ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Среда, 27 ноября 2024
Минск-Уручье -1°C
Все новости
Все новости
Интервью
25 марта 2015, 17:28
Геннадий Пальчик

ВАК берет ориентир на поддержку и развитие отечественных научных школ

Геннадий Пальчик
Геннадий Пальчик
Результат научного процесса – это производство новых знаний, новых технологий, инноваций. И здесь особенно важно определить степень актуальности научных работ, адекватность использованных методов, при помощи которых получены новые научные результаты, отчленяя авторский труд от компиляции, порой, кстати, мастерски выполненной. Объективный, профессиональный анализ уровня, характера, сущностной значимости проводимых в стране исследований в разных сферах научных знаний осуществляется Высшей аттестационной комиссией Республики Беларусь. Научная аттестация является важной составляющей любой научно-образовательной системы. Она не только стимулирует развитие исследований, но и позволяет установить определенные требования к научным и научно-педагогическим кадрам, формирует национальную научно-образовательную элиту, свидетельствует о динамике развития той или иной области науки.
О том, как работает в Беларуси система подготовки и аттестации научных работников высшей квалификации, рассказал в интервью журналу «Беларуская думка» председатель Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь доктор педагогических наук Геннадий ПАЛЬЧИК.

– Геннадий Владимирович, 9 декабря 2014 года в ходе беседы с Вами Президент Беларуси А.Г. Лукашенко сказал, что следует навести порядок в системе ВАК, чтобы о Беларуси никогда не говорили, что здесь «можно за деньги написать диссертацию, кого-то протолкнуть, поспособствовать присвоению научной степени или звания». Но ВАК – структура консервативная, так стоит ли ожидать каких-то кардинальных изменений?

– Процесс совершенствования любой структуры должен, в первую очередь, основываться на детальном изучении результатов основных видов ее деятельности. Достаточно богатый более чем 20-летний опыт работы ВАК в нашей стране убедительно доказывает, что национальную систему аттестации научных работников высшей квалификации в значительно меньшей степени затронули проблемы, которые достаточно массово проявились в соседних странах на постсоветском пространстве. Безусловно, этому способствовало своевременное решение о подчинении ВАК Республики Беларусь непосредственно главе государства.
В то же время динамика развития интеграционных процессов, в частности, создание Евразийского экономического союза, возросшая мобильность научных кадров, увеличение числа совместных международных научных проектов и исследований предполагают определенную согласованность требований, которые предъявляются к диссертационным работам.

Современные возможности ИT-сферы позволяют внести в нормативную базу некоторые изменения, способствующие повышению открытости процесса рассмотрения диссертационной работы на всех ее этапах. Такая публичность является эффективным инструментом популяризации науки. Она должна способствовать привлечению молодежи к проведению диссертационных исследований. Тем самым создаются также дополнительные возможности, чтобы заинтересовать потенциальных заказчиков на внедрение полученных результатов.

В целом совершенствование деятельности ВАК представляет собой естественный процесс развития, который должен характеризоваться принятием взвешенных решений с учетом оценки возможных рисков и негативных последствий и не предполагает каких-либо кардинальных изменений.

– Повышение требований к качеству диссертационных работ, о котором много говорится в наше время, не исключает в полной мере появления плагиата. Какие меры применяются к так называемым «копирайтерам от науки»? В России, например, с 2011 года, согласно постановлению правительства, соискатель, уличенный в компиляции чужих научных идей, вообще лишается права на защиту данной диссертации.

– Глубоко убежден, что решение этой проблемы лежит не столько в применении того или иного средства, скажем, имеющегося в распоряжении ВАК программно-инструментального комплекса «Плагиат-контроль», сколько определяется наличием и функционированием эффективной системы подготовки и аттестации научных кадров высшей квалификации. Следует учитывать, что как раз в базовых звеньях, осуществляющих экспертизу научных работ, – на кафедрах и в лабораториях, в ученых советах учреждений высшего образования и научных организациях закладывается фундамент поступательного развития науки вообще, подготовки ее кадров в частности.

