Ответы будут публиковаться 26 декабря после 12.00 по мере готовности.
Вопросы конференции
Что касается платежей по внешнему государственному долгу, то в 2014 году они составят $3,2 млрд. Для этого мы планируем привлекать как внешние, так и внутренние займы в иностранной валюте. В частности, на внешнем рынке собираемся привлечь около $800 млн. Для этого намерены выйти на рынок с очередным выпуском еврооблигаций. Как известно, первый такой выпуск был осуществлен в 2010 году, второй - в 2011 году. В целом удалось привлечь $1,8 млрд.
Также в новом году мы планируем продолжить работу по привлечению на внутреннем рынке средств физических и юридических лиц, прежде всего банков. В 2013 году мы привлекли на внутреннем рынке от банков и физических лиц средства в иностранной валюте за счет выпуска государственных облигаций на общую сумму около $900 млн., из них примерно $100 млн. удалось привлечь за счет трех выпусков облигаций для физических лиц. Также 16 декабря мы осуществили еще три выпуска гособлигаций для физлиц на общую сумму $50 млн. сроком на 1 год под 7% годовых. По нашим оценкам, за первую неделю их размещение среди населения ведется достаточно успешно.
Кроме того, продолжаются переговоры с китайской стороной по привлечению кредитных средств на инвестиционные цели, в том числе для реализации импортозамещающих и экспортоориентированных проектов. Многие из таких проектов уже реализовываются в энергетике, в дорожном строительстве. Сейчас активно продолжается работа с китайскими банками, прежде всего с Эксимбанком Китая, Банком развития Китая. В 2013 году мы включили в эту работу еще один китайский банк, с которым начинаем реализацию одного из проектов по финансированию объектов в энергетике.
Я хотел бы повторить, что кредит будет работать на экономики обеих стран. Ожидаемые сроки его получения – начало 2014 года.
Вчера было отмечено, что на предоставление этого кредита использование средств Фонда национального благосостояния России не предполагается. Это будет межправительственный кредит. Он будет в форме предоставления средств как из бюджета, так и из внебюджетных источников.
Условия "10 лет" вытекают из тех условий, на которых мы привлекали средства из Антикризисного фонда. Поэтому мы договариваемся о том, что они будут аналогичными. Конечно, межгосударственные кредиты (мы работаем с Россией в этой сфере давно, мы получали последние кредиты в 2008-2009 году) предоставляются на более комфортных условиях, чем иные заимствования на финансовом рынке, в том числе еврооблигации, связанные кредиты.
К настоящему времени определены организаторы выпуска евробондов на 2014 год. Это VTB Capital и российский Sberbank CIB. На какой бирже еврооблигации будут размещены, будет решаться позже.
При размещении наших еврооблигаций мы будем стремиться к тому, чтобы были сохранены условия, на которых они торгуются сейчас. Так, доходность по пятилетним евробондам составляет 8,5%, по семилетним - 8,9%.
Для населения c 16 декабря мы размещаем гособлигации на сумму $50 млн. После размещения этих выпусков (их несколько, они отличаются разной номинальной стоимостью облигаций), мы посмотрим на ситуацию на рынке. Я думаю, что в первом полугодии мы будем выходить еще с одним выпуском облигаций в иностранной валюте для физических лиц.
Предполагаю, что часть выпуска 16 декабря уже пойдет в параметры привлечения будущего года. C этой даты уже куплено облигаций на сумму около $10 млн. В целом на 2014 год мы будем ставить перед собой задачу по привлечению от облигаций для физических лиц $75-100 млн.
Что касается юридических лиц, то мы в этом году создали условия для заинтересованности банков в покупке этих гособлигаций. При вложении средств в государственные ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, есть определенные преимущества. Мы привлекли в текущем году от банков около $800 млн. на внутреннем рынке. На будущий год мы ставим примерно такие же задачи.
Сравнивая этот кредит с российским государственным экспортным кредитом на сумму до $10 млрд. на финансирование строительства БелАЭС, могу сказать, что по государственным экспортным кредитам условия традиционно комфортней. По новому кредиту условия несколько другие, но они также комфортны для нас. Хочу также обратить внимание на то, что ранее белорусская сторона самостоятельно оплачивала авансовые платежи по строительству АЭС, которые были предъявлены в течение 2012-2013 года. На это было направлено более $130 млн.
Также Министерством финансов подготовлен проект указа Президента Республики Беларусь, предусматривающий внесение комплексных изменений в законодательство о страховой деятельности. Данные изменения направлены на повышение привлекательности страхового рынка для инвесторов, усиление конкуренции на нем, рост уровня капитализации страховщиков и их финансовой устойчивости, а также расширение полномочий Министерства финансов по оперативному регулированию рынка и надзору за страховой деятельностью.
