ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Среда, 27 ноября 2024
Минск-Уручье -1°C
Все новости
Все новости
Интервью
30 апреля 2015, 21:32
Цуй Цимин

Строительство Экономического пояса Шелкового пути - новый шанс для белорусско-китайского сотрудничества

Цуй Цимин
Цуй Цимин

- Не так давно в Китае приняты концепция и план действий по содействию совместного строительства Экономического пояса Шелкового пути и Морского Шелкового пути 21-го века. Можете рассказать об этом подробнее?

- Документ принят Государственным комитетом по делам развития и реформ, Министерством иностранных дел и Министерством коммерции КНР по поручению Государственного совета КНР. Это первый опубликованный правительством Китая официальный документ о концепции "одного пояса и одного пути", который представляет собой огромное значение в истории и глубокое влияние на будущее.

- Как связана концепция Экономического пояса Шелкового пути с новым этапом реформ в Китае?

- Курс на реформы и открытость за последние 30-40 лет позволил Китаю добиться огромных успехов, которые привлекают внимание всего мира. Однако развитие страны по-прежнему отличается несбалансированностью. Особенно ярко видны диспропорции между развитием восточных и западных регионов Китая. По плану всесторонней реформы нового этапа, который увязан с китайской стратегией регионального развития, стратегией новой урбанизации и стратегией открытости, правительство Китая приняло решение расширить практику открытости внутренних районов, создав внешнеэкономические коридоры, объединяющие Восток, Центр и Запад, а также связывающие Юг и Север, что станет стимулом для развития Центрального и Западного Китая, для создания новой обстановки всесторонней внешней открытости. В целях выполнения таких грандиозных задач необходимо ориентироваться не только на свои силы, но и на поиски новой энергии при расширении контактов с внешним миром, углублении регионального сотрудничества.

Концепция строительства Экономического пояса Шелкового пути как раз выдвинута правительством Китая в качестве новой стратегии по стремлению к поддержанию глобальной системы свободной торговли и системы открытой экономики. Она направлена на усиление сотрудничества и совместного преодоления трудностей с учетом глубокого изменения международной и региональной ситуаций, а также новых задач развития и сотрудничества Китая и близлежащих к поясу стран.

- Великий шелковый путь соединял три континента, создавая не только внешнеэкономические коридоры между разными цивилизациями, но и путь для контактов между многими странами...

- Через Великий шелковый путь шли взаимное постижение и взаимное познание, осуществлялись обмен и взаимопроникновение товаров, технологий, людей и идей, что содействовало экономическому развитию, культурному и социальному прогрессу стран, расположенных вдоль Шелкового пути. Это способствовало гармоничному сосуществованию различных национальностей, религий и культур между государствами, которые жили в мире и стремились к совместному развитию, что принесло народам стран Шелкового пути реальную выгоду и пользу.

Важнейшее духовное богатство и ценный опыт, которые оставил нам Шелковый путь, состоят в таких важных аспектах, как мир и сотрудничество, открытость и инклюзивность, взаимная учеба и обмен опытом, взаимная выгода и совместный выигрыш. На их основе закладывались важные принципы для строительства Экономического пояса Шелкового пути. В частности, это поддержание открытых дверей для сотрудничества.

Государства, относящиеся к поясу, не ограничиваются рамками древнего Шелкового пути. Любое государство, а также любая международная или региональная организация без исключения смогут к нему присоединиться, чтобы результаты совместного строительства послужили интересам народов.

Более подробно хочу остановиться на других важных базовых аспектах этого перспективного сотрудничества в рамках нового Шелкового пути. К примеру, это следование принципам согласия и толерантности. Китай выступает за инклюзивность разных цивилизаций, уважение выбора пути и модели развития каждого государства, активизации межцивилизационного диалога, стремление к общности при сохранении различий, заимствование всего полезного друг у друга, осуществление мирного сосуществования и общего процветания. В новой концепции важна поддержка функционирования рынка, соблюдение рыночного закона и общепринятых международных правил, в полной мере проявление решающей роли рынка в распределении ресурсов, а также ведущей роли предприятий разных категорий. Наряду с этим правительства стран также должны внести свой вклад в процесс строительства Экономической зоны Шелкового пути.

