Ирина Китурко
Ректор Гродненского государственного университета имени Янки Купалы
Новый учебный год в Беларуси начался, по сути, с Республиканского педагогического совета - масштабного форума, который объединил не только собравшихся на нем профессионалов, но и всю педагогическую общественность страны. Каждый, кто уже приходит в школьные классы и вузовские аудитории, услышал и обсудил с коллегами долгосрочные задачи, поставленные Президентом, над выполнением которых система образования уже работает.
Многое, о чем говорилось на большом педсовете, созвучно мыслям и чувствам десятков тысяч белорусских педагогов. И каждый преломляет их через себя в ежедневном труде с юным поколением белорусов. Какие задачи ставит перед собой многотысячный коллектив крупнейшего регионального университета страны - Гродненского государственного университета имени Янки Купалы, - корреспонденту БЕЛТА рассказала ректор Ирина Китурко.
- Время выбрало нас - этот посыл Президента Беларуси Александра Лукашенко стал руководством к действию во всех сферах деятельности и жизни в нашей стране, для всех, кто любит и хочет светлого будущего для своей Родины. Для чего наше время выбрало учителя?
- На Республиканском педсовете глава государства подчеркнул, что сфера образования - это государствообразующая отрасль. Этот посыл сподвиг нас еще более пристально взглянуть на историю нашего университета. Мы видим, что на всех этапах все поколения работников учебного заведения выполняли государственные задачи согласно запросам времени. У каждого поколения она была своя.
Сегодня, как сказал Президент, время выбрало нас для сохранения сильного и независимого белорусского государства, для воспитания в каждом молодом жителе Беларуси патриота и гражданина. Над этими целями, которые и в наше время находятся на пике актуальности, университет работает не одно десятилетие, что подтверждает вся его история.
Университет создавался как учительский институт через полгода после воссоединения Беларуси и стал первым высшим учебным заведением на землях Западной Беларуси. В составе Польши высшего учебного заведения жители "крэсов" на своей территории не имели. В то время перед вузом стояла задача подготовки учительских кадров по русскому и белорусскому языкам, которая требовала неотложного решения.
Дальнейшая смена статуса учительского института сначала на педагогический институт, потом на университет говорит как раз о повышении статуса учителя. И сейчас вместе с открытием новых специальностей, факультетов мы уделяем очень большое внимание именно подготовке будущих педагогов. Повышение престижа профессии учителя - важнейшая задача. Глава государства на Республиканском педсовете подчеркнул, что в школу нужно входить как в храм. Полностью разделяем этот посыл. В гимне нашего университета есть слова "храм науки", и для достойной работы в каждом таком большом и маленьком храме знаний мы готовим специалистов.
- Президент сказал также о том, что, учитывая особенность сегодняшних детей, которые с пеленок знакомы с гаджетами, школа, учителя должны соответственно времени переформатировать свои подходы. Чтобы это происходило, в первую очередь нужно перманентно перестраивать подходы в обучении тех, кто в недалекой перспективе станет педагогом и придет в классы. Как это происходит?
- Полностью отучить и отлучить ребенка от гаджетов сегодня невозможно. Потому нужны новые методики, которые уже применяются в университете на всех специальностях, в том числе и на педагогических. Один из наших стратегических проектов - смарт-университет. Для дальнейшего развития информационно-коммуникационных технологий в школе у нас налажено тесное взаимодействие педагогического факультета с факультетом математики и информатики. У них достаточно много общих проектов. Приведу в пример один междисциплинарный проект. Его создали совместно будущие логопеды и айтишники. Казалось бы, совершенно разные специальности. Но вместе они разработали компьютерную игровую методику для занятий с детьми с нарушениями речи. И таких проектов немало.
Время действительно не стоит на месте. Посыл "образование через всю жизнь" касается в одинаковой степени как студента, так и преподавателя. Ведь каждый новый учебный год он входит в аудиторию с новыми студентами, имеющими изначально другие компетенции. В университете организованы курсы "Открытое обучение", причем и на русском, и на английском языках. Это курсы повышения профессионализма педагогов, которые в процессе обучения работают над решением задач, не имеющих шаблонного правильного ответа, ответ нельзя найти в интернете. Это вопросы, требующие личного осмысления, поиска собственного решения. Ректор БГУ Андрей Король, который ранее возглавлял наш университет, называет это эвристическим обучением, потому что в поисках ответа человек каждый раз делает свое маленькое открытие.