Качество диссертационных работ, на мой взгляд, во многом зависит от уровня научной школы, в которой выполняется исследование. Ведь здесь соискателем создается свой научный задел. В Беларуси сегодня существуют сильные научные школы, заслужившие мировое признание. Кроме высокого профессионализма, существенная роль принадлежит сформированной в них атмосфере, характеризующейся приверженностью нормам научной этики.

Вторым уровнем такой системы должен выступать совет по защите диссертаций, который формируется в учреждениях высшего образования или научных организациях и состоит из ведущих специалистов не только в данной научной области, но и конкретной специальности. Именно на этом уровне должна осуществляться экспертиза актуальности исследования, его научной новизны и практической значимости, а также личного вклада соискателя, в частности, путем применения современных програм¬мных средств, позволяющих выявлять недобросовестные заимствования. Более того, в процессе проведения публичной защиты в совете по защите диссертаций дается оценка не только представленной диссертации, но и оценивается научный уровень самого соискателя ученой степени.
Так, в 2014 году в Беларуси по 23 основным научным отраслям действовал 171 совет по защите диссертаций, в том числе 132 докторских и 39 кандидатских. В системе Министерства образования – 52 докторских и 21 кандидатский совет, НАН Беларуси – 37 и 5, Министерства здравоохранения – 28 и 2 соответственно. В составе советов насчитывается 1589 докторов наук, в том числе 67 академиков и 94 члена-корреспондента НАН Беларуси, 226 кандидатов наук.

С моей точки зрения, именно совет по защите диссертаций должен служить профессиональным «фильтром» оценки качества диссертации. В советское время в очень редком случае диссертации, утвержденные в белорусских диссертационных советах, отклонялись ВАК СССР. Это рассматривалось как ЧП в отношении не только соискателя, но и научного руководителя, официальных оппонентов, научной организации, при которой создан диссертационный совет, оппонирующей организации. И даже в целом для научной отрасли. Сегодня, к сожалению, такая ответственность снижена. Иногда создается впечатление, что в некоторых диссертационных советах рассуждают так: давайте утвердим работу, вроде неплохая, а там, на экспертном совете и в Президиуме ВАК, может, и пройдет, или исправим по ходу рассмотрения. Считаю, что подобный подход в определенной мере «спровоцирован» существующей нормой, когда экспертный совет отправляет заключение совета по защите диссертаций на доработку. Здесь необходимо вносить определенные изменения.

Одна из важнейших задач ВАК – обеспечение единых требований к проведению аттестации. Это должно осуществляться на, условно говоря, третьем уровне системы, то есть в рамках деятельности экспертных советов, решение о создании которых принимает ВАК. В настоящее время работает 31 экспертный совет, в состав которых входят 257 докторов наук, в том числе 11 академиков и 13 членов-корреспондентов НАН Беларуси, 4 кандидата наук. Экспертные советы ВАК состоят из специалистов, представляющих конкретную отрасль науки и владеющих современной информацией о реальном уровне развития научных знаний в рамках соответствующей специализации. Проводя экспертизу, экспертные советы устанавливают одинаковые подходы к оценке уровня научных работ.

 На завершающем этапе Президиум ВАК рассматривает по представлению экспертного совета диссертацию и аттестационное дело соискателя и утверждает решение совета по защите диссертаций о присуждении ученой степени кандидата наук или присуждает ученую степень доктора наук. Состав Президиума ВАК утверждается Указом Президента Республики Беларусь, при этом предусмотрена процедура ротации членов Президиума (не менее 1/3 от общего числа каждые 3 года).

И дело здесь не просто в административной иерархии системы аттестации по оценке подготовки высококвалифицированных научных кадров, а в том, что Президиум ВАК, состоящий из ведущих ученых нашей страны, представляющих весь спектр современных научных знаний, имеет уникальную возможность оценить рекомендованные экспертным советом диссертации именно с общенаучных позиций.

