ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Вторник, 26 ноября 2024
Минск-Уручье 0°C
Все новости
Все новости
Интервью
20 сентября 2016, 07:18
Юрий Сенько

Таможенная система Беларуси ориентирована на ускорение оформления товаров и содействие бизнесу

Юрий Сенько
Юрий Сенько
Председатель Федерации профсоюзов Беларуси

Сегодня исполняется 25 лет с момента создания Государственного таможенного комитета с подчинением ему таможенных учреждений СССР, расположенных на территории республики. С этого дня таможенная служба Беларуси открыла новую страницу своей истории. В преддверии праздника корреспондент БЕЛТА побеседовал с председателем ГТК Юрием Сенько о том, как эволюционировала белорусская таможня и какие преобразования еще предстоит пройти.

- Юрий Алексеевич, в одном из интервью вы говорили, что в таможенных органах работаете даже дольше, чем с момента официального создания системы. Можете ли в нескольких пунктах описать самые важные вехи эволюции таможни Беларуси? Другими словами, что было и что стало?

- Действительно, для таможенной службы как тонкого инструмента государственного управления в сфере внешнеэкономической деятельности, обеспечивающего значительную часть поступлений в бюджет и безопасность при осуществлении внешней торговли, контроль за движением товаров через границу, наиболее подходящее слово для изменений - это эволюция, на резкие изменения экономика реагирует остро.

За двадцать пять лет изменились функции таможенной службы, оснащение, задачи и видение роли и места таможни в системе органов государственного управления. Сегодня система ориентирована на содействие бизнесу, ускорение оформления товаров, применение информационных технологий, автоматизацию таможенных процессов и контроль с использованием технических средств на основе системы анализа рисков.

Из ключевых элементов современной таможенной службы назову информатизацию, автоматизацию операций с товарами, участие в интеграционных процессах с целью выработки единых подходов и стандартов при контроле товаров, совместных действий на международном уровне по защите общества.

В начале текущего года мы приняли программу развития таможенной службы на 2016-2020 годы и на прогнозный период до 2025 года. В этой программе отражены изменения, которые ожидают таможенную службу в связи с расширением участия Беларуси в международном торговом обороте, наращиванием экспортных возможностей государства и повышением конкурентоспособности белорусских субъектов хозяйствования во внешней торговле за счет сокращения времени оформления товаров и, соответственно, расходов субъектов хозяйствования на логистику.

Кроме того, важный элемент понимания развития современной таможенной службы - гармоничное встраивание ее в международные логистические цепочки с учетом двух факторов: содействия бизнесу и обеспечения безопасности при международном движении товаров.

- Сразу после вступления в должность председателя ГТК вы говорили о том, что основная задача на ближайшее время - это повышение транзитной привлекательности Беларуси. Что уже удалось сделать и на чем планируете сосредоточить дальнейшую работу?

- В отношении транзитной привлекательности хочу выделить две составляющие: состояние инфраструктуры на границе, пропускной способности и сокращение времени контроля за счет применения современных технологий оформления товаров. За последние годы нам существенно удалось увеличить пропускную способность пунктов пропуска. Практически завершаем обустройство контура белорусского участка внешней границы ЕАЭС. Модернизируемся и в технологическом плане в рамках проектов программы "Восточное партнерство".

Сегодня контроль транспортных средств осуществляется с применением инспекционно-досмотровых комплексов в автомобильных пунктах пропуска и на железной дороге. Значительно сокращается время совершения таможенных операций - до 10 минут вместо 2-3 часов.

Очень важный аспект в гарантированном обслуживании транзитных потоков через Беларусь и, как следствие, привлечения к нам данных потоков - это применение информационных технологий. Мы получаем предварительную информацию о ввозимых товарах, что позволяет на основе системы анализа рисков принять решение до того еще, как товар ввезен на территорию Беларуси, и создать для него условия быстрого перемещения через пункт пропуска.

Также важен организованный между странами - членами ЕАЭС обмен сведениями о транзитных товарах.

Все это способствует увеличению транзитной привлекательности Беларуси. И, конечно, необходимо отметить, что вопросы транзита нашли отражение в новой редакции Таможенного кодекса Евразийского союза.

- Сокращение времени прохождения таможенных процедур также является задачей первостепенной важности. Можно ли назвать какие-то средние цифры на данный момент? К чему стремится белорусская таможня в идеале и за счет чего это будет сделано?