У нас функционирует электронный журнал "Университет образовательных инноваций". В нем мы публикуем не только научные статьи, но и лучшие методики проведения занятий, примеры таких открытых заданий. Они пользуются большой популярностью среди наших педагогов.
Хочу сказать, что система образования Республики Беларусь на сегодняшний день одна из самых динамично развивающихся и при этом сохранившая все лучшие традиции советской школы. Мы смело можем говорить о национальной системе образования. Она узнаваема. Сохранение многоступенчатости образования дает стабильность нашей системе. Конечно, ошибок нет только у тех, кто не работает. Но системных ошибок, и это подчеркнул глава государства, в сфере образования нет. Потому что сама система - системна. Потому национальная система образования - это бренд Республики Беларусь.
- Все усилия дать молодежи высококачественное современное образование будут эффективны лишь в том случае, если этим образованием будут обладать люди, по-настоящему преданные Беларуси, готовые с самоотдачей работать в родной стране.
- Воспитание на всех уровнях образования гражданина и патриота - это, возвращаясь к теме преемственности, та задача, которая стояла перед многими поколениями купаловцев. Почему это стало так важно сейчас? Потому что (об этом уже не раз говорилось) был пробел в этом процессе, в чем-то упустили целое поколение в воспитании. В 1990-е годы мы не представляли, что реально стоит за модным тогда словом "демократия". Сегодня же без прикрас видим ту систему "ценностей", например пропаганду однополых браков. Это называют выбором человека, а на самом деле это путь в никуда. И совершенно верно мы внесли в Конституцию определение брака как союза мужчины и женщины. Только в этом случае есть смысл говорить о нашем продолжении, а значит, об обучении, воспитании.
В Беларуси очень трудолюбивый народ. Я родилась в деревне, умею делать всю крестьянскую работу: сажать и копать картошку, пропалывать огород, доить корову, делать все, что нужно сельчанину, имея свое хозяйство. Нас при этом воспитывали скромными, рассказывать о своих достижениях было не принято. Оказывается, надо говорить о них. Хвастаться не надо, нужно ценить себя и свое, все то, что мы имеем. И абсолютно не случайно в этом учебном году первый урок в школах и первая лекция для всех студентов университета прошли на общую тему "Нам есть чем гордиться, нам есть что беречь". Действительно так. Помните, раньше о чем-то, казалось, недостижимом говорили: "Это космос!". Теперь и космос наш! Потому нужно культивировать в молодежной, детской среде чувство достоинства, гордости за наши общие достижения.
Говорят, что Родину, как и родителей, не выбирают. Но, и я уже об этом говорила, если бы была необходимость выбора, я бы выбрала Беларусь. Это абсолютно искренне. Я так чувствую. Мне хорошо, комфортно в нашей стране. И не только мне. Вижу иностранных студентов, которых с каждым годом все больше, и понимаю, что им тоже хорошо в Беларуси. И они увозят с собой на родину эту любовь. Вступают в ассоциацию выпускников нашего университета, поддерживают связи, делятся теплыми отзывами о Беларуси.
- Знаю, что тезис "воспитать патриота" воплощен в Гродненском государственном университете в масштабные проекты, объединяющие многие сотни студентов и преподавателей. Расскажите, пожалуйста, о них.
- Мы давно поняли, что формализм в работе с молодежью неприемлем. Нам не нужны мероприятия для галочки. Только через личное участие и личный пример руководителя, преподавателя, сотрудника, родителя достигается воспитательный эффект. Именно поэтому мы пришли к организации проектов, в которые вовлечено большое число людей. Таких проектов много на факультетах. А наиболее знаковые, выросшие из студенческих инициатив, не только объединяют весь вуз, а являются международными.
