, о работе по повышению финансовой грамотности населения Беларуси? На Ваш взгляд, стали ли белорусы более финансово грамотными за последний год-два? От каких предрассудков удалось избавиться за это время?
Работа по повышению финансовой грамотности населения в Беларуси ведется системно на государственном уровне и координируется Национальным банком.
Создана институциональная основа для реализации мер по повышению финансовой грамотности населения. Она включает в себя структуры на разных уровнях управления. Так, в Национальном банке создан отдел финансовой грамотности и функционирует соответствующая рабочая группа, при Ассоциации белорусских банков действует Комитет по финансовой грамотности, включающий представителей банков. Кроме того, в целях координации усилий всех заинтересованных государственных органов и участников финансового рынка создан Межведомственный координационный совет по повышению финансовой грамотности населения.
В январе текущего года правительством и Национальным банком принят План совместных действий органов государственного управления и участников финансового рынка по повышению финансовой грамотности населения Республики Беларусь на период с 2013 по 2018 год и мероприятия по его реализации. В его реализацию вовлечены органы государственного управления, Национальная академия наук, научно-исследовательские институты, учреждения образования, ассоциации участников финансового рынка, банки, кредитные союзы, средства массовой информации, общественные организации и частные компании. Активное содействие оказывают международные организации (Международный валютный фонд, Всемирный банк, Альянс за финансовую доступность) и иностранные компании (Visa, MasterCard, Alpari).
Нацбанк реализует целый ряд совместных проектов по финансовому образованию со средствами массовой информации, в том числе с информационным агентством ”БелТА“, ”Народной газетой“, ”Комсомольской правдой“ в Белоруссии“, еженедельником ”Беларускі час“, журналом ”Я на пенсии“, телеканалом ОНТ, интернет-порталом infobank.by.
Компания Visa сейчас адаптирует для Беларуси учебное пособие ”Финансовая грамотность“, направленное на формирование у молодежи устойчивых навыков принятия взвешенных финансовых решений и грамотного использования банковских продуктов. Его выпуск ожидается в самое ближайшее время.
Налажено взаимодействие с Международной организацией финансового образования детей и молодежи (CYFI). В марте текущего года Национальный банк присоединился к празднованию Международного дня финансов детей и молодежи и инициировал проведение в Беларуси Недели финансовой грамотности детей и молодежи.
В настоящее время идет активная подготовка к проведению ежегодной специализированной выставки ”Банк. Страхование. Лизинг“, которую в этом году решено приурочить к Международному дню сбережений (31 октября) и сориентировать на повышение финансовой грамотности населения.
Ведется работа и по другим направлениям. Например, создается национальный интернет-портал, посвященный финансовому образованию населения. В Национальном банке создан и успешно функционирует контакт-центр, предоставляющий справочную и консультационную информацию физическим и юридическим лицам.
Повышение финансовой грамотности населения – это новое для Беларуси направление, которое требует усилий и времени. Социальный и экономический эффект от повышения финансовой грамотности населения будет проявляться постепенно. Если думать о долгосрочном развитии, то деятельность по повышению финансовой грамотности населения чрезвычайно важна. Пока знания и навыки финансового планирования не развиты, работает привычка думать только о сегодняшнем дне. Граждане должны иметь хотя бы минимальное представление о рисках и доходности, процентных ставках, инфляции, различии между расчетами наличными и безналичными платежами, ипотеке, принципах функционирования финансового рынка, о природе и функциях финансовых институтов, финансовых инструментах. Также должно быть понимание азов юридической и налоговой грамотности, владение минимальным финансовым словарем. Людям необходимы умение читать договор, понимать содержащуюся в нем информацию, сравнивать предложения различных финансовых учреждений, способность рассчитать, сколько придется платить по кредиту, и многое другое.
Мы находимся в начале этого пути. Надеемся, что принимаемые меры позволят обеспечить повышение финансовой грамотности граждан, предсказуемость их поведения и реакции на экономические события, расширение использования финансовых инструментов (включая сбережения, безналичные расчеты, страхование и прочие). Это будет способствовать развитию финансового рынка Беларуси, повышению стабильности финансовой системы и, в конечном итоге, росту благосостояния наших граждан.