В целом основное содержание сотрудничества состоит из пяти пунктов: политическая координация, взаимосвязь инфраструктуры, бесперебойная торговля, свободное передвижение капитала и укрепление близости между народами. Концепция направлена на всестороннее деловое сотрудничество, призвана формировать сообщество интересов и ответственности, для которого характерно политическое взаимодоверие, экономическая интеграция и культурная толерантность.

- Как связано строительство Экономического пояса Шелкового пути с развитием евро-азиатских стран?

- Экономический пояс Шелкового пути проходит через Азию, Европу и Африку. С одной стороны - активные экономики Восточной Азии, с другой - развитые экономики Европы, а между ними пролегают обширные территории государств с огромным потенциалом экономического развития. Основные маршруты Экономического пояса Шелкового пути ведут из Китая через Центральную Азию, Россию до Европы (Балтийского моря); из Китая через Центральную Азию и Западную Азию до Персидского залива и Средиземного моря; из Китая в Юго-Восточную Азию, в Южную Азию к Индийскому океану.

Предполагается в полной мере развивать обмены и сотрудничество между городами, поддерживать налаживание побратимских отношений между крупными городами стран вдоль Шелкового пути, развивать практическое сотрудничество с упором на гуманитарный обмен, создавать все больше ярких примеров сотрудничества, выявлять роль новых мостов и коридоров внешнеэкономического сотрудничества.

По моему мнению, создание Экономического пояса Шелкового пути открывает широкие экономические перспективы сотрудничества для всех участвующих стран. Заинтересованные государства вдоль Шелкового пути должны работать общими усилиями, двигаться навстречу друг другу, достигать взаимной выгоды и обеспечивать общую безопасность. При этом государствам-участникам предстоит всемерно совершенствовать региональную инфраструктуру, формировать базовую сеть безопасных и высокоэффективных транспортных путей на суше, на море и в воздухе, разрабатывать взаимосвязи нового уровня. Таким образом, инвестиционные и торговые процедуры упрощаются, образуется базовая сеть высококлассных зон свободной торговли, экономические связи укрепляются, политическое взаимодоверие углубляется. Гуманитарные обмены расширяются, разные цивилизации друг друга дополняют и вместе процветают, а народы могут жить в мире и дружбе.

- На ваш взгляд, какие особые преимущества Беларуси в деле строительства Экономического пояса Шелкового пути?

- Во-первых, это определяется преимуществами политического взаимодоверия. За 23 года с момента установления дипотношения между Китаем и Беларусью хорошо и динамично развиваются. В 2013 году во время визита в Китай Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко и Председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин совместно объявили о поднятии отношений на уровень всестороннего стратегического партнерства, что означает выход на новый этап развития. Китай и Беларусь выбрали путь развития, соответствующий национальным условиям, страны установили стратегическую цель национального возрождения, предоставляя друг другу возможность развития, увидев друг в друге взаимоприоритетных партнеров. Направления развития отношений между странами четко определены в белорусско-китайской дорожной карте, что дает надежную гарантию.

Во-вторых, это преимущества географического положения. Беларусь, находясь в географической узловой точке Экономического пояса Шелкового пути в Европе, занимает важнейшее стратегическое положение. Здесь сливаются выходы к огромнейшему рынку ЕАЭС и ЕС, к Балтийскому и Черному морям, стекаются евроазиатские железнодорожные, магистральные, трубопроводные, водные и воздушные транспорты, поблизости имеются огромные потребительские рынки.

В-третьих, это преимущества взаимных контактов в гуманитарной области. Хотя у Китая и Беларуси разная история, разные культуры и религии, однако в ходе продолжительных дружественных контактов мы учились друг у друга, обменивались опытом, стремились к консенсусу. У белорусских людей добрая душа, сильна дисциплинированность, а также высококвалифицированные кадры. По охвату населения высшим образованием Беларусь вышла на 4-е место в мире, что говорит о мощном потенциале профессиональных специалистов.