Среди них гражданско-патриотический марафон "Вместе за сильную и процветающую Беларусь". Это не спортивное состязание, как можно было бы подумать, а три дня разнообразных состязаний: интеллектуальных, творческих, военно-спортивная эстафета, презентация своего учебного заведения и многие другие. Все это - патриотизм. Еще один проект - "Дорогами Победы", в рамках которого студенты выступают с постановками на военную тематику во всех районах области. В этом году купаловцы проехали по маршруту освобождения Гродненщины, начав с Островца и завершив в областном центре. Два совместных проекта реализуем с прокуратурой области: "Геноцид белорусского народа: память и боль Гродненской земли" и "Западная Беларусь: война после войны". Ребята снимают видеофильмы, работают в архивах, участвуют в открытых диалогах, пишут тематические курсовые и дипломные работы. Не могу не сказать и об акции "Память", которую наш гуманитарный колледж проводит ежегодно в ночь на 22 июня. Она проходит у Вечного огня в парке Жилибера, объединяя молодежь и ветеранов.
В этом году стартовал новый совместный проект с Гродненским областным Советом депутатов - "История парламентаризма на Гродненщине", посвященный деятельности народных избранников со времени образования советов в регионе и до сегодняшнего дня. Очередную диалоговую площадку мы посвятим Дню народного единства.
Мы реализуем договоры со многими организациями и предприятиями и проводим совместные семинары. Недавний пример - научный семинар, приуроченный к 30-летию Комитета государственного контроля Гродненской области.
Сегодня наши студенты в том возрасте, когда особенно важно направить их активность в позитивное, полезное русло. Очень правильно быть для них личным примером и меняться вместе с ними. Ведь то время, когда преподаватель был единственным и безусловно авторитетным источником информации, безвозвратно ушло. В современных условиях, когда любая информация доступна в интернете, изменилась роль преподавателя, он уже больше наставник, чем просто учитель. Он не просто дает готовые знания, ведь они завтра-послезавтра устареют. Наша задача - научить молодежь учиться, чтобы, когда человеку не будет хватать знаний, он понимал, где и как их получить.
- Мало того, чтобы он применял их в своей стране…
- Да. Президент неоднократно говорил, что даже если молодой человек учится где-то за рубежом, то главное, чтобы он вернулся сюда и привез свои знания, чтобы использовать их на родине.
- Возвращаясь к теме личного примера, знаю, что у вас ежегодно проходит День с ректором.
- Не скрою, мы, конечно, планируем этот день. Но не для красивой картинки, а для того, чтобы вместить в него как можно больше. Чтобы студенты знали, насколько разноплановые задачи приходится решать руководителю, чтобы понимали: когда они спокойно спят, ректор тоже спит, но не очень безмятежно, потому что и днем, и ночью отвечает за свой коллектив. Это такая огромная ответственность за студентов, где бы они ни были: на занятиях, конкурсах, спортивных соревнованиях, в библиотеке или ночном клубе. Повсюду они остаются нашими студентами. И при всем этом должность ректора - очень классная. Она стимулирует жить в постоянном развитии, в постоянном драйве. Ректор должен быть в тренде!
- Вы упомянули об иностранных студентах, сколько их в ГрГУ, чему учатся?
- Расширение экспорта образовательных услуг - одна из важных задач. Мы прилагаем много усилий для реализации стратегического проекта "Университет без границ". Сегодня имеем более 250 договоров с учреждениями образования и научными организациями других стран. Не скрою, что не все они работают одинаково эффективно, но мы к этому стремимся. Иностранные студенты все чаще выбирают наш университет, который входит в топ-5 лучших в нашей стране и первым среди немедицинских университетов страны прошел международную аккредитацию. Сегодня у нас обучаются 1,1 тыс. иностранных студентов, и это не предел, а при наличии еще одного нового общежития эта цифра может значительно вырасти. Эти ребята из разных стран, уезжая, становятся, если можно так сказать, послами доброй воли Республики Беларусь. Многие достигают у себя на родине больших высот. И мы понимаем, что экспорт образования - это не только финансы, которые мы можем вложить в развитие материальной базы университета, в заработную плату сотрудников, стимулирующие выплаты студентам, но и повышение имиджа Беларуси за рубежом. Образование - тоже язык дипломатии.
- На Республиканском педсовете красной нитью проходила также тема закрепления перспективной талантливой молодежи в стране. Как с этим обстоят дела в вузе, расположенном в приграничье?
