Единое экономическое пространство открыло для белорусских предприятий огромный рынок сбыта. Вместе с тем формирование трансграничного рынка повлекло за собой необходимость создания четких правил игры для субъектов хозяйствования. Существенным шагом в этом направлении стало подписанное Беларусью, Казахстаном и Россией в декабре 2010 года Соглашение о единых принципах и правилах конкуренции, основная цель которого - обеспечение равных условий экономической деятельности и формирование единой конкурентной политики на территории ЕЭП.
В октябре 2013 года главами тройки был подписан модельный закон "О конкуренции", определивший единые подходы к основным положениям национального законодательства государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства в сфере конкурентной политики. В декабре прошедшего года Евразийской экономической комиссии были переданы полномочия по контролю за соблюдением единых правил конкуренции на трансграничных рынках на территориях государств ТС и ЕЭП.
Каковы результаты и перспективы формирования единой конкурентной политики на территории ЕЭП? Планируют ли государства-участники полностью отказаться от госрегулирования цен? Какие механизмы защиты есть у субъектов хозяйствования от предприятий-монополистов и ценовой дискриминации? На эти и многие другие вопросы ответят во время онлайн-конференции исполняющий обязанности директора департамента антимонопольного регулирования Евразийской экономической комиссии Александр Курильчик, заместитель начальника отдела по надзору за соблюдением антимонопольного законодательства департамента антимонопольного регулирования ЕЭК Алеся Абраменко, а также консультант департамента конкурентной политики и политики в области государственных закупок ЕЭК Татьяна Козловская.
Ответы будут публиковаться 3 марта после 14.00 по мере готовности.
В октябре 2013 года главами тройки был подписан модельный закон "О конкуренции", определивший единые подходы к основным положениям национального законодательства государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства в сфере конкурентной политики. В декабре прошедшего года Евразийской экономической комиссии были переданы полномочия по контролю за соблюдением единых правил конкуренции на трансграничных рынках на территориях государств ТС и ЕЭП.
Каковы результаты и перспективы формирования единой конкурентной политики на территории ЕЭП? Планируют ли государства-участники полностью отказаться от госрегулирования цен? Какие механизмы защиты есть у субъектов хозяйствования от предприятий-монополистов и ценовой дискриминации? На эти и многие другие вопросы ответят во время онлайн-конференции исполняющий обязанности директора департамента антимонопольного регулирования Евразийской экономической комиссии Александр Курильчик, заместитель начальника отдела по надзору за соблюдением антимонопольного законодательства департамента антимонопольного регулирования ЕЭК Алеся Абраменко, а также консультант департамента конкурентной политики и политики в области государственных закупок ЕЭК Татьяна Козловская.
Ответы будут публиковаться 3 марта после 14.00 по мере готовности.
Вопросы конференции
Беларусь одной из первых ратифицировала 17 соглашений о создании Единого экономического пространства. В их числе и соглашение о конкуренции. Какие цели преследует это соглашение? Как оно будет работать, и особенно в Беларуси?
Соглашение о единых принципах и правилах конкуренции было подписано в Москве 9 декабря 2010 года и ратифицировано тремя государствами – членами Единого экономического пространства - Беларусью, Казахстаном и Россией. Документ является базовым из пакета соглашений по формированию Единого экономического пространства, поскольку формирует основы функционирования конкурентных рынков на территории стран ЕЭП. Основная цель соглашения - обеспечение свободы и равных условий экономической деятельности, а также формирование единой конкурентной политики на территории ЕЭП.
Единое экономическое пространство открыло для белорусских предприятий огромный рынок сбыта, что позволит Беларуси еще плотнее работать с основным торговым партнером - Россией.
Как вы знаете, до образования Единого экономического пространства Россия устанавливала более высокие цены на топливно-энергетические ресурсы, поставляемые в Беларусь, по сравнению с внутренними. Однако такой подход невозможен в рамках ЕЭП, так как он создает искусственные преимущества для одних хозяйствующих субъектов перед другими, что препятствует добросовестной конкуренции.
При снятии ценового регулирования конкурентоспособность неэффективно работающих предприятий снизится, и они вынуждены будут пойти на скорейшую модернизацию. Кроме того, проведение взвешенной конкурентной политики и применение мер антимонопольного регулирования является более прогрессивным методом государственного воздействия на проявления монополизма субъектов хозяйствования и органов управления.