Создана институциональная основа для реализации мер по повышению финансовой грамотности населения. Она включает в себя структуры на разных уровнях управления. Так, в Национальном банке создан отдел финансовой грамотности и функционирует соответствующая рабочая группа, при Ассоциации белорусских банков действует Комитет по финансовой грамотности, включающий представителей банков. Кроме того, в целях координации усилий всех заинтересованных государственных органов и участников финансового рынка создан Межведомственный координационный совет по повышению финансовой грамотности населения.
В январе текущего года правительством и Национальным банком принят План совместных действий органов государственного управления и участников финансового рынка по повышению финансовой грамотности населения Республики Беларусь на период с 2013 по 2018 год и мероприятия по его реализации. В его реализацию вовлечены органы государственного управления, Национальная академия наук, научно-исследовательские институты, учреждения образования, ассоциации участников финансового рынка, банки, кредитные союзы, средства массовой информации, общественные организации и частные компании. Активное содействие оказывают международные организации (Международный валютный фонд, Всемирный банк, Альянс за финансовую доступность) и иностранные компании (Visa, MasterCard, Alpari).
Нацбанк реализует целый ряд совместных проектов по финансовому образованию со средствами массовой информации, в том числе с информационным агентством ”БелТА“, ”Народной газетой“, ”Комсомольской правдой“ в Белоруссии“, еженедельником ”Беларускі час“, журналом ”Я на пенсии“, телеканалом ОНТ, интернет-порталом infobank.by.
Компания Visa сейчас адаптирует для Беларуси учебное пособие ”Финансовая грамотность“, направленное на формирование у молодежи устойчивых навыков принятия взвешенных финансовых решений и грамотного использования банковских продуктов. Его выпуск ожидается в самое ближайшее время.
Налажено взаимодействие с Международной организацией финансового образования детей и молодежи (CYFI). В марте текущего года Национальный банк присоединился к празднованию Международного дня финансов детей и молодежи и инициировал проведение в Беларуси Недели финансовой грамотности детей и молодежи.
В настоящее время идет активная подготовка к проведению ежегодной специализированной выставки ”Банк. Страхование. Лизинг“, которую в этом году решено приурочить к Международному дню сбережений (31 октября) и сориентировать на повышение финансовой грамотности населения.
Ведется работа и по другим направлениям. Например, создается национальный интернет-портал, посвященный финансовому образованию населения. В Национальном банке создан и успешно функционирует контакт-центр, предоставляющий справочную и консультационную информацию физическим и юридическим лицам.
Повышение финансовой грамотности населения – это новое для Беларуси направление, которое требует усилий и времени. Социальный и экономический эффект от повышения финансовой грамотности населения будет проявляться постепенно. Если думать о долгосрочном развитии, то деятельность по повышению финансовой грамотности населения чрезвычайно важна. Пока знания и навыки финансового планирования не развиты, работает привычка думать только о сегодняшнем дне. Граждане должны иметь хотя бы минимальное представление о рисках и доходности, процентных ставках, инфляции, различии между расчетами наличными и безналичными платежами, ипотеке, принципах функционирования финансового рынка, о природе и функциях финансовых институтов, финансовых инструментах. Также должно быть понимание азов юридической и налоговой грамотности, владение минимальным финансовым словарем. Людям необходимы умение читать договор, понимать содержащуюся в нем информацию, сравнивать предложения различных финансовых учреждений, способность рассчитать, сколько придется платить по кредиту, и многое другое.
Мы находимся в начале этого пути. Надеемся, что принимаемые меры позволят обеспечить повышение финансовой грамотности граждан, предсказуемость их поведения и реакции на экономические события, расширение использования финансовых инструментов (включая сбережения, безналичные расчеты, страхование и прочие). Это будет способствовать развитию финансового рынка Беларуси, повышению стабильности финансовой системы и, в конечном итоге, росту благосостояния наших граждан.