Большой театр оперы и балета Беларуси на протяжении девяти лет собирает на своей сцене признанных звезд оперной сцены и приглашает зрителей увидеть новые постановки, лучшие спектакли текущего и прошлых сезонов и фестивальные премьеры. В этом году Минский международный Рождественский оперный форум пройдет с 13 по 21 декабря. А с 14 по 19 декабря состоится V Минский международный Рождественский конкурс вокалистов. Артисты из 21 страны выступят на оперном форуме и 332 исполнителя из 26 стран прислали заявки на конкурс вокалистов.
Генеральный директор Национального академического Большого театра оперы и балета Беларуси рассказал о подготовке этих знаменательных культурных событий и о насыщенной новогодней программе театра, подвел итоги юбилейного 85-го сезона, поделился планами и ответил на вопросы читателей.
Участники:
Вопросы конференции
Действительно, конкурс имеет большую популярность. Пятый год подряд 300 с лишним заявок, 34 страны… Представлены абсолютно все континенты. Есть участники из Америки, Канады, Мексики, Франции, Бразилии, Италии, Испании, Японии, Китая, бывших стран Советского Союза и др.
Почему такой большой ажиотаж? Специалисты в сфере оперы из многих стран говорят, что наш конкурс - один из самых лучших. Он открыт, здесь нет никаких интриг, люди чувствуют доброжелательность со стороны жюри и организаторов, чувствуют заботу и внимание. А это важно, ведь мы проводим конкурс, чтобы люди больше познали нашу страну, познакомились с Беларусью, нашим оперным искусством. Понятно, что конкурс подразумевает и поиск молодых одаренных талантов.
Замечу: все, кто приезжает к нам на конкурс, это состоявшиеся оперные певцы, абсолютное большинство конкурсантов - солисты театров оперы и балета. Поэтому мы не называем наш оперный форум конкурсом молодых исполнителей, как чаще всего происходит. Это конкурс оперных певцов, возраст которых ограничен 36-37 годами.
Более того, все туры проходят в присутствии жюри. Нет никаких предварительных прослушиваний. Тот, кто решил поучаствовать и соответствует условиям конкурса, становится участником, что тоже очень важно. Первые два тура под рояль, а третий - в сопровождении симфонического оркестра, где конкурсанты поют сцены из опер текущего репертуара Большого театра вместе с нашими солистами. Это тоже привлекает.
У нас, как и на многих конкурсах, жюри представлено в основном менеджерами, руководителями театров и оперными агентами. Они проводят своеобразный кастинг для себя. Кроме основных призов члены жюри (а это очень известные уважаемые люди) каждому, кто им понравится, предоставляют возможность спеть у себя в театре ту или иную партию, поучаствовать в концерте. Точно так поступаю и я, когда принимаю участие в других международных конкурсах как член жюри.
Безусловно. Например, обладателем Гран-при на I Минском конкурсе стал Рамиз Усманов - потрясающий тенор из Узбекистана. После этого он много раз к нам приезжал, пел как приглашенный солист Большого театра, принимал участие в гала-концертах нашего Рождественского оперного форума. Сразу после конкурса он получил звание заслуженного артиста Узбекистана, а несколько лет тому назад стал народным артистом. А в 2016 году поклонники оперы с особым интересом следили за успехами Рамиза в популярном телевизионном конкурсе "Большая опера".
На первом конкурсе Мария Шабуня, тогда еще стажерка Большого театра и выпускница Белорусской государственной академии музыки, взяла первую премию. Сейчас она поет в Ганновере в театре оперы и балета.
Или, к примеру, Надежда Павлова - обладательница Гран-при II Минского конкурса вокалистов. Критики и поклонники в один голос называют ее поразительным открытием последних оперных сезонов. Надежда у нас очень много пела, в том числе партию Марфы в "Царской невесте". Получила статус приглашенной солистки Большого театра Беларуси. Год назад стала заслуженной артисткой России, поет в Пермском театре оперы и балета. У нее все сложилось прекрасно, сейчас она очень востребована в мире оперы, в мире пения. За исполнение титульной партии в опере "Травиата" (постановка Курентзиса и Уилсона) Надежда Павлова была удостоена российской национальной театральной премии "Золотая маска". В марте 2018-го пермская дива получила звание заслуженной артистки Российской Федерации.
Тигран Оганян три года назад завоевал Гран-при нашего оперного форума. Потрясающий тенор из Армении. В 2016 году он был награжден призом президента Армении, а также получил специальный приз на международном конкурсе им. Галины Вишневской в Москве. В 2017-м Тигран Оганян с успехом исполнил партию Герцога в опере "Риголетто" на сцене Большого театра Беларуси, а также выступил в Государственной капелле Санкт-Петербурга (партии тенора в Реквиемах Моцарта и Верди), открыл концертный сезон в театре имени Дж.Верди в Триесте, спев Ленского в опере "Евгений Онегин".