В дальнейшем реализация соглашения позволит повысить конкурентоспособность белорусских товаров в результате снижения цен за счет выравнивания условий хозяйствования в рамках ЕЭП, что даст возможность хозяйствующим субъектам сторон работать более стабильно и расширять производство.
Единое экономическое пространство открыло для белорусских предприятий огромный рынок сбыта, что позволит Беларуси еще плотнее работать с основным торговым партнером - Россией.
Как вы знаете, до образования Единого экономического пространства Россия устанавливала более высокие цены на топливно-энергетические ресурсы, поставляемые в Беларусь, по сравнению с внутренними. Однако такой подход невозможен в рамках ЕЭП, так как он создает искусственные преимущества для одних хозяйствующих субъектов перед другими, что препятствует добросовестной конкуренции.
При снятии ценового регулирования конкурентоспособность неэффективно работающих предприятий снизится, и они вынуждены будут пойти на скорейшую модернизацию. Кроме того, проведение взвешенной конкурентной политики и применение мер антимонопольного регулирования является более прогрессивным методом государственного воздействия на проявления монополизма субъектов хозяйствования и органов управления.
В дальнейшем реализация соглашения позволит повысить конкурентоспособность белорусских товаров в результате снижения цен за счет выравнивания условий хозяйствования в рамках ЕЭП, что даст возможность хозяйствующим субъектам сторон работать более стабильно и расширять производство.
Каковы основные цели и принципы единой конкурентной политики?
Основной целью единой конкурентной политики является обеспечение свободного перемещения товаров, услуг и капитала, свободы экономической деятельности и эффективного функционирования товарных рынков на единой таможенной территории государств - участников Таможенного союза, гармонизация законодательства сторон в области конкурентной политики и недопущение действий, способных оказать негативное влияние на их взаимную торговлю.
Единая конкурентная политика предполагает установление единых принципов и правил конкуренции, обеспечивающих выявление и пресечение антиконкурентных действий на территории государств – членов ЕЭП, и действий, оказывающих негативное влияние на конкуренцию на трансграничных рынках на территории двух и более сторон.
В национальном законодательстве Беларуси, России и Казахстана должны быть закреплены единые принципы: равенства в применении норм антимонопольного законодательства; недопустимости антиконкурентных действий государственных органов; обеспечения эффективного контроля за экономической концентрацией; эффективного администрирования; эффективности санкций за совершение антиконкурентных действий; информационной открытости; эффективного сотрудничества.
Согласно единым правилам конкуренции на трансграничных рынках устанавливаются запреты на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов, злоупотребление доминирующим положением, недобросовестную конкуренцию.
Единая конкурентная политика предполагает установление единых принципов и правил конкуренции, обеспечивающих выявление и пресечение антиконкурентных действий на территории государств – членов ЕЭП, и действий, оказывающих негативное влияние на конкуренцию на трансграничных рынках на территории двух и более сторон.
В национальном законодательстве Беларуси, России и Казахстана должны быть закреплены единые принципы: равенства в применении норм антимонопольного законодательства; недопустимости антиконкурентных действий государственных органов; обеспечения эффективного контроля за экономической концентрацией; эффективного администрирования; эффективности санкций за совершение антиконкурентных действий; информационной открытости; эффективного сотрудничества.
Согласно единым правилам конкуренции на трансграничных рынках устанавливаются запреты на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов, злоупотребление доминирующим положением, недобросовестную конкуренцию.
Как будут выявляться нарушения конкуренции? Будут проводиться какие-то расследования, анализ, или по заявлению граждан, предприятий?
Пресечение нарушений хозяйствующими субъектами запретов, установленных Соглашением о единых принципах и правилах конкуренции, будет осуществляться Евразийской экономической комиссией, если такие нарушения оказывают негативное влияние на конкуренцию на трансграничных рынках на территории двух и более государств – членов ЕЭП. Комиссия будет рассматривать заявления хозяйствующих субъектов, органов власти сторон, а также физических лиц о наличии признаков нарушения правил конкуренции, установленных в соглашении. По результатам рассмотрения заявления, а также по собственной инициативе комиссия будет проводить расследования, возбуждать и рассматривать дела о нарушении правил конкуренции.