На всех указанных уровнях системы аттестации научных работников высшей квалификации проходит комплексная профессиональная экспертиза и оценка диссертационных работ, включая и применение программного инструментария по контролю возможного некорректного заимствования. В соответствии с нашим законодательством в случае обнаружения плагиата диссертация снимается с рассмотрения в ВАК, и лишь через 5 лет соискатель имеет право защищать новую диссертацию.

– В России некоторые ученые предлагают ввести запрет на защиту докторской диссертации по месту своей работы. Как Вы считаете, необходимы ли такие меры в Беларуси?

– Думаю, что вопрос оптимизации сети диссертационных советов актуален и для ВАК Республики Беларусь. Статистический анализ количества защит, прошедших в диссертационных советах, свидетельствует: примерно в 30 из них за последние 3 года состоялось по 1–2 защиты кандидатских диссертаций, то есть менее одной защиты в год. Порой совет по защите диссертаций создается практически только для защиты диссертаций соискателями, являющимися сотрудниками организации, при которой он работает. Такие ситуации требуют детального анализа, который сейчас проводится в рамках подготовки расширенного заседания Президиума и коллегии ВАК по вопросу оптимизации сети диссертационных советов. Естественно, будут рассмотрены и другие сопутствующие данной теме вопросы. В частности, планируется определить критерии и показатели оценки научной деятельности организации, при которой планируется создать совет по защите диссертаций или продлить срок его полномочий, а также членов советов по защите диссертаций. Один из основных критериев для открытия советов – достижения научных сотрудников за последние 5 лет. Нельзя опираться на научную школу, которая «потеряла» или снизила темп своего развития.

– К вопросу о присуждении ученых степеней и званий… Складывается впечатление, что в нашей стране количество соискателей в последние годы достаточно стабильно. Это так? И всегда ли исследователь согласен с оценкой его научной работы?

– В течение последних 3 лет общее количество соискателей, которым присуждена ученая степень, колеблется в пределах ± 2 %. Если обратиться к статистике, то мы увидим, что за прошлый год ВАК присудил ученую степень 536 соискателям: 45 – доктора наук, средний возраст их стал немного ниже – 51,6 года (53,7 – в 2013 году) и 491 – кандидата наук, средний возраст – 34,6 года.

Всего в 2014 году в ВАК рассмотрены 583 диссертации, из них 53 докторские и 530 кандидатских. Президиумом ВАК отклонены 1 докторская (2 %) и 8 (1,5 %) кандидатских диссертаций. По результатам экспертизы в экспертных советах и в Президиуме ВАК сняты по заявлениям соискателей с рассмотрения в ВАК 7 (13 %) докторских и 31 (5,8 %) кандидатская диссертация. Отрицательную оценку в ВАК в целом получили 8 (15 %) докторских и 39 (7,4 %) кандидатских диссертаций.
Советами по защите диссертаций отклонена лишь одна кандидатская диссертация, то есть 0,2 % от общего количества диссертаций, рассмотренных в ВАК. Президиумом ВАК в 2014 году рассмотрены 8 апелляций, из которых две были удовлетворены (по докторской и кандидатской диссертациям).

В прошлом году 36 человек получили ученые звания профессора и 342 – доцента. Это на 9,5 % меньше, чем в 2013 году.

В последние пять лет количество соискателей, которым присуждена ученая степень доктора наук, колеблется от 45 до 47 человек ежегодно, исключением стал 2013 год, когда ученая степень доктора наук была присуждена лишь 39 соискателям. Средний возраст доктора наук на протяжении десяти лет составляет 49–52 года, и только в 2013 он приближался к 54 годам. Средний возраст кандидатов наук в период с 2002 по 2010 год не превышал 33 лет, но в последние годы увеличивается и в 2014 году достиг 34,5 года. Для сравнения: в Российской Федерации, по информации некоторых источников, средний возраст доктора наук составляет около 49 лет, кандидата наук – около 36 лет.

