ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Вторник, 11 марта 2025
Минск-Уручье Сплошная облачность +9°C
Все новости
Все новости
Калейдоскоп
10 марта 2025, 18:25

"Это мировое древо!" Как наши предки представляли себе устройство мира?

Как формировалась картина мира белорусского этноса? На чем основан наш традиционный календарь? Какие события в нем основные? На эти и другие вопросы проекта "В теме. Традиции" отвечает этнокультуролог Иван Крук.

- Хотелось бы начать с основ. Мировоззренческие основы народного календаря: как наши предки представляли себе мироздание?

- Сложнейший вопрос. Безусловно, любое движение в сторону углубления и понимания смысла той или иной культурной, этнической традиции надо начинать с мировоззренческих основ. Может быть, здесь целесообразно назвать несколько слов с корнем "мир": миропонимание, мировоззрение, мировосприятие, мироощущение. Потому что каждая из этих составляющих - это путь к систематизации мировоззренческих основ. Но это настолько сложная тема для рассуждения и научного поиска…

Смотрите, я могу какими-то штришками охарактеризовать ваш портрет внешне. Если мы пообщаемся, пуд соли съедим, наверное, начнем чуть-чуть понимать друг друга - психологию, ментальность и так дальше. А вот говорить о самом себе намного сложнее. Поэтому, когда вы спрашиваете, в чем суть мировоззрения белорусского этноса, в этом есть сложность. Говорить о своем коллективном бессознательном, о моем сознании намного сложнее - всегда проще отвечать тому, кто является твоим оппонентом.
И тем не менее. Научный поиск состоял из ряда этапов. Прежде всего после братьев Гримм, после эпохи романтизма в Германии, на славянских землях тоже началось собирательство этнографических записей (масса), фольклорных текстов (масса), мифологических текстов (меньше, но тоже достаточно). А потом уже подключилась наука и начала оперировать этими фактами, что-то суммировать и выстраивать модель. Это общий конструкт, а потом уже появится картина мира. Но обойтись без еще одной составляющей, образа мира - словесного, чувственного, ментального, - мы, наверное, тоже не сможем.

Календарь - это квинтэссенция. То, что аккумулировало все мировоззренческие основания, собрало в единое и тем самым консолидировало этнос. То есть календарь навел порядок в жизни этноса, задал ему определенный ритм, временной цикл и так далее.

Поэтому, если отвечать на ваш вопрос про мировоззренческие основы, каким наш этнос представлял этот мир, я сразу должен сказать, что абстрактные категории появились значительно позже. А поначалу были чувственный мир и представления. Поэтому оптимальным для представления о том, что такое мироздание в понимании белорусов, будет мировое древо. Крона, ствол и корни. Эта трехуровневая модель потом стала картиной мира, которая объединила три горизонта бытия. Прежде всего - дольний мир, то есть дол, земля. То место, локус, где жил человек, социум и этнос. Но над головой наших предков, как и у нас сегодня, было небо. Центральный объект поднебесного мира - Солнце. Под ногами была земля, поэтому культ Солнца и Земли-матери был стержневым, потом вокруг формировалась вся мифология. Появилась масса богов - Громовержец, Велес и так далее, но все это были ипостаси Солнца и Земли-матери.

Третий горизонт - то, что называется в науке миром инобытия, мир, связанный с нашими предками. Тут есть определенное раздвоение. Материальная плоть, то есть физическое наше тело, либо сжигалось на костре, либо погребалось в могилку. Но более тонкий и деликатный вопрос: а что было с душой? Мы сегодня живем в большей степени под влиянием категорий христианской этики. А христианская мораль и этика говорят: в поднебесье - рай, а внизу - ад. Более же древняя славянская традиция утверждала, что души предков уходили в родовое дерево, о котором я уже упоминал. Их вместилищем были листья.
Смотрите, как интересно. На праздник Троицы мы приносили в дом, в зависимости от местности, веточки клена или березы. А мне вспоминается встреча с одной бабушкой из Вилейского района, которая говорила, что всегда просила своего деда сесть на коника и съездить, привезти веточки или высечь маленькие березки с того места, где была их деревня. Оказывается, когда создавали Вилейское водохранилище и было затопление, отселили 11 деревень. Представляете, они сейчас живут в другом месте, но нужно вернуться туда, где деревья их рода, там души. И эта картина мира не менялась тысячелетиями, она - основа нашего миропонимания и мировосприятия.