Комиссией разработаны нормативные правовые акты, регламентирующие порядок рассмотрения заявлений о нарушении правил конкуренции, проведения расследований, а также рассмотрения дел о нарушении правил конкуренции.
Комиссией разработаны нормативные правовые акты, регламентирующие порядок рассмотрения заявлений о нарушении правил конкуренции, проведения расследований, а также рассмотрения дел о нарушении правил конкуренции.
В соглашении о конкуренции есть понятие "трансграничный рынок". Что это за рынок, как будет определяться, кто будет пресекать антиконкурентные действия субъектов?
Трансграничный рынок - это товарный рынок, который охватывает территории или части территорий двух и более сторон соглашения. Это, в первую очередь, рынки железнодорожных и авиаперевозок, телекоммуникаций и т.д.
Решением Высшего Евразийского экономического совета утверждены критерии отнесения рынка к трансграничному в целях определения компетенции ЕЭК.
Если ранее национальные антимонопольные органы не могли расследовать трансграничные нарушения в сфере конкуренции, выходящие за рамки одного государства, то теперь такие нарушения (картельные соглашения, недобросовестная конкуренция, злоупотребление доминирующим положением) оказываются в поле зрения комиссии.
Решением Высшего Евразийского экономического совета утверждены критерии отнесения рынка к трансграничному в целях определения компетенции ЕЭК.
Если ранее национальные антимонопольные органы не могли расследовать трансграничные нарушения в сфере конкуренции, выходящие за рамки одного государства, то теперь такие нарушения (картельные соглашения, недобросовестная конкуренция, злоупотребление доминирующим положением) оказываются в поле зрения комиссии.
В каждой из трех стран есть свои антимонопольные органы, и есть наднациональный орган - Евразийская экономическая комиссия. Каждый будет работать по отдельности или будет налаживаться какое - то сотрудничество?
Соглашением о единых принципах и правилах конкуренции предусмотрено взаимодействие уполномоченных органов сторон, а также разработан и утвержден порядок взаимодействия, в том числе информационного, Евразийской экономической комиссии и уполномоченных органов сторон.
На постоянной основе комиссией организуются встречи руководителей антимонопольных органов государств - членов Единого экономического пространства и члена коллегии (министра) по конкуренции и антимонопольному регулированию ЕЭК Нурлана Алдабергенова в формате "три плюс один".
С участием представителей национальных антимонопольных органов при ЕЭК созданы рабочие группы по проблемам злоупотребления доминирующим положением, антиконкурентных соглашений, недобросовестной конкуренции, а также по оценке регулирующего воздействия на конкуренцию нормативных правовых актов сторон, адвокатированию конкуренции, сокращению необоснованного государственного участия в экономиках сторон, слияниям и поглощениям. Также создан методический совет по конкуренции в целях совершенствования методической работы по анализу законодательства, товарных рынков, выявлению и устранению барьеров, в том числе путем гармонизации законодательств.
На постоянной основе комиссией организуются встречи руководителей антимонопольных органов государств - членов Единого экономического пространства и члена коллегии (министра) по конкуренции и антимонопольному регулированию ЕЭК Нурлана Алдабергенова в формате "три плюс один".
С участием представителей национальных антимонопольных органов при ЕЭК созданы рабочие группы по проблемам злоупотребления доминирующим положением, антиконкурентных соглашений, недобросовестной конкуренции, а также по оценке регулирующего воздействия на конкуренцию нормативных правовых актов сторон, адвокатированию конкуренции, сокращению необоснованного государственного участия в экономиках сторон, слияниям и поглощениям. Также создан методический совет по конкуренции в целях совершенствования методической работы по анализу законодательства, товарных рынков, выявлению и устранению барьеров, в том числе путем гармонизации законодательств.
Меня, как руководителя частного предприятия, в первую очередь волнует вопрос ценовой дискриминации. Например, российское предприятие отечественным предприятиям дает скидку или отпускает продукцию по более низким ценам, а белорусскому, наоборот, по более высокой цене. Как должна измениться ситуация в Едином экономическом пространстве?
Да, вопрос ценовой дискриминации в сегодняшних условиях очень актуален. Не секрет, что отдельные субъекты хозяйствования одной страны реализуют сырье и материалы субъектам хозяйствования другой страны по более высоким ценам. Если своим субъектам предоставляют бонусы, дают скидки, то субъектам хозяйствования другой страны они навязывают определенные условия, дополнительные к цене, завышают цены на свою продукцию.