Основные из концептуальных положений проекта указа предусматривают отмену ограничений по доле участия юридического лица (в том числе иностранного) в уставном фонде страховой организации, предоставление иностранным страховым организациям, зарегистрированным в Республике Беларусь, права осуществлять страхование жизни физических лиц по прямым договорам, установление права организаций-страхователей относить на затраты страховые взносы по добровольному страхованию медицинских расходов при заключении договоров страхования с негосударственными страховыми организациями. В проекте документа прописана возможность для страховщика осуществлять выплату потерпевшему по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств в размере фактических расходов, понесенных на ремонт поврежденного транспортного средства. Предусмотрено также увеличение минимального размера уставного фонда страховых организаций путем его поэтапного доведения действующими страховыми организациями до суммы, эквивалентной 5 млн. евро (к маю 2017 года), и путем формирования вновь создаваемыми страховыми организациями в сумме, эквивалентной 5 млн. евро сразу.
Реализация предложенных мер будет способствовать созданию условий для добросовестной конкуренции, развитию эффективного страхового рынка Республики Беларусь и повышению его роли в устойчивом социально-экономическом развитии страны.
На подготовку к чемпионату мира по хоккею, который будет проходить в Минске в мае 2014 года, средства расходовались из бюджета города. В первую очередь они направлялись на то, чтобы улучшить дорожную инфраструктуру. Здесь хотелось бы обратить внимание, что построенные объекты останутся для всех жителей города. В частности, мы будем пользоваться этими дорогами. Что касается гостиниц, то они в основном строятся за счет средств инвесторов. Будет построен целый ряд гостиниц. Также построены объекты в студенческой деревне, которые будут использоваться для размещения гостей чемпионата. Потом ими будут пользоваться наши студенты. Построенной "Чижовка-Ареной" будут пользоваться жители, там будут отдыхать дети, тренироваться спортсмены. Это только на благо нашего города. Как и после любого мероприятия подобного рода, после чемпионата мира по хоккею остается ряд спортивных объектов, комфортных гостиниц, мест размещения, которыми потом мы будем еще очень долго пользоваться.
Говорить о цифрах сейчас очень сложно, но мы надеемся, что во время проведения чемпионата, поскольку увеличится приток туристов, увеличится товарооборот, за счет чего будет пополняться не только бюджет города, но и бюджет страны.
Да, было сложно. Из-за того, что пришлось пересматривать бюджет в ходе его исполнения, корректировать расходы. В первую очередь, я говорю о республиканском бюджете - на местных это почти не отразилось. Местные бюджеты в этом году исполнялись более стабильно, даже с некоторым превышением доходной части. То есть, если говорить в целом - год был сложным, но основные задачи выполнены: мы (т.е. республиканский бюджет) обеспечили финансирование приоритетных направлений - это жилищное строительство, здравоохранение, образование.
Мы также подготовили закон об инвестиционных фондах, сейчас он находится на рассмотрении в правительстве. Этот закон очень важен для рынка ценных бумаг.
Одним из элементов реформирования можно назвать проект указа о выпуске и обращении иностранных депозитарных расписок. Этот указ длительное время рассматривался, сейчас он подготовлен, и мы надеемся, что в ближайшее время он будет принят. Он создаст правовую базу, основу для того чтобы акции наших акционерных обществ могли продаваться на внешних рынках с использованием такого инструмента, как депозитарные расписки. Этот инструмент более доступен для внешних инвесторов, более понятен для них, и поэтому мы надеемся, что он принесет определенные результаты. Преимуществом этого способа станет размещение белорусских ценных бумаг, акций на определенный срок - 2 года. Новый владелец акций белорусского предприятия в течение двух лет будет участвовать в управлении акционерного общества, получать соответствующие дивиденды, а по истечении этого времени сможет принять решение об окончательном выкупе акций либо их продаже.
Очень активно развивается рынок корпоративных облигаций. Наши коммерческие организации все чаще обращаются к этому инструменту для привлечения средств на финансовом рынке. Существуют определенные льготы в налогообложении для таких облигаций. Опыт двух лет реализации этих льгот был положительным, и мы приняли решение о продлении действия льгот еще на 3 года. Что касается рынка акций, то он менее динамично развивается, потому что здесь все зависит от того, насколько активно у нас будет идти процесс реформирования и создания акционерных обществ.
Думаю, если этот вопрос (то есть каким именно образом они будут компенсировать стоимость услуг) будет решаться, то только не в плоскости налогообложения граждан. Вероятнее всего, это будет делаться с помощью социальных карт. Вопрос введения социальных карт сейчас только прорабатывается. К слову, есть опыт европейских стран, когда вводятся так называемые социальные карты и используются при получении социальных услуг.