- В рамках стратегии университета мы реализуем проект "Личностно ориентированный университет". Наша миссия - выявить, раскрыть и реализовать потенциал каждого студента, сотрудника. Мы создали свой внутренний фонд одаренной молодежи, который охватывает большое число студентов. Только в этом году к нам поступили 411 человек без вступительных испытаний. Это те, кто имеет высокие результаты. 604 человека с суммой баллов выше 300, 53 победителя этапов республиканских олимпиад и университетской олимпиады, 315 - медалисты или имеющие диплом об окончании колледжа с отличием. Это и есть наш фонд талантливой молодежи. У этих ребят есть свои наставники, кураторы на каждом факультете. Более того, несколько лет назад мы создали фонд поддержки "Талантливая молодежь". Из внебюджета университета мы стимулируем наших студентов, которые являются финалистами масштабных конкурсов. Как правило, предварительные этапы проходят онлайн, а на финал нужно приехать лично. Если студенты выходят в финал научных, спортивных конкурсов, даже конкурсов моды (у нас есть специальность "дизайн костюма и тканей"), мы чаще всего отправляем их на финальный тур за счет университета. Так, например, наши ребята ездили на конкурсы в Китай, Италию, Узбекистан, Россию, другие страны.
Еще один внебюджетный фонд - фонд инновационного развития. Дважды в году проводим конкурс студенческих стартапов, его победители получают финансирование уже из фонда инновационного развития на реализацию своих проектов. У них есть все возможности реализоваться в родном вузе, на Гродненщине, в Беларуси. И это реально работает.
На первой лекции "Университет ваших возможностей", которую традиционно читаю первокурсникам, всегда говорю: "В университете вы все начинаете с чистого листа. Все клише, стереотипы, которые, быть может, вам мешали раскрыться, сейчас надо отбросить. Попробуйте себя в том, что вам действительно интересно. От молодости нужно брать все, что поможет проявить свои таланты, способности".
Это важно и для университета. Когда меня спрашивают, зачем нам эти фонды, что нам от этого, я отвечаю: "Это - успехи и победы наших студентов и выпускников, из которых складывается общий успех и формируется имидж университета".
- У вас ведь есть даже ассоциация выпускников?
- Да, фактически она существует более двадцати лет, а в 2020 году мы первыми в республике провели съезд выпускников. Съезды решили проводить раз в пять лет. В следующем году, когда будем отмечать 85-летие, состоится второй съезд выпускников, с него и стартуют праздничные мероприятия. Очень важно, когда достигшие высот выпускники личным примером мотивируют к росту сегодняшних студентов.
- Мы начали разговор с тезиса о времени, которое выбрало нас. Это же время требует от нас постоянной мобильности, движения, роста, умения смотреть на много шагов вперед. Неслучайно на большом педсовете говорили о профессиях будущего.
- В университете постоянно идет ротация специальностей. От каких-то мы отказываемся, на какие-то приостанавливаем набор, взамен появляются новые. За последние пять лет мы открыли 21 специальность.
Особенность нашего университета в том, что мы работаем в первую очередь на потребности региона. Рассчитывать на столичных выпускников не приходится. Более 90% наших студентов, получив дипломы, остаются работать в Гродненской области. И эта цифра абсолютно подтверждает тезис "Сильные регионы - сильная страна". Мы понимаем, что от уровня подготовки наших специалистов зависит и уровень развития региона. И когда слышим, что Гродненщина занимает лидирующие позиции, горды, что и наш вклад есть в общем результате. За 85 лет успешного развития университет дал путевку в жизнь более чем 120 тыс. выпускников.
Потому открытие специальностей в университете в первую очередь ориентировано на потребности региона. Если есть запрос, то мы активно откликаемся. Сегодня мы видим потребность в специальности "биоинформатика и биоинженерия", которая есть пока только в БГУ. Мы оценили свои ресурсы и пришли к решению открыть ее и в Гродно. Ведь у нас есть мощная биологическая школа на факультете биологии и экологии, опыт подготовки IT-специалистов, все необходимые человеческие и материальные ресурсы, чтобы обеспечить качественную подготовку. И мы уже можем анонсировать объявление набора на специальность "биоинформатика и биоинженерия" в 2025 году.
- Какие еще специальности будущего у вас в проектах?
- Знаете, мне очень понравился ответ на этот вопрос, который дал в свое время Игорь Карпенко. Когда у него спросили, какую специальность он считает профессией будущего, Игорь Васильевич не задумываясь ответил: "Учитель!". Потому что, какими бы ни были профессии будущего, всегда должен быть человек, который им научит. Наша задача - качественно подготовить именно таких людей.