Это противоречит Соглашению о единых принципах и правилах конкуренции, которое работает в условиях Единого экономического пространства Беларуси, Казахстана и России. Конкурентное законодательство в соответствии с соглашением должно применяться к субъектам хозяйствования всех трех стран одинаковым образом и в одинаковой мере.
Соглашение предусматривает установление единых принципов конкуренции, в соответствии с которыми Беларусь, Казахстан и Россия гармонизировали свое национальное законодательство.
К примеру, в Беларуси 12 декабря 2013 года подписана новая редакция закона "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции", в котором законодательно закреплены принципы государственной политики в данной сфере. В частности, принцип равенства в применении норм антимонопольного законодательства к хозяйствующим субъектам независимо от формы собственности, организационно-правовой формы и места регистрации юридических лиц, гражданства, места жительства, имущественного и должностного положения физических лиц и иных обстоятельств.
Это противоречит Соглашению о единых принципах и правилах конкуренции, которое работает в условиях Единого экономического пространства Беларуси, Казахстана и России. Конкурентное законодательство в соответствии с соглашением должно применяться к субъектам хозяйствования всех трех стран одинаковым образом и в одинаковой мере.
Соглашение предусматривает установление единых принципов конкуренции, в соответствии с которыми Беларусь, Казахстан и Россия гармонизировали свое национальное законодательство.
К примеру, в Беларуси 12 декабря 2013 года подписана новая редакция закона "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции", в котором законодательно закреплены принципы государственной политики в данной сфере. В частности, принцип равенства в применении норм антимонопольного законодательства к хозяйствующим субъектам независимо от формы собственности, организационно-правовой формы и места регистрации юридических лиц, гражданства, места жительства, имущественного и должностного положения физических лиц и иных обстоятельств.
Если белорусское предприятие допускает нарушение конкуренции на товарном рынке России, предусмотрены ли меры ответственности к нему за это или ничего не будет?
Соглашение о единых принципах и правилах конкуренции распространяется на отношения, связанные с реализацией конкурентной политики на территории государств- участников соглашения, и на отношения с участием хозяйствующих субъектов (субъектов рынка) сторон, которые оказывают или могут оказывать негативное влияние на конкуренцию на трансграничных рынках на территории двух и более сторон.
Статьей 14 соглашения предусмотрены серьезные штрафные санкции за нарушение правил конкуренции. К примеру, недобросовестная конкуренция влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 12 тыс. до 20 тыс. российских рублей, на юридических лиц - от 100 тыс. до 500 тыс. российских рублей и так далее по видам нарушений.
Статьей 14 соглашения предусмотрены серьезные штрафные санкции за нарушение правил конкуренции. К примеру, недобросовестная конкуренция влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 12 тыс. до 20 тыс. российских рублей, на юридических лиц - от 100 тыс. до 500 тыс. российских рублей и так далее по видам нарушений.
Вы назвали размеры штрафов. А не получится ли так, что за нарушение белорусскимм субъектом правил конкуренции в Казахстане или России соответствующий антимонопольный орган удержит штраф в бюджет своей страны?
Комиссия в лице департамента антимонопольного регулирования будет рассматривать заявления, проводить необходимые расследования, возбуждать и рассматривать дела о нарушении правил конкуренции, установленных соглашением, которые оказывают или могут оказать негативное влияние на конкуренцию на трансграничных рынках на территории двух и более сторон, на основании обращений уполномоченных органов, органов власти, хозяйствующих субъектов сторон, физических лиц или по собственной инициативе, выносить определения, принимать обязательные для исполнения хозяйствующими субъектами решения, в том числе о применении санкций к хозяйствующим субъектам, в случаях, предусмотренных соглашением.
Штрафы хозяйствующим субъектом - нарушителем будут уплачиваться в национальной валюте и в бюджет той страны, на территории которой он зарегистрирован, по курсу, установленному центральным (национальным) банком этой страны на день принятия ЕЭК решения о наложении штрафа.
Штрафы хозяйствующим субъектом - нарушителем будут уплачиваться в национальной валюте и в бюджет той страны, на территории которой он зарегистрирован, по курсу, установленному центральным (национальным) банком этой страны на день принятия ЕЭК решения о наложении штрафа.
