Леонид Зенкевич
Начальник управления развития автомобильных дорог главного управления автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь
День автомобилиста и дорожника отмечают сегодня в Беларуси. Как в республике развивается дорожная инфраструктура, какие новые объекты придорожного сервиса построены в последние годы, в чем преимущества цементобетонного покрытия в интервью БЕЛТА рассказал начальник управления развития автомобильных дорог главного управления автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций Леонид Зенкевич.
- Реализация госпрограммы в 2021-2023 годах признана эффективной, цифры свидетельствуют о достижении основных целевых показателей. Наблюдается ощутимое увеличение объемов финансирования и, соответственно, объемов работ по ремонту и реконструкции. Так, в 2023 году отремонтировано более 3 тыс. км дорог республиканского и местного значения - в полтора раза больше, чем в 2022 году, а также 107 мостов. План на 2024 год - ремонт более 5 тыс. км (рост также в полтора раза) и восстановление 117 мостовых сооружений. На 2025 год набранный темп по объемам модернизации дорожной инфраструктуры сохранится. Проектом бюджета предусмотрено финансирование на уровне нынешнего года.
- Расскажите о наиболее значимых проектах, которые реализованы в отрасли за последние годы. На что будут направлены усилия в дальнейшем?
- В числе основных объектов реконструкции 2021-2024 годов - обход Плещениц на автомобильной дороге М3, участок автодороги Р53 Слобода - Новосады до Смолевичей, мост через реку Западная Двина на подъезде к Новополоцку, объездная дорога у городского поселка Мир. Введены в эксплуатацию юго-западный обход Могилева с мостом через Днепр, участок автомобильной дороги Р53 от Смолевичей до Жодино. Завершаются работы на участке М3 от Логойска до Плещениц.
Для устойчивости к высоким нагрузкам, долговечности и отсутствия колеи в ближайшие годы планируется перевести основные выходы из Минска в пределах второй кольцевой автомобильной дороги в автомобильные дороги с цементобетонным покрытием. Это позволит связать столицу устойчивыми транспортными связями с городами-спутниками с допустимой нагрузкой 11,5 т на ось, поддержать экономику предприятий в городах-спутниках, снизив в последующем финансовые затраты на ремонт дорог в Минском регионе. На 2025 год намечено начало работ по капитальному ремонту выхода из Минска в направлении Могилева и Гомеля (участок автодороги М4) с устройством цементобетонного покрытия.
Следует отметить, что сеть автомобильных дорог в Беларуси уже сформирована. Новая программа, так же как и действующая, будет направлена в первую очередь на ее сохранение. Отдельно, как и поручал Президент, будут определены дороги, которые будут иметь цементобетонное покрытие. Особое внимание также уделено переводу дорог с гравийным покрытие от агрогородков к райцентрам в дороги с усовершенствованным покрытием.
- Как себя зарекомендовали цементобетонные дороги?
- Общая протяженность автомобильных дорог республиканского и местного значения приближается к 87 тыс. км. Из них только 1350 км - в цементобетонном исполнении (1,5% от общей протяженности), 47,2 тыс. км, или 55%, - в асфальтобетонном исполнении. Теория и практика убедительно показывают, что в любых климатических условиях, при любой интенсивности и любом составе движения цементобетонное покрытие является наиболее долговечным.
В Беларуси проектируемый срок службы конструкций дорожной одежды с цементобетонным покрытием составляет 20-25 лет, с асфальтобетонным - 8-19 лет. Для цементобетонных покрытий фактический срок службы соответствует этим расчетным цифрам или превышает их. Примером могут служить действующие автомобильные дороги и аэродромы с цементобетонными покрытиями.
В 2021-2025 годах предполагается возвести и реконструировать 135 км республиканских автодорог, из которых 68 км (50%) - с устройством покрытия из цементобетона. В планах на следующую пятилетку - реконструкция порядка 250 км республиканских дорог, в том числе 200 км с использованием цементобетона (80% от всех объемов работ).