Лилия НОВИЦКАЯ,
БЕЛТА.-0-
Многое, о чем говорилось на большом педсовете, созвучно мыслям и чувствам десятков тысяч белорусских педагогов. И каждый преломляет их через себя в ежедневном труде с юным поколением белорусов. Какие задачи ставит перед собой многотысячный коллектив крупнейшего регионального университета страны - Гродненского государственного университета имени Янки Купалы, - корреспонденту БЕЛТА рассказала ректор Ирина Китурко.
- Время выбрало нас - этот посыл Президента Беларуси Александра Лукашенко стал руководством к действию во всех сферах деятельности и жизни в нашей стране, для всех, кто любит и хочет светлого будущего для своей Родины. Для чего наше время выбрало учителя?
- На Республиканском педсовете глава государства подчеркнул, что сфера образования - это государствообразующая отрасль. Этот посыл сподвиг нас еще более пристально взглянуть на историю нашего университета. Мы видим, что на всех этапах все поколения работников учебного заведения выполняли государственные задачи согласно запросам времени. У каждого поколения она была своя.
Сегодня, как сказал Президент, время выбрало нас для сохранения сильного и независимого белорусского государства, для воспитания в каждом молодом жителе Беларуси патриота и гражданина. Над этими целями, которые и в наше время находятся на пике актуальности, университет работает не одно десятилетие, что подтверждает вся его история.
Университет создавался как учительский институт через полгода после воссоединения Беларуси и стал первым высшим учебным заведением на землях Западной Беларуси. В составе Польши высшего учебного заведения жители "крэсов" на своей территории не имели. В то время перед вузом стояла задача подготовки учительских кадров по русскому и белорусскому языкам, которая требовала неотложного решения.
Дальнейшая смена статуса учительского института сначала на педагогический институт, потом на университет говорит как раз о повышении статуса учителя. И сейчас вместе с открытием новых специальностей, факультетов мы уделяем очень большое внимание именно подготовке будущих педагогов. Повышение престижа профессии учителя - важнейшая задача. Глава государства на Республиканском педсовете подчеркнул, что в школу нужно входить как в храм. Полностью разделяем этот посыл. В гимне нашего университета есть слова "храм науки", и для достойной работы в каждом таком большом и маленьком храме знаний мы готовим специалистов.
- Президент сказал также о том, что, учитывая особенность сегодняшних детей, которые с пеленок знакомы с гаджетами, школа, учителя должны соответственно времени переформатировать свои подходы. Чтобы это происходило, в первую очередь нужно перманентно перестраивать подходы в обучении тех, кто в недалекой перспективе станет педагогом и придет в классы. Как это происходит?
- Полностью отучить и отлучить ребенка от гаджетов сегодня невозможно. Потому нужны новые методики, которые уже применяются в университете на всех специальностях, в том числе и на педагогических. Один из наших стратегических проектов - смарт-университет. Для дальнейшего развития информационно-коммуникационных технологий в школе у нас налажено тесное взаимодействие педагогического факультета с факультетом математики и информатики. У них достаточно много общих проектов. Приведу в пример один междисциплинарный проект. Его создали совместно будущие логопеды и айтишники. Казалось бы, совершенно разные специальности. Но вместе они разработали компьютерную игровую методику для занятий с детьми с нарушениями речи. И таких проектов немало.
Время действительно не стоит на месте. Посыл "образование через всю жизнь" касается в одинаковой степени как студента, так и преподавателя. Ведь каждый новый учебный год он входит в аудиторию с новыми студентами, имеющими изначально другие компетенции. В университете организованы курсы "Открытое обучение", причем и на русском, и на английском языках. Это курсы повышения профессионализма педагогов, которые в процессе обучения работают над решением задач, не имеющих шаблонного правильного ответа, ответ нельзя найти в интернете. Это вопросы, требующие личного осмысления, поиска собственного решения. Ректор БГУ Андрей Король, который ранее возглавлял наш университет, называет это эвристическим обучением, потому что в поисках ответа человек каждый раз делает свое маленькое открытие.