Куда можно пожаловаться на действия предприятий - монополистов, которые навязывают определенные условия договоров, создают дискриминационные условия для входа на рынок другим предприятиям или нарушают конкуренцию?
Высшим Евразийским экономическим советом принято решение от 24 декабря 2013 года № 58 о передаче Евразийской экономической комиссии полномочий по контролю за соблюдением единых правил конкуренции на трансграничных рынках на территориях государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства.
Пресечение нарушений осуществляется ЕЭК, если такие нарушения оказывают негативное влияние на конкуренцию на трансграничных рынках двух и более стран.
Адрес Евразийской экономической комиссии: 115114, г. Москва, ул. Летниковская, д. 2, стр. 1, стр. 2, номер телефона из Республики Беларусь: 8-107495 669-24-00, добавочный (41-33). Сайт: eurasiancommission.org.
Пресечение нарушений осуществляется ЕЭК, если такие нарушения оказывают негативное влияние на конкуренцию на трансграничных рынках двух и более стран.
Адрес Евразийской экономической комиссии: 115114, г. Москва, ул. Летниковская, д. 2, стр. 1, стр. 2, номер телефона из Республики Беларусь: 8-107495 669-24-00, добавочный (41-33). Сайт: eurasiancommission.org.
Единые принципы и правила конкуренции - это очень хорошо для бизнеса. Но обычных граждан, прежде всего, волнуют цены. Что будет с ценами, будут ли они регулироваться и на какие группы товаров? Или вообще на все товары будет свободное формирование цен?
Вопрос о ценах всегда очень существенный. Ведь цены – это, можно сказать, зеркало экономики. Для любого потребителя цены всегда имеют немаловажное значение.
Соглашение о единых принципах и правилах конкуренции предусматривает и определенное ценовое регулирование. Установлен перечень, в отношении которого не применяются положения соглашения, то есть сторона имеет право регулировать цены. Это природный газ, сжиженный газ для бытовых нужд, электро- и тепловая энергия, водка, ликеро-водочная и другая алкогольная продукция крепостью свыше 28%, этиловый спирт из пищевого сырья, лекарственные препараты, топливо твердое, печное и керосин для бытовых нужд, продукция ядерно-энергетического цикла и нефтепродукты. Соглашение не распространяется на государственное регулирование цен на услуги, включая услуги естественных монополий, а также на сферу государственных закупочных и товарных интервенций.
Введение странами – участниками соглашения государственного ценового регулирования на товарных рынках осуществляется в исключительных случаях. Это могут быть, в том числе, чрезвычайные ситуации и стихийные бедствия, соображения национальной безопасности при условии, что возникшие проблемы невозможно решить способом, имеющим меньшие негативные последствия для состояния конкуренции.
В качестве временной меры страны ЕЭК могут вводить государственное ценовое регулирование на отдельные виды социально значимых товаров на отдельных территориях на определенный срок. Общий срок применения госрегулирования не может превышать 90 дней в течение одного года. Его продление может осуществляться по согласованию с ЕЭК. Причем, если сторона вводит госрегулирование цен, то она должна в срок, не превышающий 7 календарных дней, проинформировать об этом ЕЭК и другие стороны соглашения.
Соглашение о единых принципах и правилах конкуренции предусматривает и определенное ценовое регулирование. Установлен перечень, в отношении которого не применяются положения соглашения, то есть сторона имеет право регулировать цены. Это природный газ, сжиженный газ для бытовых нужд, электро- и тепловая энергия, водка, ликеро-водочная и другая алкогольная продукция крепостью свыше 28%, этиловый спирт из пищевого сырья, лекарственные препараты, топливо твердое, печное и керосин для бытовых нужд, продукция ядерно-энергетического цикла и нефтепродукты. Соглашение не распространяется на государственное регулирование цен на услуги, включая услуги естественных монополий, а также на сферу государственных закупочных и товарных интервенций.
Введение странами – участниками соглашения государственного ценового регулирования на товарных рынках осуществляется в исключительных случаях. Это могут быть, в том числе, чрезвычайные ситуации и стихийные бедствия, соображения национальной безопасности при условии, что возникшие проблемы невозможно решить способом, имеющим меньшие негативные последствия для состояния конкуренции.