-Совершенствование электронного декларирования позволило достичь того, что сейчас 97% деклараций на товары представлены в электронном виде. Соответственно сократилось время таможенного оформления: в отношении 84% деклараций на товары осуществлен выпуск в течение 10 минут в таможенных процедурах, предусматривающих вывоз товаров; в отношении 23% деклараций на товары осуществлен выпуск в течение 2 часов в таможенных процедурах, предусматривающих ввоз товаров; 68% транзитных партий товаров помещается под таможенную процедуру таможенного транзита в течение 10 минут.

В настоящее время достигнуты следующие показатели времени нахождения транспортных средств международной перевозки в автодорожных пунктах пропуска: 40% транспортных средств находятся в пункте пропуска при въезде в Беларусь до 1 часа; при выезде 87% транспортных средств находятся в пункте пропуска до 1 часа.

В целях обеспечения безбарьерной среды и создания благоприятных условий ведения бизнеса одними из ключевых направлений работы таможенных органов являются упрощение таможенных формальностей и сокращение времени совершения таможенных операций. ГТК ведет целенаправленную работу по внедрению в процессы оформления товаров "бесконтактных" технологий, позволяющих сократить время нахождения транспортных средств в зоне таможенного контроля.

В настоящее время возможность автоматического выпуска товаров в таможенной процедуре таможенного транзита реализована на всех направлениях таможенной границы Беларуси. При этом среднее время нахождения транспортных средств в зоне таможенного контроля составило примерно 17 минут.

- Модернизация - процесс, который в Беларуси затрагивает практически все сферы деятельности. Таможня не является исключением. Какие пункты пропуска уже можно назвать образцовыми, какие еще предстоит усовершенствовать?

- ГТК занимается развитием и обустройством таможенной инфраструктуры с 1992 года. Первые пункты пропуска были обустроены по временной схеме из сблокированных вагон-домиков, без надлежащих санитарно-бытовых удобств и низкого уровня технической оснащенности.

Сегодня таможенная система обустроена 24 автомобильными пунктами пропуска, 19 из которых относятся к категории международных, а 5 - к категории межгосударственных.

Наша задача - создание современной, отвечающей мировым стандартам инфраструктуры пунктов пропуска, реализующей перспективные технологии таможенного оформления и контроля, оборудованной современными техническими средствами таможенного контроля, системами инженерного обеспечения для автономной работы с безопасными и комфортными условиями как для сотрудников таможенных органов, так и лиц, пересекающих таможенную границу.

ГТК совместно с иными министерствами и ведомствами страны ведет целенаправленную работу по своевременной реконструкции автодорожных пунктов пропуска, инфраструктура которых со временем утрачивает актуальность, но должна отвечать современным подходам к технологиям таможенного контроля, по оснащению их современными средствами таможенного контроля, расширению участков дорог для распределения потоков транспортных средств как на подъездах к границе, так и на нейтральной территории.

В этой связи при подготовке к проектированию строительства и реконструкции пунктов пропуска нами изучается мировой опыт, прежде всего, сопредельных государств - Литвы, Латвии, Украины, Польши. Ведь именно с соседями обсуждаются вопросы создания симметричной инфраструктуры по обе стороны границы, обеспечивающей максимальную пропускную способность наших границ.

При проектировании нами учитываются все слабые и сильные стороны уже имеющихся объектов, учитываются все нюансы, вплоть до использования типовых схем и инфраструктурных объектов, таких как модули ЧПП, кинологической службы, таможенного оформления и контроля, административные здания и т.п., с целью снижения стоимости проектных работ. В результате принятых решений, в целях экономии средств республиканского бюджета, сегодня берутся за основу проекты инфраструктуры существующих пунктов пропуска, показавших себя с лучшей стороны в плане архитектурно-планировочных решений, воплотивших в себе современные и перспективные подходы по реализации технологий, с учетом практики их использования.

А какой пункт пропуска самый лучший? Наверное, тот, который самый новый!? Буквально недавно (2014-2015 годах) ГТК реконструировал и ввел в эксплуатацию три пункта пропуска - "Привалка" на белорусско-литовской границе, "Григоровщина" - на границе с Латвией и "Песчатка" - на границе с Польшей. На модернизацию и содержание инфраструктуры ежегодно требуются колоссальные денежные суммы. Финансирование данных проектов осуществляется за счет бюджетных средств и с привлечением международной технической помощи.