У нас функционирует электронный журнал "Университет образовательных инноваций". В нем мы публикуем не только научные статьи, но и лучшие методики проведения занятий, примеры таких открытых заданий. Они пользуются большой популярностью среди наших педагогов.
Хочу сказать, что система образования Республики Беларусь на сегодняшний день одна из самых динамично развивающихся и при этом сохранившая все лучшие традиции советской школы. Мы смело можем говорить о национальной системе образования. Она узнаваема. Сохранение многоступенчатости образования дает стабильность нашей системе. Конечно, ошибок нет только у тех, кто не работает. Но системных ошибок, и это подчеркнул глава государства, в сфере образования нет. Потому что сама система - системна. Потому национальная система образования - это бренд Республики Беларусь.
- Все усилия дать молодежи высококачественное современное образование будут эффективны лишь в том случае, если этим образованием будут обладать люди, по-настоящему преданные Беларуси, готовые с самоотдачей работать в родной стране.
- Воспитание на всех уровнях образования гражданина и патриота - это, возвращаясь к теме преемственности, та задача, которая стояла перед многими поколениями купаловцев. Почему это стало так важно сейчас? Потому что (об этом уже не раз говорилось) был пробел в этом процессе, в чем-то упустили целое поколение в воспитании. В 1990-е годы мы не представляли, что реально стоит за модным тогда словом "демократия". Сегодня же без прикрас видим ту систему "ценностей", например пропаганду однополых браков. Это называют выбором человека, а на самом деле это путь в никуда. И совершенно верно мы внесли в Конституцию определение брака как союза мужчины и женщины. Только в этом случае есть смысл говорить о нашем продолжении, а значит, об обучении, воспитании.
В Беларуси очень трудолюбивый народ. Я родилась в деревне, умею делать всю крестьянскую работу: сажать и копать картошку, пропалывать огород, доить корову, делать все, что нужно сельчанину, имея свое хозяйство. Нас при этом воспитывали скромными, рассказывать о своих достижениях было не принято. Оказывается, надо говорить о них. Хвастаться не надо, нужно ценить себя и свое, все то, что мы имеем. И абсолютно не случайно в этом учебном году первый урок в школах и первая лекция для всех студентов университета прошли на общую тему "Нам есть чем гордиться, нам есть что беречь". Действительно так. Помните, раньше о чем-то, казалось, недостижимом говорили: "Это космос!". Теперь и космос наш! Потому нужно культивировать в молодежной, детской среде чувство достоинства, гордости за наши общие достижения.
Говорят, что Родину, как и родителей, не выбирают. Но, и я уже об этом говорила, если бы была необходимость выбора, я бы выбрала Беларусь. Это абсолютно искренне. Я так чувствую. Мне хорошо, комфортно в нашей стране. И не только мне. Вижу иностранных студентов, которых с каждым годом все больше, и понимаю, что им тоже хорошо в Беларуси. И они увозят с собой на родину эту любовь. Вступают в ассоциацию выпускников нашего университета, поддерживают связи, делятся теплыми отзывами о Беларуси.
- Знаю, что тезис "воспитать патриота" воплощен в Гродненском государственном университете в масштабные проекты, объединяющие многие сотни студентов и преподавателей. Расскажите, пожалуйста, о них.
- Мы давно поняли, что формализм в работе с молодежью неприемлем. Нам не нужны мероприятия для галочки. Только через личное участие и личный пример руководителя, преподавателя, сотрудника, родителя достигается воспитательный эффект. Именно поэтому мы пришли к организации проектов, в которые вовлечено большое число людей. Таких проектов много на факультетах. А наиболее знаковые, выросшие из студенческих инициатив, не только объединяют весь вуз, а являются международными.
Среди них гражданско-патриотический марафон "Вместе за сильную и процветающую Беларусь". Это не спортивное состязание, как можно было бы подумать, а три дня разнообразных состязаний: интеллектуальных, творческих, военно-спортивная эстафета, презентация своего учебного заведения и многие другие. Все это - патриотизм. Еще один проект - "Дорогами Победы", в рамках которого студенты выступают с постановками на военную тематику во всех районах области. В этом году купаловцы проехали по маршруту освобождения Гродненщины, начав с Островца и завершив в областном центре. Два совместных проекта реализуем с прокуратурой области: "Геноцид белорусского народа: память и боль Гродненской земли" и "Западная Беларусь: война после войны". Ребята снимают видеофильмы, работают в архивах, участвуют в открытых диалогах, пишут тематические курсовые и дипломные работы. Не могу не сказать и об акции "Память", которую наш гуманитарный колледж проводит ежегодно в ночь на 22 июня. Она проходит у Вечного огня в парке Жилибера, объединяя молодежь и ветеранов.