Подчеркну, что в «омоложении» кандидатов и докторов наук нуждаются практически все области отечественной науки. Активное привлечение молодежи в научную сферу в современных условиях является интернациональной проблемой.

– А для иностранных соискателей в плане получения ученой степени Беларусь по-прежнему привлекательная страна? Если ученая степень иностранцем уже получена за рубежом, на каких условиях ее признают у нас?

– Иностранных соискателей в Беларуси из года в год становится только больше. В нашу страну для обучения в аспирантуре приезжают ученые из Азербайджана, Вьетнама, Германии, Израиля, Ирака, Ирана, Ирландии, Китая, Кыргызстана, Латвии, Ливии, Нигерии, Нидерландов, Польши, России, Сирии, Украины, Эквадора, Венесуэлы, Камеруна. Так, в 2011 году в Беларусь прибыли 47 иностранных граждан из 12 государств, 2012-м – 25 из 10, 2013-м – 46 из 11, в 2014 году – 48 из 13 соответственно. Кстати, двум иностранным гражданам (из России и Таджикистана) присуждена ученая степень доктора наук, а 46 представителей 12 стран мира стали кандидатами наук. В Беларуси защищать свою диссертацию они имеют право на любом иностранном языке, но при этом должен быть обеспечен синхронный перевод. Иностранным гражданам выдаются национальные дипломы кандидата наук и дипломы доктора философии (PhD) установленного образца, признание которых осуществляется в соответствии с международными договорами.

Основная тематика диссертационных работ связана с исследованиями в области естественных и технических наук, преимущественно микроэлектроники и радиотехники, информационных технологий и систем защиты информации. Привлекательны для иностранцев и сфера экономических и педагогических наук, искусствоведения.

Нострификации, то есть практически техническому приравниванию, подлежат дипломы, выданные государственными аттестационными органами стран, с которыми Беларусь заключила договоры не только о взаимном признании, но и эквивалентности соответствующих документов. В настоящее время такое соглашение действует между Республикой Беларусь и Российской Федерацией.

– В каких случаях белорусские соискатели вправе защищаться за границей?

– Граждане Республики Беларусь самостоятельно выбирают страну, где они планируют защитить диссертацию. Однако в действующих нормативных правовых документах существует ряд ограничений, которые связаны с признанием дипломов, выданных белорусам за границей. Так, если в нашей стране действует совет по защите диссертаций по специальности, по которой подготовлена диссертация, а соискатель решает защищать работу за рубежом (чаще всего выбирая Россию), то в случае положительного результата автоматического признания его диплома (нострификации) не происходит. Предусмотрена переаттестация, то есть процедура экспертной оценки научной квалификации обладателя документа об ученой степени, которая проводится в совете по защите диссертаций, экспертном совете и Президиуме ВАК.

За 2012–2014 годы ВАК нострифицировал 19 докторских и 53 кандидатских диплома, обладателям которых ученая степень была присуждена ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации. Путем переаттестации свою научную квалификацию подтвердили 18 граждан Республики Беларусь.

Нострификации подлежат дипломы лишь в случаях, когда наш гражданин обучался в очной аспирантуре за границей, постоянно проживал в другой стране во время подготовки диссертации или его защита за рубежом была предварительно согласована ВАК Республики Беларусь. Подчеркнем, что ВАК разрешает проведение защиты за рубежом в том случае, если в нашей стране отсутствует совет по защите диссертаций по данной специальности и нет возможности организации защиты даже в разовой форме ввиду отсутствия соответствующих специалистов.