Но все это не самое важное. Никакая суперсовременная инфраструктура и новейшее оборудование сами по себе ничего не решают. За всеми проектами, на всех этапах реализации технологий таможенного оформления и контроля стоят сотни белорусских таможенников.

- Можно ли сказать, что провоз гражданами товаров для личного пользования в Беларуси до конца урегулирован? Удалось ли исключить провоз коммерческих партий товаров под видом товаров для личного пользования?

- Принимаемые таможенными органами меры по регулированию перемещения через таможенную границу Евразийского экономического союза в Республике Беларусь товаров физическими лицами для личного пользования направлены, в том числе, и для пресечения попыток незаконного ввоза коммерческих партий товаров без уплаты таможенных платежей.

Однако данная проблема носит комплексный характер, ее причины кроются не только в законодательной сфере, но и в поведении самих граждан, ведь для некоторых из них данное "ремесло" стало смыслом жизни - способом получения сверхприбыли при минимальных затратах.

Таможней осуществляется контроль за ввозом товаров физическими лицами, ведется учет таких товаров, проводится мониторинг объемов и структуры ввозимых товаров.

Взвешенность таможенной политики в данном направлении подтверждается отменой с 1 сентября ограничений по вывозу топлива чаще 1 раза в 8 дней, действующего ранее.

Соответствующая работа ведется и на международных площадках. Единые подходы по таможенному администрированию - залог прозрачности работы таможенной службы на границе.

- Не могу не задать вопрос о противодействии коррупции. Как удается минимизировать негативный опыт?

- Сотрудник таможни - представитель власти на границе и зачастую по нему судят об уровне правопорядка в государстве. Вот почему незапятнанная честь мундира является залогом доверия и уважения со стороны граждан не только к таможенным органам, но и к государству в целом. В этой связи руководство ГТК занимает принципиальную позицию по искоренению любых коррупционных проявлений в системе таможенных органов, а противодействие коррупции обозначено как одно из приоритетных составляющих в служебной деятельности.

Работа в данном направлении проводится комплексно, системно, целенаправленно и базируется в первую очередь на принципах нетерпимости коррупции и профилактики любых ее проявлений на ранних стадиях.

В целях своевременной выработки превентивных мер и минимизации возможных негативных последствий на постоянной основе руководителями всех уровней дается оценка существующим и прогнозируемым внешним и внутренним коррупционным рискам.

Значительная роль уделяется формированию высокопрофессионального кадрового ядра и недопущению проникновения в систему лиц, вынашивающих противоправные намерения. В этой связи активно практикуется использование в служебной деятельности, а также при рассмотрении вопроса о приеме на службу в таможенные органы, опроса с использованием полиграфа. Также мы формируем и поддерживаем в коллективах здоровый морально-психологический климат и устойчивое антикоррупционное сознание. Уже апробирован и широко используется тестирующий комплекс "Формирование антикоррупционного поведения". Организованы учебные занятия и тренинги по ассертивности и стрессоустойчивости, соблюдению профессиональной этики и основам психологии делового общения, профилактике коррупционных проявлений.

Нормативно определен порядок действий должностных лиц таможенных органов при пресечении коррупционных правонарушений, в частности, при подстрекательстве их заинтересованными лицами к нарушению законодательства и передаче им незаконного вознаграждения.

Основной акцент в организации служебной деятельности сделан на том, чтобы максимально исключить субъективизм и возможность принятия инспектором решения "по своему усмотрению". Принимаются меры, направленные на исключение возможности непосредственного контактирования сотрудника таможни с заинтересованными лицами. За последние годы достигнуты значительные положительные результаты в автоматизации процесса выпуска товаров, электронном декларировании.

Проводится работа по оборудованию рабочих мест должностных лиц пунктов таможенного оформления техническими средствами аудио- и видеоконтроля, обеспечению видеорегистраторами сотрудников таможен.

В каждом конкретно случае выясняются предпосылки, причины и условия, способствовавшие возникновению коррупционных проявлений. Вырабатывается комплекс мероприятий, направленных на их последующую минимизацию и предупреждение.