В этом году стартовал новый совместный проект с Гродненским областным Советом депутатов - "История парламентаризма на Гродненщине", посвященный деятельности народных избранников со времени образования советов в регионе и до сегодняшнего дня. Очередную диалоговую площадку мы посвятим Дню народного единства.
Мы реализуем договоры со многими организациями и предприятиями и проводим совместные семинары. Недавний пример - научный семинар, приуроченный к 30-летию Комитета государственного контроля Гродненской области.
Сегодня наши студенты в том возрасте, когда особенно важно направить их активность в позитивное, полезное русло. Очень правильно быть для них личным примером и меняться вместе с ними. Ведь то время, когда преподаватель был единственным и безусловно авторитетным источником информации, безвозвратно ушло. В современных условиях, когда любая информация доступна в интернете, изменилась роль преподавателя, он уже больше наставник, чем просто учитель. Он не просто дает готовые знания, ведь они завтра-послезавтра устареют. Наша задача - научить молодежь учиться, чтобы, когда человеку не будет хватать знаний, он понимал, где и как их получить.
- Мало того, чтобы он применял их в своей стране…
- Да. Президент неоднократно говорил, что даже если молодой человек учится где-то за рубежом, то главное, чтобы он вернулся сюда и привез свои знания, чтобы использовать их на родине.
- Возвращаясь к теме личного примера, знаю, что у вас ежегодно проходит День с ректором.
- Не скрою, мы, конечно, планируем этот день. Но не для красивой картинки, а для того, чтобы вместить в него как можно больше. Чтобы студенты знали, насколько разноплановые задачи приходится решать руководителю, чтобы понимали: когда они спокойно спят, ректор тоже спит, но не очень безмятежно, потому что и днем, и ночью отвечает за свой коллектив. Это такая огромная ответственность за студентов, где бы они ни были: на занятиях, конкурсах, спортивных соревнованиях, в библиотеке или ночном клубе. Повсюду они остаются нашими студентами. И при всем этом должность ректора - очень классная. Она стимулирует жить в постоянном развитии, в постоянном драйве. Ректор должен быть в тренде!
- Вы упомянули об иностранных студентах, сколько их в ГрГУ, чему учатся?
- Расширение экспорта образовательных услуг - одна из важных задач. Мы прилагаем много усилий для реализации стратегического проекта "Университет без границ". Сегодня имеем более 250 договоров с учреждениями образования и научными организациями других стран. Не скрою, что не все они работают одинаково эффективно, но мы к этому стремимся. Иностранные студенты все чаще выбирают наш университет, который входит в топ-5 лучших в нашей стране и первым среди немедицинских университетов страны прошел международную аккредитацию. Сегодня у нас обучаются 1,1 тыс. иностранных студентов, и это не предел, а при наличии еще одного нового общежития эта цифра может значительно вырасти. Эти ребята из разных стран, уезжая, становятся, если можно так сказать, послами доброй воли Республики Беларусь. Многие достигают у себя на родине больших высот. И мы понимаем, что экспорт образования - это не только финансы, которые мы можем вложить в развитие материальной базы университета, в заработную плату сотрудников, стимулирующие выплаты студентам, но и повышение имиджа Беларуси за рубежом. Образование - тоже язык дипломатии.
- На Республиканском педсовете красной нитью проходила также тема закрепления перспективной талантливой молодежи в стране. Как с этим обстоят дела в вузе, расположенном в приграничье?