В качестве временной меры страны ЕЭК могут вводить государственное ценовое регулирование на отдельные виды социально значимых товаров на отдельных территориях на определенный срок. Общий срок применения госрегулирования не может превышать 90 дней в течение одного года. Его продление может осуществляться по согласованию с ЕЭК. Причем, если сторона вводит госрегулирование цен, то она должна в срок, не превышающий 7 календарных дней, проинформировать об этом ЕЭК и другие стороны соглашения.
Не секрет, что с помощью ценового регулирования можно создать барьеры для аналогичной продукции (если она по цене выше) из других стран, то есть это практически ограничение конкуренции. Общеизвестно, что чем больше предложений аналогичных товаров, тем вероятней, что цены начнут снижаться. В этом вопросе Евразийская экономическая комиссия намерена наводить какой-то порядок или нет?
Да, действительно, если предложение товаров превышает спрос, то цены имеют тенденцию к снижению. Ограничение цен - это практически ограничение конкуренции.
Соглашением предусмотрен механизм оспаривания действий сторон по введению государственного ценового регулирования. Причем решение любой стороны о введении государственного ценового регулирования может быть отменено решением ЕЭК по жалобе одной из сторон, если такое регулирование может привести к ограничению конкуренции, в том числе к созданию барьеров для входа на рынок, к сокращению на рынке числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц.
При этом важно, что бремя доказывания негативных последствий от введения государственного ценового регулирования лежит на заявителе.
Механизм обжалования введения государственного ценового регулирования прописан в Порядке подачи в Евразийскую экономическую комиссию обращений государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства по фактам введения государственного ценового регулирования и их рассмотрения комиссией.
Соглашением предусмотрен механизм оспаривания действий сторон по введению государственного ценового регулирования. Причем решение любой стороны о введении государственного ценового регулирования может быть отменено решением ЕЭК по жалобе одной из сторон, если такое регулирование может привести к ограничению конкуренции, в том числе к созданию барьеров для входа на рынок, к сокращению на рынке числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц.
При этом важно, что бремя доказывания негативных последствий от введения государственного ценового регулирования лежит на заявителе.
Механизм обжалования введения государственного ценового регулирования прописан в Порядке подачи в Евразийскую экономическую комиссию обращений государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства по фактам введения государственного ценового регулирования и их рассмотрения комиссией.
В Едином экономическом пространстве будут единые принципы и правила конкуренции. А кто их будет контролировать? А если какая-то из трех стран соглашение ратифицировала, а исполнять его не будет? Что в этом плане предусмотрено?
Контроль за соблюдением хозяйствующими субъектами сторон единых принципов и правил конкуренции, выявление и пресечение антиконкурентных действий на территории сторон и действий, оказывающих негативное влияние на конкуренцию на трансграничных рынках на территории двух и более сторон, возложен на комиссию.
Да, ситуации, когда какая-то из сторон соглашение ратифицировала, но не исполняет его в полной мере, возможны. В этом случае, если в результате мониторинга исполнения международных договоров, проводимого коллегией комиссии, будет установлено, что одна из сторон не исполняет международные договоры, формирующие договорно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства и (или) решения комиссии, то коллегия комиссии направляет стороне уведомление о необходимости обязательного исполнения соответствующего международного договора или решения комиссии и устанавливает разумный срок, в течение которого она обязана устранить такое нарушение. Если в установленный срок сторона не исполняет решение, вопрос выносится на рассмотрение Совета комиссии. Если не исполняется и решение Совета комиссии, то коллегия комиссии имеет право обратиться в Суд Евразийского экономического сообщества.
Да, ситуации, когда какая-то из сторон соглашение ратифицировала, но не исполняет его в полной мере, возможны. В этом случае, если в результате мониторинга исполнения международных договоров, проводимого коллегией комиссии, будет установлено, что одна из сторон не исполняет международные договоры, формирующие договорно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства и (или) решения комиссии, то коллегия комиссии направляет стороне уведомление о необходимости обязательного исполнения соответствующего международного договора или решения комиссии и устанавливает разумный срок, в течение которого она обязана устранить такое нарушение. Если в установленный срок сторона не исполняет решение, вопрос выносится на рассмотрение Совета комиссии. Если не исполняется и решение Совета комиссии, то коллегия комиссии имеет право обратиться в Суд Евразийского экономического сообщества.