У наших российских коллег, кстати, обсуждается вопрос о возможности внесения некоторых изменений в данную процедуру: идет процесс оптимизации советов по защите диссертаций. По сути, происходит закрытие ряда советов, работа которых не отвечает соответствующим требованиям. В виде эксперимента определяются учреждения высшего образования и научные организации, которые по решению ВАК Российской Федерации будут иметь право самостоятельно присуждать ученые степени. Возможно, защита диссертаций нашими гражданами в организациях с высокой научной репутацией является основанием для нострификации соответствующих ученых степеней. Такая процедура, с моей точки зрения, может быть применена и в случае защиты диссертаций в известных научных центрах других стран, когда соискателям присуждается ученая степень доктора философии (PhD), которая приравнивается к ученой степени кандидата наук.

– Публикации в каких журналах сегодня пойдут «в зачет» соискателю?

– Национальный Перечень научных изданий для опубликования результатов диссертационных исследований ВАК Рес¬публики Беларусь в настоящее время насчитывает 217 журналов и 67 сборников научных трудов. Пойдут «в зачет» также научные статьи, опубликованные в соответствующих изданиях Российской Федерации, Украины, Республики Казахстан. Кроме того, не только учитываются, но и приветствуются публикации соискателей в известных международных изданиях, имеющих высокий импакт-фактор.

К сожалению, нередки случаи, когда соискателем основные результаты диссертационного исследования опубликованы только в региональном журнале или сборнике, который издается непосредственно в учреждении, где было проведено исследование. Такая тенденция требует определенной корректировки, о чем ВАК проинформировал советы по защите диссертаций.

– Хотелось бы коснуться критериев оценки научно-исследовательских работ. Гуманитарии считают, что им защищаться сложнее, и даже нередко утверждают, что их работы подвергаются незаслуженной критике. Каково Ваше мнение?

– Следует отметить, что проблема оценки диссертационных работ с точки зрения предъявления единых критериев существует даже в рамках естественно-научных и технических отраслей наук, не говоря уже о работах гуманитарной направленности. Даже здесь наблюдается определенное различие как в методике проведения самих исследований, так и в оценке их результатов. В первом случае чаще всего представляются результаты, которые впоследствии могут послужить основой для дальнейших исследований прикладного характера, поэтому и формой внедрения являются рекомендации по их использованию. Требования к диссертациям технического профиля ориентированы на научное обоснование и разработку различных материалов и технологий, современных приборов и оборудования, которые непосредственно внедряются в практику или готовы к массовому воспроизводству. Соответственно, проводить прямое сравнение критериев в отношении работ «физиков» и «лириков» изначально не очень корректно.

В то же время есть универсальные требования, которые в целом предъявляются к диссертациям. Научная новизна результатов исследования и личный авторский вклад – наиважнейшие критерии оценки любой диссертационной работы. И, бе¬зусловно, актуальность исследования, то есть его востребованность научным сообществом. Немаловажная роль при оценке работы отводится возможности практического использования полученных результатов, где в качестве «потребителей», в зависимости от области, в которой они получены, могут выступать производство, образовательный процесс, экономика, законодательство, медицина и т.д. В конце концов, это может быть и сама научная деятельность.

Но необходимо также учитывать, что даже в рамках одной специальности диссертационные работы могут иметь разный уровень. В целом большинство диссертаций соответствует определенному «коридору» требований. К сожалению, эксперты отмечают недостаточное количество работ высокого качества и наличие таких, уровень которых можно охарактеризовать как достаточно низкий, причем они встречаются во всех отраслях науки. В целом Высшая аттестационная комиссия отклоняет около 10 % представленных диссертаций. Очевидно, что ситуация требует отдельного анализа и принятия комплекса соответствующих мер. На мой взгляд, акцент полномочий и ответственности должен быть смещен на уровень совета по защите диссертаций и научной организации, при которой он создан. В какой-то мере этому будет способствовать не только публичность процедуры защиты диссертации, но и постоянный открытый доступ к тексту диссертации или автореферата в сети Интернет. В данном случае существенно возрастет ответственность как самого соискателя, так и научного руководителя, официальных оппонентов, диссертационного совета и оппонирующей организации. Ведь диссертация низкого качества создаст соответствующий имидж всем причастным к ее оценке и продвижению.