В общем, этот вопрос достаточно сложный. Пока никакие решения по введению налога на тунеядцев не принимались и в бюджете на 2014 год он никак не отражен.
Министерство финансов этим вопросом не занимается, потому что никакие особые налоговые обременения для неработающих граждан не рассматриваются. В 2014 году налог на тунеядцев не будет введен. Уже принят Налоговый кодекс, где определены условия, все ставки по 2014 году.
Бюджет на 2014 год сформирован в полном соответствии с параметрами роста экономики, платежного баланса и денежно-кредитной политики и составит Br206 трлн. по доходам и расходам (рост – на 7,9% к ожидаемому исполнению 2013 года). Как и в 2013 году, бюджет будущего года утвержден бездифицитным, сбалансированным по доходам и расходам.
В составе доходной части бюджета учтены изменения, внесенные в Налоговый кодекс. В первую очередь они касаются стимулирования инвестиционной деятельности. В частности, предусмотрены некоторые преференции и льготы в отношении применяемой «амортизационной премии», которая будет трансформирована в «инвестиционную премию», увеличен ее размер, то есть будут применяться коэффициенты 1,5 и 1,2 для отнесения расходов на инвестиции и научную деятельность на затраты. Это будет способствовать формированию источников инвестиций и оборотных средств.
Фискальное направление изменений налогового законодательства обусловлено необходимостью повышения устойчивости бюджетных доходов и обеспечения источниками финансирования растущих расходных обязательств в отдельных сферах. В первую очередь проиндексированы ставки акцизов с некоторым превышением параметров инфляции на следующий год с целью гармонизации акцизной политики в рамках ЕЭП и выравнивания цен на подакцизные товары для недопущения развития их незаконных перетоков между странами Таможенного союза. Ставки акцизов повышаются на алкогольную, табачную продукцию и на автомобильное топливо - от 14,5% на топливо до 56% на отдельные виды табачных изделий. При этом ставки акцизов на бензины автомобильные и дизельное топливо дифференцированы в зависимости от экологического класса топлива (вместо содержания октанового числа в настоящее время) с их уменьшением по мере роста коэффициента качества топлива. Такой подход обеспечивает стимулирование производства высококлассных бензинов и дизельного топлива в связи с их большей прибыльностью, а также повышение инвестиционных возможностей производителей. При этом цены на все основные подакцизные товары останутся ниже, чем в России, а на табачные изделия и автомобильное топливо - ниже цен в Украине.
Ставки иных налогов (земельного, экологического, за добычу природных ресурсов, единого налога с индивидуальных предпринимателей, подоходного налога за сдачу в аренду жилья), установленные в белорусских рублях, будут актуализированы на прогнозируемый среднегодовой уровень инфляции, или на 12,7%.
У всех на слуху еще одно нововведение - в целях изыскания дополнительных источников финансирования содержания и строительства дорог с 2014 года вводится государственная пошлина за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. Введение данного платежа именно в составе государственной пошлины, а не в виде нового налога в экономике, упрощает его администрирование. А привязка его уплаты к прохождению гостехосмотра обеспечивает взимание данного платежа с тех транспортных средств, которые участвуют в дорожном движении.
Также приняты меры по улучшению налогового администрирования и контроля. В частности, существенно упрощен механизм взимания экологического налога, расширена сфера электронного взаимодействия налоговых органов с плательщиками за счет предоставления им прав направления в налоговые органы подтверждающих документов в электронном виде. Также введено понятие «крупный плательщик» с установлением для такой категории обязанностей по предоставлению в налоговые органы дополнительной информации о хозяйственной деятельности. Сегодня 100 крупнейших организаций уплачивают 40% доходов консолидированного бюджета. В их число входят как крупнейшие государственные предприятия, такие как ОАО «Беларуськалий», ОАО «Белаз», ОАО «Нафтан», ОАО ГТФ «Неман», так и негосударственные - ИП «Лукоил-Белоруссия», ООО «Табак-инвест» и др.
Кроме того, предусмотрен перевод мелких автомастерских и СТО (с численностью не более 15 человек) на систему налогообложения исходя из вмененного дохода, определяемого не из доходов, о которых отчитался плательщик, а из расчетной средней доходности на одного работника. Это будет способствовать взиманию налогов с реально получаемых доходов таких СТО.
Даже несмотря на фискальную направленность отдельных мер налоговой политики и сохранение действующих ставок основных налогов, уровень налоговой нагрузки в 2014 году снижается на 0,6 процентного пункта и прогнозируется в размере 26,6% к ВВП, что сопоставимо с аналогичными показателями в России и Казахстане (27,4% и 25,1% соответственно за 9 месяцев 2013 года).