В целях объективной оценки проводимой в системе таможенных органов работы, направленной на противодействие коррупционным проявлениям, организовано изучение общественного мнения о работе таможенных органов, анализируется информация, поступающая на телефон доверия, а также размещенная в интернете. С определенной периодичностью на плановой основе проводится анонимное анкетирование и опрос граждан.

- Беларусь уже достаточно давно является участником интеграционных объединений. Как идет взаимодействие с таможенными службами стран-партнеров? В чем в основном сходимся и есть ли такие пункты, по которым договориться практически невозможно? На каком этапе находится работа над Таможенным кодексом ЕАЭС?

- В целях развития многостороннего сотрудничества Беларуси в таможенной сфере, совершенствования договорно-правовой базы, выполнения международных обязательств белорусские таможенные органы взаимодействуют с таможенными службами иностранных государств, участвуют в работе различных международных организаций и интеграционных объединений.

Наиболее тесное и плодотворное международное сотрудничество белорусской таможенной службы осуществляется в рамках функционирования Всемирной таможенной организации, Евразийского экономического союза, Содружества Независимых Государств, а также Союзного государства. Международное таможенное сотрудничество построено и развивается в духе добрососедских отношений и тесного взаимодействия. В случае возникновения спорных ситуаций компромиссные решения вырабатываются на площадках рабочих органов Совета руководителей таможенных служб государств - участников Содружества Независимых Государств, Объединенной коллегии таможенных служб государств - членов Таможенного союза, Таможенного комитета Союзного государства в рамках конструктивного взаимовыгодного диалога.

Так, например, при разработке проекта Таможенного кодекса Евразийского экономического союза проводились сложные переговоры и возникало множество разногласий, которые были урегулированы рабочей группой по совершенствованию таможенного законодательства и созданной при ней экспертной группой.

- Какие основные задачи стоят перед таможенными органами на ближайшую пятилетку? С какими законодательными инициативами планирует выступить ГТК?

- Основными направлениями развития на ближайшие пять лет являются обеспечение безбарьерной среды для бизнеса, применение современных информационно-коммуникационных систем и комплексов, развитие таможенной логистики, содействие развитию транзитного потенциала, борьба с контрабандой, повышение эффективности использования кинологических подразделений таможенных органов, расширение межведомственного и международного сотрудничества с таможенными органами иностранных государств, подготовка кадров высокой квалификации, расширение и совершенствование сотрудничества с бизнес-сообществом, обеспечение эффективной работы в условиях функционирования Евразийского экономического союза.

После принятия Таможенного кодекса Евразийского экономического союза предстоит комплексное приведение законодательства Беларуси о таможенном регулировании в соответствие с новым кодексом.

Также будет осуществлена корректировка закона "О таможенном регулировании в Республике Беларусь" и иных актов законодательства по вопросам таможенного регулирования.

В современных условиях функционирования международной торговли товарами особую актуальность в правоохранительной деятельности таможенных органов приобретает необходимость снижения контрольной нагрузки на границе в целях упрощения и ускорения перемещения товаров через границу. Вместе с тем создание благоприятных условий для перемещения товаров через границу и их транзитных перевозок не должно снижать эффективность контроля в целях выявления и пресечения противоправной деятельности.

Пресечение незаконного перемещения наркотических средств, психотропных веществ, а также оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ через таможенную границу Евразийского экономического союза является одной из приоритетных задач таможенных органов.

Совершенствование административного законодательства в целях снижения негативного влияния последствий наложенных таможенными органами административных взысканий на деятельность субъектов внешнеэкономической сферы также является одной из приоритетных задач, стоящих перед таможенными органами.

Данные предложения, основанные на международной практике, позволят создать условия для активизации инвестиционной деятельности, стимулирования обеспечения стабильной и безубыточной работы субъектов хозяйствования при осуществлении внешнеэкономической деятельности.

- Что бы вы хотели пожелать вашим коллегам и ветеранам таможенной службы в связи с 25-летием со дня образования?

- Искренне поздравляю весь личный состав и ветеранов таможенной службы Республики Беларусь с профессиональным праздником и 25-летием со дня образования таможенных органов! В этот день от всей души желаю всем крепкого здоровья, семейного благополучия, уверенности в собственных силах и бодрости духа! Делитесь радостью с теми, кто рядом! Успехов в нашей нелегкой, но такой необходимой службе!

Юлия ОГНЕВА,

БЕЛТА.-0-

Топ-новости
Свежие новости Беларуси