– В последнее время, как известно, остро встала проблема нехватки в наших вузах «остепененных» специалистов: согласно статистике, больше половины преподавателей не имеют ученых степеней…

– Данная статистика усугубляется еще и средним возрастом профессорско-преподавательского состава в учреждениях высшего образования: для профессоров он составляет около 68 лет, для доцентов – 50. С моей точки зрения, это является более существенной проблемой. В России, кстати, ситуация практически аналогичная. Образовался возрастной «провал», молодежь даже после завершения обучения в аспирантуре не стремится продолжить работу преподавателем, в первую очередь, из-за невысокой оплаты труда.

Формирование профессорско-препода¬вательского состава большинства вузов (кроме чисто педагогических специальностей) основано на привлечении к преподаванию специалистов соответствующей научной направленности, имеющих ученые степени в области физико-математических, технических, медицинских, сельскохозяйственных, экономических, юридических и других наук. Кандидатам или докторам наук в данных отраслях, как правило, присваиваются ученые звания доцента или профессора. Такие специалисты составляют большинство среди преподавателей вузов.

Что же касается диссертаций, то по количеству защит на сегодняшний день лидируют технические и медицинские отрасли наук. По педагогическим наукам защищаются в процентном отношении к общему числу защит свыше 6 % соискателей. И это тоже неплохой показатель.

Констатируя невысокий процент имеющих степени преподавателей, нужно понимать, что эта проблема должна решаться системой образования совместно с соответствующими отраслевыми министерствами, для которых в вузах идет подготовка специалистов. Необходимо сообща формировать количественные показатели набора в аспирантуру. Немаловажную роль в данном процессе играет и определение актуальных тем для проведения диссертационных исследований. В связи с этим вызывает озабоченность ситуация, когда открыты и действуют советы по защите диссертаций по современным востребованным специальностям, например, по таким, как ядерные энергетические установки, включая проектирование, эксплуатацию и вывод из эксплуатации; электроустановки на основе возобновляемых видов энергии, энергетические системы и комплексы, однако в течение ряда лет по ним не представляются диссертации.

Кадровый вопрос в системе высшего образования действительно стоит достаточно остро, но он требует комплексного решения. В частности, необходимо более активно привлекать к преподавательской деятельности ученых из Национальной академии наук, современных научно-производственных центров. В системе профессиональной подготовки специалистов высшей квалификации перспективным представляется развитие государственно-частного партнерства.

– Геннадий Владимирович, проблемы отечественной системы образования Вам хорошо знакомы – в Национальном собрании Республики Беларусь Вы возглавляли Постоянную комиссию Палаты представителей по образованию, культуре и науке, были директором Национального института образования Министерства образования. Насколько нынешняя система образования способствует выявлению талантов для науки?

– Если проанализировать творческий путь молодых ученых, успешно защитивших кандидатские диссертации в возрасте до 25–30 лет, то все они оказались не случайными людьми в науке. Их отличает определенный опыт творческой деятельности еще в школе. И это не только обязательное участие в школьных предметных олимпиадах, когда необходимо продемонстрировать высокий уровень знания учебного материала, превышающий требования учебных программ. Особую роль в школьной среде играет развитие научно-исследовательского движения: проведение научно-практических конференций, турниров юных физиков, математиков, химиков, открытие различных технических и творческих клубов и т.д. В отличие от олимпиадного движения здесь формируются навыки командной работы, исследуются вопросы, которые не имеют привычного ответа в конце задачника. В ходе представления результатов своего исследования среди сверстников на конференциях, аргументированной защиты проектов на турнирах и дебатах, демонстрации собственных технических разработок учащиеся делают первые шаги в большую науку. Отношения «ученик – учитель» трансформируются в «исследователь – играющий тренер». Эффективность такого общения очень высокая. Выпускник школы, имеющий навыки исследовательской работы, определенный опыт конструкторской или технической деятельности, целенаправленно выбирает тот или иной факультет для дальнейшего обучения и развития своих способностей. У него формируется чувство успешности, возрастает мотивация на дальнейшее развитие.