Следует отметить, что цементобетонное покрытие в первую очередь применяется при возведении новых дорог и реконструкции существующих - там, где есть возможность сброса движения на время набора прочности цементобетона. При устройстве современных цементобетонных покрытий исключено образование колеи, а также отпадет необходимость введения сезонных ограничений движения грузовых автомобилей.
Вместе с тем укладывать цементобетон на существующих двухполосных автодорогах при невозможности сброса движения нецелесообразно, поскольку создание временных объездов значительно увеличивает стоимость работ. В таких случаях предпочтение отдается асфальтобетону.
Перед началом реконструкции определяется экономическая целесообразность того или иного типа покрытия. При схожих ценовых показателях предпочтение отдается цементобетонному.
- Один из значимых проектов - "Республиканские мосты и реконструкция автодороги М3". Что выполнено и какие мостовые сооружения еще предстоит отремонтировать?
- В рамках кредитного соглашения между Республикой Беларусь и Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), подписанного в декабре 2019 года, планировалось реконструировать 13 дорожных сооружений и автодороги М3 (на участке км 8,6 - км 56). С 1 апреля 2022 года финансирование приостановлено по инициативе ЕБРР. Работы продолжаются за счет средств, выделяемых по Государственной инвестиционной программе. За период 2022-2023 годов введены в эксплуатацию восемь сооружений, в 2024 году - еще три. По итогам года будут введены мосты через Неман на автомобильной дороге М11/Е85 граница Литвы - Лида - Слоним - Бытень и через Сож на Р74 Чериков - Краснополье - Хотимск - граница России.
Реконструкция М3 также выполняется по Государственной инвестиционной программе. В 2023 году начата и в 2024 году завершится реконструкция участка от Логойска до Плещениц, проводится реконструкция трассы на участке км 64 - км 66,7.
- Кроме качества дорожного покрытия для водителей важно и наличие придорожного сервиса. Как развивается эта сфера?
- В настоящее время массовое строительство новых объектов не ведется, поскольку уже имеется достаточное их количество. Инвестиции владельцев направляются прежде всего на модернизацию и ремонт. В условиях снижения доли иностранного транзитного транспорта в общем потоке по республиканским дорогам по-прежнему сохраняются темпы открытия сервисных объектов.
По состоянию на 1 января 2024 года, на автомобильных дорогах общего пользования насчитывалось 426 АЗС, 53 гостиницы, 45 моечных пунктов, 22 мотеля (кемпинга), 501 предприятие торговли, 582 пункта питания, 74 станции технического обслуживания. В 2024 году после реконструкции и строительства введены в эксплуатацию 4 АЗС, 2 АГЗС, несколько пунктов питания и торговли. Продолжаются работы по строительству и реконструкции еще шести АЗС, четырех моек, одного СТО, двух гостиниц и др.
После модернизации и расширений торговых залов в 2024 году открыты пункты торговли (магазины, кафетерии) и питания на 16 АЗС. Построены и введены в эксплуатацию 29 электрических зарядных станций. На некоторых АЗС имеется дополнительный сервис: ЭЗС, мойка, СТО, душ для посетителей, гостиница, детский уголок, стоянка для караванеров, страхование, пункт выдачи интернет-заказов, возможность зарядки мобильных телефонов и др. В частности, на 20 АЗС имеются стоянки для караванеров. На заправочных станциях размещаются рекламно-информационные материалы о туристическом потенциале страны.
Хочу напомнить, что с 1 января 2023 года вступила в силу новая редакция Кодекса о земле. Сохранены льготные условия изъятия и предоставления земельных участков юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям для строительства и обслуживания объектов придорожного сервиса без проведения аукциона, за исключением их строительства на территории Минска, областных центров, Брестского, Витебского, Гомельского, Гродненского, Минского и Могилевского районов.
Кроме того, сняты некоторые ограничения для большего вовлечения в хозяйственный оборот объектов незавершенного строительства для развития придорожного сервиса.
БЕЛТА.-0-