ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Среда, 27 ноября 2024
Минск-Уручье 0°C
Все новости
Все новости
Интервью
23 ноября 2012, 15:19

Учреждения профтехобразования Минской области нацелены на устранение дефицита рабочих кадров

Мониторинг профессиональных намерений белорусских старшеклассников выявил, что в рейтинге их предпочтений лидируют профессии, которыми перенасыщен рынок труда: юрист, экономист, психолог, переводчик, менеджер по продажам. Зачастую выпускники школ стремятся в вузы, не соизмеряя желания со своими возможностями и природными склонностями, в погоне за дипломом о высшем образовании они, возможно, упускают свой шанс состояться в профессии. Между тем наниматели испытывают потребность в умелых рабочих руках, готовы обеспечить достойные условия труда и высокую зарплату. Проблема дефицита кадров рабочих специальностей актуальна для всех регионов республики. О том, как она решается в столичной области, об эффективности системы профтехобразования в интервью корреспонденту БЕЛТА рассказала начальник управления образования Минского облисполкома Галина Казак.

- Галина Николаевна, готовы ли учреждения профессионально-технического и среднего специального образования Минщины обеспечить кадрами предприятия региона?

- Учреждения профтехобразования в столичной области образуют систему, которая способна полностью обеспечить потребности Минской области в специалистах и рабочих кадрах, а также образовательные запросы населения. На Минщине функционирует 6 профессионально-технических колледжей, 12 профессиональных лицеев, одно профессионально-техническое училище, а также Борисовский государственный колледж, Солигорский государственный педагогический колледж, Несвижский государственный колледж имени Якуба Коласа.

Эти учебные заведения распределены на территории региона достаточно равномерно: учитывается концентрация населения в крупных, малых и средних городах, а также основные транспортные магистрали. Подготовка рабочих и служащих осуществляется для всех отраслей экономики области по 45 специальностям и 91 квалификации на уровне профессионально-технического образования и по 18 специальностям на уровне среднего специального образования.

Развитие договорных отношений с организациями - заказчиками кадров позволило создать рациональную структуру подготовки рабочих и обеспечить гарантии трудоустройства и закрепления выпускников на предприятиях. Всем подлежащим распределению выпускникам в текущем году было предоставлено первое рабочее место. Более 2,9 тыс. человек получили 4-й и выше уровень квалификации, что составляет 46,6% от выпуска.

- Какие рабочие специальности наиболее востребованы у нанимателей?

- Управление образования Минской области с учетом запросов рынка труда ежегодно пересматривает перечень профессий, по которым ведется подготовка рабочих кадров и специалистов, открывает новые квалификации, закрывает невостребованные. И это вполне разумно. Мы живем в обществе, в котором знания становятся капиталом и главным ресурсом экономики, поэтому к профессиональной подготовке рабочих кадров сейчас предъявляются достаточно жесткие требования. Став объектом товарно-денежных отношений, получив экономическую самостоятельность, предприятия и организации заинтересованы в грамотных квалифицированных кадрах, которые обеспечили бы эффективность высокотехнологичного производства, конкурентоспособность и устойчивость положения на рынке. Следует отметить, что молодые работники, как правило, легко адаптируются к быстро изменяющимся условиям производства, имеют высокую мобильность.

Наиболее востребованы сегодня слесари по ремонту автомобилей, электрогазосварщики, трактористы-машинисты сельскохозяйственного производства, машинисты экскаватора, монтажники санитарно-технических систем и оборудования, станочники деревообрабатывающих станков, штукатуры, парикмахеры, кондитеры.

- Как учреждения профтехобразования привлекают будущих учащихся, чем заинтересовывают абитуриентов?

- Повышению престижности рабочих профессий способствуют тесные контакты с предприятиями - заказчиками кадров. На их базе организована стажировка кадров, проводятся спартакиады, конкурсы, организуются профессиональные праздники. Выпускникам предоставляются рабочие места с использованием новейшего высокопроизводительного оборудования, создаются условия для профессионального роста. Кроме того, в столичном регионе проводятся круглые столы с учащимися школ, представителями базовых организаций, передовиками и ветеранами труда, выпускниками учреждений профессионально-технического образования, добившимися высоких результатов.