Есть еще один важный момент. Все, что было вокруг, воспринималось и постигалось через призму человека. Смотрите, мы говорим: пошел дождик, дождь идет. Но "идет" человек, живое существо. То есть весь мир вокруг был живым. И мне думается, что абсолютно в точку попал Вернадский, когда говорил о ноосфере как о синтезе геохимических, физических, биологических процессов, сумме нашей мыследеятельности - чувствований, переживаний и так далее. То есть все оказывало влияние на мир, а мир оказывал влияние на нас с вами.

Мир строился по принципу бинарных оппозиций: добро - зло. Отсюда: ручеек, источник - святая вода, болото, из которого воду пить нельзя, - совсем иное отношение. Все капища и храмы - на погорке, к небесам, долины и низины, опять же болота - места со знаком "минус".

- Мы затронули вопрос о том, что наши предки жили по правилам природы. Какой была структура календаря? Какие события в нем были основными?

- Давайте еще раз вернемся к бинарной оппозиции, если хотите - противостоянию или, наоборот, силовой линии, которая объединяла два начала, Землю и Солнце. Прежде всего в основе формирования календаря лежала годовая цикличность Солнца, а в ней выделяется четыре важнейших момента: зимнее и летнее солнцестояния, весеннее и осеннее равноденствия. Это, если хотите, скелет, который оставался неподвижным на протяжении не одного десятка веков. Единственное, что немножко изменялась точка новолетия, но это отдельный вопрос.
То есть в основе - движение Солнца по небосводу. Если бы наши предки жили где-то в Заполярье или были степными кочевниками, было бы совершенно иное мироощущение. Но они были земледельцами. Поэтому вегетативный цикл сельскохозяйственных культур (пшеницы, ржи, ячменя и так далее) составлял основу календаря. Казалось бы, четыре масштабные точки связаны с движением Солнца, но они самым определенным образом влияли на цикл жизнедеятельности растений. Поначалу - подготовительный весенний период, прилет птиц, пробуждение и все-все-все, в три этапа это было. Последний - первый удар грома, когда выползали все подземные твари. Это был знак того, что земля пробуждается. Потом шли периоды сева, созревания, сбора урожая. И, наконец, Осенние Деды в знак благодарности земле и предкам за то, что человек собрал хороший урожай.

В мире существуют календарные системы, в которых событийность формулируется по-разному. К примеру, восточные календари завязаны не столько на Солнце, сколько на цикличность Луны. Но оказывается, что Солнце было "масштабным" хронометром. А более "концентрированным", все-таки цикл 27-28 дней, - Луна. В ее цикле те же четыре фазы, которые мощно влияют на растительность, состояние здоровья человека и многие его ментальные процессы. Мне показалось, что тут надо говорить в понимании наших предков, то есть не столько о влиянии самой Луны. Наши предки говорили: "Время такое". Например, одна фаза неблагоприятна для проведения операций, а молодик, наоборот, благоприятен для посадки каких-то культур. Более того, если вы внимательно проследите за состоянием вашего организма на протяжении месяца, вы увидите некоторые закономерности.

| Подготовлено по видео БЕЛТА. Скриншоты видео.

Читайте также:

"Кусочек неба посреди земли". Какие легенды наши предки рассказывали о васильках?
Их взрывали, из них делали коровники и бани. У замков Беларуси начинается вторая жизнь?
"Каб цябе камары стапталі": асаблівасці беларускай лаянк
Новости рубрики Калейдоскоп
Топ-новости
Свежие новости Беларуси