ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Среда, 27 ноября 2024
Минск-Уручье -1°C
Все новости
Все новости
Интервью
01 апреля 2015, 15:26

В Беларуси для иностранного капитала есть много возможностей

В Минске 26-27 марта прошел первый Форум по коммерческой недвижимости в Северо-Восточной Европе, во время которого состоялось вручение наград EuropaProperty за достижения в этой сфере. Одним из активных организаторов и участников форума стала компания "Дана Холдингс" - крупнейший застройщик Беларуси. Поделиться впечатлениями о прошедшем мероприятии корреспондент БЕЛТА попросил главу управления недвижимостью и торговыми центрами "Дана Холдингс" Гэри Бэрроуза.

- Господин Бэрроуз, оправдал ли состоявший форум ваши ожидания?


- Несомненно. Это событие получило международный масштаб. В форуме приняли участие 150 компаний: инвесторы, застройщики, ретейлеры и другие игроки рынка недвижимости из стран Северо-Восточной Европы, а также Великобритании, Турции, Казахстана, России. В нем, конечно же, приняли активное участие и компании из Беларуси. Работу форума освещал журнал FTI, который является подразделением газеты "Файненшл Таймс" (Великобритания). Одним из партнеров мероприятия стало Национальное агентство инвестиций и приватизации Беларуси. Во время работы форума в ходе многочисленных выступлений и дискуссий шел разговор об инвестиционных возможностях Беларуси, ее привлекательности для капиталовложений. Мероприятие вызвало огромный интерес в интернете. Представители Великобритании выразили желание посетить его и в будущем году. На нынешний форум приехал глава балтийского совета торговых центров. От имени его членов он выразил желание участвовать в работе белорусского совета торговых центров, который сейчас создается. Главной целью форума было привлечь как можно больше иностранных инвесторов на белорусский рынок, и с этой задачей мы справились.

- Наиболее отличившимся игрокам рынка недвижимости на форуме вручали награды. "Дана Холдингс" получила сразу три.

- Нас признали лучшим девелопером года, лучшим застройщиком, мы получили награду и за лучший концепт и дизайн торгово-развлекательного комплекса "Дана Молл". Так проголосовало международное жюри, в которое вошли известные представители индустрии из разных стран мира. Лучшим инвестором Северо-Восточной Европы признана компания EBRD. Хочу отметить также компании Benetton, Tommy Hilfiger, и новичка на нашем рынке -  LC Waikiki. Каждая из них, а также другие компании стали победителями в своих номинациях.

Полученные награды - огромная честь для "Дана Холдингс", потому что за нас голосовали искушенные представители индустрии недвижимости. На форуме я встретил коллег, с которыми некогда работал в Праге и Варшаве. Многие спрашивали меня: как меняется белорусский рынок? Чем он интересен? По их активности было видно: Беларусь вызывает большой интерес у ретейлеров, застройщиков и других инвесторов. Я начинал работать на развивающихся рынках 12 лет назад в Праге. Затем были Польша, Хорватия, так что есть что рассказать и с чем сравнить.

- Было бы любопытно услышать.


- Ситуация в сфере недвижимости во многих странах Восточной Европы 10-12 лет назад была примерно такой же, как сейчас в Беларуси. Сегодня же это сильные и структурированные рынки. На белорусском рынке пока в своей работе мы сталкиваемся с рядом трудностей, но мы с ними справляемся.

В декабре 2014 года - январе 2015-го ситуация на рынке недвижимости в Беларуси была сложной. Но я встречался с подобными трудностями и на рынках других стран. То же, к примеру, было в Польше десять лет назад. Тогда там экономика быстро переключилась на другие направления, и это помогло ей выбраться из сложной ситуации. Беларуси сейчас нужно собрать все силы и усердно работать над тем, чтобы преодолеть проблемы. Однако, несмотря на случившуюся девальвацию национальной валюты, мы видим, что рынок недвижимости начинает оживать. Если в декабре-январе к нам ежедневно поступало 150 звонков от желающих приобрести жилье, то в феврале их было уже 200, а в марте - 300. Аналогичная ситуация складывается и на рынке ретейла. В октябре-ноябре 2014 года наши партнеры в сфере розничной торговли направляли средства на закупку товаров для рождественских продаж, и не проявляли интереса к площадям в торговых комплексах. Сегодня ситуация иная. Так, на днях мы подписали с крупнейшей российской компанией "Уютерра" договор на аренду 2595 кв. площадей в строящемся комплексе "Дана Молл". Вырос интерес к коммерческой недвижимости со стороны партнеров из Польши, Великобритании, Украины и других стран. Поэтому, когда меня спрашивают, какое будущее я могу предсказать белорусскому рынку, то, основываясь на результатах наших продаж, могу сказать, что нас ждут большие возможности. И мы рады ими воспользоваться.

- Вы упомянули о трудностях, с которыми приходится сталкиваться в нашей стране. В чем они выражаются?

- На состоявшемся форуме было много активных и бурных дискуссий на эту тему. Мы обсуждали различные пути ускорения темпов развития белорусского рынка. Одним из основных выводов стало предложение создавать как можно больше специальных возможностей для инвестиций. И здесь следует обратить внимание на некоторые нормативы в строительстве. Возьмем, к примеру, проблему со сдачей здания в эксплуатацию. Инвестор вкладывает очень большие деньги, например, 150 млн евро в проект. Мы строим это здание, деньги инвестированы, но, пока не получен технический паспорт и не состоялась регистрация в БТИ, объект не имеет легального статуса и мы не можем подписать полноценный договор с арендаторами со всеми правами и обязанностями. Из-за этого увеличивается срок оборачиваемости инвестированного капитала, растут риски. На мой взгляд, это отпугивает инвесторов. По этой же причине нельзя подключить к инвестированию международные фонды. Мы готовы обсуждать эту проблему на любом уровне и вместе с органами государственной власти искать решение.

Существуют и другие аспекты, над которыми нужно работать. На мой взгляд, нужно активнее о себе заявлять, взять, например, рекламу Беларуси на внешних рынках. О Беларуси должны знать в мире. Если сравнить Минск со столицами, где живут два и более миллиона человек, то у них есть специальная маркетинговая программа, с помощью которой они продвигают свои города и страны. Везде можно встретить призывы: "Посетите Париж, Нью-Йорк, Лондон!..". В Беларуси этого пока не делают. Я считаю, что грамотное продвижение Беларуси принесет не только инвестиции в экономику, но и туристов. Люди будут знать о Беларуси и приезжать сюда.

Сегодня "Дана Холдингс" работает над многими направлениями бизнеса, и не только в области ретейла, девелопмента и жилой застройки. Этого требует рынок. В Беларуси для иностранного капитала есть много возможностей для развития, главное - умело их использовать. В конечном итоге это идет на благо страны.
Топ-новости
Свежие новости Беларуси