В учреждениях среднего специального и профтехобразования постоянно совершенствуется материально-техническая база, проводятся конкурсы профессионального мастерства. Кроме того, выпускники профтехколледжей могут продолжить образование в профильных ссузах, вузах.

- Для повышения престижа рабочих профессий профориентационная работа приобретает особую значимость. Как она организована в учебных заведениях столичного региона?

- Управлением образования совместно с Республиканским центром профориентации молодежи ежегодно проводятся выездные межведомственные семинары, а также массовые профориентационные мероприятия для выпускников школ. В учреждениях среднего специального и профтехобразования для абитуриентов организуются дни открытых дверей с привлечением организаций - заказчиков кадров, органов по труду, занятости и соцзащите. Распространяется профориентационная информация также в ходе акций, презентаций, выставок, встреч с учащимися и их родителями, творческих отчетов и др. При этом активно используются возможности средств массовой информации.

В связи с актуальностью профориентационной работы и необходимостью повышения ее эффективности при управлении образования Миноблисполкома в 2011 году создана комиссия по профориентации.

- Расскажите подробнее о практике создания учебных предприятий на базе учреждений профтехобразования.

- Например, в Молодечненском государственном профессионально-техническом колледже с 1 сентября 2012 года начал работу Центр дополнительного образования. Здесь обеспечена занятость в 17 кружках декоративно-прикладного, технического творчества около 380 учащихся. На занятиях учащиеся повышают свой профессиональный уровень, развивают творческие способности. Секреты мастерства ребята изучают в печном, каменном, швейном деле, электротехнике.

Изделия, изготовленные учащимися в швейных, столярных, токарных, фрезерных мастерских, реализуются в магазине, который расположен в учреждении образования. Прибыль от реализации товаров уже превышает Br25 млн. В настоящее время идет установка специального оборудования, ведутся подготовительные работы для выполнения в декабре заказа от ООО "Рэйлит" по производству обуви.

Кроме того, завершаются подготовительные работы по открытию в Борисовском государственном лесоагротехническом профессиональном колледже ученической парикмахерской и швейного ателье. Практически закончены ремонтные работы, закупается оборудование, проводится сертификация соответствия Белорусским государственным институтом метрологии.

От деятельности учебных предприятий ожидаем только положительных результатов. Для службы быта в малых городах и сельских населенных пунктах специалисты профессий портного и парикмахера просто необходимы.

- А каковы возможности дополнительного образования для взрослых?

- В столичной области на базе учреждений среднего специального и профтехобразования функционируют шесть ресурсных центров производственного обучения по квалификациям: тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, штукатур, каменщик, повар, швея, слесарь по ремонту и обслуживанию автомобилей, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования.

С 1 января 2013 года на базе Жодинского профессионального лицея начнет работу ресурсный центр по квалификациям: электрогазосварщик, электросварщик на автоматических и полуавтоматических машинах, электросварщик ручной сварки.

В 2011/2012 учебном году по программам профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации были обучены 3917 человек. Только на базе Слуцкого профессионально-технического колледжа перерабатывающей промышленности прошли подготовку 206 человек, 195 человек повысили квалификацию. Кроме того, в ресурсном центре этого учебного заведения организованы курсы повышения квалификации для поваров и заведующих производством белорусских гостиниц и ресторанов для желающих из всех регионов Беларуси с получением соответствующих сертификатов.

Дополнительное образование позволяет повысить профессиональную мобильность выпускников на рынке труда, расширить образовательное пространство учебного заведения, а также решить вопросы внедрения принципиально новых технологий обучения. Это соответствует современной деловой стратегии предприятий и организаций.

Вера ГРОМЧАКОВА

Топ-новости
Свежие новости Беларуси