Ныне Китай и Беларусь поочередно и совместно организуют дни культуры, недели кино, художественные выставки и другие разнообразные культурные мероприятия. Важное значение имеет осуществление договоренности о создании центров культур, что помогает углублять взаимное познание и контакты между народами, а также основы дружбы. В перспективе с учетом участия Беларуси в новом Шелковом пути все это получит еще более существенное развитие.

- Как бы вы оценили роль Китайско-белорусского индустриального парка в строительстве Экономического пояса Шелкового пути?

- Это важнейший проект для наших стран. Сейчас Китайско-белорусский индустриальный парк "Великий камень" создается ускоренными темпами. Парку придали статус межгосударственного проекта. В сентябре 2014 года во время визита в Беларусь первый заместитель премьера Госсовета КНР, член Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК Чжан Гаоли с белорусским руководителем достигнуты важные решения по строительству парка. В частности, чтобы он входил в перечень стратегических проектов между правительствами двух стран. Стороны договорились о создании рабочей группы, возглавляемой двумя важными ведомствами - Минкоммерции Китая и Минэкономики Беларуси, которые отвечают за содействие в создании парка соответствующих органов, предприятий и кредитно-финансовых учреждений.

Кроме того, в конце минувшего года был подписан Протокол о сотрудничестве в области совместного строительства Экономического пояса Шелкового пути между Министерством коммерции Китая и Министерством экономики Беларуси. Стороны на базе платформы китайско-белорусских промышленных парков запустят ряд крупных проектов в машиностроении, в информационно-телекоммуникационной сфере и в области строительства инфраструктуры, будут развивать сотрудничество в сфере логистики и транспорта, приложат усилия, чтобы промышленные парки стали образцами в строительстве Экономического пояса Шелкового пути.

Немаловажным является тот факт, что добавлены льготные условия для первых зарегистрированных в парке предприятий. В январе 2015 года при поддержке Министерства коммерции Китая и Госкомитета по контролю и управлению госимущества осуществилась ознакомительная поездка в Беларусь делегации из представителей 37 китайских крупных предприятий. В целях поощрения и привлечения для первых резидентов, зарегистрированных в парке, разработаны некоторые льготы, в том числе освобождение в течение 5 лет с момента регистрации в качестве резидента от некоторых расходов, а также предполагается финансовая поддержка со стороны Банка развития Китая и Экспортно-импортного банка Китая.

- Господин Цуй Цимин, как бы вы в целом оценили перспективы экономического сотрудничества Китая и Беларуси?

- Вначале расскажу о некоторых итогах сотрудничества. Прошедший 2014 год - плодотворный для наших отношений. Сохранился высокий уровень контактов и визитов двух стран на высшем и высоком уровнях. Правительства последовательно выдвинули ряд серьезных мер по углублению двухсторонних отношений и делового сотрудничества. Оптимизируется структура двусторонней торговли, стремительно развивается экономическое и технологическое сотрудничество. На данный момент в Беларуси реализуется более 20 совместных проектов общей стоимостью $5,5 млрд. Благодаря этому Беларусь становится такой страной в регионе, в которой с участием Китая осуществили наибольшее количество крупных проектов. Расширяется инвестиционно-кредитное и торгово-экономическое сотрудничество. По статистике белорусской стороны, товарооборот в 2014 году между странами достиг более $4 млрд, что по сравнению с предыдущим показателем больше на 27%.

Китайская сторона неизменно и с учетом долгосрочной перспективы намерена уделять особое внимание китайско-белорусским отношениям. Обе страны используют уникальные территориальные преимущества для расширения сотрудничества. Принимая Беларусь в качестве важного участника строительства Экономического пояса Шелкового пути, китайская сторона готова состыковать замысел пояса с белорусской стратегией национального развития, углубить взаимовыгодное сотрудничество.

Море становится мощным благодаря удержанию воды из тысяч рек. Смотря на будущее по новой трассе Экономического пояса Шелкового пути, пользуясь попутным ветром и волнами, корабль делового сотрудничества наших стран с опорой на "Великий камень" отправляется в дальнее плавание на парусах взаимной выгоды и совместного выигрыша.

Алина ГРИШКЕВИЧ

Топ-новости
Свежие новости Беларуси