Важная роль в подготовке научной смены принадлежит Специальному фонду Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов. Победители и лауреаты международных и республиканских олимпиад и конкурсов, а также их преподаватели номинируются на повышенную стипендию и разовые финансовые гранты. В правилах приема в вузы для таких выпускников предусмотрены значительные преимущества при зачислении, вплоть до прохождения вне конкурса.

И все же определенные проблемы в этом движении еще существуют. Прежде всего, такая работа не может носить обязательный и массовый характер. У средней школы есть и другие, не менее важные цели и задачи по обучению и воспитанию учащихся, их социализации в обществе. Тем более нельзя включать в критерии оценки работы каждого учителя и школы количество победителей и лауреатов различных конкурсов, сравнивать их с результатами такой деятельности специализированных школ, гимназий и лицеев. Обязательное, порой и принудительное привлечение учащихся и учителей к этому движению не способствует его развитию, а иногда наносит определенный ущерб. Считаю, такие критерии, как количество поступивших в вузы, количество победителей олимпиад, не должны стоять во главе угла при оценке работы учителя и деятельности школы. Творческая работа не терпит процентомании.

– Одним из важнейших этапов становления молодых ученых должны быть создаваемые ими инновации, по совокупности результатов которых они выйдут на защиту диссертации. Что планирует сделать Высшая аттестационная комиссия, чтобы подчеркнуть талант исследователей? В каком направлении будет развиваться ВАК?

– В настоящее время на уровне экспертных советов и Президиума ВАК проводится системный анализ результатов рассмотрения диссертаций в разрезе научной отрасли, по результатам которого в ближайшие месяцы планируется обсудить с заинтересованными организациями и учреждениями ряд вопросов по совершенствованию системы подготовки и аттестации научных работников высшей квалификации. В частности, создание единой системы работы с одаренными учащимися и студенческой молодежью в разрезе отраслей наук, обеспечение оптимизации и преемственности обучения в магистратуре и аспирантуре как важнейших этапах становления молодого ученого.

Планируется повысить роль учреждений высшего образования и научных организаций по созданию и сопровождению деятельности советов по защите диссертаций. Предполагается делегировать больше полномочий и ответственности за соблюдение единых требований к уровню диссертаций экспертным советам ВАК, создаваемым по отраслям или группам специальностей как основным научно-квалификационным органам ВАК.

Для повышения открытости процедуры аттестации, качества диссертационных работ предусмотрено размещение, а также дальнейшее сохранение на сайте ВАК на постоянной основе текстов авторефератов соискателей в открытом доступе в сети Интернет.

С целью повышения уровня профессионального обсуждения диссертационных работ рассматривается вопрос об организации в структуре Президиума ВАК двух отделений – естественно-научного и гуманитарного, в функции которых планируется включить полномочия по аттестации научных работников высшей квалификации по соответствующим специальностям.

 Есть предложения по внесению ряда изменений в нормативную правовую базу, которая регулирует присвоение ученых званий доцента и профессора. Как показывает правоприменительная практика, сегодня необоснованно различаются требования к присвоению ученого звания профессора к докторам наук, работающим в учреждениях высшего образования и в научных организациях.

В рамках развития экспорта образовательных услуг, в условиях развития интеграционных процессов также предусматривается совершенствование законодательной базы.

В целом в работе Высшей аттестационной комиссии взят ориентир на согласованные действия всех заинтересованных по поддержке и развитию отечественных научных школ, созданию условий для мотивации молодежи связать свою профессиональную деятельность с научной сферой, определению перспективных направлений исследований, востребованности их результатов реальным сектором экономики.

Беседовала Снежана МИХАЙЛОВСКАЯ
Беларуская думка
Топ-новости
Свежие новости Беларуси