- В рамках стратегии университета мы реализуем проект "Личностно ориентированный университет". Наша миссия - выявить, раскрыть и реализовать потенциал каждого студента, сотрудника. Мы создали свой внутренний фонд одаренной молодежи, который охватывает большое число студентов. Только в этом году к нам поступили 411 человек без вступительных испытаний. Это те, кто имеет высокие результаты. 604 человека с суммой баллов выше 300, 53 победителя этапов республиканских олимпиад и университетской олимпиады, 315 - медалисты или имеющие диплом об окончании колледжа с отличием. Это и есть наш фонд талантливой молодежи. У этих ребят есть свои наставники, кураторы на каждом факультете. Более того, несколько лет назад мы создали фонд поддержки "Талантливая молодежь". Из внебюджета университета мы стимулируем наших студентов, которые являются финалистами масштабных конкурсов. Как правило, предварительные этапы проходят онлайн, а на финал нужно приехать лично. Если студенты выходят в финал научных, спортивных конкурсов, даже конкурсов моды (у нас есть специальность "дизайн костюма и тканей"), мы чаще всего отправляем их на финальный тур за счет университета. Так, например, наши ребята ездили на конкурсы в Китай, Италию, Узбекистан, Россию, другие страны.
Еще один внебюджетный фонд - фонд инновационного развития. Дважды в году проводим конкурс студенческих стартапов, его победители получают финансирование уже из фонда инновационного развития на реализацию своих проектов. У них есть все возможности реализоваться в родном вузе, на Гродненщине, в Беларуси. И это реально работает.
На первой лекции "Университет ваших возможностей", которую традиционно читаю первокурсникам, всегда говорю: "В университете вы все начинаете с чистого листа. Все клише, стереотипы, которые, быть может, вам мешали раскрыться, сейчас надо отбросить. Попробуйте себя в том, что вам действительно интересно. От молодости нужно брать все, что поможет проявить свои таланты, способности".
Это важно и для университета. Когда меня спрашивают, зачем нам эти фонды, что нам от этого, я отвечаю: "Это - успехи и победы наших студентов и выпускников, из которых складывается общий успех и формируется имидж университета".
- У вас ведь есть даже ассоциация выпускников?
- Да, фактически она существует более двадцати лет, а в 2020 году мы первыми в республике провели съезд выпускников. Съезды решили проводить раз в пять лет. В следующем году, когда будем отмечать 85-летие, состоится второй съезд выпускников, с него и стартуют праздничные мероприятия. Очень важно, когда достигшие высот выпускники личным примером мотивируют к росту сегодняшних студентов.
- Мы начали разговор с тезиса о времени, которое выбрало нас. Это же время требует от нас постоянной мобильности, движения, роста, умения смотреть на много шагов вперед. Неслучайно на большом педсовете говорили о профессиях будущего.
- В университете постоянно идет ротация специальностей. От каких-то мы отказываемся, на какие-то приостанавливаем набор, взамен появляются новые. За последние пять лет мы открыли 21 специальность.
Особенность нашего университета в том, что мы работаем в первую очередь на потребности региона. Рассчитывать на столичных выпускников не приходится. Более 90% наших студентов, получив дипломы, остаются работать в Гродненской области. И эта цифра абсолютно подтверждает тезис "Сильные регионы - сильная страна". Мы понимаем, что от уровня подготовки наших специалистов зависит и уровень развития региона. И когда слышим, что Гродненщина занимает лидирующие позиции, горды, что и наш вклад есть в общем результате. За 85 лет успешного развития университет дал путевку в жизнь более чем 120 тыс. выпускников.
Потому открытие специальностей в университете в первую очередь ориентировано на потребности региона. Если есть запрос, то мы активно откликаемся. Сегодня мы видим потребность в специальности "биоинформатика и биоинженерия", которая есть пока только в БГУ. Мы оценили свои ресурсы и пришли к решению открыть ее и в Гродно. Ведь у нас есть мощная биологическая школа на факультете биологии и экологии, опыт подготовки IT-специалистов, все необходимые человеческие и материальные ресурсы, чтобы обеспечить качественную подготовку. И мы уже можем анонсировать объявление набора на специальность "биоинформатика и биоинженерия" в 2025 году.
- Какие еще специальности будущего у вас в проектах?
- Знаете, мне очень понравился ответ на этот вопрос, который дал в свое время Игорь Карпенко. Когда у него спросили, какую специальность он считает профессией будущего, Игорь Васильевич не задумываясь ответил: "Учитель!". Потому что, какими бы ни были профессии будущего, всегда должен быть человек, который им научит. Наша задача - качественно подготовить именно таких людей.
Лилия НОВИЦКАЯ,
БЕЛТА.-0-