Стихина Елена в свое время представляла Приморский театр оперы и балета (на оперном форуме получила вторую премию), а сейчас поет в Мариинском театре. Недавно партию Саломеи спела в этом театре. Мы ожидаем, что через некоторое время эту партию в одноименном спектакле она у нас споет.
Гран-при IV Минского международного Рождественского конкурса вокалистов достался Саргису Бажбеук-Меликяну. Армянский бас обошел 111 конкурентов из 12 стран мира. В июне 2018 года на 20-м конкурсе вокалистов-лауреатов международных и всероссийских конкурсов, который проходил в рамках XXXI Собиновского музыкального фестиваля, молодой бас был удостоен приза зрительских симпатий.
Для многих участников Минский конкурс вокалистов стал трамплином в успешное профессиональное будущее. Люди получают путевку в большую оперную жизнь, их узнают, они получают ангажементы.
Это очень хорошее предложение. Мы такое предложение внесем. Почему бы и нет?
Мы не оставляем без внимания этих ребят. Допустим, Павел Петров у нас в штате, приезжает и поет. Сейчас у него очень напряженные планы в Швейцарии, Германии, Австрии, поэтому некоторое время он будет находиться там. Что касается Надежды Кучер, она также имеет статус приглашенного солиста Большого театра.
Дело в том, что у каждого члена жюри свои критерии оценки. Однако всем важно, чтобы у исполнителя были и голос, и харизма, и манера поведения, и артистизм. И каждый смотрит через призму своих представлений. В первом туре мы голосуем по принципу да-нет, во втором - по такому же принципу. Понятно, что никто из членов жюри не объясняет свой выбор. Ведь представьте, в первом туре участвуют около 200 человек. В этом году еще не знаем точную цифру - заявлялось 332 человека. Не думаю, что такое большое количество приедет. Но если так случится, то это будет невероятно! Придется слушать днем и ночью. В практике всякое бывает. Например, во Франции я являюсь членом жюри международного конкурса вокалистов в Марманде - там мы с 10 утра и до 1 часа ночи слушаем, по крайней мере, в первом туре. Кто-то первый тур слушает в записи, но мы не идем по такому пути. Этим наш конкурс более привлекателен.
Из того количества участников во второй тур мы должны пропустить 30 человек. Мнения абсолютного большинства членов жюри сходится. Ведь каждый конкурсант должен набрать больше половины голосов, чтобы пройти в следующий тур. Как правило, больших разбросов во мнениях нет - у всех оптимальные представления относительно тех певцов, которые должны пройти дальше. Каждый понимает, что самое сложное в том, чтобы не ошибиться и незаслуженно обидеть человека. Особенно сложности возникают после второго тура: конкурсанты имеют очень высокий уровень исполнительского мастерства, звучания. И 10 человек из них отобрать - самое трудное. Не случайно, всем 30 конкурсантам мы вручаем диплом участника международного конкурса вокалистов. А дальше продолжают соревноваться уже 10 человек.
В третьем туре действует иной принцип голосования - каждый член жюри выставляет в порядке приоритетов свои места - с первого по десятое. И победитель определяется по наименьшему количеству мест. Никакого обсуждения нет. На мой взгляд, это единственно верный подход. И повторюсь, самое сложное - никого не обидеть.
Да, действительно, в нынешнем году второй этап (полуфинал) и финал Рождественского конкурса вокалистов будет транслироваться в режиме онлайн на официальном youtube канале театра . Онлайн-трансляция даст возможность поклонникам конкурса наблюдать за происходящим на сцене Большого театра из любого уголка мира. Кроме того, эта технология обеспечивает полную прозрачность конкурса, в том числе в вопросах, касающихся судейства.
Билеты в продаже еще есть. Более того, неделю назад мы сделали очень хорошие рождественские скидки вместе с организатором ее выступления. Ольга Перетятько - одна из самых ярких оперных див. Ей рукоплескали абсолютно все именитые театры мира: она выступала в государственных оперных театрах Берлина, Мюнхена и Вены, венецианской Ла Фениче, миланской Ла Скала, мадридском Театро Реал, парижской Опера Бастилии, брюссельской Ла Монне, оперном театре Цюриха, Нидерландской опере, Большом и Мариинском театрах, а также в нью-йоркском Метрополитен-опера и многих других знаменитых мировых площадках. Нас радует то, что оперная певица нашла в своем графике время для вступления в Минске на сцене белорусского Большого театра. Ольга Перетятько работает с лучшими дирижерами и симфоническими оркестрами. Нашим симфоническим оркестром во время ее выступления будет дирижировать всемирно известный Джанлука Марчано. Мы надеемся, что зритель по достоинству оценит выступление Ольги Перетятько. Приглашаем всех купить билет - ее выступление состоится 15 декабря.
