ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Среда, 27 ноября 2024
Минск-Уручье -1°C
Все новости
Все новости
Интервью
29 июня 2015, 19:41
Сергей Сверкунов

Журналист должен осознавать, для кого он пишет и что он пишет

Сергей Сверкунов
Ответственный секретарь Белорусского союза журналистов

Еще в античные времена Аристотель выделил из философии такую дисциплину, как этика. Однако спустя века рассуждения о морали и нравственности не утихают. И то, что важно не только соблюдать юридические нормы, но и просто оставаться человеком, актуально во все времена и для любой профессии. Ни для кого не секрет, что в современной журналистике не всегда соблюдаются этические нормы и правила: одни репортеры в погоне за популярностью забывают о морали, другие и вовсе не знают о необходимости выверять каждое слово. Насколько подобные проблемы актуальны для белорусской журналистики, корреспондент БЕЛТА обсудил с ответственным секретарем Белорусского союза журналистов (БСЖ) Сергеем Сверкуновым.

- Сергей Дмитриевич, насколько современное журналистское сообщество соблюдает нормы этики?

- По моим наблюдениям, люди, которые профессионально занимаются журналистикой, в основном придерживаются этических норм. К сожалению, есть и такие, кто считает себя журналистами, но они не изучали основ профессии, не знают правил, по которым она живет. Им тяжелее придерживаться каких-то требований, а порой они даже и не догадываются об их существовании. В целом, общаясь с коллегами, я всякий раз убеждаюсь в том, что самое главное - саморегулирование. Это не есть цензура: об этом можно писать, а об этом нет. У журналиста должен быть внутренний стержень и понимание того, для кого он пишет и что он пишет.

- Сегодня журналистом может назваться любой, у кого есть под рукой фотоаппарат и интернет…

- Блогеры и интернет-журналисты много говорят об ужесточении требований к их работе. Но это же естественно: если вы считаете себя журналистами, то должны подчиняться тем законам, которые существуют. В противном случае - не распространяйте информацию, которую вы пытаетесь выдать за журналистику.

Сейчас все больше людей читают новости в интернете. В этой связи журналисту стоит постоянно проверять информацию, причем у нескольких источников одновременно. Бывают случаи, когда СМИ в погоне за сенсацией выставляют информацию, поступившую от читателя, а потом оказывается, что она абсолютна неверна.

Нельзя забывать и о том, что одно неосторожное слово может искалечить жизнь человека. Почему-то некоторые блогеры и даже простые комментаторы на форумах не понимают этого.

Скажем, в СМИ часто поднимается тема Великой Отечественной войны. Мы знаем, что нельзя оскорблять тех людей, которые пережили весь этот ужас, нельзя плевать им в душу и говорить, что они не за то воевали. Однако некоторым почему-то очень хочется перекодировать нашу историческую память, очернить святыни. Конечно, на войне могли возникать различные ситуации. Но есть определенные вещи, которые сегодня ну никак нельзя пересматривать. Тем более история не знает сослагательного наклонения. Очевидно, что постоянные вбросы на эту тему далеки от искреннего стремления разобраться в истории, скорее это провокации, на которые журналистское сообщество должно реагировать.

- БСЖ постоянно развивает международное сотрудничество с различными профессиональными организациями. С точки зрения журналистской этики, что полезное мы можем почерпнуть из зарубежного опыта?

- Например, СМИ в Швеции никогда не позволят себе написать то, что может принести вред другим людям. Да, у них поднимаются острые темы, есть резкие заголовки, но журналисты избегают высказываний, оскорбляющих чье-то человеческое достоинство. А у нас некоторые журналисты не задумываются, что даже упоминание национальности преступника в публикациях недопустимо. Кажется, что это всего лишь деталь, но, если мы заостряем на этом внимание, общество волей-неволей начинает предвзято относиться к людям данной национальности или цвета кожи, разжигается национальная ненависть или вражда.

Когда в Норвегии судили Андерса Брейвика, журналисты из шведской газеты решали вопрос: брать у преступника интервью или нет. Они понимали, что таким образом в своем издании они невольно будут пропагандировать нацистские взгляды террориста, поэтому решили отказаться от этой идеи.

- Сегодня интернет-СМИ пытаются всеми способами поднять посещаемость своих сайтов, хотя в той же New-York Times журналистам не показывают читаемость публикаций, чтобы они не шли на поводу у общества.

- Журналист не должен гнаться за популярностью - он же не конфета, чтобы всем нравиться. Ему следует отражать какие-то тенденции, а иногда даже идти наперекор обществу. Конечно, руководство издания должно знать, как читатели оценивают те или иные материалы. Но не всегда статьи, которые должны быть интересны и полезны обществу, находят отклик у читателей.

Вообще, настало время для широкой дискуссии о правилах поведения журналистов в сети Интернет. Если мы говорим о существовании веб-журналистики, то и она должна соблюдать некоторые этические нормы. Надо совместными усилиями сделать так, чтобы интернет перестал быть в том числе свалкой непроверенной, провокационной, часто откровенно заказной информации. Глобальная сеть должна стать пространством ответственности журналистов и пользователей.

- Обращаются ли в комитет по этике БСЖ с просьбой разрешить конфликты, возникающие между читателями и СМИ?

- В месяц к нам поступает 3-4 таких обращения. Чаще всего к нам обращаются читатели, у которых возникают претензии к средству массовой информации. Недавно был случай, когда человек обратился в суд с претензией к журналисту одного из интернет-порталов. Суд попросил нас выступить в качестве экспертов, чтобы определить, нарушил ли журналист нормы профессиональной этики. Проанализировав публикацию, мы выступили в защиту журналиста. Бывает и наоборот, когда комитет по этике выносит свои суждения не в пользу автора, указывая на вполне конкретные нарушения.

Михаил МАТИЕВСКИЙ

Теги
СМИ
Топ-новости
Свежие новости Беларуси