Из новаций форума года стоит отметить, что мы не стали организовывать гастроли приглашенного театра в силу того, что есть гала-концерт, мы ему отдали предпочтение. Если говорить об отдельных мероприятиях, то остановлюсь на финале конкурса вокалистов. Это будет большой концерт, который пройдет в главном зале театра. Первые два действия - это выступления участников конкурса, а потом, когда жюри уйдет работать, мы делаем третье действие, в котором споют известные оперные артисты. Под руководством дирижера Вячеслава Чернухо-Волича выйдут настоящие мастера оперной сцены - белорусские звезды, а также приглашенные исполнители, лауреаты многочисленных международных конкурсов: Анн-Софи Венсан из Франции, Клаудия Канг из Республики Корея, Сюзанна Жюин Таффо из Канады. Финал пройдет 19 декабря.
Что касается гала-концерта звезд мировой оперы, который пройдет 21 декабря, то в нем будут представлены солисты из 15 стран. Выступят народная артистка Азербайджана Фидан Гаджиева, блестящий мексиканский тенор Гектор Лопес Мендоза, ведущая литовская певица Виктория Мишкунайте, Агнешка Рехлис из Польши. На сцене белорусского Большого театра появятся вышеупомянутые Анн-Софи Венсан, Клаудия Канг и Сюзанна Жюин Таффо, а также итальянский баритон Доменико Бальцани, солистка Сербского национального театра Елена Кончар, Клэр Раттер из Великобритании, Павел Данилюк (Россия / Швейцария). Также в гала-концерте примут участие и победители наших предыдущих конкурсов вокалистов: Тигран Оганян и Саргис Бажбеук-Меликян из Армении, Лаша Сеситашвили из Грузии, Зарина Абаева из России, Михаил Малафий из Украины. Они все блистают сегодня на мировых оперных сценах.
Руководить оркестром будет маэстро Александр Анисимов. Народный артист, лауреат Госпремии Беларуси, он входит в плеяду самых авторитетных музыкантов нашего времени.
Во время Рождественского оперного форума мы покажем четыре наши премьеры: "Богема", "Саломея", "Тоска", "Дон Паскуале". Завтра состоится премьера последней, особенностью которой станет то, что в этом спектакле будет петь молодежь.-0-
Дело в том, что каждая премьера, каждый проект остаются в памяти людей. Выделить что-то самое яркое я не могу, потому что они мне все дороги. К примеру, Рождественский оперный форум - это самый яркий и крупный международный проект театра. Конечно, он поражает своими масштабами, значимостью, интересом у людей. Или премьера оперы "Соломея", а также наш национальный проект - балет "Анастасия". Или новая редакция постановки "Ромео и Джульета". Премьера этого балета, поставленная Валентином Елизарьевым, прошла в 1988 году. Это прекрасный спектакль и событие в культурной жизни страны. Или День открытых дверей, и концерт, посвященный 85-летию Большого театра оперы и балета, где были задействованы звезды международного уровня. Все, что делается в театре, бесследно не проходит, оно остается в сознании людей. Интерес к театру не теряется, а его уровень, наоборот, постоянно растет. Мы здесь можем судить и по количеству зрителей, и по заполняемости зрительного зала, и по собственным доходам.
Такая статистика ведется. Если мы называли цифры 211-230 тыс. за год зрителей, то в этом году их будет порядка 260 тыс. И это только на основной сцене. Мы и по количеству спектаклей на основной сцене выросли значительно. Там около 260 спектаклей. А вообще уже на сегодняшний день у нас более 450 спектаклей, как в Беларуси, так и в других странах во время гастролей Большого театра. Тут несколько серьезных гастрольных туров. Это Мексика, где наш балет показал около сорока спектаклей. Такое же количество в крупнейших городах Германии и Австрии. Ну а то, что наш оркестр с хором выступал в Эльбской филармонии в Германии - это одно из самых намоленных мест искусства в мире. Нас пригласили, потому что крупномасштабные гастроли нашего симфонического оркестра в течение последних нескольких лет по городам Германии убедили публику и организаторов в том, что оркестр достоин там выступать вместе с хором. И средняя заполняемость зрительного зала по ноябрю-декабрю составила 85-86% - это вообще высочайший уровень. Годовая средняя заполняемость на основной сцене будет около 81%. К слову, в мире в целом хорошим показателем является заполняемость в 65%. Да, безусловно, не все так просто и легко, как кажется на первый взгляд. Есть спектакли, которые с большим желанием посещаются, а есть знаковые, которые представляют большой интерес для меломанов, любителей оперного искусства, которые далеко не всей публике нравятся. Это тоже вполне естественно, ведь мы должны заниматься еще воспитательной функцией и готовить к просмотру сложные и в то же время знаковые спектакли. Поэтому накануне показа национальных спектаклей проводим различные акции вместе с заинтересованными. К примеру, приглашаем фольк-группы, устраиваем чтение произведений Короткевича известными людьми Беларуси, показываем вместе с музеем истории Национальной академии наук икону 17 века и повествуем о ней. Таких форм множество, и большая реклама, в том числе, проводится, потому что не каждый может наш сайт посмотреть или афишу.
В мае у нас запланирован большой концерт, где прозвучат фрагменты из многих произведений Монюшко. Делают этот концерт наши главные специалисты. Кроме того, режиссер из Венгрии Миклош Габор Кереньи работает над постановкой известной оперетты "Летучая мышь" Иоганна Штрауса. Учитывая пожелания наших зрителей, мы делаем ее на русском языке и надеемся, что получится потрясающее зрелище.
Затем у нас появится опера "Князь Игорь", над которой работают режиссер Галина Галковская, дирижер Александр Анисимов и художник Вячеслав Окунев. Позже состоится премьера новой авторской редакции балета "Сотворение мира", которую готовит Валентин Елизарьев. А также у нас готовится еще один проект - балет "Анна Каренина" на музыку трех произведений Петра Чайковского, над которым работает наш молодой хореограф Ольга Костель, ее вы помните по концертам "Балетного лета в Большом" и по балету "Любовь и смерть". К слову, в летний период у нас также запланирована интересная программа и выступление театра "Киев модерн-балет" под руководством Раду Поклитару.-0-
К этому конкурсу всегда большой интерес. В нем участвуют не только дети, но и целые семьи, создавая театральную игрушку сообща. Среди таких новогодних игрушек можно увидеть и Кармен, и Спящую красавицу, и Кощея Бессмертного, и жар-птицу - потрясающие работы, которые мы выставляем в фойе театра и украшаем ими нашу елку. А потом лучшие из лучших остаются в нашем музее, а часть игрушек во время акции "Наши дети" передается в детские дома. Ежегодно в нашем конкурсе участвуют 150-200 человек. В этом году поступило уже около ста работ.
Здорово всегда воспринимают, всегда полные залы, всегда люди встают, громко аплодируют. А вообще, гастроли это не такое простое дело. Ведь важно и здесь без балета не оставить зрителя. Поэтому приходится все учитывать. У нас есть надежные партнеры по организации гастролей. И всегда наши импресарио госпожа Лутошкина и господин Шеллер делают все, чтобы артисты себя комфортно чувствовали, несмотря на длительные переезды, а таковые есть. Бывает 400-500 км в день преодолевать приходится. А по Мексике и того больше. Не так давно наш театр посещал директор Королевской оперы Омана, буквально на днях он прислал приглашение для театра на гастроли с балетом "Анастасия". Пригласил балет на 2020-й на первые числа октября. Мы в этом направлении постоянно что-то пытаемся делать, разрабатываем как традиционные гастрольные направления, так и новые. 14 декабря балет уезжает в Германию и Австрию, также наш симфонический оркестр уезжает до конца декабря в Германию, Австрию и Швейцарию. Потом состоится крупнейшее месячное турне оркестра по 12 европейским странам. В марте-апреле 2019 года артисты балета отправятся в Мексику.
В фойе театра будет организована игровая программа с Дедом Морозом. Что касается балетов, то для младшего возраста мы подготовили спектакли "Три поросенка", "Чиполлино", "Жар-птица", "Золушка", "Спящая красавица". Для детей постарше - балеты "Петрушка", "Маленький принц", "Ромео и Джульетта", "Щелкунчик". Кстати, "Щелкунчик" - постановка нашего хореографического колледжа. Юным зрителям всегда интересно посмотреть на выступления своих сверстников. Школа Марины Вежновец регулярно выступает во время детских каникул. Кроме того, мы показываем оперы для самых маленьких: "Терем-теремок", "Винни-Пух и все, все, все...", "Доктор Айболит", "Волшебная флейта", "Кощей бессмертный". Конечно, нужно обновлять программу для детей, чему мы также уделим внимание в следующем году. Мне кажется, школьникам будет полезно посмотреть и "Евгения Онегина", и "Иоланту" Петра Чайковского. Ребятам старшего школьного возраста можно смотреть все наши спектакли, и "Анастасия" их заинтересует, и национальная опера "Седая легенда" Дмитрия Смольского. А вот для малышей надо что-то придумать.